Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»
«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол № ___ от«__»__________2020г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета. Протокол №____ от «___»__________2020г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ ООШ с. Арсеньево Приказ №____ от «___»___________2020г. /___________/ Н. Б. Токарская |
Рабочая программа
основного общего образования
По внеурочной деятельности «Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ»
9 класс
Год разработки 2020
Срок реализации 1 год
Круть Марины Владимировны, учителя биологии, географии
1 квалификационной категории
2020-2021 учебный год
2. Пояснительная записка
2.1.Перечень нормативных документов ,используемых для составления рабочей программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Примерная основная образовательная программа ООО, принята директором МБОУ ООШ с. Арсеньево Н. Б. Токарской________2020 г, Приказ № ____.
Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ с. Арсеньево на 2020-2021 учебный год
Программа воспитания и социализация обучающихся.
Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
2.2. Адресная направленность: для общеобразовательной школы, 9 класс (внеурочная деятельность)
2.3 Образовательная область :Внеурочная деятельность для подготовки к ОГЭ
2.4. Сроки реализации программы : 2020-2021 учебный год
Программа реализуется за 34 часа
Промежуточная аттестация проводится по графику в форме тестирования.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ» к концу 9 класса
Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков:
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;
Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;
Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
Выделять существенные признаки вида, объяснять причины многообразия видов;
Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;
Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;
Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.
Личностные:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Умение применять полученные знания в практической деятельности
Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.
Регулятивные УУД:
Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы).
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.
Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем и задач.
Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе ядовитыми животными.
В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ»
Блок 1. Биология как наука. Методы биологии.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Блок 2. Признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Блок 3. Система, многообразие и эволюция живой природы.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни
человека и собственной деятельности.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Блок 4. Человек и его здоровье.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности Человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая Системы.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система Выделения.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения
и воспитания в развитии психики и поведения человек.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание,
рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя
и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма;
ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении
утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5.Тематическое планирование.
№ | Тема | Теория | Практические работы |
1. | Биология как наука. Методы биологии. | 1 | |
Блок 1. Признаки живых организмов. (7часов) | |
Клетка. | |
2 | Химический состав клетки. | 1 | |
3. | Строение прокариотической и эукариотической клеток. | 1 | |
4. | Практическая работа «Решение тестов по теме «Клетка»» | | 1 |
Организм. | |
5. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | |
6. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 | |
7. | Размножения организмов. | 1 | |
8. | Практическая работа «Решение тестов по теме «Организм» | | 1 |
Раздел 2 Система, многообразие и эволюция живой природы.(15 часов) | |
Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники. | |
9. | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники. | 1 | |
10 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.». | | 1 |
Царство Растения | |
11 | Ткани растений. | 1 | |
12 | Вегетативные органы цветкового растения. | 1 | |
13 | Генеративные органы цветкового растения. Размножение цветковых растений. | 1 | |
14 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Растения» | | 1 |
Основные отделы растений. | | |
15 | Водоросли | 1 | |
16 | Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | |
17 | Голосеменные. Покрытосеменные. | 1 | |
18 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Основные отделы растений» | | 1 |
Царство Животные. | |
19 | Простейшие. | 1 | |
20 | Черви. Моллюски. Членистоногие. | 1 | |
21 | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | 1 | |
22 | Птицы. Млекопитающие. | 1 | |
23 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Животные» | | 1 |
Раздел 3 Человек и его здоровье. (5 часов) | |
24 | Ткани и органы. Внутренняя среда организма. | 1 | |
25 | Покровная, опорно-двигательные системы. | 1 | |
26 | Кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, эндокринная системы. | 1 | |
27 | Дыхательная система, органы чувств. | 1 | |
28 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. | | |
29 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Человек и его здоровье» | | 1 |
Раздел 5 Работа со сборником. | |
30 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант1.2». | | 1 |
31 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант3,4». | | 1 |
32 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 5,6». | | 1 |
33 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 7,8». | | 1 |
34 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 9,10». | | 1 |
| Итого | 22 | 12 |
Литература:
1. Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен», 2021
2. Лернер Г.И ОГЭ 2021. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
3. Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен»,2021
4. Лернер Г.И ОГЭ 2021. Биология. Комплект материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
5. Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/, https://bio-oge.sdamgia.ru/
6.Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельгости « Повторение курса биологии в рамках подготовки к ОГЭ» , 9 класс, 34 часа
Учитель : Круть М. В.
№ | Тема | Дата | Контроль |
1. | Биология как наука. Методы биологии. | | Теория |
Блок 1. Признаки живых организмов. (7часов) | |
Клетка. | |
2 | Химический состав клетки. | | Теория |
3. | Строение прокариотической и эукариотической клеток. | | Теория |
4. | Практическая работа «Решение тестов по теме «Клетка»» | | 1Практические работы |
Организм. | |
5. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | | Теория |
6. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | | Теория |
7. | Размножения организмов. | | Теория |
8. | Практическая работа «Решение тестов по теме «Организм» | | 1Практические работы |
Раздел 2 Система, многообразие и эволюция живой природы.(15 часов) | |
Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники. | |
9. | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники. | | Теория |
10 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. Лишайники.». | | 1Практические работы |
Царство Растения | |
11 | Ткани растений. | | Теория |
12 | Вегетативные органы цветкового растения. | | Теория |
13 | Генеративные органы цветкового растения. Размножение цветковых растений. | | Теория |
14 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Растения» | | 1Практические работы |
Основные отделы растений. | | |
15 | Водоросли | | Теория |
16 | Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. | | Теория |
17 | Голосеменные. Покрытосеменные. | | Теория |
18 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Основные отделы растений» | | 1Практические работы |
Царство Животные. | |
19 | Простейшие. | | Теория |
20 | Черви. Моллюски. Членистоногие. | | Теория |
21 | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | | Теория |
22 | Птицы. Млекопитающие. | | Теория |
23 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Царство Животные» | | 1Практические работы |
Раздел 3 Человек и его здоровье. (5 часов) | |
24 | Ткани и органы. Внутренняя среда организма. | | Теория |
25 | Покровная, опорно-двигательные системы. | | Теория |
26 | Кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, эндокринная системы. | | Теория |
27 | Дыхательная система, органы чувств. | | Теория |
28 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. | | |
29 | Практическая работа «Решение тестов по теме «Человек и его здоровье» | | 1Практические работы |
Раздел 5 Работа со сборником. | |
30 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант1.2». | | 1Практические работы |
31 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант3,4». | | 1Практические работы |
32 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 5,6». | | 1Практические работы |
33 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 7,8». | | 1Практические работы |
34 | Практическая работа «Решение тестов со сборника. Вариант 9,10». | | 1Практические работы |
| Итого | | 34 ч |