МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
«ОБСУЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Председатель Директор ГОУ СПО КТИНЗ
Методобъединения Научно –методического совета
________________
____________ Ж.Н. Будаева _____________Т.Д. Тугутова ____________А.А Куприянов.
«___»_________2017 г. «___»_________2017 г. «___»_________2017г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.01.23 Механизация сельского хозяйства, входящей в укрупненную группу 35. Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Разработчик:
Цыбикова С.Н., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ.
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.01.23 Механизация сельского хозяйства, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
1.2.Место учебной дисциплины в учебном плане:
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Биология » направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; - воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
1.4. Результата освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готов к оказанию первой помощи при травматических простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознает социальную значимость свое профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 47 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента -36 часов;
самостоятельной работы студента - 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 47 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лекции | 17 |
лабораторные работы | 18 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Календарно - тематический план: Биология. МСХ. 1 курс. Всего: 36час (в т. ч. ауд.17+ К.Р.1 +18ЛПЗ)+11 СРС.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | 2 (2) | | | |
1 | Введение. Биология как наука. | 2 | Комбинированный урок | Устный опрос | 1 |
Тема 1. Учение о клетке. | Содержание учебного материала | 6 (4+2) | | | |
2 | Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. | 2 | Комбинированный урок | Биологический диктант | 2 |
3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки. | 2 | Комбинированный урок | Тестирование | 2 |
Практические занятия: | 2 | | | |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 2 | Урок совершенство вания знаний | Отчет | |
2 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | | | | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на тему: «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние». | 2 | | | |
Тема 2. Организм. Развитие и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 6 (2+4) | | | |
4. | Размножение организмов. Индивидуальное развитие организма. Индивидуальное развитие человека. | 2 | Комбинированный урок | Тестирование | 2 |
Практические занятия | 4 | | | |
2 | 1 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | Урок совершенство вания знаний | отчет | |
3 | Экскурсии: Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние, зимние) изменения в природе. | 2 | Урок совершенство вания знаний | отчет | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на тему: «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение». | 2 | | | |
Тема 3. Основы генетики и селекции. | Содержание учебного материала | 6 (2+4) | | | |
5. | Закономерности изменчивости Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 2 | Комбинированный урок | Устный опрос | 1 |
Практические занятия: | 4 | | | |
4 | 1 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 2 Решение генетических задач. | 2 | Урок совершенствования знаний | отчет | |
5 | 3 Анализ фенотипической изменчивости. 4 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 2 | Урок совершенствования знаний | отчет | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении». | 2 | | | |
Тема 4. Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение. | Содержание учебного материала | 6(2+4) | | | |
6. | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. История развития эволюционных идей. Микроэволюция и макроэволюция. | 2 | Комбинированный урок | Тестирование | 2 |
Практические занятия | 4 | | | |
6 | Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 2 | Урок совершенствования знаний | Отчет | |
7 | Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 2 | Урок совершенство вания знаний | Отчет | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина», «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии», «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции». | 2 | | | |
Тема 5. Происхождение человека. | Содержание учебного материала | 4 (2+2) | | | |
7. | Антропогенез. Человеческие расы. | 2 | Комбинированный урок | Тестирование Устный опрос | 2 |
Практические занятия | 2 | | | |
8 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 2 | Урок совершенство вания знаний | Отчет | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения», «Современный этап развития человечества», «Человеческие расы. Опасность расизма». | 2 | | | |
Тема 6. Основы экологии. | Содержание учебного материала | 4 (2+2) | | | |
8. | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек. | 2 | Комбинированный урок | Устный опрос | 2 |
Практические занятия | 2 | | | |
9. | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. | 2 | Урок совершенствования знаний | Отчет | |
| Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества», «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка», «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке», «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей». | 1 | | Доклады и проекты | |
Тема 7. Бионика. | Содержание учебного материала | 2 (1+1+0) | | | |
9 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | 1 | Комбинированный урок | Тестирование | 1 |
Контрольная работа №1. | 1 | | | |
Итого: | 36 | | | |
3.условия реализации программы дисциплины.
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Биология»:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место студента;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- плакаты.
Технические средства обучения:
- приборы и оборудование для проведения ЛПЗ;
- ПК; мультимедиапроектор,
- электронные пособия по предмету;
-лицензионное программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная:
1.Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2014.
2.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014 .
3.Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015.
Дополнительная:
1.Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2015.
2.Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2014.
Для преподавателей:
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
4. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
5. Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939
6. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2014.
7. Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2015.
8. Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.– М.: 2014.
9. Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2014.
10.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2015.
Интернет-ресурсы:
1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
3. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-ine тесты.
4. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
5. http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
6. http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
7. http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
9. http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
10. ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.
11. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
12. http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
13. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html - Тесты по биологии.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностных: | |
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира; - понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; - способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере; - способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; - обладает навыками безопасной работы во время проектно- исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. - способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; | Наблюдение за выполнением контрольной работы |
метапредметных: | |
- осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; - способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; - способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; - способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); | Наблюдение за выполнением практической работы |
предметных: | |
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; - владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; - сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; - сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. | Экспертная оценка результатов контрольной работы. |
6