СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составленна в соответствии с программой специальной коррекционной школы 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 6 классе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО заместитель директора директор школы

учителей трудового обучения по УВР ___________ Гизатуллин С.А

Протокол № ____ __________ Ахметова М.В.

от «____» ____________2018 г Приказ №________

«____» ____________2018 г от «__» _______2018г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Биология»

6 класс





Составила: Туктакеева Л. Г. , учитель 1 категории


г. Чернушка

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; 2000 года издания, утвержденной Министерством образования РФ под редакцией В.В. Воронковой.

Согласно учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение естествознанию в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Программа направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Цель: дать обучающимся основные знания по неживой природе, сформировать представление о мире, который окружает человека.

Задачи:

  • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

  • формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман;

  • корректировать недостатки психофизического развития обучающихся, их познавательных интересов и возможностей;

  • коррекция недостатков трудовой деятельности через несложную обработку почвы на пришкольном участке;

  • развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать;

  • воспитание бережного отношения к природе.

Обучающиеся получают знания по неживой природе, у них формируется представление о мире, который окружает человека.

В 6 классе обучающиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Программа 6 класса состоит из 5-х разделов: «Природа», «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва».

В разделе «Природа» происходит связь с раннее изученным предметом природоведение, то есть, опираясь, на имеющиеся знания о природе переходят на более глубокое изучение живой и не живой природы.

В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.

Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.

Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв. Проводится экскурсия по изучению слоев земли, определение величины почвенного слоя.

Формы обучения. Беседа, рассказ, дискуссия, индивидуальная и групповая работа. Для успешного обучения кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал.

Формы контроля: тестирование, опрос, решение кроссвордов, работа с индивидуальными карточками. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы.

Таким образом, программа способствует поэтапному формированию умственных действий у школьников, развитию мышления, способности к обобщению, позволяя учитывать индивидуальные и познавательные деятельности учащихся. Кроме того, развитие познавательной и учебной деятельности в целом происходит при большой активности и самостоятельности обучающихся.













Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:


Обучающиеся должны знать:


  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и
    глинистой почвы;

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере
    металлов, воды, воздуха: расширение при нагревании и сжатие при
    охлаждении, способность к проведению тепла, текучесть воды и движение
    воздуха.

Обучающиеся должны уметь:


  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почв на пришкольном участке.






























Содержание учебного материала Всего – 68 часов.

Природа (1 ч)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкость, жидкостей - в газы. Планета, на которой мы живем - Земля.

Вода (15 ч)

Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Свойства воды растворять некоторые твердые вещества. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская сода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту и хозяйстве человека. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней.

Воздух (14ч)

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха. Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и жизни человека. Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые (25ч)

Разнообразие полезных ископаемых. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве: гранит, известняк, песок, глина. Торф. Внешний вид и свойства торфа, Образование, добыча и использование торфа. Каменный уголь их внешний вид и свойства. Добыча и использование. Нефть его внешний вид и свойства. Добыча нефти. Продукты переработки нефти. Природный газ: свойства, добыча и использование. Правила обращения с газов в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и его свойства. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение цветных и черных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Почва (13ч)

Почва - плодородный верхний слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества- минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых.

Различие песчаных и глинистых почв. Основное свойство почвы -плодородие. Обработка почвы па участке. Значение почвы для с/х. Охрана почвы.




Календарно-тематическое планирование


I четверть 2 часа в неделю - всего 16 часов


№ урока

Темы уроков

Кол-во часов

на разделы

Кол-во часов на тему

2018-2019 учебный год



По плану

Фактически

1

Природа

1

1

3.09



Вода

15




2

Вода в природе


1

4.09


3

Непостоянство формы и текучесть воды


1

10.09


4

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении


1

11.09


5

Термометр и измерение температуры


1

17.09


6

Практическая работа «Измерение температуры воды»


1

18.09


7

Свойства воды при замерзании


1

24.09


8

Превращение воды в пар при нагревании


1

25.09


9

Свойства воды растворять некоторые твердые вещества


1

1.10


10

Нерастворимые в воде вещества


1

2.10


11

Вода прозрачная и мутная


1

8.10


12

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода


1

9.10


13


Использование воды в быту и хозяйстве человека


1

15.10


14

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней


1

16.10


15

Повторение по теме «Вода»


1

22.10


16

Тестирование по теме «Вода»


1

23.10







II четверть

2 часа в неделю – всего 16 часов



урока

Темы уроков

Кол-во

часов на

разделы

Кол-во часов на тему

2018- 2019 учебный год

По плану

Фактически


Воздух

14




17

Воздух вокруг нас.


1

6.11


18

Свойства воздуха


1

12.11


19

Упругость воздуха

1

13.11


20

Теплопроводность воздуха


1

19.11


21

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении


1

20.11


22

Движение воздуха


1

26.11


23

Состав воздуха


1

27.11


24

Кислород и его свойства


1

3.12


25

Значение кислорода в природе и жизни человека


1

4.12


26

Углекислый газ и его свойства


1

10.12


27

Применение углекислого газа


1

11.12


28

Значение воздуха


1

17.12


29

Охрана воздуха


1

18.12


30

Тестирование по теме «Воздух»


1

24.12


Полезные ископаемые

25




31

Разнообразие полезных ископаемых


1

25.12


32

Резерв на повторение. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве


1




III четверть

2 часа в неделю – всего 20 часов


урока

Темы уроков

Кол-во

часов на

разделы

Кол-во часов на тему

2018-2019 учебный год


По плану

Фактически

33

Гранит, известняк

1



34

Песок и глина


1



35

Практическая работа «Горючие полезные ископаемые»


1



36

Торф


1



37

Каменный уголь


1



38

Нефть


1



39

Природный газ


1



40

Практическая работа «Наблюдение за горение каменного угля»


1



41

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения


1



42

Калийная соль


1



43

Фосфориты


1



44

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов


1



45

Железные руды

1



46

Медная и алюминиевая руды


1



47

Черные металлы. Чугун Сталь


1



48

Цветные металлы. Алюминий


1



49

Медь и олово


1



50

Проверка знаний по теме «Полезные ископаемые»


1



51

Резерв на повторение по теме«Полезные ископаемые»


1



52

Резерв на повторение по теме«Полезные ископаемые»


1






IV четверть

2 часа в неделю - всего 16 часов


урока

Темы уроков

Кол-во

часов на

разделы

Кол-во часов на тему

2018-2019 учебный год


По плану

Фактически

53

Практическая работа «Распознавание металлов по образцам»

1



54

Повторение по теме «Металлы»


1



55

Тестирование по теме «Металлы»


1



Почва

13




56

Почва - плодородный верхний слой земли


1



57

Экскурсия к почвенным обнажениям


1



58

Главная часть почвы - перегной


1



59

Минеральная и органическая часть почвы.


1



60

Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв»


1



61

Почвы родного края


1



62

Обработка почвы


1



63

Практическая работы «Обработка почвы на участке»


1



64

Значение почвы для н/х.

1



65

Охрана почвы


1



66

Повторение по теме «Почва»


1



67

Тестирование по теме «Почва»


1



68

Резерв на повторение по теме "Почва"


1









Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учителя:

Основная литература

1.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н.

Петрова.-М: Владос 2000. 51-54с.

2.Дерим-Оглу Е.Н. Природоведение и экология/ Е.Н. Дерим-Оглу,

Н.А. Фролова, - С-П.: Специальная литература 1998.

3. Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ Н.В.

Королева, Е.В. Макаревич. - М: Владос 2005.

Литература для учащихся:

3.Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс. - М:

Просвещение 2009 г.

4. Никишов А. И. Рабочая тетрадь по биологии, растения. – М. Просвещение 2009г.

Дополнительная

  1. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/авт. –сост. С.Н. Лебедев .- М.: Глобус, 2008г.

Для обучающихся:

Основная

  1. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс. - М:

Просвещение 2009 г.

Дополнительная

  1. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» Москва «Просвещение» 2003, 2005