«Утверждаю» Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат» _______________С.Н.Корнилов « _____» ______________ 2018 г | «Согласовано» Заместитель директора ___________________ Е.М.Хаева « _____» ________________2018 г | «Рассмотрено» на м/о Протокол № ____ от_________ Председатель м/о _______________ « _____» ________________ 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Биология
Класс: 5а, 5б, 5в
Учитель: Аверкина Ольга Николаевна
2018 – 2019 учебный год
г.Нижний Новгород
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка........................................................стр. 3 - 4
2. Основное содержание программы....................................стр. 5 - 8
3. Учебный план курса и виды деятельности учащихся....стр. 8 - 10
4. Календарно - тематическое планирование по курсу......стр. 10 - 20
5. Список информационных источников............................стр. 21
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Москва, издательство «Дрофа», 2014 по учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2015.
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для обучающихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно- деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь обучающихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Цели и задачи рабочей программы:
• Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
• Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
• Начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Нормативно- правовая база
Нормативные федеральные документы:
1. Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
2. Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29-37.
3. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования. Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г
4. Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе 4,2012, с 26-30.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Локальные акты образовательного учреждения:
1. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;
2. Положение о рабочей программе учебного курса;
3. Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.
Содержательная часть
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
6. Вычитывать все уровни текстовой информации.
7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс
(34 час, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
1. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
2. Строение клеток кожицы чешуи лука.
3. Определение состава семян пшеницы.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы:
7 работ с гербарием, коллекциями, муляжами.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 часа)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
1. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев ).
2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (8 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания 1 помощи.
Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
1. Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Учебный план курса и виды деятельности учащихся «Биология. Введение в биологию»
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Живой организм: строение и изучение (8 час) | Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук |
Многообразие живых организмов (14 час) | Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении |
Среда обитания живых организмов (4 часа) | Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих видов. Называют природные зоны земли, характеризуют их основные закономерности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред |
Человек на Земле.(8 часов) | Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни. | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют , какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
Резервное время | 2 часа |
Итого | 34 часа |
Календарно - тематическое планирование по курсу.
№ урока | Содержание темы | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Новые понятия |
| Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 час | | | |
1 | Что такое живой организм | Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы | | Основные признаки живого: Обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение |
2 | Наука о живой природе | Показывает рисунки, связанные с природой, Противопоставляет различные науки о природе Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе Осмысливает разнообразие наук о природе | | Естественные науки, астрономия, Физика, химия, геология, география, биология, экология |
3 | Методы изучения природы | Знакомится с методами изучения природы Исследует различные методы изучения природы, Знакомится с оборудованием для научных исследований.. Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; Осмысление методов изучения природы | | Наблюдение, эксперимент, измерение |
4 | Увеличительные приборы. Лаб.р.1. Устройство ручной лупы, светового микроскопа | Знакомится с устройством ручной лупы, светового микроскопа. Изучает основные части лупы и светового микроскопа и как они связаны между собой. Доказывает что с помощью увеличительных приборов можно более подробно изучать строение живых организмов. Сравнивает данные увеличительные приборы. Что общего и в чем их главное отличие. | | Лупа, световой микроскоп |
5 | Живые клетки Лаб.р.2.Строение клеток (готовые микропрепараты) | Знакомится с историей открытия и понятием «клетка» Доказывает, что они живые Изучает различные виды клеток Объясняет причину их отличия Распознает части клетки: органоиды Сравнивает животную и растительную клетки Осознает единство строения клеток Моделирует строение клеток Понимает появление множества клеток из одной | | Главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро |
6 | Химический состав клетки Лаб.р.3.Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов | Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов, Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомится с названиями химических веществ клетки Приводит примеры органических и неорганических веществ Понимает их роль в организме Изучает химический состав семян Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки Осознает сложность строения клеток | | Органические вещества: жиры, белки, углеводы, н.к, неорганические вещества- вода и соли |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. | Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание) Сравнивает питание у разных организмов Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы) Соотносит свой способ питания с другими; Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов. | | Явления физические и химические |
8 | Великие естествоиспытатели | Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии, Запоминает имена ученых и их значение для биологии, Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | | К.Линней, Ч. Дарвин, В.Вернадский |
| Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 час | | | |
1 (9) | Как развивалась жизнь на Земле | Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле Различает древних животных и растений по картинкам Комментирует первичность водных обитателей Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием. Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды. Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов Дает определение Эволюции органического мира Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | | Трилобиты, динихтис, каменноугольный период, стегоцефалы |
2 (10) | Разнообразие живого | Сравнивает представителей царств живой природы Приводит примеры основных представителей царств живой природы Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы Определяет предмет изучения систематики Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики Понимает принцип современной классификации живых организмов | | Царства бактерии, гриб, растения и животные |
3 (11) | Бактерии | Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека | | Микроскопические организмы, обитание, размножение |
4 (12) | Грибы Лаб.р.4. Внешнее строение шляпочных грибов. (работа с коллекцией) | Знакомится с царством Грибов, его особенностями Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты) Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство) Описывает значение основных групп грибов | | Строение шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы |
5 (13) | Растения. Водоросли. | Знакомится с группой низших растений - водоросли Изучает строение водорослей и их особенности. Различные виды водорослей. Классифицирует водоросли по их особенностям внешнего вида и функциям. Распознает виды водорослей по их внешнему виду и характеристикам Объясняет значение различных видов водорослей для природы и в жизни человека Описывает значение основных видов. | | Строение : слоевище, нет корней, стеблей, листьев, цветков Хламидомонады Спирогира. порфира, ламинария |
6 (14) | Мхи. Лаб.р.5. Внешнее строение мхов: Кукушкин лён и Сфагнум.( работа с гербарием) | Знакомится с мхами (появление органов и спор) Сравнивает строение водоросли и мха Понимает причину их отличия (растения суши) Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума | | Тело мхов :лист и стебель. Кукушкин лен и сфагнум |
7 (15) | Папоротники. Лаб.р.6. Строение папоротника. (работа с гербарием) | Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения) Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле Понимает происхождение каменного угля и нефти Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник | | Тело: стебель, листья и корни |
8 (16) | Голосеменные растения. Лаб.р7. Строение хвои и шишек хвойных. (работа с гербарием) | Знакомится с многообразием голосеменных Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. Выясняет отличие споры от семени Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения) Приводит примеры использования голосеменных растений человеком | | Не имеют цветков и плодов. Семена, листья-хвоинки. |
9 (17) | Покрытосеменные (цветковые) растения. Лаб.р.8. Органы цветкового растения.( работа с гербарием) | Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод) Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные). Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания | | Строение: корень, стебель, листья, цветки, семена, плоды, значение. |
10 (18) | Значение растений в природе и жизни человека. | Выстраивает эволюционное направление развития растений Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу) Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…) Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные) | | Культурные, дикорастущие, лекарственные |
11 (19) | Животные. Простейшие Лаб.р.9.Строение клеток .(готовые микропрепараты) | Приводит примеры животных Выделяет особенности представителей царства животных Отличает клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими Отличает Простейших от бактерий Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия) Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения | | Животные из 1 клетки: амеба, инфузория, малярийный плазмодий |
12 (20) | Беспозвоночные: Лаб.р.10. Особенности строения представителей беспозвоночных. (работа с коллекцией) | Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных) Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих Распознает беспозвоночных животных по типам Определяет наиболее распространенный тип | | Медузы, кораллы, черви, моллюски, раки, пауки, насекомые, морские ежи |
13 (21) | Позвоночные | Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания. Распознает позвоночных животных по классам Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный. Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции. Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта. | | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери) |
14 (22) | Значение животных в природе и жизни человека. | Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании различных пород животных Осваивают навыки содержания домашних животных. | | Польза и вред |
| Тема 3.Среда обитания живых организмов – 4 часа | | | |
1 (23) | Три среды обитания. | Знакомится с тремя средами обитания Характеризует условия каждой из них Выявляет приспособления организмов к среде обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания | | Водная, почвенная, наземно-воздушная |
2 (24) | Жизнь на разных материках | Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам Использует карту растений и животных Земли Знает и умеет находить материки планеты на карте. Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков. | | Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида |
3 (25) | Природные зоны Земли | Перечисляет природные зоны Земли Понимает причины их смены Характеризует положение и условия основных природных зон: (тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес) Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | | Тундра, тайга, смешанный лес, пустыни, степи |
4 (26) | Жизнь в морях и океанах | Приводит примеры морских обитателей Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество Осознает роль Мирового океана на планете. | | Сообщества : поверхности воды, толщи воды, донное, кораллового рифа |
| Тема 4. Человек на Земле. 8 часов | | | |
1 (27) | Как человек появился на Земле: Предки человека и человекообразных обезьян; Жизнь наших далеких предков | Получает представление об эволюции человека. Выделяет три вида людей Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца) Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека | | Дриопитек, австралопитек, неандерталец, кроманьонец |
2 (28) | Как человек изменил Землю. Три «Подарка» самому себе | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации | | Загрязнение, радиоактивность, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект |
3 (29) | Жизнь под угрозой Воздействие человека на живую природу. | Называет исчезнувшие виды растений и животных. Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Понимает причины исчезновения видов Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия и свои предложения. | | Тарпан, квагга, морская корова, биологическое разнообразие. |
4 (30) | Не станет ли Земля пустыней? | Называет исчезнувшие виды растений и животных, места с наименьшим растительным покровом. Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Понимает причины исчезновения видов Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия | | опустынивание |
5 (31) | Здоровье человека и безопасность жизни. Лаб.р.11. Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания 1 доврачебной помощи. | Формулирует понятие Здорового образа жизни, ИМТ Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | | ИМТ(индекс массы тела).Здоровый образ жизни, правила безопасности. |
6 (32) | Ядовитые растения и животные. | Запоминает ядовитые растения и животные Выясняет, какие животные опасны для человека? как избежать этой опасности. Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | | Тарантул, каракурт, борщевик, багульник, паслен, ядовитые грибы |
7 (33) | Красная книга Нижегородской области | | Красная книга |
1 (34) | Экскурсии | | Экскурсия по окрестности школы. Первоцветы |
Список информационных источников :
1. Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс Дрофа, 2015 г.
2. Программа основного общего образования. Биология 5-9 классы. Концентрический курс. ,М, Дрофа, 2012 г.Автор программы Н.И.Сонин, И.Б.Захаров.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. 5 класс Дрофа, 2014 г.
1. Алисова Е.А. Тестовый контроль с использованием ИКТ (ЦОР) на уроках биологии / Биология в школе, 3, 2012, с 29 – 36.
2. Арбузова Е.Н. Развитие критического мышления при обучении биологии /Биология в школе, 8,2011, с29-35.
3. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний.— М.: Просвещение, 2009.
4. Глазунова Е.Л. Развитие мыслительных операций на уроках биологии /Биология в школе5,2011, с34-36.
5. Избасарова Р.Ш. Подготовка дидактической игры для урока биологии / Биология в школе, 9, 2012, с 15 – 24.
6. Кулев А.В. Развитие творческого мышления школьников при обучении биологии /Биология в школе, 6, 2012, с 22- 27.
7. Манькова Н.Ю. Активное обучение на уроках биологии/ Биология в школе, 6, 2012, с28 – 35.
8. Машура Е.А. Интерактивные методики обучения на уроках биологии / Биология в школе, 3,2012, с 22 – 28.
9. Оданович М.В. Дидактические средства реализации проблемно-рефлексивной ситуации на уроке / Биология в школе 2, 2012, с 39-40.
10. Серовайская Д.Е. Инновационный подход к преподаванию биологии / Биология в школе, 7, 2012, с 41 – 49.
11. Суматохин С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии / Биология в школе, 6, 2012, с 54 – 60.
12. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии / Биология в школе, 7, 2012, с 15 – 23.
13. Торков С.Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии /Биология в школе, 8, 2012, с 53 – 61.
14. Черкасская Н.Б. Работа со SMART- доской на уроках биологии / Биология в школе, 7, 2012, с31 – 36.
Электронные ресурсы:
1.http://fcior.edu.ru.- коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.
2. http://school-collection.edu.ru- документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики.
3.http://www.zoomax,ru – зоология
4. http://www.priroda.ru- природа, национальный портал
5. http://obi.img.ras.ru –база знаний по биологии человека
21