СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса.»




Рабочая программа

по предмету:

«Биология»

9 класс




Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова; под.ред. И.Н. Пономаревой – 6-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. – 272 с.:




Содержание рабочей программы.


1. Пояснительная записка


2. Планируемые результаты изучения курса «Биология 9 класс»


3. Содержание учебного курса «Биология. 9 класс»


4. Календарно-тематическое планирование


5. Приложения к программе


Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана с учетом Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), образовательным планом основного общего образования МБОУНовобатайскойСОШ №9 , на основе авторской рабочей программы по биологии И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе (Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 243, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, 35 (1ч в неделю) в 7 классе, 70 (2 ч в неделю) в 8 классе, 68 (2 ч в неделю) в 9 классе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цели биологического образования в основной школе – обеспечение формирования биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

В соответствии с этим, целью прохождения курса биологии в 9 классе являются создать условия для:

- освоения знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладения умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различным и источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Основными составляющими образовательного процесса в курсе изучения биологии в 9 классе являются: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, метод защиты проектов, экскурсии, конференции, деловая игра, практикумы; уроки контроля; создание презентаций, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения, продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли жизни; рассмотрение биологических процессов в развитии; использование биологических знаний в быту; объяснять мир с точки зрения биологии.

Рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

1) рабочая программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой Биология: 5–9 классы — М.: Вентана-Граф, 2012.

2) учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология: 9 класс — М.: Вентана-Граф, 2016.

3) рабочая тетрадь Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. "Биология. 9 класс". М.: Вентана-Граф, 2016.

4) Биология. Тестовые задания. 9 класс. (ФГОС) Солодова Е.А.

5) методическое пособие Пономарева И.Н. "Биология. 9 класс". ФГОС Биология. 9 класс. М: Вентана-Граф, 2016.

6) программы + CD. 5-11 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. М.: Вентана-Граф, 2015.

7) методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» + CD. 5-9 классы. Автор: Громова Л.А. М.: Вентана-Граф, 2015.


Планируемые результаты изучения курса «Биология 9 класс»


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

У обучающихся будут сформированы умения:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для

разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и

сервисы;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты изучения предмета «Биология 9 класс».

Для базового уровня результатов «ученик научится»:

- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

- характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

- объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

- приводить примеры приспособлений у растений и животных.

- использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

- пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- соблюдать профилактику наследственных болезней;

- использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

- характеризовать основные уровни организации живого;

- понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

- перечислять основные положения клеточной теории;

- характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

- характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

- уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

- пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

- характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

- характеризовать природу наследственных болезней;

- объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

- характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

- объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

- характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

- характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

- находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Для повышенного уровня результатов «ученик получит возможность научиться»

-выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



Содержание учебного курса «Биология, 9 класс»

(68 часов, 2 часа в неделю.Из них 3 часа - резервное время).


Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Контрольная работа №1.


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Размножение.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Контрольная работа №2.


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч)

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов.

Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов».

Контрольная работа №3.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки

вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Усложнение организмов в процессе эволюции.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Контрольная работа №4

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.Вид — основная систематическая единица. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы.

Роль человека в биосфере.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Контрольная работа №5.

Контрольная работа №6 (итоговая).

Резервное время (3ч)



Практическая часть программы

Тема

Лабораторные работы

1

«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

4

«Изучение изменчивости у организмов».

5

«Приспособленность организмов к среде обитания»

6

«Оценка качества окружающей среды»



Календарно-тематическое планирование. Биология 9 класс.

(2 час.в нед..)


Дата

Тема урока

Тип урока

Основные термины урока (элементы содержания)

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

Практичес.

часть,ИКТ



План

факт








Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

1

1.09


Биология как наука.

Урок актуализации знаний

Биология — наука о живом мире

Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей

Ученик научится:

Называть и характеризовать различные научные области биологии.

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


2

5.09


Методы биологических исследований.


Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Обобщение ранее изученного материала. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Ученик научится:

Объяснять назначение методов исследования в биологии.

Характеризовать и сравнивать методы между собой.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


3

8.09


Общие свойства живых организмов.


Обобщение расширение содержаний ключевых понятий

Отличительные признаки живого и неживого: химический состав,

клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность,

изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов

Ученик научится:

Называть и характеризовать признаки живых существ.

Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


4

12.09


Многообразие форм живых организмов.

Комбинированный урок

Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Ученик научится:

Называть четыре среды жизни в биосфере.

Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Объяснять понятие «биосистема».

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


5

15.09


Обобщение и систематизация знаний по теме 1.

Комбинированный урок

Краткое подведение итогов содержания темы 1. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе


Ученик научится:

Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике.

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания.

Ученик получит возможность научиться:

Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах

Контрольная работа №1 (входная)



Тема 2 . Закономерности жизни на клеточном уровне (10ч)

6

19.09


Многообразие клеток.


Урок-практикум

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Ученик научится:

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.

Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.

Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани.

Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки

Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Лабораторная работа № 1

«Многообразие клетокэукариот.



7

22.09


Химические вещества в клетке.

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества

клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки

Ученик научится:

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


8

26.09


Строение клетки.

Обобщение расширение содержаний ключевых понятий

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями

Ученик научится:

Различать основные части клетки.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


9

29.09


Органоиды клетки и их функции.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции

Ученик научится:

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.

Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


10

3.10


Обмен веществ — основа существования клетки.

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке.

Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования

Ученик научится:

Определять понятие «обмен веществ».

Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль АТФ

Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


11

6.10


Биосинтез белка в живой клетке.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе

белков

Ученик научится:

Определять понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

Отвечать на итоговые вопросы

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


12

10.10


Биосинтез углеводов — фотосинтез.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение

Ученик научится:

Определять понятие «фотосинтез».

Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


13

13.10


Обеспечение клеток энергией

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки

энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании

Ученик научится:

Определять понятие «клеточное дыхание».

Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


14

17.10


Размножение клетки и её жизненный цикл.

 


Урок практикум

Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление упрокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Ученик научится:

Характеризовать значение размножения клетки.

Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения.

Давать определение понятия «митоз».

Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.

Давать определение понятия «клеточный цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.

Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам.

Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»


15

20.10






















24.10


Обобщение и систематизация знаний по теме 2 .











Еще раз о закономерностях жизни на клеточном уровне.

Обобщение, си-стематизация и проверка знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 2. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе

Ученик научится:

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 2.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы

Контрольная работа №2 по теме 2.

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (15 ч)

16

7.11


Организм — открытая живая система (биосистема)

Актуализации и целеполагания

Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция

процессов в биосистеме

Ученик научится:

Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме.

Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт

веществ, связи с внешней средой.

Объяснять целостность и открытость биосистемы.

Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


17

10.11


Примитивные организмы

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Разнообразие форм организмов:

одноклеточные, многоклеточные и

неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение

бактерий и вирусов в природе

Ученик научится:

Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.

Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов.

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


18

14.11


Растительный организм и его особенности Многообразие растений и значение в природе

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое.

Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений:

голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы от дела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение

семени в сравнении со спорой

Ученик научится:

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки.

Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека.

Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе.

Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений.

Называть конкретные примеры споровых растений.

Выделять и обобщать особенности строения семенных растений.

Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях.

Сравнивать значение семени и споры в жизни растений

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


19

17.11


Организмы царства грибов и лишайников.

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы;

их многообразие и значение

Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы.

Называть конкретные примеры грибов и лишайников.

Сравнивать строение гриба и лишайника, делать выводы.

Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека.

Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


20

21.11


Животный организм и его особенности. Разнообразие животных.

Обобщение и расширение содержаний ключевых понятий

Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота

о потомстве, постройка жилищ

(гнёзд, нор). Деление животных по

способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов

беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые

Ученик научится:

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Наблюдать и описывать поведение животных.

Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных.

Объяснять роль различных животных в жизни человека.

Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий

и постройки жилищ животными Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации).

Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека.

Объяснять роль различных животных в жизни человека.

Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые)

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


21

24.11


Сравнение свойств организма человека и животных.

Комбинированный урок

Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная,

дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные

свойства человека

Ученик научится:

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


22

28.11


Размножение живых

Организмов.

Изучение нового материала и первичного закрепления.

Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений

Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира.

Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника.

Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных.

Раскрывать биологическое преимущество полового размножения

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


23

1.12


Индивидуальное развитие организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие об онтогенезе. Периоды

онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности пост-

эмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Ученик научится:

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.

Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением.

Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


24

5.12


Образование половых клеток. Мейоз

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе

Ученик научится:

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Давать определение понятия «мейоз».

Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза.

Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».

Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


25

8.12


Изучение механизма наследственности.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов.

Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.


Ученик научится:

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


26

15.12


Основные закономерности наслед-

ственности организмов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её

проявление в организме

Ученик научится:

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости.

Давать определение понятия «ген».

Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов.

Давать определения понятий «генотип» и «фенотип»

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


27

19.12


Закономерности изменчивости .


Урок практикум

Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная

и ненаследственная изменчивость.

Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная,

комбинативная.

Ученик научится:

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Давать определение понятия «мутаген».

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости.

Обобщать информацию и формулировать выводы.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

.Лабораторная работа № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»


28

22.12


Ненаследственная изменчивость


Урок практикум

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной

изменчивости у растений и животных.


Ученик научится:

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать

выводы.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков.

Обобщать информацию и формулировать выводы.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабор. оборудованием

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчивости у организмов»



29

26.12


Основы селекции организмов.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Понятие о селекции. История раз вития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие

о биотехнологии

Ученик научится:

Называть и характеризовать методы селекции.

Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


30

29.12


Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 3. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск

дополнительной информации в электронном ресурсе

Ученик научится:

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 3.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике.

Отвечать на итоговые вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

Использовать информационные ресурсы для подготовки проектов и сообщений по материалам темы

Устный, письменный

Контр.раб. №3.

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

31

9.01.2019


Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Изучение нового материала и первичного закрепления

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни

Ученик научится:

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


32

12.01


Современные представления о возникновении жизни на Земле

Изучение нового материала и первичного закрепления

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна

Ученик научится:

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


33

16.01


Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.


Обобщение и систематизациязнаний

Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы

Ученик научится:

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов.

Отмечать изменения условий существования жизни на Земле.

Аргументировать процесс возникновения биосферы.

Объяснять роль биологического круговорота веществ

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


34

19.01


Этапы развития жизни на Земле

Обобщение, систематизация и проверка знаний

Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни

Ученик научится:

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов.

Различать эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


35

23.01


Идеи развития органического мира в биологии.

Комбинированный урок

Возникновение идей об эволюции

живого мира. Теория эволюции

Ж.-Б. Ламарка

Ученик научится:

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.

Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


36

26.01


Чарлз Дарвин об эволюции органическо-го мира

Изучение нового материала и первичного закрепления

Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и

естественный отбор. Результаты

эволюции. Значение работ Ч. Дарвина

Ученик научится:

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции.

Называть и объяснять результаты эволюции.

Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


37

30.01


Современные представления об эволюции органическо го мира

Изучение нового материала и первичного закрепления

Популяция как единица эволюции.

Важнейшие понятия современной

теории эволюции

Ученик научится:

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


38

2.02


Вид, его критерии и структура

Изучение нового материала и первичного закрепления

Вид — основная систематическая

единица. Признаки вида как его

критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида

Ученик научится:

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида.

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


39

6.02


Процессы образования видов

Изучение нового материала и первичного закрепления

Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования:

географическое и биологическое

Ученик научится:

Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирования новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


40

9.02


Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:

палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические


Ученик научится:

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.

Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


41

13.02


Основные направления эволюции

Изучение нового материала и первичного закрепления

Прогресс и регресс в живом мире.

Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

Ученик научится:

Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.

Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


42

16.02


Примеры эволюционных преобразований живых организмов


Изучение нового материала и первичного закрепления

Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований


Ученик научится:

Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.

Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений.

Сравнивать типы размножения у растительных организмов.

Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


43

20.02


Основные закономерности эволюции


Урок практикум

Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, адаптации, появление новых видов.


Ученик научится:

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.

Записывать выводы и наблюдения в таблицах.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов

к среде обитания»


44

27.02


Человек — представитель животного мира

Комбинированный урок

Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны

Ученик научится:

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид.

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

Ученик получит возможность научиться:

Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


45

2.03


Эволюционное происхождение человека

Изучение нового материала и первичного закрепления

Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека

Ученик научится:

Характеризовать основные особенности организма человека.

Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


46

6.03


Ранние этапы эволюции человека

Изучение нового материала и первичного закрепления

Ранние предки человека. Переход

к прямохождению — выдающийся

этап эволюции человека. Стадии

антропогенеза: предшественники,

человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек

Ученик научится:

Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Ученик получит возможность научиться:

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних

предках человека

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


47

9.03


Поздние этапы эволюции человека


Изучение нового материала и первичного закрепления

Ранние неоантропы — кроманьонцы.

Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека

Ученик научится:

Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа.

Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.

Обосновывать влияние социальных факто ров на формирование современного человека

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


48

13.03


Человеческие расы, их родство и происхождение.

Комбинированный урок

Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас

Ученик научится:

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Выявлять причины многообразия рас человека.

Характеризовать родство рас на конкретных примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


49

16.03


Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Изучение нового материала и первичного закрепления

Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача

человечества

Ученик научится:

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природе

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


50

20.03


Обобщение и систематизация знаний по теме.

Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 4. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск

дополнительной информации в электронном ресурсе

Ученик научится:

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.

Выполнять итоговые задания из учебника.

Ученик получит возможность научиться:

Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека

Контрольная работа № 4..

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)



51

3.04


Условия жизни на Земле.

Изучение нового материала и первичного закрепления

Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия

жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные

Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.

Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни.

Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.

Распознавать и характеризовать экологические факторы среды

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


52

6.04


Общие законы действия факторов среды на организмы.


Изучение нового материала и первичного закрепления

Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм

Ученик научится:

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Называть примеры факторов среды.

Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Выделять экологические группы организмов.

Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


53

10.04


Приспособленность организмов к действию факторов среды


Комбинированный урок

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов

Ученик научится:

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.

Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций.

Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


54

13.04


Биотические связи в природе.


Изучение нового материала и первичного закрепления

Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пи щи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей

Ученик научится:

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Объяснять многообразие трофических связей.

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры.

Объяснять значение биотических связей

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


55

17.04


Популяции.


Изучение нового материала и первичного закрепления

Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной

структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность

Ученик научится:

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.

Объяснять территориальное поведение особей популяции.

Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


56

20.04


Функционирование популяций в природе.


Изучение нового материала и первичного закрепления

Демографические характеристики

популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция

численности популяции

Ученик научится:

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.

Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.

Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы.

Анализировать содержание рисунков учебника

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


57

24.04


Природное сообщество — биогеоценоз


Изучение нового материала и первичного закрепления

Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и по ток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе

Ученик научится:

Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп».

Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».

Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


58

27.04


Биогеоценозы экосистемы и биосфера


Изучение нового материала и первичного закрепления

Экосистемная организация живой

при роды. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот

веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере

Ученик научится:

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза.

Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


59

4..05


Развитие и смена биогеоценозов


Изучение нового материала и первичного закрепления

Саморазвитие биогеоценозов и их

смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение

знаний о смене природных сообществ

Ученик научится:

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Обосновывать ролькруговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


60

8.05


Многообразие биогеоценозов

(экосистем)


Изучение нового материала и первичного закрепления

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем.

Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем.

Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


61

11.05


Основные законы устойчивости живой природы


Изучение нового материала и первичного закрепления

Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность

их видов, круговорот веществ

и поток энергии, цикличность процессов

Ученик научится:

Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем.

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность»

Ученик получит возможность научиться:

Выдвигать гипотезы

Аргументировать свою точку зрения

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы


62

15.05


Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы


Урок практикум

Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека

к природе в истории человечества.

Проблемы биосферы: истощение

природных ресурсов, загрязнение,

сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое

образование населения.

Ученик научится:

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.

Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия.

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.

Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Устный, письменный

Презентация по теме урока, интернет-ресурсы












63

18.05


Обобщение и систематизация знаний по теме 5 (контр.раб. №5)


Урок обобщения, систематизации и проверки знаний

Краткое подведение итогов содержания темы 5. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике. Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе.

Ученик научится:

Отвечать на итоговые вопросы по теме 5.

Обсуждать проблемные вопросы.

Ученик получит возможность научиться:

Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению

редких и исчезающих видов




65

22.05


Подведение итогов.

Урок обобщения, систематизации знаний.

Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся

по усвоению материалов курса биологии 9 класса


Ученик научится:

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника.

Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса





Всего 65 ч.



3 часа резервное время.