СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса»

МБОУ «Криволесская ОШ»


Рассмотрена и принята педагогическим Советом

Протокол № 1

От 28. 08.2018г.


Утверждена

приказом № 34

от 31.08.2018.

/Л.П.Терехова/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии

предмет

ДЛЯ 9 КЛАССА

класс
























Рабочая программа по биологии разработана на основе закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ «Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2011 год .

Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». Учебник: И. Н.Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова . Биология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2016


  1. Планируемые результаты обучения курса биологии

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


  1. Содержание учебного курса


Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Хромосомы.

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда- источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистемы(конкуренция хищничества, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере,. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Лабораторные и практические работы: 1.Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. 2. Выявление изменчивости у организмов. 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания


Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности.




Тематическое планирование.

9 класс

Тема урока

Кол-во часов

Лабораторные и

практические работы,

экскурсии

Общие закономерности жизни(5ч)


1/1


Биология –как наука.

1


2/2

Методы биологических исследований..

1


3/3

Общие свойства живых организмов.

1



4/4

Многообразие форм жизни.

1


5/5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1



Закономерности жизни на клеточном уровне(10)

1/6

. Многообразие клеток.

1

Л.р. № 1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

2/7.

Химические вещества в клетке.

1


3/8

Строение клетки.

1


4/9

Органоиды клетки и их функции.

1


5/10

Обмен веществ основа существования клетки.

1


6/11

Биосинтез белка в живой клетке.

1


7/12

Биосинтез углеводов-фотосинтез.

1


8/13

Обеспечение клетки энергией.

.1


9/14

Размножение клетки и её жизненный цикл.



1


Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

10/15

Обобщение и систематизация знаний по теме « Закономерности жизни на клеточном уровне»

1




Закономерности жизни на организменном уровне (17ч)

1/16

Организм – открытая живая система (биосистема)

1



2/17

Бактерии и вирусы

1


3/18

Растительный организм и его особенности

1


4/19

Многообразие растений и значение в природе.

1


5/20

Организмы царства грибов и лишайников.

1


6/21

Животный организм и его особенности

1



7/22

Многообразие животных

1


8/23

Сравнение свойств организма человека и животных

1


9/24

Размножение живых организмов.

1


10/25

Индивидуальное развитие организмов.

1


11\26

Образование половых клеток. Мейоз..

1


12/27

Изучение механизма наследственности.

1


13/28

Основные закономерности наследственности организмов.

1


14\29

Закономерности изменчивости

1

Л.р. №3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

15/30

Ненаследственная изменчивость


1

Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов

16/31

Основы селекции растений

1


17/32

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1


Закономерности развития и происхождения жизни на Земле.(20ч)

1/33

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1


2/34

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1


3/35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

.1


4/36

Этапы развития жизни на Земле.

1


5/37

Идеи развития органического мира в биологии

1


6/38

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1


7/39

Современные представления об эволюции ж органического мира

1


8/40

Вид, его критерии и структура

1


9/41

Идея развития органического мира в биологии

1


10/42

Процессы образования видов.


1


11/43

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов к среде обитания.

1


12/44

Основные направления эволюции .

1


13/45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов .

1


14/46

Основные закономерности эволюции.

1

Л.Р.№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

15/47

Человек- представитель животного мира.

1


16\48

Эволюционное происхождение человека.

1


17/49

Ранние этапы эволюции человека..

1


18/50

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1



19/51

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


1


20/52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1


Закономерности взаимоотношений организма и среды (15ч)

1/53

Условия жизни на Земле

1


2/54

Общие законы действия среды на организм

1


3/55

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

1




4/56

Биотические связи в природе..

1


5\57

Взаимосвязи организмов в популяции

1


6/58

Функционирование популяции в природе.

1


7/59

Природное сообщество-биогеоценоз.

1


8/60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1


9/61

Развитие и смена природных сообществ.

1


10/62

Многообразие биогеоценозов(экосистем)

1


11/63

Основные законы устойчивости живой природы.

1


12/64

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы..

1

Л.р. № 6. «Оценка качества окружающей среды».

13/65

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности».

1


14/66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организма и среды»

1



15/67



Итоговый контроль знаний

Курса биологии 9 класса ( промежуточная аттестация)

1