Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1» Камышловского городского округа
Программа по биологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования , направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов по биологии.
Программа по биологии составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по биологии ( протокол от 28 июня 2016г. №2/16-3)
Среднее общее образование — заключительная ступень общего образования. Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. На базовом и углубленном уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Линия УМК по биологии Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица 10-11 классы. Издательство «Просвещение» ФГОС, 2018
Календарно- тематическое планирование: биология 10 класс 34 часа (1ч. в неделю).
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Формирование УУД | Формы диагностики и контроля | Тип урока |
Познавательные | Регулятив-ные . | Коммуника-тивные | Личностные | | |
1 | | Введение (2ч). Биология, как комплексная наука, методы научного познания. Признаки живого. Значение биологических знаний. | Биология, как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. | Самостоятель-но выделяют и формируют познаватель-ную цель | Постанов-ка учебной задачи на основе соотнесе-ния того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Учитывают разные мнения и стремят-ся к координации различ-ных позиций в сотрудничестве. | Оценивать свои и чужие слова | Устный опрос | Комбиниро- ванный урок. |
2 | | Структурные уровни организации жизни. Биологические системы как предмет изучения биологии. | Структурные уровни организации жизни. Биологические системы как предмет изучения биологии. | Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономернос-ти. | Структурируют знания. Анализируют объект, выделяют существенные и несущественные признаки. | Предвос-хищать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Оценивать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом. |
3 | | Клетка- единица живого(15ч.) Химический состав клетки. Неорганические вещества, их значение. | Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвос-хищать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Проявляют готовность к обсужде-нию разных точек зрения и выработке общей группо-вой позиции. | Фронтальная беседа | Комбинированный урок. |
4 | | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | тест | Комбинированный урок. |
5 | | Органические вещества клетки. Белки. Л/р № 1 «Каталитическая активность ферментов» | Органические вещества клетки. Белки. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | Л.р. | Комбинированный урок. |
6 | | Нуклеиновые кислоты. ДНК РНК | Нуклеиновые кислоты. ДНК РНК | Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономернос-ти. | Структурируют знания. Анализируют объект, выделяют существенные и несущественные признаки. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | Устный опрос | Комбинированный урок. |
7 | | АТФ и другие органические вещества. Биополимеры. Нанотехнологии в биологии. | АТФ и другие органические вещества. Биополимеры. Нанотехнологии в биологии. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Фронталь-ная беседа | Комбинированный урок |
8 | | Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Методы изучения клетки. | Цитология. Методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формиро-вание ценност-ных отноше-ний друг к другу, учителю, авторам биологи-ческих открытийисследований | Фронталь-ная беседа | Комбинированный урок |
9 | | Строение клетки Цитоплазма. Л.Р. №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». | Основные части клетки. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Л.р. | Комбинированный урок |
10 | | Основные части и органоиды клетки, их функции. Л. Р. № 3 «Строение клеток грибов, растений и животных» | Основные части и органоиды клетки, их функции. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Л.р. | Комбинированный урок |
11 | | Прокариоты и эукариоты. Вирусы- неклеточные формы жизни. | Клетки прокариот и эукариот. Вирусы- неклеточные формы жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. | Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономернос-ти. | Структурируют знания. Анализируют объект, выделяют существенные и несущественные признаки. | развитие монологической и диалогичес-кой речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Устный опрос | Комбинированный урок. |
12 | | Обобщение, систематизация знаний по теме: «Химический состав и структура клетки» | | | | | | Тест | Урок ознакомления с новым материалом. |
13 | | Жизнедеятель-ность клетки. Энергетический и пластический обмен. | Жизнедеятель-ность клетки. Энергетический и пластический обмен. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | Фронталь-ная беседа | Урок ознакомления с новым материалом. |
14 | | Фотосинтез. Хемосинтез. | Фотосинтез. Хемосинтез. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом. |
15 | | Генетическая информация. Генетический код. | Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Оцени-вать свои и чужие слова | Фронталь-ная беседа | Урок ознакомления с новым материалом. |
16 | | Биосинтез белка. Генная и клеточная инженерия. | Транскрипция, трансляция. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |
17 | | Обобщающий урок по теме «Клетка-единица живого» выявление | | | | | | Тест | Урок оценки и контроля знаний. |
18 | | Размножение и развитие организмов (6ч.) Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз. Амитоз. | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Значение митоза. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | См.р. | Урок ознакомления с новым материалом |
19 | | Бесполое и половое размножение. Половые клетки. | Размножение организмов(беспо-лое, половое). Способы размножения у растений и животных. | Умение анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления. | Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | развитие монологической и диалогичес-кой речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | См.р. | Комбинированный урок |
20 | | Мейоз | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Значение мейоза. | Умение анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления. | Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | Сравнительная таблица | Урок ознакомления с новым материалом |
21 | | Образование половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение | Образование половых клеток. Гаметогенез. Оплодотворение | Умение ориентироваться и находить нужную информацию. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата. | развитие монологической и диалогичес-кой речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | Фронталь-ная беседа | Урок ознакомления с новым материалом |
22 | | Зародышевое и послезародышевое развитие. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека, последствия влияния алкаголя, никотина, наркотических веществ, эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. | Умение ориентироваться и находить нужную информацию. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |
23 | | Организм как единое целое. Тест «Размножение организмов. Онтогенез» | | | | | | Тест | Урок оценки и контроля знаний. |
24 | | Наследственность и изменчивость (9ч.) История развития генетики. Первый и Второй закон Менделя | Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. 1 и 2 законы наследственности Г. Менделя. Составление элементарных схем скрещивания. | Выделять аналогии: выявлять аналогии и решать задачи на их основе, строить аналогичные закономернос-ти. | Структурируют знания. Анализируют объект, выделяют существенные и несущественные признаки. | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Формиро-вание ценност-ных отноше-ний друг к другу, учителю, авторам биологи-ческих открытийисследований | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |
25 | | Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй закон Менделя. | Решение генетических задач. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | См.р. | Комбинированный урок |
26 | | Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. | 3 ий закон наследственности Г. Менделя. Решение генетических задач. | Умение анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явления. | Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. | Предвосхи-щать результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Объяс-нять смысл своих оценок, мотивов, целей. | См.р. | Комбинированный урок |
27 | | Взаимодействие генов. Сцепленное наследование. | Сцепленное с полом наследование. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |
28 | | Генетика пола . | Определение пола. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |
29 | | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | Генотип и среда. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Фронталь-ная беседа | Комбинированный урок |
30 | | Виды изменчивости. Модификационная и комбинативная изменчивость. | Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции. | Устный опрос | Комбинированный урок |
31 | | Мутационная изменчивость. | Мутагены и их влияние на человека. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Проявляют готов-ность к обсужде-нию разных точек зрения и выработ-ке общей группо-вой позиции | Устный опрос | Комбинированный урок |
32 | | Генетика человека. Методы изучения, лечение, профилактика | Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Комбинированный урок |
33 | | Основы селекции (2ч.) Возникновение и развитие селекции. | Доместикация и селекция. Методы селекции. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Фронталь-ная беседа | Урок ознакомления с новым материалом |
34 | | Методы и достижения современной селекции. | Биотехнология. Её направления и перспективы развития. Биобезопасность. | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Определя-ть последова-тельность промежуточных целей с учётом конечного результата | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслуши-вать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Оцени-вать свои и чужие слова | Устный опрос | Урок ознакомления с новым материалом |