Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего
образования
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 11 класса
Составитель: Чучалина К.В..
учитель биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
2. Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой. (сб. программ по биологии,(Природоведение. Биология. Экология. 5-11 класс) М., изд. Центр «Вентана-Граф», 2010г 84 с) ( 10 класс -34 часа-1 урок в неделю, 11 класс- 34 часа-1 час в неделю) Программа И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова « Биология . Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: « Биология. Базовый уровень.». Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова Москва. Изд. «Вентана-Граф», 2012 года..
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основные цели изучения курса биологии в 11 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Требования к результатам освоения учащимися курса биолоиги в 11 классе
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- мотивация к самостоятельному изучению различных естественных наук;
- самооценка уровня личных учебных достижений;
- развитие экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
- проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно распознавать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать варианты решения проблемы, осознавать конечный результат деятельности;
- составлять план решения проблемы;
- сопоставлять свои действия с целью, заданием и планом работы, при необходимости, самостоятельно корректировать несоответствия;
- корректировать при поддержке учителя выработанные критерии оценки;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии;
- умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Познавательные УУД:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- умение строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей;
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- умение составлять тезисы, план, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.)
- умение производить поиск информации.
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
Предметными результатами изучения курса является:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- химический состав клетки, роль коферментов, витаминов, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, гормонов в клетке,углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки;
- основные биополимерные молекулы, биополимеры;
- особенности пластического и энергетического обмена в клетке;
- процессы биосинтеза и расщепления биополимеров роль ферментов как регуляторов, биомолекулярных процессов;
- ген и генетический код.
Тематическое планирование
№ | Раздел курса | Количество часов | В том числе |
Демонстраций | Практических работ/творческих заданий |
1 | Организменный уровень организации жизни | 17 | 17 | 5 |
2 | Клеточный уровень организации жизни | 9 | 9 | 3 |
3 | Молекулярный уровень организации жизни | 8 | 8 | 3 |
| Итого | 34 | 34 | 11 |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Организменный уровень организации жизни (17 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания. Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма (онтогенез). Из истории развития генетики. Изменчивость признаков и его типы. Генетические законы. Открытия Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. Генетические основы селекции. Вклад Н. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии. Царство Вирусы. Разнообразие и значение. Вирусология — наука о вирусах. Вирусные заболевания.
Практические работы: «Оплодотворение и его значение». «Наследственные болезни человека». «Вирусные заболевания». «Этические аспекты медицинской генетики». «Наследственные болезни человека».
Мини-практикумы Решение элементарных задач по генетике Моногибридное скрещивание. Решение элементарных задач по генетике Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетика пола.
Демонстрация презентаций, таблиц и схем: Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Половые клетки. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Гибридизация. Исследования в области биотехнологии
Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни (9 часов)
Строение живой клетки. Цитология наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
Практические работы: «Изучение многообразия в строении клеток (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов)». «Особенности клеток прокариот и эукариот». «Многообразие одноклеточных эукариот», «Гармония и целесообразность в живой природе».
Мини-практикумы Решение элементарных задач по генетике Моногибридное скрещивание. Решение элементарных задач по генетике Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование. Генетика пола.
Демонстрация презентаций, таблиц и схем: «Деление клетки: митоз и мейоз», Основные части клетки, Многообразие клеток и ткани.
Раздел 3 Молекулярный уровень организации жизни (8 часов)
Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК. Химические процессы в молекулярных системах. Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде. Молекулярный уровень жизни и его особенности. Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура важная задача человечества.
Практические работы: «Химические загрязнения окружающей среды». «Экологическая культура».
Демонстрация презентаций, таблиц и схем: Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Удвоение молекулы ДНК.
Тематическое планирование «Биология» 11 класс
( 1 час в неделю – 34 часа)
Тема | Тип урока (форма) | Содержание занятия | Контроль | Характеристика деятельности учащихся | Д.З |
Раздел 1. Организменный уровень (17 часов) |
1.1 Организменный уровень организации жизни и его роль в природе | Изучение нового материала | Организм, особь, ткани, органы, системы. Объекты: организм, организменный уровень организации жизни. Процессы: протекающие в биосистеме организменного уровня. | Устный опрос / | Давать определение терминам. Называть структурные элементы, основные процессы, значение организменного уровня. Описывать организацию уровня. Характеризовать особенности структурных элементов биосистемы «организм», основные процессы, протекающие в организме. Называть отличительные признаки живых организмов. Объяснять отличительные свойства организации биосистемы. Выявлять отличия организменного уровня жизни от популяционно-видового. Анализировать эволюционную роль организменного уровня | §1 |
1.2. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов | Комплексный урок | Термины: одноклеточные, многоклеточные, органоиды, организм, гетеротрофы, автотрофы, миксотрофы, популяции, вид. пиноцитоз, фагоцитоз, трихоцисты, автолиз, поведение, таксис. Процессы: гомеостаз, нервно – гуморальная регуляция Объекты: простейшие | Тестирование / | Давать определение терминам Называть признаки и свойства организма, относящие его к биосистеме Описывать процессы управления в биосистеме. Характеризовать признаки организма, определяющие его, как биосистему. Сравнивать питание, дыхание, размножение и другие процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных Объяснять особенности нервно – гуморальной регуляции в организме. Выявлять роль механизмов управления в существовании системы. Приводить собственные примеры протекающих процессов жизнедеятельности у различных простейших организмов, обитающих в разных средах обитания | §2, стр 7-14 |
1.3. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания. | Комплексный урок | Термины: системы органов, жабры, альвеолы, трахеи, таллом, гемоглобин, гемоцианин, кантаридин Объекты: органы и системы многоклеточных организмов. Процессы: процессы жизнедеятельности | Тестирование / | Давать определение терминам Называть основные процессы жизнедеятельности. Описывать процессы жизнедеятельности различных представителей одноклеточных Характеризовать протекание процессов жизнеобеспечения у различных организмов Особенности строения и функционирования систем и органов Объяснять влияние окружающей среды на жизнедеятельность организмов Выявлять сходства и различия процессов у простейших и многоклеточных | §3, Стр.14-21 |
1.4. Размножение организмов | Комплексный урок | Термины: формы размножения, бинарное деление, шизогония, зооспоры, таллом, гемоглобин, клон, зигота, половые признаки, пол, половые гормоны Объекты: растения, бактерии, многоклеточные организмы Процессы: репродукции живых организмов | Тестирование / | Давать определение терминам Называть формы размножения организмов. Описывать формы размножения Характеризовать протекание различных форм размножения. я клетки, схизогонию, размножение спорами, вегетативное размножение, полового размножения. Половые признаки организма. Объяснять сезонность размножения | §4, Стр. 22-25 |
1.5. Оплодотворение и его значение (ПР) | Практикум | Термины: оплодотворение, искусственное оплодотворение, двойное оплодотворение цветковых растений Объекты: растения, бактерии, многоклеточные организмы Процессы: естественное и искусственное оплодотворение организмов | Оформление практической работы | Давать определение терминам Различать внутреннее и наружное оплодотворение. Описывать искусственное оплодотворение, двойное оплодотворение цветковых растений Характеризовать искусственное оплодотворение. Объяснять биологическое значение двойного оплодотворения цветковых растений Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира | §5, Стр 26-28 |
1.6. Развитие организма (онтогенез) | Комплексный урок | Термины: онтогенез, зигота, дробление, гаструляция, дифференциация, морфогенез, эмбриональное развитие, постэмбриональное развитие, метаморфозы. Процессы: онтогенез Работа со схемой «Сходство стадий эмбрионального развития позвоночных» | Тестирование | Давать определение терминам Называть стадии онтогенеза Описывать постэмбриональное развитие различных организмов. Характеризовать периоды и стадии развития организмов Объяснять особенности их протекания Выявлять основные различия м-д эмбриональным и постэмбриональным развитием Приводить собственные примеры метаморфозов, анализируя их значение | §6, стр 29-35 |
1.7. История развития генетики | Изучение нового материала | Термины: теория пангенезиса, наследственность, изменчивость, ген, аллель, хромосомы, генотип, фенотип, норма реакции Теории и гипотезы: хромосомная теория наследования признаков | Устный опрос/ | Давать определение терминам Называть основные положения хромосомной теории Описывать механизм воспроизведения в потомстве признаков по Дарвину Характеризовать основные положения хромосомной теории Объяснять значение наследственности и изменчивости для организма Выявлять пределы генетических возможностей видов Оценивать роль в познании свойств живого генотипа и фенотипа особи | Стр. 35-39 |
1.8. Изменчивость признаков и его типы | Комплексный урок | Термины: модификация, генотипическая наследственность, онтогенетическая наследственность, мутагены, мутант. Процессы: Механизмы протекания изменчивости | Устный опрос/ | Давать определение терминам Называть формы изменчивости, приводить примеры, называть основные положения мутационной теории Хуго де Фриза Характеризовать действие наследственности и изменчивости в передаче свойств организма Объяснять значение термина «норма реакции» в свойствах организма и вида Выявлять наличие действия явления изменчивости у человека | §7 |
1.9. Генетические законы. Открытия Г. Менделя | Комплексный урок с мини-практикумом | Термины: единичный признак, чистые линии, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, единообразие, доминантный признак, рецессивный признак, Законы Менделя (закон доминирования, закон расщепления, закон независимого комбинирования генов), анализирующее(возвратное) скрещивание. Законы: Генетические законы Менделя. Схема скрещивания гороха. | Тестирование | Давать определение терминам Называть генетические закономерности Описывать опыты Грегора Менделя Характеризовать законы изменчивости и наследственности, их роль в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности; Объяснять роль хромосом и генов в передаче наследственности Обосновывать результаты скрещивания законами генетики (решение задач) | §8 |
1.10. Дигибридное скрещивание | Комплексный урок с мини-практикумом | Термины: аллельные, неаллельные гены, кодоминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия, гены-модификатор Процессы: взаимодействия генов | Устный опрос/ | Давать определение терминам Называть виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов Характеризовать особенности кодоминирования, комплиментарности, эпистаза, полимерии Объяснять закономерности результатов скрещивания Анализировать результаты скрещивания при решении зада | §9 |
1.11. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом | Комплексный урок | Термины: гаплоидный набор, диплоидный набор генов, оогенез, гомогамный, гетерогамный пол, Процессы: наследование сцепленное с полом, ограниченное полом Теории: хромосомная теория наследственности | Тестирование/ | Давать определение терминам Описывать проявление полного и частичного сцепления признаков с полом Характеризовать основные положения хромосомной теории. Выявлять и характеризовать основные механизмы наследования признаков , сцепленных с полом Объяснять варианты хромосомного опознавания пола | §11, повторить Стр 51-55 |
1.12. Наследственные болезни человека (ПР) | Семинар | Термины: генетика медицинская, генетика человека, генные болезни, Факты: Наследственные болезни Объекты: наследственные болезни человека | Сообщение | Задание для подготовки сообщения: 1. Дать определение наследственным болезням 2. Назвать наследственные болезни человека. 3. Охарактеризовать особенности их проявления и генетические причины возникновения 4. Объяснить различия генных и хромосомных болезней | §12 |
1.13. Мутагены | Практикум | Термины: генеративные, соматические .Факты: ионизирующие мутагены. Химические мутагены. Спонтанные мутагены | Протокол | Выполнить практическую работу по опорному материалу учебника стр. 63-66. задание к работе на стр. 66 | Стр 66-69 |
1.14. Этические аспекты медицинской генетики (ПР) | Круглый стол | Термины: этика, биоэтика, биоэтический кодекс Ключевые положения биоэтического кодекса Этические принципы медицинской генетики Дискриминация на основании генетических характеристик Объекты: наследственные болезни человека | Дискуссия | Задание для подготовки к дискуссии: Изучить правила поведения врача по отношению к пациенту Изучить Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека. Изучить этические принципы медицинской генетики Изучит биоэтический кодекс | Стр 70-73 |
1.15. Достижения биотехнологии. Факторы, определяющие здоровье человека | Круглый стол | Термины: биотехнология, генная инженерия, клонирование, стволовые клетки Науки: биотехнорлогия, генная инженерия | Дискуссия Вопрос дискуссии «Проблема клонирования» | Определять и объяснять понятие биотехнологии, знать о ее современных достижении и проблемах. Задание для подготовки к дискуссии: Изучить вопрос развития биотехнологии Познакомиться с основами генной инженерии. Познакомиться с современными аспектами биотехнологических исследований. Изучить этические аспекты клонирования | §13,14 |
1.16. Царство Вирусы. Разнообразие и значение. Вирусология — наука о вирусах. | Изучение нового материала | Термины: вирусы, нуклеопротеидные частици, капсид, капсомеры, бактериофаги, Процессы: проникновение вируса в клетку Факты: Свойства вирусов. Распространение вирусных заболеваний. Происхождение вирусов Схема проникновения вирусов в клетки | Устный опрос | Давать определение терминам Называть свойства и строение вирусов Характеризовать строение вирусов, проникновение вирусов в клетки. Объяснить происхождение вирусов. Уметь доказывать, что вирус — живой организм. | §15 |
1.17. Вирусные заболевания (ПР) | Семинар | Термины: СПИД, грипп Факты: Свойства вирусов. Распространение вирусных заболеваний. Происхождение вирусов | Сообщение Контрольное тестирование по разделу | Задание для подготовки сообщения: 1. Описать факторы и симптомы и последствия гриппа 2. Описать способы профилактики гриппа 3. Описать факторы и симптомы и последствия СПИДа 4. Высказывать свое отношение к проблеме СПИДа в обществе | §16 |
Раздел 2. Клеточный уровень жизни (9 часов) |
2.1 Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | Комплексный урок | Термины: обмен веществ, самовоспроизведение, суборганизменный уровень, биологические молекулы Объекты: клеточный уровень организации жизни | Тестирование | Давать определение терминам Называть структурные элементы клеточного уровня, основные процессы Характеризовать структурные элементы клеточного уровня, основные процессы Характеризовать основные этапы развития клеточного уровня жизни, как одного из главных этапов эволюции. Объяснять стратегию клеточного уровня, значение | §17 |
2.2. Многообразие клеток. Ткани (ПР) | Практикум | Термины: клетка, ткань, Объекты: ткани растительного и животного организма | Протокол работы | Давать определение терминам Называть типы тканей Характеризовать ткани растительного и животного организма Объяснять связь строения с выполняемыми функциями | Стр 109-111 |
2.3 Строение клетки | Комплексный урок | Термины: органоиды, включения, микронуклеус, макронуклеус, генеративное ядро, соматически активное ядро прокариоты, эукариоты, эндобионт, Объекты: органоиды клетки Теории: Синтетическая теория появления эукариот | Тестирование § | Давать определение терминам Называть органоиды клетки Описывать строение клеток Характеризовать особенности функционирования клетки, особенности жизнедеятельности эукариотических и прокариотических клетокэ Объяснять взаимосвязь строения и функционирования клетки | §19,20 |
2.4 Особенности клеток прокариот и эукариот (ПР) | Практикум | Термины: органоиды, включения, микронуклеус, макронуклеус, генеративное ядро, соматически активное ядро прокариоты, эукариоты, эндобионт, Объекты: органоиды клетки | Протокол работы | Давать определение терминам Называть органоиды клетки Характеризовать клетки прокариоты, эукариоты | Стр.123-126 |
2.5 Клеточный цикл. Митоз | Комплексный урок | Термины: интерфаза, митоз, центромера, клеточный цикл, апоптоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаз Объекты: клеточный цикл жизни клетки Процессы: митоз | Тестирование | Давать определение терминам Называть этапы клеточного цикла клетк. Характеризовать этапы клеточного цикла клетки, непрямое деление клетки Объяснять значение интерфазы | §20, 21 |
2.6 Деление клетки. Мейоз. Особенности образования половых клеток. | Комплексный урок | Термины: мейоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кроссинговер Объекты: клетка Процессы: мейоз Сравнение митоза и мейоза | Устный опрос | Давать определение терминам Называть стадии мейоза, митоза Характеризовать стадии мейоза Объяснять значение каждой стадии и значение мейоза в целом | §22,23 |
2.7 Структура и функции хромосом | Комплексный урок | Термины: хромосомы, ген, центромеры, транскрипция, трансляция, генотип, геном, кариотип, полиплоидия Объекты: хромосомы Презентация «Структура и функции хромосом» | Тестирование | Давать определение терминам Называть части хромосом писывать Характеризовать строение хромосом Объяснять особенности строения сперматозоида и яйцеклетки Выявлять механизм движения хромосом к полюсам | §24 |
2.8 Многообразие одноклеточных эукариот (ПР). | Практикум | Термины: настоящие водоросли, высшие растения, багрянки, спарангии, коэвалюция Процессы: половое размножение: изогамия, гетерогамия, оогамия, | Протокол работы | Давать определение терминам Называть растительные и животные одноклеточные организмы, формы их размножения Описывать эволюцию водорослей Характеризовать особенности процесса размножения Объяснять эволюцию простейших. | Стр.152-161 |
2.9 Промежуточная аттестация за курс 11 класса. Гармония и целесообразность в живой природе | Контрольная работа | Термины: целесообразность, гармония Вопрос для обсуждения: «Что лежит в основе гармонии и целесообразности в живой природе» | Контрольное тестирование | | §25, стр 173-177 |
3. Молекулярный уровень жизни (8 часов) |
3.1 Молекулярный уровень жизни. Основные химические соединения живой материи | Изучение нового материала | Термины: мономеры, биополимеры, белки, липиды, углеводы, ферменты, Объекты: макромолекулы Презентация «Молекулярный уровень жизни.Основные химические соединения живой материи» | Тестирование | Давать определение терминам Называть органические молекулы, входящие в состав клетки Описывать особенности строения макромолекул Характеризовать функции макромолекул а клетке. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.Объяснять значение протеинов, липидов, углеводов в клетке | §26,27 |
3.2 Структура и функции нуклеиновых кислот | Комплексный урок | Термины: нуклеиновые кислоты, мономеры Презентация «Структура и функции нуклеиновых кислот» | Устный опрос | Давать определение терминам Называть азотистые основания Описывать строение нуклеиновых кислот (ДНК, РНК) Характеризовать функции Объяснять значение РНК, принцип комплементарности при построении ДНК и в матричных процессах Выявлять сходные функции в клетке биомолекул. Составлять задачи на построение молекулы ДНК | §28 |
3.3 Процессы синтеза в живых клетках. | Комплексный урок | Термины: метаболизм, биосинтез, фотосинтез, ген, фермент Процессы: фотосинтез Цикл Кальвина | Устный опрос | Давать определение терминам Называть стадии фотоситеза Описывать условия протекания процесса. Характеризовать особенности протекания стадий фотосинтеза Объяснять значение биосинтеза для организма Выявлять роль ферментов в процессе. Составлять схемы характеризующей синтез веществ | § 29 |
3.4 Процессы биосинтеза белка | Комплексный урок | Термины: репликация, транскрипция, трансляция Процессы: биосинтез белка | Тестирование | Называть стадии биосинтеза белка Описывать условия протекания процесса Характеризовать особенности протекания стадий биосинтеза белка Объяснять значение биосинтеза для организма, молекул РНК, ДНК Выявлять отличия м-д биосинтезом углеводов и белков Творческий уровень составлять схемы характеризующие синтез веществ | §30,31 |
3.5 Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем (ПР) | Практикум | Термины: микроэлементы. макроэлементы Процессы: геохимические заболевания | Протокол | Давать определение терминам | Стр213-216 |
3.6. Химические загрязнения окружающей среды (ПР) | Семинар | Термины: Биомолекулы, антиоксиданты, антибиотики, пестициды, диоксины Факты: Ценные для человеака орг. вещества, часто являются вредными для природы. | Сообщение | Задание для подготовки сообщения: 1. Полимерный мусор и его вред для окружающей среды 2. Пестициды и их вред для окружающей среды 3. Загрязнение окружающей среды диоксинами. | Стр 216-220 |
3.7 Экологическая культура (ПР) | Семинар | Термины: глобальные экологические проблемы. Экологическое воспитание Экологическая культура | Сообщение | Задание для подготовки сообщения: 1. Раскрыть понятие «Глобальные экологические проблемы» Раскрыть понятие «Экологическое воспитание» 2. Раскрыть понятие «Экологическая культура» Ответить на вопросы учебника стр. 210 | Стр 220-226 |
3.8 Структурные уровни организации живой материи | Комплексный урок | Термины: Молекулярный структурный уровень организации жизни | Тестирование §35 Учебника Контрольное тестирование по разделу | Давать определение терминам Описывать явления характеризующие молекулярный уровень организации жизни Характеризовать процессы Объяснять их значение Выявлять их сходства и различия | §33 |
Контрольно-измерительные материалы для проведения
промежуточной аттестации по биологии (базовый уровень) для учащихся 11-го класса
Цель работы: оценка качества образовательной подготовки учащихся 11 классов.
Тестовые материалы направлены на проверку усвоения учащимися важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности. В данной работе отражены следующие темы: «Молекулярный уровень», «Химический состав клетки», «Цитология».Тестовый материал состоит из двух частей: первая часть базовый уровень состоит из 10 заданий А части по 1 баллу за каждое задание и 3 задания В части по 2 балла. Общее количество баллов базового уровня 16.Вторая часть повышенный уровень. В задании части С: необходимо решить задачу по молекулярному уровню (3 балла). Общее количество баллов, которое может набрать учащийся 19. На выполнение теста отводится 40 минут.
Вариант 1
Тест состоит из трёх заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из 1 группы А (на 1 балл), затем из 2 группы В (на 2 балла) и 3 группы С (на 3 балла). Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.
ЧАСТЬ 1
А1. Принцип комплементарности лежит в основе способности молекулы ДНК к:
1) транскрипции;
2) репликации;
3) трансляции;
4) ренатурации.
А2. Где протекает третий этап катаболизма – полное окисление или дыхание?
1) в желудке 2) в митохондриях 3) в лизосомах 4) в цитолазме
А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу
1 гаметогенеза; 2) роста и развития;
3) обмена веществ ; 4) процессов саморегуляции
А4. Как называется процесс разрушения первичной структуры белков
1) ренатурация
2)денатурация
3) деструкция
4) транскрипция
А5. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки
1) соматические; 2) с половиной набором хромосом;
3) половые; 4) споровые.
А6. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит
1) выделение; 2) питание; 3) дыхание; 4) фотосинтез.
А7. Неклеточная форма жизни – это
эвглена 2) бактериофаг 3) стрептококк 4) инфузория
А8. В результате митоза образуются:
1) 4 одинаковые клетки 3) 4 разные клетки
2) 2 одинаковые клетки 4) 2 разные клетки
А9. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе
1) биосинтеза; 2) дыхания; 3) выделения; 4) фотосинтеза.
А10. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в
1)метафазе первого деления
2) профазе второго деления
3) анафазе второго деления
4) телофазе первого деления
ЧАСТЬ 2
Выберите три правильных ответа
В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?
1) отграничивает содержимое клетки;
2) участвует в биосинтезе белков;
3) осуществляет поступление веществ в клетку;
4) участвует в процессе окисления веществ;
5) способствует ускорению химических реакций в клетке;
6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.
В2. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы?
1) Субъединицы рибосом
2) Хромосомы ядер
3)Нуклеоиды бактерий
4)Микротрубочки цитоскелета
5) Хлоропласты
6) Митохондрии.
В3. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
А) содержат граны 1)митохондрии
Б) содержит кристы 2) хлоропласты
В) обеспечивают образование кислорода
Г) обеспечивают окисление органических веществ
Д) содержат зелёный пигмент
ЧАСТЬ 3
Повышенный уровень. Решите задачу.
С1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:
Т-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Г-Т-Ц-Г-Г-А-А-Г. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и изменённому. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Вариант 2
Тест состоит из трёх заданий. На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из 1 группы А (на 1 балл), затем из 2 группы В (на 2 балла) и 3 группы С (на 3 балла). Если задания не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.
ЧАСТЬ 1
А1. Как называется наука о клетке?
1) цитология 2) гистология 3) генетика 4) молекулярная биология
А2. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей
1) строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения.
А3. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?
1) рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы.
А4. Дезоксирибоза является составной частью
1) аминокислот; 2) белков; 3) и- РНК; 4) ДНК.
А5. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
1) питаются рибосомами;
2) поселяются в митохондриях;
3)воспроизводят свой генетический материал;
4)отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ.
А6. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам?
1) вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения.
А7. Каким термином называется участок ДНК, кодирующий один белок?
кодон 2) антикодон 3) триплет 4) ген
А8. В состав вирусов, как и бактерий, входят
1)нуклеиновые кислоты и белки
2) глюкоза и жиры
3) крахмал и АТФ
4) вода и минеральные соли
А9. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
1)10% ; 2) 40% ; 3)80%; 4) 90%
А10. Чем представлен хроматин ядра?
кариоплазма 2) нити РНК 3) волокнистые белки 4) ДНК и белки
ЧАСТЬ 2
Выберите три правильных ответа
В1. Основные функции ядра в клетке состоят в
1) Синтез молекул ДНК
2) Окисление органических веществ с освобождением энергии
3) Синтез молекулы иРНК
4) Поглощение клеткой веществ из окружающей среды
5) Образование органических веществ из неорганических
6) Образование большой и малой субъединиц рибосом
В2. Структурные компоненты митохондрии
5-8 мембранных полостей
гранулы, состоящие из двух субъединиц
два слоя мембран
кристы
граны
рибосомы
В3. Установите соответствие между органоидами эукариотической клетки и особенностью их строения.
ОРГАНОИД ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ
А) хлоропласт 1) одномембранный
Б) эндоплазматическая сеть 2) двумембранный
В) лизосома
Г) митохондрия
Д) комплекс Гольджи
ЧАСТЬ 3
Повышенный уровень. Решите задачу.
С1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов
Г-Т-Г-Т-Т-Т-Г-А-Г-Ц-А-Т. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Ответы
Вариант 1
Часть 1.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 |
(максимальное количество баллов -10)
Часть 2.
В1: 1,3,6
В2: 3,5,6
В3: 21212
(максимальное количество баллов -6)
Часть 3.
1) и-РНК: ААА УЦГ АЦА ГЦЦ УУЦ
2) лиз-сер-тре-ала-фен
3) и-РНК (измененное): ААА УЦГ АЦУ ГЦЦ УУЦ
4) лиз-сер-тре-ала-фен (изменений с фрагментом белка не произойдет)
(максимальное количество баллов -3)
ИТОГО: 19 баллов
Вариант 2
Часть 1.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 |
(максимальное количество баллов -10)
Часть 2.
В1: 1, 3, 6
В2: 1,3,4
В3: 21121
(максимальное количество баллов -6)
Часть 3.
1) и-РНК: ЦАЦ ААА ЦУЦ ГУА – 1 балл
2) т-РНК: ГУГ УУУ ГАГ ЦАУ – 1 балл
3) гис-лиз-лей-вал – 1 балл
(максимальное количество баллов -3)
ИТОГО: 19 баллов
17-19 баллов – «5»
14-16 баллов – «4»
10-13 баллов – «3»
Менее 10 баллов – «2»