СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии для 9 класса.
Рабочая программа
по предмету:
«Биология»
9 класс
Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова; под.ред. И.Н. Пономаревой – 6-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. – 272 с.:
Содержание рабочей программы.
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты изучения курса «Биология 9 класс»
3. Содержание учебного курса «Биология. 9 класс»
4. Календарно-тематическое планирование
5. Приложения к программе
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учетом Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), образовательным планом основного общего образования МБОУНовобатайскойСОШ №9 , на основе авторской рабочей программы по биологии И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе (Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 243, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, 35 (1ч в неделю) в 7 классе, 70 (2 ч в неделю) в 8 классе, 68 (2 ч в неделю) в 9 классе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цели биологического образования в основной школе – обеспечение формирования биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
В соответствии с этим, целью прохождения курса биологии в 9 классе являются создать условия для:
- освоения знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладения умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различным и источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Основными составляющими образовательного процесса в курсе изучения биологии в 9 классе являются: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, метод защиты проектов, экскурсии, конференции, деловая игра, практикумы; уроки контроля; создание презентаций, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения, продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснять мир с точки зрения биологии.
Рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
1) рабочая программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой Биология: 5–9 классы — М.: Вентана-Граф, 2012.
2) учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология: 9 класс — М.: Вентана-Граф, 2016.
3) рабочая тетрадь Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. "Биология. 9 класс". М.: Вентана-Граф, 2016.
4) Биология. Тестовые задания. 9 класс. (ФГОС) Солодова Е.А.
5) методическое пособие Пономарева И.Н. "Биология. 9 класс". ФГОС Биология. 9 класс. М: Вентана-Граф, 2016.
6) программы + CD. 5-11 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. М.: Вентана-Граф, 2015.
7) методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» + CD. 5-9 классы. Автор: Громова Л.А. М.: Вентана-Граф, 2015.
Планируемые результаты изучения курса «Биология 9 класс»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».
У обучающихся будут сформированы умения:
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».
Ученик научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и
сервисы;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».
Для базового уровня результатов «ученик научится»:
- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
- характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
- объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
- приводить примеры приспособлений у растений и животных.
- использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
- пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- соблюдать профилактику наследственных болезней;
- использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
- характеризовать основные уровни организации живого;
- понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
- перечислять основные положения клеточной теории;
- характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
- характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
- характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
- уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
- объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
- различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
- пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
- характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
- характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
- характеризовать природу наследственных болезней;
- объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
- характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
- объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;
- характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
- характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
- находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
Для повышенного уровня результатов «ученик получит возможность научиться»
-выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного курса «Биология, 9 класс»
(68 часов, 2 часа в неделю.Из них 3 часа - резервное время).
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Контрольная работа №1.
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Размножение.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.
Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Контрольная работа №2.
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч)
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.
Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.
Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов».
Контрольная работа №3.
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки
вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Усложнение организмов в процессе эволюции.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Контрольная работа №4
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.Вид — основная систематическая единица. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы.
Роль человека в биосфере.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Контрольная работа №5.
Контрольная работа №6 (итоговая).
Резервное время (3ч)
Практическая часть программы
№ | Тема |
Лабораторные работы | |
1 | «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» |
2 | «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
3 | «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». |
4 | «Изучение изменчивости у организмов». |
5 | «Приспособленность организмов к среде обитания» |
6 | «Оценка качества окружающей среды» |
Календарно-тематическое планирование. Биология 9 класс.
(2 час.в нед..)
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные термины урока (элементы содержания) | Планируемые предметные результаты | Виды контроля | Практичес. часть,ИКТ |
| ||||||||||
| План | факт |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ) | ||||||||||||||||||
1 | 1.09 |
| Биология как наука. | Урок актуализации знаний | Биология — наука о живом мире Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей | Ученик научится: Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
2 | 5.09 |
| Методы биологических исследований.
| Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Обобщение ранее изученного материала. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами | Ученик научится: Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
3 | 8.09 |
| Общие свойства живых организмов.
| Обобщение расширение содержаний ключевых понятий | Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов | Ученик научится: Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
4 | 12.09 |
| Многообразие форм живых организмов. | Комбинированный урок | Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни | Ученик научится: Называть четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять понятие «биосистема». Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
5 | 15.09 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме 1. | Комбинированный урок | Краткое подведение итогов содержания темы 1. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе
| Ученик научится: Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Ученик получит возможность научиться: Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах | Контрольная работа №1 (входная) |
|
| |||||||||
Тема 2 . Закономерности жизни на клеточном уровне (10ч) | ||||||||||||||||||
6 | 19.09 |
| Многообразие клеток.
| Урок-практикум | Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. | Ученик научится: Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы Лабораторная работа № 1 «Многообразие клетокэукариот.
|
| |||||||||
7 | 22.09 |
| Химические вещества в клетке. | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки | Ученик научится: Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
8 | 26.09 |
| Строение клетки. | Обобщение расширение содержаний ключевых понятий | Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями | Ученик научится: Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
9 | 29.09 |
| Органоиды клетки и их функции. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции | Ученик научится: Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
10 | 3.10 |
| Обмен веществ — основа существования клетки. | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования | Ученик научится: Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
11 | 6.10 |
| Биосинтез белка в живой клетке. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков | Ученик научится: Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
12 | 10.10 |
| Биосинтез углеводов — фотосинтез. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение | Ученик научится: Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
13 | 13.10 |
| Обеспечение клеток энергией | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании | Ученик научится: Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
14 | 17.10 |
| Размножение клетки и её жизненный цикл.
| Урок практикум | Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление упрокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. | Ученик научится: Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Давать определение понятия «клеточный цикл». Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
| |||||||||
15 | 20.10
24.10 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме 2 .
Еще раз о закономерностях жизни на клеточном уровне. | Обобщение, си-стематизация и проверка знаний | Краткое подведение итогов содержания темы 2. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе | Ученик научится: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 2. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы. Ученик получит возможность научиться: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы | Контрольная работа №2 по теме 2. | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч) | ||||||||||||||||||
16 | 7.11 |
| Организм — открытая живая система (биосистема) | Актуализации и целеполагания | Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме | Ученик научится: Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
17 | 10.11 |
| Примитивные организмы | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе | Ученик научится: Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
18 | 14.11 |
| Растительный организм и его особенности Многообразие растений и значение в природе | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы от дела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой | Ученик научится: Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений. Называть конкретные примеры споровых растений. Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях. Сравнивать значение семени и споры в жизни растений Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
19 | 17.11 |
| Организмы царства грибов и лишайников. | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение | Ученик научится: Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников. Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы. Называть конкретные примеры грибов и лишайников. Сравнивать строение гриба и лишайника, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
20 | 21.11 |
| Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. | Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий | Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые | Ученик научится: Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые) Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
21 | 24.11 |
| Сравнение свойств организма человека и животных. | Комбинированный урок | Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека | Ученик научится: Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
22 | 28.11 |
| Размножение живых Организмов. | Изучение нового материала и первичного закрепления. | Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений | Ученик научится: Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
23 | 1.12 |
| Индивидуальное развитие организмов | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности пост- эмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения | Ученик научится: Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
24 | 5.12 |
| Образование половых клеток. Мейоз | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе | Ученик научится: Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
25 | 8.12 |
| Изучение механизма наследственности. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.
| Ученик научится: Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
26 | 15.12 |
| Основные закономерности наслед- ственности организмов | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме | Ученик научится: Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов. Давать определения понятий «генотип» и «фенотип» Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
27 | 19.12 |
| Закономерности изменчивости .
| Урок практикум | Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная. | Ученик научится: Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Давать определение понятия «мутаген». Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы .Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» |
| |||||||||
28 | 22.12 |
| Ненаследственная изменчивость
| Урок практикум | Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.
| Ученик научится: Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
|
| |||||||||
29 | 26.12 |
| Основы селекции организмов. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Понятие о селекции. История раз вития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии | Ученик научится: Называть и характеризовать методы селекции. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
30 | 29.12 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме 3. | Урок обобщения, систематизации и проверки знаний | Краткое подведение итогов содержания темы 3. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе | Ученик научится: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 3. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы. Ученик получит возможность научиться: Использовать информационные ресурсы для подготовки проектов и сообщений по материалам темы | Устный, письменный Контр.раб. №3. | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) | ||||||||||||||||||
31 | 9.01.2019 |
| Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | Изучение нового материала и первичного закрепления | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни | Ученик научится: Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
32 | 12.01 |
| Современные представления о возникновении жизни на Земле | Изучение нового материала и первичного закрепления | Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна | Ученик научится: Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
33 | 16.01 |
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
| Обобщение и систематизациязнаний | Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы | Ученик научится: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
34 | 19.01 |
| Этапы развития жизни на Земле | Обобщение, систематизация и проверка знаний | Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни | Ученик научится: Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
35 | 23.01 |
| Идеи развития органического мира в биологии. | Комбинированный урок | Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка | Ученик научится: Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
36 | 26.01 |
| Чарлз Дарвин об эволюции органическо-го мира | Изучение нового материала и первичного закрепления | Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина | Ученик научится: Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
37 | 30.01 |
| Современные представления об эволюции органическо го мира | Изучение нового материала и первичного закрепления | Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции | Ученик научится: Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
38 | 2.02 |
| Вид, его критерии и структура | Изучение нового материала и первичного закрепления | Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида | Ученик научится: Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
39 | 6.02 |
| Процессы образования видов | Изучение нового материала и первичного закрепления | Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое | Ученик научится: Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
40 | 9.02 |
| Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические
| Ученик научится: Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
41 | 13.02 |
| Основные направления эволюции | Изучение нового материала и первичного закрепления | Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов | Ученик научится: Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
42 | 16.02 |
| Примеры эволюционных преобразований живых организмов
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований
| Ученик научится: Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
43 | 20.02 |
| Основные закономерности эволюции
| Урок практикум | Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, адаптации, появление новых видов.
| Ученик научится: Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
| |||||||||
44 | 27.02 |
| Человек — представитель животного мира | Комбинированный урок | Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны | Ученик научится: Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Ученик получит возможность научиться: Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
45 | 2.03 |
| Эволюционное происхождение человека | Изучение нового материала и первичного закрепления | Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека | Ученик научится: Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
46 | 6.03 |
| Ранние этапы эволюции человека | Изучение нового материала и первичного закрепления | Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек | Ученик научится: Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Ученик получит возможность научиться: Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
47 | 9.03 |
| Поздние этапы эволюции человека
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека | Ученик научится: Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факто ров на формирование современного человека Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
48 | 13.03 |
| Человеческие расы, их родство и происхождение. | Комбинированный урок | Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас | Ученик научится: Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
49 | 16.03 |
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | Изучение нового материала и первичного закрепления | Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества | Ученик научится: Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
50 | 20.03 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме. | Урок обобщения, систематизации и проверки знаний | Краткое подведение итогов содержания темы 4. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе | Ученик научится: Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания из учебника. Ученик получит возможность научиться: Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека | Контрольная работа № 4.. | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) |
|
| ||||||||||||||||
51 | 3.04 |
| Условия жизни на Земле. | Изучение нового материала и первичного закрепления | Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные | Ученик научится: Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
52 | 6.04 |
| Общие законы действия факторов среды на организмы.
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм | Ученик научится: Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
53 | 10.04 |
| Приспособленность организмов к действию факторов среды
| Комбинированный урок | Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов | Ученик научится: Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
54 | 13.04 |
| Биотические связи в природе.
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пи щи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей | Ученик научится: Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
55 | 17.04 |
| Популяции.
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность | Ученик научится: Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
56 | 20.04 |
| Функционирование популяций в природе.
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции | Ученик научится: Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
57 | 24.04 |
| Природное сообщество — биогеоценоз
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и по ток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе | Ученик научится: Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
58 | 27.04 |
| Биогеоценозы экосистемы и биосфера
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Экосистемная организация живой при роды. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере | Ученик научится: Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
59 | 4..05 |
| Развитие и смена биогеоценозов
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ | Ученик научится: Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать ролькруговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
60 | 8.05 |
| Многообразие биогеоценозов (экосистем)
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы | Ученик научится: Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
61 | 11.05 |
| Основные законы устойчивости живой природы
| Изучение нового материала и первичного закрепления | Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов | Ученик научится: Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность» Ученик получит возможность научиться: Выдвигать гипотезы Аргументировать свою точку зрения | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
62 | 15.05 |
| Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
| Урок практикум | Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения. | Ученик научится: Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Ученик получит возможность научиться: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Устный, письменный | Презентация по теме урока, интернет-ресурсы |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
63 | 18.05 |
| Обобщение и систематизация знаний по теме 5 (контр.раб. №5)
| Урок обобщения, систематизации и проверки знаний | Краткое подведение итогов содержания темы 5. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе. | Ученик научится: Отвечать на итоговые вопросы по теме 5. Обсуждать проблемные вопросы. Ученик получит возможность научиться: Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов |
|
|
| |||||||||
65 | 22.05 |
| Подведение итогов. | Урок обобщения, систематизации знаний. | Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса биологии 9 класса
| Ученик научится: Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника. Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса |
|
|
| |||||||||
| Всего 65 ч. |
|
|
3 часа резервное время.