СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии на профессию Механизация сельского хозяйства

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по учебной дисциплине Биология разработана на профессию Механизация сельского хозяйства на один год обучения, с последующей сдачей дифференцированного зачета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии на профессию Механизация сельского хозяйства»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ


ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ








«ОБСУЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Председатель Директор ГОУ СПО КТИНЗ

Методобъединения Научно –методического совета

________________

____________ Ж.Н. Будаева _____________Т.Д. Тугутова ____________А.А Куприянов.


«___»_________2017 г. «___»_________2017 г. «___»_________2017г.









Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



БИОЛОГИЯ























2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.01.23 Механизация сельского хозяйства, входящей в укрупненную группу 35. Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»


Разработчик:

Цыбикова С.Н., преподаватель.














СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ.


    1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.01.23 Механизация сельского хозяйства, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.


1.2.Место учебной дисциплины в учебном плане:

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Биология » направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; - воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.


1.4. Результата освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;

- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;  владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;

- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готов к оказанию первой помощи при травматических простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

- осознает социальную значимость свое профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.



1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента - 47 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента -36 часов;

самостоятельной работы студента - 11 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

47

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекции

17

лабораторные работы

18

контрольные работы

1

Самостоятельная работа студентов (всего)

11

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Календарно - тематический план: Биология. МСХ. 1 курс.

Всего: 36час (в т. ч. ауд.17+ К.Р.1 +18ЛПЗ)+11 СРС.



Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)


Объем часов


Вид

занятия


Формы и методы

контроля


Уровень освоения


Введение



Содержание учебного материала


2

(2)





1


Введение. Биология как наука.

2


Комбинированный урок

Устный опрос

1

Тема 1.

Учение о клетке.









Содержание учебного материала

6

(4+2)





2


Химическая организация клетки. Строение и функции клетки.


2


Комбинированный урок

Биологический диктант

2


3


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

2


Комбинированный урок


Тестирование


2


Практические занятия:


2




1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2

Урок совершенство

вания знаний

Отчет


2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.






Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на тему: «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».

2




Тема 2.

Организм. Развитие и индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала

6

(2+4)




4.





Размножение организмов. Индивидуальное развитие организма. Индивидуальное развитие человека.


2


Комбинированный урок


Тестирование


2



Практические занятия

4




2

1 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

Урок совершенство

вания знаний

отчет


3

Экскурсии: Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние, зимние) изменения в природе.

2

Урок совершенство

вания знаний

отчет



Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на тему: «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».

2




Тема 3.

Основы генетики и селекции.







Содержание учебного материала

6

(2+4)




5.


Закономерности изменчивости

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2


Комбинированный урок


Устный опрос

1


Практические занятия:


4




4

1 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2 Решение генетических задач.

2

Урок совершенствования знаний

отчет


5

3 Анализ фенотипической изменчивости.

4 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

2

Урок совершенствования знаний

отчет



Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

2




Тема 4. Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение.

Содержание учебного материала

6(2+4)




6.




Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. История развития

эволюционных идей. Микроэволюция и макроэволюция.

2


Комбинированный урок


Тестирование


2


Практические занятия

4




6

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

2

Урок совершенствования знаний

Отчет



7

Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

2


Урок совершенство

вания знаний


Отчет




Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина», «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии», «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».

2




Тема 5.

Происхождение человека.

Содержание учебного материала



4

(2+2)




7.



Антропогенез. Человеческие расы.

2

Комбинированный урок


Тестирование

Устный опрос

2

Практические занятия

2




8

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

2

Урок совершенство

вания знаний

Отчет



Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения», «Современный этап развития человечества», «Человеческие расы. Опасность расизма».


2











Тема 6.

Основы экологии.


Содержание учебного материала


4

(2+2)




8.



Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек.

2


Комбинированный урок


Устный опрос



2

Практические занятия

2




9.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.


2

Урок совершенствования знаний

Отчет



Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов (докладов), индивидуальных проектов на темы: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества», «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка», «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке», «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей».

1


Доклады и проекты


Тема 7.

Бионика.


Содержание учебного материала


2

(1+1+0)




9

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

1

Комбинированный урок

Тестирование

1

Контрольная работа №1.

1




Итого:


36










3.условия реализации программы дисциплины.


3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Биология»:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место студента;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов;

- плакаты.

Технические средства обучения:

- приборы и оборудование для проведения ЛПЗ;

- ПК; мультимедиапроектор,

- электронные пособия по предмету;

-лицензионное программное обеспечение


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основная:

1.Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2014.

2.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014 .

3.Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015.


Дополнительная:

1.Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2015.

2.Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2014.


Для преподавателей:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

4. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

5. Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939

6. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2014.

7. Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2015.

8. Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.– М.: 2014.

9. Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2014.

10.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2015.


Интернет-ресурсы:

1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

3. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-ine тесты.

4. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

5. http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

6. http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.

7. http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

9. http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

10. ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.

11. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

12. http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

13. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html - Тесты по биологии.



4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины. Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностных:



- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;

- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;

- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладает навыками безопасной работы во время проектно- исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;


Наблюдение за выполнением контрольной работы

метапредметных:

- осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем,

вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

Наблюдение за выполнением практической работы

предметных:


- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Экспертная оценка результатов контрольной работы.


6