СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе типовой программы по биологии (авторы В.Н. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

УМК - "Биология. Человек. 9 класс" Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательство Москва "Просвещение" Авторы - Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева, 2020 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса с ОВЗ»

3



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско-Шмалакская средняя школа с. Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области




Рассмотрено


Согласовано

Утверждаю:

на заседании МО учителей


Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Татарско-Шмалакской

естественно – математического

цикла

МБОУ Татарско-Шмалакской

средней школы

Протокол №_1_от 24.08.2022г.


средней школы

/ / Акчурина Г.Р.

Руководитель МО


/ / Абузярова Р.Р.

Приказ № 74 от 29.08.2022г.

/ / Мадифурова Р.М.


от 26.08.2022г.


.







Адаптированная рабочая программа

по биологии




Наименование учебного предмета «Биология » Класс 9

Уровень общего образования: основное общее образование Учитель: Мадифурова Рауза Мансуровна Квалификационная категория: высшая

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 класс - всего 66 часов в год; в неделю 2 часа



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе типовой программы по биологии (авторы В.Н. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.

УМК - "Биология. Человек. 9 класс" Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательство Москва "Просвещение" Авторы - Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева, 2020 год.

Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Преподавание биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно

быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой, необходимо развивать наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и с неживой природой, влияние на неё.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

Согласно действующему ФГОС, рабочая программа для 9 класса по VIII виду предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год.

Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с особыми возможностями здоровья (умственной отсталостью) для 9-го класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений

№ 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 №

81);

  1. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015

№ 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);

  1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  3. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

  4. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 г.

  5. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»

  6. Устав МКОУ «Старо-Короткинская ООШ».

  7. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ

«Старо-Короткинская ООШ»

  1. Учебный план МКОУ «Старо-Короткинская ООШ» на 2021-2022 учебный год;


Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;

  2. формирование правильного понимания работы различных систем организма человека;

  3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

  4. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков

интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине. Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:
  1. Формировать элементарные биологические представления.

  2. Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)

  3. Развивать любознательность, научное мировоззрение

  4. Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.

  5. Прививать умение бережно относится к природе родного края.

  6. Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.

  7. Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека.

  8. Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

Планируемый результат: сформированная социально- трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме общества.

В 9 классе, прохождение тем и разделов по часам строго не расписано, что даёт возможность учителю самостоятельно распределить изучение нового материала. Это даёт возможность распределить часы в зависимости от потребностей и возможностей учащихся.



Место учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Биология» включает раздел: «Человек» (9 класс) По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме

человека и охране его здоровья. В учебном плане предусмотрено 66 часов, 2 часа в неделю.


Общая характеристика предмета

В 9 классе учащийся знакомится со строением человека; получает сведения о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности к условиям жизни. В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного

материала, общие особенности, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики. На экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, а не на уход и выращивание сельскохозяйственных

животных. Данные темы будут освещаться обзорно в конце изучения курса. На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:

  1. Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

  2. Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно- звуковые средства обучения и т.д.

  3. Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

Виды и формы контроля: Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная

диагностика проходит в начале обучения биологии, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимся материалом.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил

  1. Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
  • называть строение и расположение основных органов организма человека;

  • овладеть элементарным представлением о функциях основных органов и их систем;

  • определить влияние физических нагрузок на организм;

  • видеть вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • определять основные санитарно-гигиенические правила.

  1. Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

С помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему,

В ыбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять с помощью учителя план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, исправлять ошибки

Учащийся научится называть:
  • основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);

  • особенности строения и жизнедеятельности клетки;

  • особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;

  • биологический смысл разделения функций и органов;

  • как обеспечивается целостность организма;

  • интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;

  • о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);

  • как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;

  • о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;

  • о строении и функциях органов размножения;

  • элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

  • элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека;

о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

  • основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащийся получит возможность:
  • находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;

  • соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

  • пользоваться медицинским термометром;

  • объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

  • готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем

  • влияние физических нагрузок на организм

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм

  • основные санитарно-гигиенические правила

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила

  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.


Критерии и нормы оценки результатов обучения

«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.

«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.

«Оценка ставится при минимальном уровне выполнения требований,

предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Планирование составлено на основе авторской программы по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018 года.

Учебник : Биология. Человек. 9класс авторы - Е. Н. Соломина, Т. В. Швырёва, Москва, изд - во Просвещение, 2020 год..



п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Тема 1. Общий обзор организма человека.

2

3.

Тема 2. Опорно-двигательная система

14

4.

Тема 3. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система

7

5.

Тема 4. Дыхательная система

6

6.

Тема 5. Пищеварительная система

9

7.

Тема 6. Мочевыделительная система

3

8.

Тема 7. Кожа.

6

9.

Тема 8. Нервная система.

6

10.

Тема 9. Органы чувств.

6

11.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

3


Резерв

5


Всего:

68





  1. Введение

Общее знакомство с организмом человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

  1. Общий обзор организма человека

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.

  1. Опорно - двигательная система

Значение опорно - двигательной системы в жизни живых организмов: растений,

животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мыщц человеческого тела. Работа мышц. Практические работы Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц

в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

Наблюдения и практическая работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

  1. Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение

физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного

человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Демонстрация примеров первой

доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение крови. Лабораторная работа № 2. Подсчет частоты пульса 5.Дыхательная система

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит,

туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).

  1. Пищеварительная система

Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).

Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

  1. Мочевыделительная система

Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

  1. Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями.

Гигиенические требования к одежде и обуви.

  1. Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).

  1. Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека.

Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и

полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Демонстрация муляжей глаза и уха.

  1. Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в РФ. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики.

  1. Повторение (Резерв)



Календарно-тематическое планирование 9 класс


п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата


Корре кция

план

факт


Введение.

1 ч.




1.

Введение. Место человека среди млекопитающих.

1





Тема 1. Общий обзор организма человека.

2 ч.




2.

Строение клеток и тканей организма

1




3.

Органы и системы органов человека.

1





Тема 2. Опорно-двигательная система

14 ч.




4.

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

1




5.

Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей»

1




6

Соединение костей

1




7.

Череп

1




8.

Скелет туловища

1




9.

Скелет верхних конечностей

1




10.

Скелет нижних конечностей

1




11.

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

1




12.

Значение и строение мышц.

1




13.

Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление

1




14.

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

1




15.

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании

1




16.

Повторение

1




17.

Проверочная работа по теме «Опорно-двигательная система»

1





Тема 3. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система

7 ч.




18.

Значение крови и кровообращения.

1




19.

Состав крови.

1




20.

Органы кровообращения. Сосуды.

1




21.

Органы кровообращения. Сердце и его работа. Лаб работа

2 Подсчет частоты пульса.

1





22.

Большой и малый круги кровообращения.

1




23.

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1




24.

Повторение

1





Тема 4. Дыхательная система

6 ч.




25.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции

1




26.

Газообмен в лёгких и тканях.

1




27.

Гигиена дыхания.

1




28.

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1




29.

Повторение

1




30.

Проверочная работа по темам «Кровь и кровообращение»,

«Дыхательная система»

1





Тема 5. Пищеварительная система

9 ч.




31.

Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества

1




32.

Витамины.

1




33.

Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы.

1




34.

Изменение пищи в желудке. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

1




35.

Изменение пищи в кишечнике. Печень

1




36.

Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью

1




37.

Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений

1




38.

Пищевые отравления

1




39.

Повторение

1





Тема 6. Мочевыделительная система

3 ч.




40.

Почки – органы выделения.

1




41.

Предупреждение почечных заболеваний.

1




42.

Повторение

1





Тема 7. Кожа.

6 ч.




43.

Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей

1




44.

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями

1




45.

Закаливание организма

1




46.

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении.

1




47.

Повторение

1




48.

Проверочная работа по темам «Пищеварительная система»,

«Мочевыделительная система», «Кожа»

1





Тема 8. Нервная система.

6 ч.




49

Головной и спинной мозг

1





50

Нервы

1




51

Значение нервной системы

1




52

Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение.

1




53

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему

1




54

Повторение

1





Тема 9. Органы чувств.

6 ч.




55

Орган зрения. Гигиена зрения.

1




56

Орган слуха. Гигиена слуха.

1




57

Орган обоняния.

1




58

Орган вкуса

1




59

Повторение

1




60

Проверочная работа по изученному материалу

1





Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

3 ч.




61

Охрана здоровья человека.

1




62

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации

1




63

Повторение изученного

1





Резерв

5




64-

66

Резерв

1





Учебно- техническое обеспечение

п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное

оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл

Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18

Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

2.

Технические и электронные

средства обучения и контроля знаний учащихся

Плакаты:

Ткани

Скелет человека Мышцы

Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа

Зрительный анализатор Слуховой анализатор

Правильная осанка Плоскостопие Муляжи:

Сердце Позвонки

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер

  • Телевизор

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

2























































2