СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии ориентирована на использование учебника: Биология 8 класс (авторский коллектив: Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Сарычева Н.Ю.) изд Просвещение, 2022
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС
Программа составлена на основании:
Закона РФ «Об образовании» 273– ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010.
Приказа МОиН РФ «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
Примерных рабочих программ Сивоглазова В. И. Биология. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2021 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2022-2023 учебный год.
Учебного плана МОУ ________________ СШ ЯМР на 2022-2023 уч.г.
Программы воспитания ________________ СШ ЯМР на 2021-2026 уч.г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Сивоглазов В. И., Каменский А.А., Сарычева Н. Ю.– М.: Просвещение, 2022. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
При разработке рабочей программы учтены специфика и традиции образовательной деятельности в МОУ _______________ СШ ЯМР.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (далее УМК) В.И. Сивоглазова. Биология (5 – 9 класс):
Учебник: «Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.И. Сивоглазов, А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева. - рекомендован Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2022 г.-240с.: ил.;
Рабочая тетрадь: Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. В.И. Сивоглазов - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2022 г.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество контрольных, лабораторных и проверочных работ, в том числе: | |
лабораторно-практические работы | контрольные, проверочные, работы | |||
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира. | 6 | 1 |
|
2 | Раздел 2. Физиологические системы органов человека. | 58 | 8 | 8 проверочных работ, 1 КР за 1 полугодие |
3 | Раздел 3. Человек и его здоровье. | 3 |
| 1 (итоговая КР за курс 8 класса) |
4 | Резерв | 1 |
|
|
| ИТОГО | 68 | 9 | 10 |
Цели обучения:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
Задачи обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
В процессе изучения курса биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить сведения по анатомии, физиологии, гигиене человека, общей психологии. В результате обучения у них должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека, об особенностях строения его организма как сложной биосистемы. Большое внимание уделяется формированию жизненных умений и навыков, организации здорового образа жизни.
В основе данного курса лежит системно-деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных и практических работ, экскурсий.
Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
Закона РФ «Об образовании» 273– ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010.
Приказа МОиН РФ «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
Примерных рабочих программ Сивоглазова В. И. Биология. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2022-2023 учебный год.
Учебного плана МОУ ______________ СШ ЯМР на 2022-2023 уч.г.
Программы воспитания ______________СШ ЯМР на 2021-2026 уч.г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Сивоглазов В. И., Каменский А.А., Сарычева Н. Ю.– М.: Просвещение, 2022. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного курса
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Цели обучения:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.
Задачи обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
В процессе изучения курса биологии в 9 классе учащиеся должны усвоить сведения по анатомии, физиологии, гигиене человека, общей психологии. В результате обучения у них должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека, об особенностях строения его организма как сложной биосистемы. Большое внимание уделяется формированию жизненных умений и навыков, организации здорового образа жизни.
В основе данного курса лежит системно-деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных и практических работ, экскурсий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признание права каждого на собственное мнение;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (6ч.)
Науки о человеке (медицина, анатомия, физиология, психология, гигиена). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке. Сходство человека с животными: общие черты. Рудименты. Атавизмы. Особенности строения и поведения, свойственные только человеку. Биосоциальная сущность человека. Основные этапы эволюции человека. Расы человека и их формирование. Характеристика основных рас человека. Организм человека – биосистема. Уровни организации организма: молекула, клетка, ткань, орган, система органов. Структура тела человека. Внутренние органы. Ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения и функционирования тканей. Лабораторная работа «Выявление особенностей строения клеток разных тканей».
Раздел 2. Физиологические системы органов человека (58ч.)
Регуляторные системы: нервная и эндокринная (8ч.).
Регуляция функций организма, способы регуляции. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Гормоны. Нервные импульсы. Единство гуморальной и нервной регуляций в организме. Строение нервной системы и ее функции. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной мозг, его строение и выполняемые функции. Вегетативная нервная система, ее строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Головной мозг. Отделы головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний (конечный), их строение и выполняемые функции.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения головного мозга».
Виды нарушений в работе нервной системы. Врожденные и приобретенные заболевания. Причины нарушений в работе нервной системы. Железы внутренней секреции: щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Особенности функционирования желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы. Роль гипофиза и гипоталамуса в гуморальной регуляции. Причины нарушения работы эндокринной системы. Заболевания, связанные с нарушением работы эндокринной системы.
Сенсорные системы (7ч.)
Сенсорные системы, или анализаторы. Понятие об органах чувств и рецепторах. Расположение, строение и функции анализаторов. Значение зрения в жизни человека. Строение органов зрения. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат.
Лабораторная работа №2 «Изучение строения и работы органа зрения».
Восприятие зрительной информации. Нарушения в работе органов зрения и их предупреждение. Значение слуха в жизни человека. Строение органа слуха: наружное, среднее, внутреннее ухо. Функции отделов органа слуха. Работа органа слуха. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат: расположение, строение и функции. Нарушения работы органа равновесия. Нарушения работы органов слуха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Значение кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса в жизни человека. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Боль. Обоняние. Орган вкуса.
Опорно-двигательная система (5ч.)
Значение опорно-двигательной системы. Общая характеристика и функции скелета. Отделы скелета: осевой скелет, скелет черепа, скелет конечностей. Кости, составляющие отделы скелета.
Лабораторная работа №3 «Выявление особенностей строения позвонков».
Состав и строение костей. Виды костей: трубчатые, плоские, губчатые. Строение бедренной кости. Соединения костей: подвижные (сустав), полуподвижные, неподвижные. Строение сустава. Строение и работа скелетной мышцы. Нервная регуляция работы мышц. Основные группы скелетных мышц. Нарушения опорно-двигательной системы. Травмы. Оказание первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа№4 «Выявление плоскостопия и нарушений осанки» (выполняется дома).
Внутренняя среда организма (4ч.)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Состав крови и ее функции. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, моноциты, лимфоциты, тромбоциты. Иммунитет и органы иммунной системы.
Лабораторная работа №5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки».
Иммунитет. Виды иммунитета. Вакцинация, лечебная сыворотка. Нарушения иммунитета. СПИД. Аллергия. Свертывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донор. Реципиент.
Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (4ч.)
Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Давление крови. Пульс. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система.
Лабораторная работа №5 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»,
Лабораторная работа №6 «Измерение кровеносного давления с помощью автоматического прибора».
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система (3ч.)
Значение дыхания. Дыхательная система человека. Органы дыхания и их функции. Строение легких. Голосовой аппарат. Газообмен. Дыхательные движения: вдох и выдох. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания.
Лабораторная работа №7 «Измерение обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Защитные реакции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Травмы дыхательной системы. Первая помощь при нарушении дыхания и остановке сердца. Гигиена дыхания.
Пищеварительная система (5ч.)
Состав пищи. Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Строение ротовой полости. Строение и значение зубов. Смена зубов. Язык. Слюнные железы. Слюна.
Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения зубов».
Строение желудка. Желудочный сок. Пищеварение в желудке. Тонкий кишечник. Поджелудочная железа. Печень. Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник. Аппендикс. Регуляция пищеварения. Работы И.П. Павлова по изучению процессов пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварительной системы.
Обмен веществ (5ч.)
Обмен веществ – общее свойство всех живых организмов. Затраты энергии в организме. Нормы и режим питания. Калорийность пищи. Белки: полноценные, неполноценные. Значение белков в организме человека. Углеводы – главный источник энергии в организме. Жиры, их значение. Обмен воды. Значение воды в организме человека. Обмен минеральных солей. Значение минеральных веществ в организме человека. Роль витаминов в организме человека. Классификация витаминов. Гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз. Источники витаминов. Сохранение витаминов в пище. Регуляция обмена веществ. Основной обмен. Нарушения обмена веществ.
Покровы тела (2ч.)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Железы кожи (потовые, сальные). Производные кожи (волосы, ногти). Кожа – орган теплоотдачи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Причины повреждения кожных покровов. Оказание первой помощи при перегревах, ожогах, обморожении. Закаливание. Заболевания кожи.
Мочевыделительная система (2ч.)
Выделение и его значение. Строение мочевыделительной системы. Органы мочевыделения. Почки: внешнее и внутреннее строение. Мочевой пузырь. Строение нефрона. Образование мочи. Регуляция работы почек. Заболевания органов выделения. Репродуктивная система.
Репродуктивая система. Индивидуальное развитие организма человека (4ч.)
Половая система человека (женская и мужская). Половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Менструация. Индивидуальное развитие организма человека (эмбриональный и постэмбриональный периоды). Эмбриональный период. Зародыш. Плод. Роды. Постэмбриональный период. Закономерности роста и развития ребенка. Половое созревание. Наследование пола и других признаков у человека. Ген – единица наследственности. Наследственные болезни, их причины. Врожденные заболевания у человека, их причины. Инфекции, передающиеся половым путем. Забота о репродуктивном здоровье. Контрацепция. Предупреждение нежелательной беременности. Профилактика и предупреждение наследственных и врожденных заболеваний. Значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Поведение и психика человека (9ч.)
Учение о высшей нервной деятельности (ВНД). Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы. Высшая нервная деятельность – совокупность безусловных и условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты. Условные рефлексы. Образование условных рефлексов. Механизм выработки условного рефлекса. Торможение условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение и внутреннее (условное) торможение. Суточный ритм. Бодрствование и сон. Значение сна. Медленный сон. Быстрый сон. Сновидения. Нарушения сна и их предупреждение. Сигнальные системы. Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система. Речевые условные рефлексы. Мышление. Виды мышления. Значение памяти. Виды памяти. Механизм запоминания. Обучение. Навыки. Эмоции. Многообразие эмоций. Виды эмоций. Состояние аффекта. Страсть. Темперамент. Виды темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Деятельность – осознанная активность человека. Цель и мотив деятельности. Потребности (биологические, социальные, духовные). Познание как вид деятельности человека. Одаренность.
Раздел 3. Человек и его здоровье (3ч.)
Здоровье человека. Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. Основные формы труда. Рациональная организация труда и отдыха. Взаимосвязь человека и окружающей среды. Воздействие окружающей среды на организм человека (факторы неживой природы, антропогенные, биотические, социальные факторы).
Резерв (1ч.).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество контрольных, лабораторных и проверочных работ, в том числе: | |
лабораторно-практические работы | контрольные, проверочные, работы | |||
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира. | 6 | 1 |
|
2 | Раздел 2. Физиологические системы органов человека. | 58 | 8 | 8 проверочных работ, 1 КР за 1 полугодие |
3 | Раздел 3. Человек и его здоровье. | 3 |
| 1 (итоговая КР за курс 8 класса) |
4 | Резерв | 1 |
|
|
| ИТОГО | 68 | 9 | 10 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по кален-дарно – темати-ческому плану | Основное содержание урока | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира
| 5 | 6 | | ||
Науки о человеке (медицина, анатомия, физиология, психология, гигиена). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Расы современного человека. Общий обзор организма человека. Ткани. Лабораторная работа 1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей».
| Объяснять сущность понятий «медицина», «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена». Определять значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять современные методы изучения организма человека. Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Определять черты сходства и различия человека и животных. Объяснять причины возникновения у человека особенностей строения и поведения. Характеризовать человека как существо биосоциальное. Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека. Объяснять происхождение рас. Приводить доказательства несостоятельности расизма. Объяснять сущность понятий «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выделять уровни организации организма человека. Различать части тела человека, указывать место их расположения в организме. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
| ||||
Раздел 2. Физиологические системы органов человека | 58 | 58 |
| ||
Тема 1. Регуляторные системы – нервная и регуляторная | 9 | 8 | Регуляция функций организма, способы регуляции. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Гормоны. Нервные импульсы. Единство гуморальной и нервной регуляций в организме. Строение нервной системы и ее функции. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной мозг, его строение и выполняемые функции. Вегетативная нервная система, ее строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Головной мозг. Отделы головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний (конечный), их строение и выполняемые функции. Лабораторная работа 2 «Изучение строения головного мозга». Виды нарушений в работе нервной системы. Врожденные и приобретенные заболевания. Причины нарушений в работе нервной системы. Железы внутренней секреции: щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Особенности функционирования желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы. Роль гипофиза и гипоталамуса в гуморальной регуляции. Причины нарушения работы эндокринной системы. Заболевания, связанные с нарушением работы эндокринной системы.
| Объяснять сущность понятий «гуморальная регуляция» и «нервная регуляция». Объяснять механизмы их действия. Приводить доказательства того, что согласованность работы организма обеспечивает нейрогуморальная регуляция. Объяснять сущность понятий «центральная нервная система», «периферическая нервная система», «соматическая нервная система», «вегетативная нервная система», «рефлекс», «рефлекторная дуга». Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации. Распознавать на рисунках, таблицах органы нервной системы. Характеризовать особенности строения головного мозга и его отделов. Объяснять функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы. Приводить доказательства необходимости профилактики заболеваний нервной системы. Объяснять сущность понятий «секрет», «железы внешней секреции», «железы внутренней секреции», «железы смешанной секреции», «гипоталамус». Объяснять функции желёз внутренней секреции. Характеризовать эндокринные железы, осуществляющие гуморальную регуляцию. Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах железы внутренней секреции. Объяснять причины нарушений работы эндокринной системы. Объяснять взаимосвязь нарушений работы желёз внутренней секреции с возникновением заболеваний. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
| |
Тема 2. Сенсорные системы | 6 | 7 | Сенсорные системы, или анализаторы. Понятие об органах чувств и рецепторах. Расположение, строение и функции анализаторов. Значение зрения в жизни человека. Строение органов зрения. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат. Лабораторная работа 3 «Изучение строения и работы органа зрения». Восприятие зрительной информации. Нарушения в работе органов зрения и их предупреждение. Значение слуха в жизни человека. Строение органа слуха: наружное, среднее, внутреннее ухо. Функции отделов органа слуха. Работа органа слуха. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат: расположение, строение и функции. Нарушения работы органа равновесия. Нарушения работы органов слуха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Значение кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса в жизни человека. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Боль. Обоняние. Орган вкуса.
| Объяснять сущность понятий «анализатор», «органы чувств», «рецепторы». Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств человека. Распознавать на рисунках, таблицах анализаторы. Объяснять путь прохождения сигнала по анализатору. Выделять существенные признаки строения и функционирования анализаторов и органов чувств. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 3. Опорно-двигательная система | 5 | 5 | Значение опорно-двигательной системы. Общая характеристика и функции скелета. Отделы скелета: осевой скелет, скелет черепа, скелет конечностей. Кости, составляющие отделы скелета. Лабораторная работа 4 «Выявление особенностей строения позвонков». Состав и строение костей. Виды костей: трубчатые, плоские, губчатые. Строение бедренной кости. Соединения костей: подвижные (сустав), полуподвижные, неподвижные. Строение сустава. Строение и работа скелетной мышцы. Нервная регуляция работы мышц. Основные группы скелетных мышц. Нарушения опорно-двигательной системы. Травмы. Оказание первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы. Лабораторная работа 5 «Выявление плоскостопия и нарушений осанки» (выполняется дома).
| Выделять существенные признаки строения и функционирования опорно-двигательной системы человека. Распознавать на рисунках, таблицах отделы скелета и кости, их составляющие. Объяснять особенности строения скелета человека. Объяснять зависимость строения костей от выполняемых функций. Проводить биологические исследования, распознавать на наглядных пособиях позвонки разных отделов позвоночника. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, объяснять наличие отличительных признаков. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 4. Внутренняя среда организма | 4 | 4 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Состав крови и ее функции. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, моноциты, лимфоциты, тромбоциты. Иммунитет и органы иммунной системы. Лабораторная работа 6 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки». Иммунитет. Виды иммунитета. Вакцинация, лечебная сыворотка. Нарушения иммунитета. СПИД. Аллергия. Свертывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донор. Реципиент.
| Объяснять сущность понятий «внутренняя среда организма», «гомеостаз». Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Выявлять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови. Описывать функции крови. Характеризовать виды иммунитета. Объяснять различия между вакциной и сывороткой. Объяснять причины его нарушения. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение для организма. Называть группы крови. Понимать необходимость знания своей группы крови. Объяснять принципы переливания крови и его значение. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 5. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы | 4 | 4 | Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Давление крови. Пульс. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система. Лабораторная работа 7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки», Лабораторная работа 8 «Измерение кровеносного давления с помощью автоматического прибора». Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях.
| Объяснять значение органов кровообращения. Объяснять особенности строения и работы сердца человека. Выявлять особенности строения сердца и кровеносных сосудов, связанные с выполняемыми ими функциями. Распознавать на рисунках, таблицах органы кровообращения. Характеризовать сердечный цикл. Выделять особенности строения кровеносной системы и движения крови по сосудам. Распознавать на рисунках, таблицах, наглядных пособиях органы кровеносной и лимфатической систем. Объяснять сущность понятий «пульс», «давление крови». Объяснять механизм регуляции работы сердца. Освоить приёмы измерения пульса, давления крови. Фиксировать результаты измерений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Характеризовать врождённые и приобретённые заболевания сердечнососудистой системы. Анализировать причины возникновения сердечнососудистых заболеваний. Характеризовать признаки различных видов кровотечений. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 6. Дыхательная система | 3 | 3 | Значение дыхания. Дыхательная система человека. Органы дыхания и их функции. Строение легких. Голосовой аппарат. Газообмен. Дыхательные движения: вдох и выдох. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Лабораторная работа 9 «Измерение обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Защитные реакции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Травмы дыхательной системы. Первая помощь при нарушении дыхания и остановке сердца. Гигиена дыхания.
| Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознавать на рисунках, таблицах, наглядных пособиях органы дыхательной системы. Объяснять функции органов дыхательной системы Объяснять механизм дыхания. Объяснять опасность заболеваний органов дыхания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Объяснять важность гигиены дыхания. Освоить приёмы оказания первой помощи при спасении утопающего, отравлении угарным газом, простудных заболеваниях. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 7. Пищеварительная система | 5 | 5 | Состав пищи. Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Строение ротовой полости. Строение и значение зубов. Смена зубов. Язык. Слюнные железы. Слюна. Лабораторная работа 10 «Изучение внешнего строения зубов». Строение желудка. Желудочный сок. Пищеварение в желудке. Тонкий кишечник. Поджелудочная железа. Печень. Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник. Аппендикс. Регуляция пищеварения. Работы И.П. Павлова по изучению процессов пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварительной системы. | Объяснять сущность понятий «питание», «пищеварение». Определять состав пищи. Выделять особенности строения пищеварительной системы. Распознавать на рисунках, таблицах, наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике. Объяснять роль печени и поджелудочной железы. Оценивать вклад русских учёных-биологов в развитие науки медицины. Характеризовать гуморальную и нервную регуляции пищеварения. Анализировать причины основных заболеваний органов пищеварительной системы. Описывать меры профилактики нарушений работы органов пищеварительной системы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | |
Тема 8. Обмен веществ | 5 | 5 | Обмен веществ – общее свойство всех живых организмов. Затраты энергии в организме. Нормы и режим питания. Калорийность пищи. Белки: полноценные, неполноценные. Значение белков в организме человека. Углеводы – главный источник энергии в организме. Жиры, их значение. Обмен воды. Значение воды в организме человека. Обмен минеральных солей. Значение минеральных веществ в организме человека. Роль витаминов в организме человека. Классификация витаминов. Гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз. Источники витаминов. Сохранение витаминов в пище. Регуляция обмена веществ. Основной обмен. Нарушения обмена веществ.
| Объяснять сущность понятий «энергетический обмен», «пластический обмен». Выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека. Объяснять сущность понятий «нормы питания», «режим питания». Сравнивать энергозатраты людей разных профессий, делать выводы на основе сравнения. Составлять свой режим питания. Объяснять сущность понятий «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Классифицировать витамины. Определять роль витаминов в организме человека. Анализировать способы сохранения витаминов. Анализировать причины нарушения обмена веществ в организме. Объяснять сущность понятий «анорексия», «булимия». Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ. | |
Тема 9. Покровы тела | 2 | 2 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Железы кожи (потовые, сальные). Производные кожи (волосы, ногти). Кожа – орган теплоотдачи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Причины повреждения кожных покровов. Оказание первой помощи при перегревах, ожогах, обморожении. Закаливание. Заболевания кожи.
| Выделять существенные признаки кожи, её желёз и производных. Объяснять причины загара. Распознавать на рисунках, таблицах слои кожи и их компоненты. Выделять существенные признаки терморегуляции Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Объяснять причины солнечного удара, ожога, обморожения. Освоить приёмы оказания первой помощи при повреждении кожи, тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Объяснять профилактическое значение закаливания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных кожных заболеваний
| |
Тема 10. Мочевыделительная система | 2 | 2 | Выделение и его значение. Строение мочевыделительной системы. Органы мочевыделения. Почки: внешнее и внутреннее строение. Мочевой пузырь. Строение нефрона. Образование мочи. Регуляция работы почек. Заболевание органов выделения
| Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Объяснять сущность понятий «выделение», «нефрон». Распознавать на рисунках, таблицах органы мочевыделительной системы, основные части почек Характеризовать последовательность этапов очищения крови. Объяснять сущность понятий «первичная моча», «вторичная моча». Сравнивать состав первичной и вторичной мочи, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать регуляцию работы почек. Анализировать причины, вызывающие заболевания органов мочевыделительной системы
| |
Тема 11. Репродуктивное система. Индивидуальное развитее организма человека. | 5 | 4 | Половая система человека (женская и мужская). Половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Менструация. Индивидуальное развитие организма человека (эмбриональный и постэмбриональный периоды). Эмбриональный период. Зародыш. Плод. Роды. Постэмбриональный период. Закономерности роста и развития ребенка. Половое созревание. Наследование пола и других признаков у человека. Ген – единица наследственности. Наследственные болезни, их причины. Врожденные заболевания у человека, их причины. Инфекции, передающиеся половым путем. Забота о репродуктивном здоровье. Контрацепция. Предупреждение нежелательной беременности. Профилактика и предупреждение наследственных и врожденных заболеваний. Значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
| Характеризовать основные этапы развития зародыша и плода человека. Описывать особенности роста и развития ребёнка после рождения. Определять возрастные этапы развития человека. Объяснять сущность понятия «половое созревание» Характеризовать особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать на рисунках, таблицах органы репродуктивной системы, объяснять их функции. Объяснять сущность понятий: «оплодотворение», «врождённые заболевания». Характеризовать возможные причины их возникновения. Объяснять механизмы заражения половыми инфекциями, ВИЧ. Объяснять сущность понятия «репродуктивное здоровье. Объяснять значение медико-генетического консультирования как одного из основных видов профилактики наследственных заболеваний. Объяснять механизм формирования пола. Объяснять сущность понятия «ген». Объяснять причины возникновения наследственных заболеваний у человека. | |
Тема 12. Поведение и психика человека | 8 | 9 | Учение о высшей нервной деятельности (ВНД). Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы. Высшая нервная деятельность – совокупность безусловных и условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты. Условные рефлексы. Образование условных рефлексов. Механизм выработки условного рефлекса. Торможение условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение и внутреннее (условное) торможение. Суточный ритм. Бодрствование и сон. Значение сна. Медленный сон. Быстрый сон. Сновидения. Нарушения сна и их предупреждение. Сигнальные системы. Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система. Речевые условные рефлексы. Мышление. Виды мышления. Значение памяти. Виды памяти. Механизм запоминания. Обучение. Навыки. Эмоции. Многообразие эмоций. Виды эмоций. Состояние аффекта. Страсть. Темперамент. Виды темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Деятельность – осознанная активность человека. Цель и мотив деятельности. Потребности (биологические, социальные, духовные). Познание как вид деятельности человека. Одаренность.
| Объяснять сущность понятий «высшая нервная деятельность», «рефлекс», «безусловный рефлекс», «условный рефлекс». Оценивать вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создание учения о высшей нервной деятельности. Сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения. Классифицировать безусловные рефлексы. Объяснять роль условных рефлексов. Объяснять сущность и особенности психики человека. Характеризовать понятия: память, речь, мышление, темперамент, характер. Классифицировать темпераменты. Характеризовать виды темпераментов. Объяснять связь характера человека с особенностями индивидуального темперамента. | |
Раздел 3. Человек и его здоровье
| 2 | 3 | Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. Основные формы труда. Рациональная организация труда и отдыха. Взаимосвязь человека и окружающей среды. Воздействие окружающей среды на организм человека (факторы неживой природы, антропогенные, биотические, социальные факторы). Обобщение и систематизация знаний по курсу «Биология. 8 класс». Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.
| Объяснять сущность понятия «здоровье». Называть факторы, укрепляющие здоровье человека. Описывать и сравнивать виды трудовой деятельности. Осваивать приёмы рациональной организации труда и отдыха Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды. Характеризовать воздействие окружающей среды, влияющее на здоровье человека. Объяснять значение социальной среды как фактора, влияющего на здоровье человека
| |
Резерв | 5 | 1 |
|
| |
Итого: | 70 | 68 |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока
| Кол-во часов | Дата проведения |
Дом. задание |
Инструментарий
| ||
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (6 ч) | |||||||
1/1 | Науки, изучающие организм человека. | 1 |
|
| П.1 , с.6-8 (схема) |
| |
2/2 | Систематическое положении человека. | 1 |
|
| П.2, (с.10-13) синквейн |
| |
3/3 | Эволюция человека. Расы современного человека. | 1 |
|
| П.3 (с.15-18 (зад. стр.19 после параграфа), инд. мини-проекты |
| |
4/4 | Общий обзор организма человека. | 1 |
|
| П.4 (с. 20-23) (схема и табл. со стр. 24) |
| |
5/5 | Ткани. Лабораторная работа 1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей». | 1 |
|
| П.5 (с.23-28), табл. с.29, отчет по лаб/р |
| |
6/6 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗА КУРС 7 КЛАССА | 1 |
|
| Кроссворд по терминам 7 класса. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Раздел 2. Физиологические системы органов человека (58 ч) | |||||||
Тема 1. Регуляторные системы: нервная и эндокринная (8ч) | |||||||
6/1 | Регуляция функций организма. | 1 |
|
| П.6 (с.32-34), работа с текстом (зад.стр.34) |
| |
7/2 | Строение и функции нервной системы. | 1 |
|
| П.7 (с.38-задание) |
| |
8/3 | Строение и функции спинного мозга. Вегетативная нервная система. | 1 |
|
| П.8 (с.38-40), задания с.41, таблица |
| |
9/4 | Строение и функции головного мозга. | 1 |
|
| П.9 (с.42-45), таблица,зад.стр.46 |
| |
10/4 | Лабораторная работа 2 «Изучение строения головного мозга». | 1 |
|
| с. 46 (отчет по лаб/р) |
| |
11/5 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | 1 |
|
| П.10 (с.47-48) (ответить на вопросы с.49) |
| |
12/6 | Строение и функции желёз внутренней секреции. | 1 |
|
| П.11 (с.49-52) (заполнить табл. с.53) |
| |
13/7 | Нарушения работы эндокринной системы и их предупреждение. | 1 |
|
| П.12 (с.54-56) (заполнить табл. с.56) |
| |
14/8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Регуляторные системы: нервная и эндокринная» (проверочная работа 1) | 1 |
|
| Кроссворд по теме. |
| |
Тема 2. Сенсорные системы (7ч) | |||||||
15/1 | Строение сенсорных систем (анализаторов) и их значение. | 1 |
|
| П.13 (с.57-58) сообщения с.59) |
| |
16/2 | Зрительный анализатор. Строение глаза. Лабораторная работа 3 «Изучение строения и работы органа зрения».
| 1 |
|
| П.14 (с.59-61) (табл. .62), отчет по лаб/р |
| |
17/3 | Восприятие зрительной информации. Нарушения работы органов зрения . | 1 |
|
| П.15 (с.63-65), ответить на вопросы с.65
|
| |
18/4
| Слуховой анализатор. Строение и работа органа слуха. | 1 |
|
| П.16 (с.66-69) с. 69 - таблица |
| |
19/5 | Орган равновесия. Нарушения работы органов слуха и равновесия и их предупреждение. | 1 |
|
| П.17 (с.70-72), сообщения |
| |
20/6 | Кожно-мышечная чувствительность. Обонятельный и вкусовой анализаторы. | 1 |
|
| П.18 (с.73-76) (вопросы с.77) |
| |
21/7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сенсорные системы» (проверочная работа 2) |
|
|
|
|
| |
Тема 3. Опорно-двигательная система (5ч) | |||||||
22/1 | Строение и функции скелета человека. Лабораторная работа 4 «Выявление особенностей строения позвонков». | 1 |
|
| П.19 (с.78-82), отчет по лаб/р |
| |
23/2 | Строение костей. Соединение костей. | 1 |
|
| П.20 (с.84-87), задание с.87 |
| |
24/3 | Строение и функции мышц. | 1 |
|
| П.21 (с.88-92), составить модель-схему (с.93) |
| |
25/4 | Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы. Лабораторная работа 5 «Выявление плоскостопия и нарушений осанки» (выполняется дома). | 1 |
|
| П.22 (с.94-96), отчет по лаб/р., сообщения |
| |
26/5 | Контрольная итоговая работа №1 за 1 полугодие. | 1 |
|
| Кроссворд по терминам темы. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 4. Внутренняя среда организма (4ч) | |||||||
27/1 | Состав и функции внутренней среды организма. Кровь и ее функции. | 1 |
|
| П.23 (с.98-101), начертить схему состава крови |
| |
28/2 | Форменные элементы крови. Лабораторная работа 6 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки». | 1 |
|
| П.24 (с.102-104), отчет по лаб/р. Ответить вопросы на с.105. |
| |
29/3 | Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. | 1 |
|
| П.25 (с.106-109), работа с текстом – зад.на с.109 |
| |
30/4 | Свертывание крови. Группы крови. (проверочная работа 3) | 1 |
|
| П.26 (с.111-112), рисунок-схема (зад. стр.114) Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 5. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (4ч) | |||||||
31/1 | Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца. | 1 |
|
| П.27 (с.115-118), ответить на вопросы с.119 |
| |
32/2 | Движение крови и лимфы в организме. Лабораторная работа 7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки», Лабораторная работа 8 «Измерение кровеносного давления с помощью автоматического прибора». | 1 |
|
| П.28 (с.121-124), отчет по лаб/р. Ответить вопросы на с.124. |
| |
33/3 | Гигиена сердечно-сосудистой системы и первая помощь при кровотечениях. | 1 |
|
| П.29 (с.126-128), ответы на вопросы.на с.129 |
| |
34/4 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы» (проверочная работа 4) | 1 |
|
| Кроссворд по теме. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 6. Дыхательная система (3ч) | |||||||
35/1 | Строение органов дыхания. | 1 |
|
| П.30 (с.130-132), сост. модель и табл. с.132 |
| |
36/2 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. |
|
|
| П.31 (с.133-135), задания после п.31 |
| |
37/3 | Заболевания органов дыхания и их гигиена. | 1 |
|
| П.32 (с.136-139) мини-проекты. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 7. Пищеварительная система (5ч) | |||||||
38/1 | Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. | 1 |
|
| П.33 (с.140-141), сост. схему с.143 |
| |
39/2 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения зуба» | 1 |
|
| П.34 (с.144-147), отчет по лаб/р. |
| |
40/3 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 |
|
| П.35 (с.148-152) задание с.152 |
| |
41/4 | Регуляция пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | 1 |
|
| П.36 (с.153-155), сообщения, подг. к пров.раб. по темам «Дых.сист.», «Пищ.сист.» |
| |
42/5 | Повторительно-обобщающий урок по темам «Дыхательная и пищеварительная системы» (проверочная работа 5) | 1 |
|
| Кроссворд по темам. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 8. Обмен веществ (5ч) | |||||||
43/1 | Понятие об обмене веществ. | 1 |
|
| П.37 (с.157-159) задание с.160 (работа с текстом) |
| |
44/2 | Обмен белков, углеводов и жиров. | 1 |
|
| П.38 (с.160-162), таблица с.162 |
| |
45/3 | Обмен воды и минеральных солей. | 1 |
|
| П.39 (с.163-165), мини-проекты |
| |
46/4 | Витамины и их роль в организме. | 1 |
|
| П.40 (с.166-169), таблица с.170 |
| |
47/5 | Регуляция обмена веществ. Нарушения обмена веществ. (проверочная работа 6) | 1 |
|
| П.41 (с.170-172) задание с.152. Выборочные тематические задания из сборника ОГЭ |
| |
Тема 9. Покровы теля (2ч) | |||||||
48/1 | Строение и функции кожи. | 1 |
|
| П.42 (с.173-177) таблица с.177 |
| |
49/2 | Гигиена кожи. Кожные заболевания. | 1 |
|
| П.43 (с.178-180) мини-проекты. |
| |
Тема 10. Мочевыделительная система (2ч) | |||||||
50/1 | Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. | 1 |
|
| П.44 (с.182-184), с.184 (выполни задание) |
| |
51/2 | Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы и их профилактика. | 1 |
|
| П.45 (с.185-187) |
| |
Тема 11. Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека (4ч) | |||||||
52/1 | Женская и мужская репродуктивная (половая) система. | 1 |
|
| П.46 (с.189-191) |
| |
53/2 | Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка после рождения. | 1 |
|
| П.47 (с.192-194), таблица с.195 | ||
54/3 | Наследование признаков. Наследственные болезни и их предупреждение. | 1 |
|
| П.48 (с.196-198), с.198 (таблица с.198) |
| |
55/4 | Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем. (проверочная работа 7) | 1 |
|
| П.49 (с.199-202), с.184 (выполни задание) |
| |
Тема 12. Поведение и психика человека (9ч) | |||||||
56/1 | Учение о высшей нервной деятельности И.М.Сеченова и И.П. Павловича. | 1 |
|
| П.50 (с.203-205), (задания с.205) |
| |
57/2 | Образование и торможение условных рефлексов. | 1 |
|
| П.51 (с.206-209), (выполни задание - с.210) | ||
58/3 | Сон и бодрствование. Значение сна. | 1 |
|
| П.52 (с.211-213), с.214 (сообщения) | ||
59/4 | Особенности психики человека. Мышление. | 1 |
|
| П.53 (с.215-218), с.218 – ответить на вопросы | ||
60/5 | Память и обучение. | 1 |
|
| П.54 (с.219-221), (таблица с.221) | ||
61/6 | Эмоции. Темперамент и характер. | 1 |
|
| П.55-56 (с.222-226), таблица с.226, мини-проекты | ||
62/7 | Цель и мотивы деятельности человека. | 1 |
|
| П.57 (с.227-229), с.198 (с.230) |
| |
63/8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Поведение и психика человека» (проверочная работа 8) | 1 |
|
| подготовиться к итоговой к/р за курс 8 класса | ||
64/9 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса (КР №2) | 1 |
|
| Кроссворд по терминам курса 8 класса | ||
Раздел 3. Человек и его здоровье (3ч) | |||||||
65/1 | Здоровье человека и здоровый образ жизни. | 1 |
|
| П.58 (с.232-234), задание по группам |
| |
66/2 | Человек и окружающая среда. | 1 |
|
| П.59 (с.235-237), мини-проекты |
| |
67/3 | Повторительно-обобщающий игровой урок по материалу курса 8 класса (с применением ИКТ) | 1 |
|
| Летние творческие задания |
| |
РЕЗЕРВ (1ч) | |||||||
68/1 | РЕЗЕРВ | 1 |
|
| - | ||
ИТОГО: 68 часов (к/р – 2, лаб.р – 9, проверочн.р - 8) |
ПРИМЕЧАНИЕ: Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.
При планировании учебного процесса по биологии для таких детей определяются базовые элементы содержания учебного материала и способы контроля знаний, регулируется темп обучения. Планируемые результаты обучения, отнесенные к блоку «обучающийся научится», должны быть освоены обучающимися с ЗПР. Планируемые результаты блока «Обучающийся получит возможность научиться», обозначенные в программах курсивом, не предназначены для детей с задержкой психического развития.
Контролирующие задания для учащихся с ЗПР не содержат большой текстовый формат; задания имеют предлагаемые ответы воспроизводящего (репродуктивного) характера (часть А с выбором одного верного ответа из 3-4 предлагаемых вариантов).
Особое внимание обращается на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности. При организации занятий обращается внимание на индивидуальные возможности детей – задание лежит в зоне умеренной трудности, но является доступным, так как на первых этапах коррекционной работы ученику обеспечивается субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ученика.
Требования к тестам по биологии для учащихся с ЗПР:
каждый пункт теста содержит не более трех вариантов ответа, так как учащиеся не способны сопоставлять и удерживать в памяти большой объем информации;
вопросы теста предусматривают знание фактического материала темы и умение сравнивать, логически мыслить на несложном уровне;
в основном предусматривается один ответ на предъявленные варианты, редко – несколько ответов;
тесты применяются на обобщающих уроках по отдельным изученным темам, могут использоваться при подготовке учащихся к урокам.
Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия формируются с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.
Таблицы полезны не только для усвоения какой-либо информации, но и для приобретения навыков анализа цифрового материала или условных соотношений. С помощью таблиц мы можем научить учащихся с задержкой психического развития выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Таблицы, используемые для учащихся с ЗПР, должны быть легко обозримыми, простыми и наглядными, не перегруженными излишними деталями. Использование таблиц может помочь развивать навыки описания биологического объекта, сравнения объектов и их функций. Для учащихся с задержкой психического развития таблицы даются с частичным заполнением граф.
Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.
К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.
В обучении используются федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.
Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.
К интерактивным ЭОИ относятся:
интерактивные плакаты, виртуальные лабораторные работы, практикумы, интерактивные творческие задания;
электронные наглядные пособия.
Приложения к программе
Тематика проектной и исследовательской деятельности, предложенные авторской программой:
1. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.
2. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.
3. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.
4. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.
5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.
6. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
7. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.
8. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приемам пищи), сопоставление с нормативами.
9. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.
10. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания; улучшение состояния