СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 7класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7класса»


1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на базе основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с примерной программой основного общего (среднего) образования по биологии и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биологии, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт. сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2015 г.

Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение биологии в 7 классе направлено на освоение содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и элементарной практической деятельности.

Цели и задачи : развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование общей и предметной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений; формирование основ экологического мышления, осознание личного влияния на состояние природной среды; освоение базовых знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету; овладение научной биологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование умений объяснять результаты биологических опытов и наблюдений, делать выводы; правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

На изучение курса отводится 2 часа в неделю ( 68 часов в год).


2. Минимум содержания образования по разделам.


Общие сведения о животном мире.

Одноклеточные животные.

Многоклеточные животные.

Кишечнополостные. Рефлекс.

Черви, многообразие червей, паразитические черви.

Моллюски, особенности строения, промысловое значение.

Членистоногие, особенности строения,. Инстинкты.

Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве.


3. Содержание курса.


Введение.

Многообразие животного мира. Общие сведения о животном мире.

Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности., меры предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.

Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы, системы органов.

Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.

Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения паразитическими червями.

Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни человека.

Членистоногие, особенности строения. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики болезней человека и животных., вредители сельскохозяйственных растений. Практическое значение и охрана. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.

Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое значение и охраны.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы млекопитающих. Практическое значение и охрана.

Лабораторные работы:

- Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

- Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением, реакциями на раздражение.

- Изучение внешнего строения членистоногих по коллекциям.

- Изучение и выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

- Изучение и выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

- Изучение и выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

- Изучение и выявление особенностей внешнего строения млекопитающих

- Изучение и выявление особенностей внутреннего строения млекопитающих

Эволюция растений и животных и их охрана.

Этапы эволюции органического мира.

Эволюция растений.

Эволюция животного мира.

Практическая работа:

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе.

Экосистемы. Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Межвидовые отношения.

Агроценозы.


4. Критерии оценивания .


За устный ответ.

"5" ставится, если обучающийся:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.

"4" ставится, если обучающийся:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

"3" ставится, если обучающийся:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

"2" ставится, если обучающийся:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные , письменные и контрольные работы.

«5» ставится, если обучающийся:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

«4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

«3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

«2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

«5» ставится, если обучающийся:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

«4» ставится, если обучающийся:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

«3» ставится, если обучающийся:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

"2" ставится, если обучающийся:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


5. Требования к уровню подготовки обучающихся .


Обучающиеся должны знать/уметь: давать названия простейших и многоклеточных животных, их строение, условия обитания, систематику, значение в природе и жизни человека; черты строения, направления эволюции в строении животных, жизнедеятельность животных, как происходит размножение и развитие животных, какова их продолжительность жизни; доказательства эволюции животного мира, причины эволюции по Ч. Дарвину, ареал, закономерности размещения животных на планете; что такое биоценоз, как влияют факторы среды на биоценоз, что значит понятие «цепь питания», куда направляется поток энергии в биоценозе; историю одомашнивания диких животных, условия для успешного содержания и разведения животных, какие законы охраняют природу, какие территории являются охраняемыми; работать с живыми культурами, готовить микропрепараты, распознавать микроскопических животных, вести наблюдения за животными, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных; выявлять черты сходства и различия внешнего и внутреннего строения животных, распознавать стадии развития животных; анализировать доказательства эволюции, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания;

- определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.



6. Календарно-тематическое планирование.


в году

в разделе

Раздел, тема урока

Часы

Элементы содержания

Д/з

Дата

по плану

Дата

по

факту



1. История развития зоологии и систематика

2





1

1

История развития зоологии. Методы изучения

1

Систематические категории. Описание методов изучения животных.

§ 1, в. стр. 7



2

2

Систематика животных.

1

Отличие животных от растений. Современная систематика животных.

§ 2, в стр. 9





2. Простейшие

2





3

1

1. Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

1

Определять принадлежность организмов к простейшим. Классификация простейших.

§ 3, в. стр.15



4

2

2. Жгутиконосцы, Инфузории. Значение простейших.

1

Определять по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Органоиды передвижения. Значение простейших

§ 4, в. стр.19





3. Кишечнополостные

3





5

1

Тип Губки (классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные). Строение, роль в природе и жизни человека.

1

Усложнение строения тела губок.. Распознавать и описывать строение слоев губок. Доказательства многоклеточности. Значение

§ 5, в. стр. 25



6

2

Тип Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы).

1

Распознавание и описание строения кишечнополостных. Значение термина «кишечнополостные».

§ 6 с. 25-27




7

3

Многообразие к/п, их роль в природе и жизни человека.

1

Распознавание представителей кишечнополостных

§ 6, медузы

и кораллы





3. Черви и Моллюски

7





8

1

Тип Плоские черви (классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные).

1

Особенности строения, связанные с паразитизмом. Роль плоских червей

§ 7, в. и термины на стр.35



9

2

Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение.

1

Особенности строения, симметрия тела. Смена хозяев, гельминтозы. Профилактика заражения.

§ 8, в. стр. 36



10

3

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты. ЛР №1. «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

1

Распознавание и описание представителей типа. Раздельнополые организмы, паразитизм.

§ 9, в. стр. 40



11

4

Классы Олигохеты, Пиявки: многообразие, значение.

1

Многообразие кольчатых червей, их роль в природе и в жизни человека. 4.6.

§10 в. стр. 44



12

5

Тип Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие): общая характеристика

1

Распознавание и описание представителей типа. Особенности строения, приспособленность к среде обитания и образу жизни.

§ 11, в. стр. 48



13

6

Многообразие и значение моллюсков.

1

Роль в природе и в жизни человека.

§12, в. стр. 52



14

7

Тип Иглокожие (классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры).

1

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Роль в природе и жизни чел

§ 13, в. стр. 56





4. Членистоногие

9





15

1

Тип Членистоногие: общая характеристика, многообразие, роль в природе.

1

Внешний скелет, отделы тела. Приспособленность к среде обитания и образу жизни.

§ 14

(с. 56-58)



16

2

Класс Ракообразные: общая характеристика, многообразие, значение. ЛР №2 «Знакомство с многообразием ракообразных».

1

Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их биологическая роль, значение в жизни человека.

§ 14

(с. 58-60),

сообщения



17

3

Класс Паукообразные: общая характеристика, многообразие, значение.

1

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их биологическая роль, значение в жизни человека.

§ 14

(с. 60-62),

сообщения



18

4

Класс Насекомые: общая характеристика и значение. ЛР №3 «Изучение представителей отряда насекомых».

1

Приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

§ 15, в. стр. 65



19

5

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки.

1

Особенности строения и образа жизни. Приспособленность к среде обитания. Роль в природе и жизни человека. Методы борьбы с вредными насекомыми.

§ 16, в. стр. 70



20

6

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

Особенности строения и образа жизни. Приспособленность к среде обитания. Роль в природе и жизни человека. Методы борьбы с вредными насекомыми.

§ 17, в. стр. 77



21

7

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые.

1

Особенности строения и образа жизни. Приспособленность к среде обитания. Роль в природе и жизни человека.

§ 18, в. стр. 84



22

8

Отряды насекомых: Перепончатокрылые. Муравьи, пчелы.

1

Особенности строения и образа жизни. Приспособленность к среде обитания. Роль в природе и жизни человека.

§ 19, в стр. 91



23

9

Обобщение по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

1

Особенности строения, среды обитания и образа жизни изученных представителей беспозвоночных. Охраняемы насекомые .

Термины





5. Ходовые. Рыбы.

4





24

1

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

1

Классификация хордовых. Особенности строения и образа жизни ланцетника. .

§ 20, в. стр. 96



25

2

Классы рыб: Хрящевые, Костные. ЛР №4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

1

Особенности строения рыб и передвижения в водной среде. Органы чувств, обеспечивающие их ориентацию.

§ 21, в. стр. 102




26

3

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

1

Особенности строения, среды обитания и образа жизни. Родство хрящевых рыб с ланцетниками.

§ 22, в. стр. 106



27

4

Класс Костные рыбы.

1

Особенности строения, приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 23, в. стр. 115,

сообщения





6. Амфибии и Рептилии

4





28

1

Класс Амфибии. Отряды: Безногие,

Хвостатые, Бесхвостые.

1

Особенности строения и образа жизни. Приспособленность к среде обитания. Роль в природе и жизни человека. 4.7.

§ 24 (стр. 115-117), в. стр. 121



29

2

Многообразие и значение земноводных.

1

Приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 24

(стр. 117-121), сообщения



30

3

Класс Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

1

Особенности строения, приспособления к среде обитания. Биологическая роль. .

§ 25, в. стр. 128



31

4

Отряды: Черепахи и Крокодилы.

1

Приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 26, в. стр. 133





Птицы и Млекопитающие

10





32

1

Класс Птицы. Общая характеристика класса. ЛР №5. Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

1

Особенности строения, среда обитания, приспособления к полету. Происхождение птиц.

§ 27, в. стр. 138



33

2

Отряды Птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

Принадлежность птиц к отрядам. Приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 28, в. стр. 145

сообщения



34

3

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

1

Принадлежность птиц к отрядам. Приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 29, в. стр. 151

сообщения



35

4

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

1

Принадлежность птиц к отрядам. Приспособления к среде обитания, образ жизни. Роль в природе и жизни человека.

§ 30, в. стр. 157

сообщения



36

5

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые.

1

Признаки класса. Особенности строения, приспособленность к среде обитания, роль в природе и жизни человека.

§ 31

(стр.157-160), сообщения



37

6

Отряды Млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные.

1

Признаки отряда. Особенности строения, приспособленность к среде обитания, роль в природе и жизни человека.

§ 31 (стр.160-163), § 32,

сообщения



38

7

Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

1

Признаки отряда. Особенности строения, приспособленность к среде обитания, роль в природе и жизни человека.

§ 33, в. стр. 177

сообщения



39

8

Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

1

Признаки отряда. Особенности строения, приспособленность к среде обитания, роль в природе и жизни человека.

§ 34, в. стр. 183

сообщения



40

9

Отряд Млекопитающих: Приматы.

1

Признаки отряда. Особенности строения, признаки сходства с человеком. Роль в природе и жизни человека.

§ 35, в. стр. 187

сообщения



41

10

Многообразие Млекопитающих. Роль в природе и жизни человека.

1

Классификация, особенности строения и значение разных представителей хордовых.

Термины





7. Особенности систем органов

11





42

1

Покровы тела. ЛР №6. Изучение особенностей различных покровов тела.

1

Строение и функции покровов тела млекопитающих.

§ 36, в. стр. 193



43

2

Опорно-двигательная система.

1

Суставы - природные рычаги. Функции ОДС, типы скелетов. Усложнения в строении скелета млекопитающих.

§ 37, в. стр. 199



44

3

Способы передвижения животных. Полости тела.

1

Первичная и вторичная полости тела. Движение - результат сокращения мышц. Приспособления к передвижению.

§ 38, в. стр. 203



45

4

Органы дыхания и газообмен.

1

Способы дыхания, всасывающий, или нагнетающий типы.

§ 39, в. стр. 208



46

5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

Типы питания, строение органов пищеварения. Взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций.

§ 40, в. стр. 214



47

6

Кровеносная система. Кровь.

1

Строение и функции кровеносной системы

§ 41, в. стр. 219



48

7

Органы выделения.

1

Строение и функции органов выделения, усложнение их в процессе эволюции.

§ 42, в. стр. 223



49

8

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

1

Строение и функции нервной системы, усложнение ее в процессе эволюции, связь с особенностями поведения.

§ 43, в. стр. 229



50

9

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

1

Строение и функции органов чувств у разных групп организмов, усложнение их в процессе эволюции.

§ 44, в. стр. 235



51

10

Продление рода. Органы размножения.

1

Строение и функции органов размножения. Примеры животных с различным типом размножения.

§ 45, в. стр. 238



52

11

Обобщение по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

Особенности строения различных систем органов, взаимосвязь строения и функций.






8.Эволюция животных

16





53

1

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

Внешнее и внутреннее оплодотворение. Приспособления процесса размножения к среде обитания.

§ 46, в. стр. 242



54

2

Развитие животных с превращением и без превращения. ЛР №7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

1

Развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

§ 47, в. стр. 246



55

3

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

Ритмические изменения в жизнедеятельности животных: годовые, сезонные и суточные ритмы. Анабиоз.

§ 48, в. стр. 248



56

4

Доказательства эволюции животных.

1

Определение термина эволюция. Доказательства эволюции, факторы эволюции.

§ 49, в. стр. 256



57

5

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

Доказательства эволюции животного мира, примеры действия факторов эволюции.

§ 50, в. стр. 258



58

6

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

Основные этапы развития животного мира на Земле. Роль изменений условий среды в эволюции животных.

§ 51, в. стр. 261



59

7

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1

Условия существования и жизнедеятельности животных. Причины миграций. Примеры мигрирующих животных.

§ 52, в. стр. 266



60

8

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

Определение и примеры биоценозов. Примеры влияния среды обитания на животных. Потоки энергии на вещественном и организменном уровне.

§ 53, 54, в. стр. 272, 274



61

9

Цепи питания. Поток энергии.

1

Определение понятий цепь питания, пищевые связи. Примеры цепей питания.

§ 55, в. стр. 277



62

10

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

Формирование планеты, потоки вещества и энергии. Связь компонентов биоценоза.

§ 56, в. стр. 282



63

11

Обобщение по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

1

Условия существования и жизнедеятельности животных. Влияния среды на биоценоз.

Термины



64

12

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

Антропогенный фактор, воздействие человека на окружающую среду.

§ 57, в. стр. 286



65

13

.Одомашнивание животных.

1

Этапы приручения животных, их роль в жизни человека.

§ 58, в. стр. 290



66

14

Законы России об охране животного мира.

1

Примеры редких и охраняемых животных. Меры по охране животных. Красная книга.

§ 59, в. стр. 292



67

15

Охрана и рациональное использование животного мира.

1

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

§ 60, в. стр. 295



68

16

Обобщение по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

1

Взаимодействие человека и животных на планете, охрана окружающей среды

Индивидуальные задания

на лето



7. Контрольно - измерительные и дидактические материалы.


1 вариант

А. Выберите все правильные ответы.

1. Внешнее и внутреннее строение животных изучает наука

а) физиология б) эмбриология в) анатомия г) палеонтология

2. Коровы относятся к группе животных

а) диких б) домашних в) промысловых г) паразитических

3. Наземно-воздушную среду обитания освоили

а) птицы б) рыбы в) паразитические черви г) кроты

4. Дельфины обитают в среде

а) организменной б) наземно-воздушной в) водной г) почвенной

5. Животные, обитающие на одной территории и питающиеся одинаковой пищей, вступают в отношения :

а) паразитизма б) конкуренции в) симбиоза г) квартирантства

6. Животные, как и другие организмы

а) имеют клеточное строение б) питаются и размножаются

в) активно передвигаются г) дышат и развиваются

7. Хищные животные в биоценозе

а) консументы б) редуценты в) продуценты

8. Цели работы систематики

а) изучение строения организма б) изучение взаимоотношения организмов

в) классификация организмов г) изучение взаимодействия организмов и среды

В. Установите соответствие

9. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группы животных Представители

а) хищники 1) сокол 2) плотва 3) голубь 4) щука 5) волк 6) заяц

б) жертвы 7) тигр 8) антилопа 9) стрекоза 10) комар

С. Постройте диаграммы

10. Постройте диаграммы численности птиц и млекопитающих. Какая группа отличается большим разнообразием и во сколько раз? Количество видов птиц – 8600, видов млекопитающих - 4000. Чем это можно объяснить?


2 вариант


А. выберите все правильные ответы

1. Классификацию животных изучает наука

а) физиология б) систематика в) анатомия г) экология

2. Кабаны относятся к группе животных

а) диких б) домашних в) промысловых г) паразитических

3. Почвенную среду обитания освоили

а) дождевые черви б) лоси в) кроты г) рыбы

4. Соловьи обитают в среде

а) организменной б) наземно-воздушной в) водной г) почвенной

5. Взаимовыгодные отношения организмов

а) конкуренция б) квартирантство в) симбиоз г) паразитизм

6. Животные, в отличие от других организмов

а) питаются и размножаются б) имеют клеточное строение

в) активно передвигаются г) дышат и развиваются

7. Растения в биоценозе являются

а) продуцентами б) консументами в) редуцентами

8. Популяция – группа организмов

а) рода б) вида в) нескольких видов г) класса

В. Установите соответствие

9. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группы животных Представители

а) паразиты 1) плоские черви 2) клещи 3) люди 4) клопы 5) лоси

б) хозяева 6) блохи 7) собаки 8) лисы 9) вши 10) лошади

С. Решите задачу

10. Сравните массу и длину тела самых крупных животных: слона и кита. Масса слона 5 тонн, длина тела 3,5 метра, масса кита 150 тонн, длина тела 33 метра. Во сколько раз показатели параметров тела кита превышают соответствующие показатели параметров тела слона? Чем это можно объяснить?


8. Информационно - методическое обеспечение.


1. Биология: справочник. Баканова Е.М., Евсеев И.С., Чупрова А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

2. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2009

3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. – М.: Глобус, 2010

4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М. : Дрофа, 2011

5. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 20095.

6. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011

7. А. И. Никишов Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

8. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. Биология. 6-9 классы. Программа основного общего образования по биологии. – М.: Дрофа, 2009

9. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 класс» – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

10. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (основное общее образование). / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.

11. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. Степанчук Н.А. – Волгоград: Учитель, 2010

12. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004

1. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.:«Специальная Литература», 1996

2. Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003

3. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999

4. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001

5. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999

Internet – ресурсы:

1. Банк передового преподавательского опыта – биология.

http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio

2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm

3. Биология ©2000 «Обучающие энциклопедии»

http://www.informika.ru/text/database/biology/

4. Биология. Красочный сайт для детей, содержащий веселые развивающие игры и уроки с анимацией и звуком. http://vkids.km.ru/subjects.asp

5. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

8. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/

9. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/

10. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/

11. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm

12. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/

13. Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/

14. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

www. km.ru/education

15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

16. Школьный мир: Биология http://school.holm.ru/predmet/bio/