ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по биологии;
-Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа 2009),
- авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классов под редакцией В.В.Пасечника. М., Просвещение, 2011г
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018 – 2019 учебный год;
- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018 – 2019 учебный год;
- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
-календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018 – 2019 учебный год;
- производственного календаря на 2018 – 2019 годы.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе МБОУ «СОШ №2 г. Льгова».
Представленная рабочая программа составлена согласно концепция В.В.Пасечника «Линия жизни» и обеспечивает достижение планируемых результатов.
Концепция В.В.Пасечника «Линия жизни» предусматривает:
Формирование знаний о живой природе от первоначальных представлений о проявлении основных жизненных свойств до общебиологических понятий через системное изучение организмов.
Системно - деятельностный подход в основе обучения биологии.
Традиционное содержание в современной форме.
Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.
Цель программы:
Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
Задачи программы:
изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
выработка умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекса) по биологии для 9 класса:
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Учебник / Пасечник В. В., Каменский А. А. Криксунов Е. А., Швецов Г. Г. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.
Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В. В., Каменского А. А. Криксунова Е. А., Швецова Г. Г. «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс»/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.
Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016
Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Согласно календарному графику общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018 – 2019 учебный год, производственному календарю на 2018 – 2019 гг., на изучение биологии в 9 классе отводится 68 ч в год.
Рабочая программа не соответствует авторской программе. Несоответствие отражено в таблице: Учебно-тематический план по биологии для 9 класса
№ раздела, темы п/п |
Название раздела, темы | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1 | Введение | 2 | 3 |
2 | Молекулярный уровень | 10 | 10 |
3 | Клеточный уровень | 15 | 16 |
4 | Организменный уровень | 14 | 13 |
5 | Популяционно-видовой уровень | 8 | 8 |
6 | Экосистемный уровень | 6 | 6 |
7 | Биосферный уровень | 13 | 12 |
8 | Итого | 68 | 68 |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
называть
- общие признаки живых организмов;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
характеризовать
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов;
обосновывать
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в
биосфере;
применять знания
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения еѐ результатов;
делать выводы
- о родстве и единстве органического мира;
- о клеточном строении организмов всех царств;
соблюдать правила
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.
Основное содержание учебного курса
Биология. Введение в общую биологию
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрации
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Раздел 2. Клеточный уровень (16 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
Решение биологических задач на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов на примере растений и животных обитающих в Курской области).
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании.
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.
Экскурсии
Биогеоценоз урочища «Березовая роща».
Раздел 6.Биосферный уровень (12 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Оценка качества окружающей среды.
Экскурсии
В краеведческий музей города Льгов «Развитие жизни на земле».
Календарно-тематическое планирование по биологии
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
| I .Введение | 3 | | |
1 | 1. Биология — наука о живой природе | 1 | §1 | 04.09.18 |
2 | 2. Методы исследования в биологии | 1 | §2 | 06.09.18 |
3 | 3. Сущность жизни и свойства живого | 1 | §3 | 11.09.18 |
| II.Молекулярный уровень | 10 | | |
4 | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | §4 | 13.09.18 |
5 | 2. Углеводы | 1 | §5 | 18.09.18 |
6 | 3. Липиды | 1 | §6 | 20.09.18 |
7 | 4. Состав и строение белков | 1 | §7 | 25.09.18 |
8 | 5. Функции белков | 1 | §8 | 27.09.18 |
9 | 6. Нуклеиновые кислоты | 1 | §9 | 02.10.18 |
10 | 7. АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | §10 | 04.10.18 |
11 | 8. Биологические катализаторы Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 1 | §11 | 09.10.18 |
12 | 9. Вирусы | 1 | §12 сообщ | 11.10.18 |
13 | 10.Обощающий урок | 1 | Повторить, т ест | 16.10.18 |
| III. Клеточный уровень | 16 | | |
14 | 1. Клеточный уровень: общая характеристика | 1 | §13 | 18.10.18 |
15 | 2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 | §14 | 23.10.18 |
16 | 3. Ядро – строение, функция | 1 | §15 | 25.10.18 |
17 | 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 | §16 | 06.11.18 |
18 | 5. Митохондрии Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | §17 | 08.11.18 |
19 | 6. Особенности строения клеток эукариот и прокариот | 1 | §18 | 13.11.18 |
20 | 7. Обобщающий урок по теме строение клеток прокариот и эукариот | 1 | §13 - 18 | 15.11.18 |
21 | 8.Метаболизм: ассимиляция, диссимиляция | 1 | §19 | 20.11.18 |
22 | 9. Энергетический обмен в клетке | 1 | §20 | 22.11.18 |
23 | 10. Фотосинтез и хемосинтез | 1 | §21 | 27.11.18 |
24 | 11. Автотрофы и гетеротрофы Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 1 | §22 | 29.11.18 |
25 | 12. Синтез белков в клетке: ген, генетический код | 1 | §23 | 04.12.18 |
26 | 13. Синтез белков в клетке: транскрипция, трансляция | 1 | §23 | 06.12.18 |
27 | 14. Деление клетки. Митоз, редупликация | 1 | §24 | 11.12.18 |
28 | 15. Деление клетки. Митоз, фазы митоза Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений». | 1 | §24, табл | 13.12.18 |
29 | 16. Обобщающий урок по разделу | 1 | Повторить, т ест | 18.12.18 |
| IV. Организменный уровень | 13 | | |
30 | 1. Размножение организмов | | §25 | 20.12.18 |
31 | 2. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 | §26 | 25.12.18 |
32 | 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | §27 | 27.12.18 |
33 | 4. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 | §28 | 10.01.19 |
34 | 5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 1 | §29 | 15.01.19 |
35 | 6.Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 | §30 | 17.01.19 |
36 | 7.Решение задач | 1 | §28, 30 | 22.01.19 |
37 | 8. Генетика пола. | 1 | §31 | 24.01.19 |
38 | 9. Сцепленное с полом наследование. Решение задач. | 1 | §31 | 29.01.19 |
39 | 10. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции Лабораторная работа№4 «Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области». | 1 | §32 | 31.01.19 |
40 | 11. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Виды мутаций | 1 | §33, табл | 05.02.19 |
41 | 12. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 | §34, сообщ | 07.02.19 |
42 | 13. Обобщающий урок-семинар по теме «Селекция» | 1 | Повторить, т ест | 12.02.19 |
| V. Популяционно-видовой уровень | 8 | | |
43 | 1.Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа№5 «Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области». | 1 | §35 | 14.02.19 |
44 | 2. Экологические факторы и условия среды | 1 | §36 | 19.02.19 |
45 | 3. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 | §37 | 21.02.19 |
46 | 4. Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | §38 | 26.02.19 |
47 | 5. Борьба за существование и естественный отбор | 1 | §39 | 28.02.19 |
48 | 6. Видообразование | 1 | §40 | 05.03.19 |
49 | 7. Макроэволюция | 1 | §41 | 07.03.19 |
50 | 8. Обобщающий урок-семинар по разделу | 1 | Повторить, т ест | 12.03.19 |
| VI.Экосистемный уровень | 6 | | |
51 | 1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 1 | §42 | 14.03.19 |
52 | 2. Состав и структура сообщества | 1 | §43 | 19.03.19 |
53 | 3. Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 | §44 | 21.03.19 |
54 | 4. Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | §45 | 02.04.19 |
55 | 5. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 | §46 | 04.04.19 |
56 | 6. Обобщающий урок – экскурсия «Биогеоценоз урочища «Березовая роща» | 1 | Повторить, т ест | 09.04.19 |
| VII. Биосферный уровень | 12 | | |
57 | 1. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 1 | §47 | 11.04.19 |
58 | 2. Круговорот веществ в биосфере | 1 | §48 | 16.04.19 |
59 | 3. Эволюция биосферы | 1 | §49 | 18.04.19 |
60 | 4. Гипотезы возникновения жизни | 1 | §50 | 23.04.19 |
61 | 5. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | §51 | 25.04.19 |
62 | 6. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | §52 | 30.04.19 |
63 | 7. Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | §53 | 07.05.19 |
64 | 8. Обобщающий урок-экскурсия «Развитие жизни на Земле». Экскурсия в краеведческий музей | 1 | сообщ | 14.05.19 |
65 | 9. Урок - семинар: «Антропогенное воздействие на биосферу». Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды». | 1 | §54 сообщ | 16.05.19 |
66 | 10. Урок - семинар: Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | §54 сообщ | 21.05.19 |
67 | 11. Основы рационального природопользования | 1 | §55 сообщ | 23.05.19 |
68 | 12. Обобщающий урок по изученному в 9 классе | 1 | | 25.05.19 |
Лабораторные работы.
№ п\п | Тема | Дата |
1 | Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 09.10.18 |
2 | Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 29.11.18 |
3 | Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений». | 13.12.18 |
4 | Лабораторная работа№4 «Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области». | 31.01.19 |
5 | Лабораторная работа№5 «Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области». | 14.02.19 |
6 | Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды». | 16.05.19 |
|
Тематика проектной деятельности учащихся:
Сущность жизни и свойства живого.
Гипотезы возникновения жизни.
Методы фитоиндикации и их роль в определении экологического состояния воздушной среды.
Определение социально – экологических условий жилого помещения.
Практикоориентированный проект по очищению участка берега реки, парка и т.д.
Составление перечня наиболее опасных факторов загрязнения окружающей среды в городе Льгов.
Клетки убийцы и иммунитет
Лекарство от СПИДа.
Противовирусные вакцины
Биотехнология и получение препаратов для диагностики и лечения различных вирусных заболеваний, в т.ч. и против вируса СПИДа в промышленных масштабах.
Комплексное применение арсенала средств в борьбе с вирусными заболеваниями.
Антигены – вещества белковой природы.