3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско-Шмалакская средняя школа с. Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области
Рассмотрено | | Согласовано | Утверждаю: |
на заседании МО учителей | | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ Татарско-Шмалакской |
естественно – математического | цикла | МБОУ Татарско-Шмалакской | средней школы |
Протокол №_1_от 24.08.2022г. | | средней школы | / / Акчурина Г.Р. |
Руководитель МО | | / / Абузярова Р.Р. | Приказ № 74 от 29.08.2022г. |
/ / Мадифурова Р.М. | | от 26.08.2022г. | |
. | | | |
Адаптированная рабочая программа
по биологии
Наименование учебного предмета «Биология » Класс – 9
Уровень общего образования: основное общее образование Учитель: Мадифурова Рауза Мансуровна Квалификационная категория: высшая
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 9 класс - всего 66 часов в год; в неделю 2 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе типовой программы по биологии (авторы В.Н. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
УМК - "Биология. Человек. 9 класс" Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательство Москва "Просвещение" Авторы - Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева, 2020 год.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Преподавание биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно
быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой, необходимо развивать наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и с неживой природой, влияние на неё.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
Согласно действующему ФГОС, рабочая программа для 9 класса по VIII виду предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год.
Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с особыми возможностями здоровья (умственной отсталостью) для 9-го класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений
№ 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 №
81);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015
№ 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 г.
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
Устав МКОУ «Старо-Короткинская ООШ».
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Старо-Короткинская ООШ»
Учебный план МКОУ «Старо-Короткинская ООШ» на 2021-2022 учебный год;
Основными задачами преподавания биологии являются:
сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
формирование правильного понимания работы различных систем организма человека;
проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков
интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине. Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).
Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:
Формировать элементарные биологические представления.
Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
Развивать любознательность, научное мировоззрение
Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.
Прививать умение бережно относится к природе родного края.
Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.
Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека.
Формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Планируемый результат: сформированная социально- трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме общества.
В 9 классе, прохождение тем и разделов по часам строго не расписано, что даёт возможность учителю самостоятельно распределить изучение нового материала. Это даёт возможность распределить часы в зависимости от потребностей и возможностей учащихся.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Биология» включает раздел: «Человек» (9 класс) По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме
человека и охране его здоровья. В учебном плане предусмотрено 66 часов, 2 часа в неделю.
Общая характеристика предмета
В 9 классе учащийся знакомится со строением человека; получает сведения о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности к условиям жизни. В связи с тем, что учащимся специальной школе не доступен высокий уровень обобщения учебного
материала, общие особенности, их систематика изучаются достаточно поверхностно. Формируются лишь основы систематики. На экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, а не на уход и выращивание сельскохозяйственных
животных. Данные темы будут освещаться обзорно в конце изучения курса. На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:
Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно- звуковые средства обучения и т.д.
Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.
Виды и формы контроля: Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная
диагностика проходит в начале обучения биологии, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения учащимся материалом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдение санитарно-гигиенических правил
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
называть строение и расположение основных органов организма человека;
овладеть элементарным представлением о функциях основных органов и их систем;
определить влияние физических нагрузок на организм;
видеть вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
определять основные санитарно-гигиенические правила.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
С помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему,
В ыбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять с помощью учителя план решения проблемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Работать по самостоятельно составленному плану, исправлять ошибки
Учащийся научится называть:
основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
особенности строения и жизнедеятельности клетки;
особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
биологический смысл разделения функций и органов;
как обеспечивается целостность организма;
интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
о строении и функциях органов размножения;
элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека;
о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащийся получит возможность:
находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
пользоваться медицинским термометром;
объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
названия, строение и расположение основных органов организма человека
элементарное представление о функциях основных органов и их систем
влияние физических нагрузок на организм
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм
основные санитарно-гигиенические правила
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья
соблюдать санитарно-гигиенические правила
оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований,
предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Планирование составлено на основе авторской программы по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018 года.
Учебник : Биология. Человек. 9класс авторы - Е. Н. Соломина, Т. В. Швырёва, Москва, изд - во Просвещение, 2020 год..
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 |
3. | Тема 2. Опорно-двигательная система | 14 |
4. | Тема 3. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система | 7 |
5. | Тема 4. Дыхательная система | 6 |
6. | Тема 5. Пищеварительная система | 9 |
7. | Тема 6. Мочевыделительная система | 3 |
8. | Тема 7. Кожа. | 6 |
9. | Тема 8. Нервная система. | 6 |
10. | Тема 9. Органы чувств. | 6 |
11. | Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 3 |
| Резерв | 5 |
| Всего: | 68 |
Введение
Общее знакомство с организмом человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Общий обзор организма человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека.
Опорно - двигательная система
Значение опорно - двигательной системы в жизни живых организмов: растений,
животных, человека. Значение скелета человека. Состав и строение костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мыщц человеческого тела. Работа мышц. Практические работы Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц
в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Наблюдения и практическая работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Состав крови. Сердце, его строение, работа. Положение сердца в грудной клетке. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение
физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного
человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Демонстрация примеров первой
доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение крови. Лабораторная работа № 2. Подсчет частоты пульса 5.Дыхательная система
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит,
туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Пищеварительная система
Значение пищеварения. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Мочевыделительная система
Органы мочевыделительной системы, их значение (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями.
Гигиенические требования к одежде и обуви.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека.
Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и
полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в РФ. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации. Меры профилактики.
Повторение (Резерв)
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Корре кция |
план | факт |
| Введение. | 1 ч. | | | |
1. | Введение. Место человека среди млекопитающих. | 1 | | | |
| Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 ч. | | | |
2. | Строение клеток и тканей организма | 1 | | | |
3. | Органы и системы органов человека. | 1 | | | |
| Тема 2. Опорно-двигательная система | 14 ч. | | | |
4. | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | 1 | | | |
5. | Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей» | 1 | | | |
6 | Соединение костей | 1 | | | |
7. | Череп | 1 | | | |
8. | Скелет туловища | 1 | | | |
9. | Скелет верхних конечностей | 1 | | | |
10. | Скелет нижних конечностей | 1 | | | |
11. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | | | |
12. | Значение и строение мышц. | 1 | | | |
13. | Основные группы мышц человека. Работа мышц. Физическое утомление | 1 | | | |
14. | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 | | | |
15. | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании | 1 | | | |
16. | Повторение | 1 | | | |
17. | Проверочная работа по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | | | |
| Тема 3. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система | 7 ч. | | | |
18. | Значение крови и кровообращения. | 1 | | | |
19. | Состав крови. | 1 | | | |
20. | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | | | |
21. | Органы кровообращения. Сердце и его работа. Лаб работа №2 Подсчет частоты пульса. | 1 | | | |
22. | Большой и малый круги кровообращения. | 1 | | | |
23. | Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | 1 | | | |
24. | Повторение | 1 | | | |
| Тема 4. Дыхательная система | 6 ч. | | | |
25. | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции | 1 | | | |
26. | Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | | | |
27. | Гигиена дыхания. | 1 | | | |
28. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 | | | |
29. | Повторение | 1 | | | |
30. | Проверочная работа по темам «Кровь и кровообращение», «Дыхательная система» | 1 | | | |
| Тема 5. Пищеварительная система | 9 ч. | | | |
31. | Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества | 1 | | | |
32. | Витамины. | 1 | | | |
33. | Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы. | 1 | | | |
34. | Изменение пищи в желудке. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. | 1 | | | |
35. | Изменение пищи в кишечнике. Печень | 1 | | | |
36. | Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью | 1 | | | |
37. | Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений | 1 | | | |
38. | Пищевые отравления | 1 | | | |
39. | Повторение | 1 | | | |
| Тема 6. Мочевыделительная система | 3 ч. | | | |
40. | Почки – органы выделения. | 1 | | | |
41. | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | | | |
42. | Повторение | 1 | | | |
| Тема 7. Кожа. | 6 ч. | | | |
43. | Кожа и ее роль в жизни человека. Уход за кожей | 1 | | | |
44. | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями | 1 | | | |
45. | Закаливание организма | 1 | | | |
46. | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 | | | |
47. | Повторение | 1 | | | |
48. | Проверочная работа по темам «Пищеварительная система», «Мочевыделительная система», «Кожа» | 1 | | | |
| Тема 8. Нервная система. | 6 ч. | | | |
49 | Головной и спинной мозг | 1 | | | |
50 | Нервы | 1 | | | |
51 | Значение нервной системы | 1 | | | |
52 | Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение. | 1 | | | |
53 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему | 1 | | | |
54 | Повторение | 1 | | | |
| Тема 9. Органы чувств. | 6 ч. | | | |
55 | Орган зрения. Гигиена зрения. | 1 | | | |
56 | Орган слуха. Гигиена слуха. | 1 | | | |
57 | Орган обоняния. | 1 | | | |
58 | Орган вкуса | 1 | | | |
59 | Повторение | 1 | | | |
60 | Проверочная работа по изученному материалу | 1 | | | |
| Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 3 ч. | | | |
61 | Охрана здоровья человека. | 1 | | | |
62 | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации | 1 | | | |
63 | Повторение изученного | 1 | | | |
| Резерв | 5 | | | |
64- 66 | Резерв | 1 | | | |
Учебно- техническое обеспечение
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1. | Учебно- лабораторное оборудование и приборы | Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл | Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18 Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100 Штатив для пробирок |
2. | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Плакаты: Ткани Скелет человека Мышцы Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа Зрительный анализатор Слуховой анализатор | Правильная осанка Плоскостопие Муляжи: Сердце Позвонки Технические средства обучения: Персональный компьютер Телевизор |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. |
2
2