МБОУ « Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята Утверждена
На педагогическом Совете Директор школы: _____
Протокол №1 от 28.08.2018 г.. / Л. П. Терехова/
Приказ № 34 от 31.08.2018
Рабочая программа
по биологии для 7 класса
.
Рабочая программа по биологии разработана на основе закона «об образовании», Приказа Министерства образования и науки России №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образовния; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ « Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2011 год .
Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Л.Р. | К.Р. | Экскурсии |
1 | Общие сведения о мире животных. | 6 | | | 1 |
| Строение тела животных. | 2 | 1 | | |
2 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 | | | |
3 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | | | |
4 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | 2 | | |
5 | Тип Моллюски | 4 | 1 | | |
6 | Тип Членистоногие | 6 | 1 | | |
7 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | | | | |
7.1 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 6 | 2 | | |
7.2 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | | | 1 |
7.3 | Класс Пресмыкающиеся, или рептилии | 4 | | | |
7.4 | Класс Птицы | 9 | 2 | | |
7.5 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 | 1 | 1 |
7.6 | Развитие животного мира на Земле | 5 | | | |
| Итого: | 68 | 10 | 1 | 3 |
Планируемые результаты.
В результате изучения курса биологии :
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание программы
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. Экскурсия «Разнообразие животных в природе»
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6ч).
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:
сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые. Л. р. № 2. «Внешнее строение дождевого червя»
Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски. Л.р. №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
. Л.Р.№ 4«Внешнее строение насекомого»
Тип Хордовые (33 ч)
Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6«Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л/р № 7 « Строение скелета птицы».
Экскурсия. « Птицы леса ( или парка)».
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л/р №8 « Строение скелета млекопитающих».
Развитие животного мира на Земле (5ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Часть программы основного общего образования, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная часть) использована на расширение и углубление основных тем курса «Биология. Животные».
Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»
Тематическое планирование.
№ урока п/п / в теме | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы. | Экскурсии |
I.Общие сведения о мире животных (6ч) |
1/1 | Зоология – наука о живо | 1 | | |
2/2. | Животные и окружающая среда | 1 | | |
3/3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | | |
4/4 | Влияние человека на животных | 1 | | |
5/5 | Краткая история развития зоологии. Обобщение и систематизация знаний по теме Общие сведения о мире животных» | 1 | | |
6/6 | Экскурсия «Разнообразие животных в природе» | 1 | | Экскурсия «Разнооб разие животных в природе» |
Строение тела животных (2ч) |
7/1 | Клетка. | 1 | | |
8/2 | Ткани.Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме « Строение тела животных» | 1 | | |
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч) |
9/1 | Общая характеристика подцарства. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 1 | | |
10/2 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.Класс Жгутиконосцы. | 1 | | |
11/3 | Тип Инфузории. | 1 | Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | |
12/4 | Значение простейших. Обобщениеи систематизация знаний по теме « Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | | | |
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч) |
13/1 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 1 | | |
14/2 | Разнообразие Кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме « Подцарство Многоклеточные ( Тип Кишечнополостные )». | 1 | | |
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6ч). |
15/1 | Тип Плоские черви. Общая характеристика | 1 | | |
16/2 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики | 1 | | |
17/3 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика | 1 | | |
18/4 | Тип Кольчатые черви Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви | 1 | | |
19/5 | Тип Кольчатые черви Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. | 1 | Л/р № 2 « Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость» | |
20/6 | Обобщение знаний по теме « Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». | 1 | | |
Тип Моллюски (4 ч) |
21/1 | Общая характеристика. | 1 | | |
22/2 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | | |
23/3 | Класс Двустворчатые моллюски. | 1 | Л/р № 3 « Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | |
24/4 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски» | 1 | | |
Тип Членистоногие (7 ч) |
25/1 | Общая характеристика типа Членистоногие».Класс Ракообразные. | 1 | | |
26/2 | Класс Паукообразные | 1 | | |
27/3 | Класс Насекомые. | 1 | Л.р.№ 4 «Внешнее строение насекомого» | |
28/4 | Типы развития насекомых | 1 | | |
29/5 | Общественные насекомые -пёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | | |
30/6 | Насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по теме « Тип Членистоногие» и по разделу « Подцарство Многоклеточные» | 1 | | |
Тип хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. (6ч) |
31/1 | Хордовые . Примитивные формы. | 1 | | |
32/2 | Надкласс Рыбы Общая характеристика, внешнее строение | 1 | Л/р № 5 « Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | |
33/3 | Внутреннее строение рыб. | 1 | | |
34/4 | Особенности размножения рыб | 1 | | |
35/5 | Основные систематические группы рыб. | 1 | | |
36/6 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. «Надкласс Рыбы». | 1 | | |
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч) |
37/1 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | | |
38/2 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных.. | 1 | | |
39/3 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 | | |
40/4 | Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизацмя знаний по теме « Класс Земноводные, или Амфибии». | 1 | | |
X. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4ч) |
41/1 | Внешнего строенияе и скелет пресмыкающихся . Общая характеристика. | 1 | | |
42/2 | Внутренне строение и жизнедеятельности пресмыкающихся. | 1 | | |
43/3 | Разноообразие пресмыкающихся. | 1 | | |
44/4 | Значение пресмыкающихся , их происхождение. Обобщение и систематизация знаний по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». | 1 | | |
XI. Класс Птицы (9ч) |
45/1 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. | 1 | Л/р № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». | |
46/2 | Опорно-двигательная система птиц | 1 | Л/р № 7 « Строение скелета птицы». | |
47/3 | Внутреннее строение птиц | 1 | | |
48/4 | Размножение и развитие птиц. | 1 | | |
49/5 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | | |
50/6 | Разноообразие птиц. | 1 | | |
51/7 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | 1 | | |
52/8 | Экскурсия « Птицы леса» | 1 | | Экскурсия №2 « Птицы леса |
53/9 | Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» | 1 | | |
XII. Класс Млекопитающие, или Звери (10ч) |
54/1 | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. | 1 | | |
55/2 | Внутренне строение млекопитающих: | 1 | Л/р № 8 « Строение скелета млекопитающих | |
56/3 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | . 1 | | |
57/4 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | | |
58/5 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | | |
59/6 | Высшие, или плацентарные ,звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | | |
60/7 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | | |
61/8 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | | |
62/9 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | | |
63/10 | Обобщение и систематизация знаний потеме « Класс Млекопитающие, или Звери» | 1 | | |
Развитие животного мира на Земле (5ч) |
64/1 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | 1 | | |
65/2 | Развития животного мира на Земле. | 1 | | |
66/3 | Современный мир живых организмов. Биосфера | 1 | | |
67/4 | Промежуточная аттестация в форме тестирования | 1 | | |
68/5 | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» | 1 | | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной» |