Рабочая программа по биологии разработана на основе закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ «Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2011 год .
Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». Учебник: И. Н.Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова . Биология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2016
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Хромосомы.
Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда- источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистемы(конкуренция хищничества, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере,. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные и практические работы, экскурсии |
Общие закономерности жизни(5ч) |
1/1 | Биология –как наука. | 1 | |
2/2 | Методы биологических исследований.. | 1 | |
3/3 | Общие свойства живых организмов. | 1 | |
4/4 | Многообразие форм жизни. | 1 | |
5/5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 | |
Закономерности жизни на клеточном уровне(10) |
1/6 | . Многообразие клеток. | 1 | Л.р. № 1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». |
2/7. | Химические вещества в клетке. | 1 | |
3/8 | Строение клетки. | 1 | |
4/9 | Органоиды клетки и их функции.
| 1 | |
5/10 | Обмен веществ основа существования клетки. | 1 | |
6/11 | Биосинтез белка в живой клетке. | 1 | |
7/12 | Биосинтез углеводов-фотосинтез. | 1 | |
8/13 | Обеспечение клетки энергией. | .1 | |
9/14 | Размножение клетки и её жизненный цикл. | 1 | Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
10/15 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Закономерности жизни на клеточном уровне» | 1 | |
Закономерности жизни на организменном уровне (17ч) |
1/16 | Организм – открытая живая система (биосистема) | 1 | |
2/17 | Бактерии и вирусы | 1 | |
3/18 | Растительный организм и его особенности | 1 | |
4/19 | Многообразие растений и значение в природе. | 1 | |
5/20 | Организмы царства грибов и лишайников. | 1 | |
6/21 | Животный организм и его особенности | 1 | |
7/22 | Многообразие животных | 1 | |
8/23 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | |
9/24 | Размножение живых организмов. | 1 | |
10/25 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | |
11\26 | Образование половых клеток. Мейоз.. | 1 | |
12/27 | Изучение механизма наследственности. | 1 | |
13/28 | Основные закономерности наследственности организмов. | 1 | |
14\29 | Закономерности изменчивости | 1 | Л.р. №3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. |
15/30 | Ненаследственная изменчивость | 1 | Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов |
16/31 | Основы селекции растений | 1 | |
17/32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 | |
Закономерности развития и происхождения жизни на Земле.(20ч) |
1/33 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | |
2/34 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | |
3/35 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | .1 | |
4/36 | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | |
5/37 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | |
6/38 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | |
7/39 | Современные представления об эволюции ж органического мира | 1 | |
8/40 | Вид, его критерии и структура | 1 | |
9/41 | Идея развития органического мира в биологии | 1 | |
10/42 | Процессы образования видов. | 1 | |
11/43 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов к среде обитания. | 1 | |
12/44 | Основные направления эволюции . | 1 | |
13/45 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов . | 1 | |
14/46 | Основные закономерности эволюции. | 1 | Л.Р.№5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
15/47 | Человек- представитель животного мира. | 1 | |
16\48 | Эволюционное происхождение человека. | 1 | |
17/49 | Ранние этапы эволюции человека.. | 1 | |
18/50 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | |
19/51 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | |
20/52 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 | |
Закономерности взаимоотношений организма и среды (15ч) |
1/53 | Условия жизни на Земле | 1 | |
2/54 | Общие законы действия среды на организм | 1 | |
3/55 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1 | |
4/56 | Биотические связи в природе.. | 1 | |
5\57 | Взаимосвязи организмов в популяции | 1 | |
6/58 | Функционирование популяции в природе. | 1 | |
7/59 | Природное сообщество-биогеоценоз. | 1 | |
8/60 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 | |
9/61 | Развитие и смена природных сообществ. | 1 | |
10/62 | Многообразие биогеоценозов(экосистем) | 1 | |
11/63 | Основные законы устойчивости живой природы. | 1 | |
12/64 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.. | 1 | Л.р. № 6. «Оценка качества окружающей среды». |
13/65 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности». | 1 | |
14/66 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организма и среды» | 1 | |
15/67 | Итоговый контроль знаний Курса биологии 9 класса ( промежуточная аттестация) | 1 | |