СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 7 классе»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена к УМК по биологии. За основу взят учебник для 7 класса: В. В. Пасечник , С.В.Суматохин, Г.С. Калинова М., « Просвещение 2021 г. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников на 2022—2023 учебный год и полностью соответствует обязательному минимуму содержания по биологии.

Цели изучения предмета:


- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде


Место курса « Биология 7 класс» в учебном плане

Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 7 классе в объеме 34 часа за год 1 час в неделю).


Изменения в рабочей программе учебного курса:

В соответсвии с календарным планом воспитательной работы

внесены следующие изменения:

Раздел» Многоклеточные животные

КВН « Членистоногие

Раздел « Позвоночные животные»

Интеллектуальная игра « Соседи по планете»







Планируемые результаты освоения программы предмета «Биология. Животные »



Личностные результаты обучения:

  • Знать правила поведения в природе;

  • Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • Уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • Видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • Проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • Испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.











Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.



Предметные результаты:



Введение.



Ученик научится

  • Анализировать эволюционный путь развития животного мира;

  • Анализировать историю изучения животных;

  • Систематизировать структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

  • Определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

  • Объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.



Ученик получит возможность научиться

  • Давать характеристику методам изучения биологических объектов;

  • Классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

  • Наблюдать и описывать различных представителей животного мира;







  • Использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

  • Применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.



Многоклеточные животные

Ученик научится

  • Давать характеристику систематике животного мира;

  • Анализировать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • Распознавать исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;

  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

  • раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

  • применять полученные знания в практической жизни;

  • распознавать изученных животных;

  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

  • отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.







Ученик получит возможность научиться

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ



Эволюция строения и функций органов и их систем у животных



Ученик научится

  • Распознавать основные системы органов животных и органы, их образующие;

  • Сравнивать особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

  • Понимать эволюцию систем органов животных.

  • Правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • Сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

  • Описывать строение покровов тела и систем органов животных;

  • Показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

  • Выявлять сходства и различия в строении тела животных;

  • Различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

  • Соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.



Ученик получит возможность научиться

  • сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • осуществлять наблюдения и делать выводы;

  • получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;

  • обобщать, делать выводы из прочитанного.



Развитие и закономерности размещения животных на Земле

Ученик научится

  • Использовать сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

  • Выявлять причины и результаты эволюции.

  • Правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

  • анализировать доказательства эволюции;

  • характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

  • устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

  • различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;



Ученик получит возможность научиться

  • выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

  • сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

  • конкретизировать примерами доказательства эволюции;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

  • анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;



Биоценозы



Ученик научится

  • распознавать признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

  • распознавать признаки экологических групп животных;

  • распознавать признаки естественного и искусственного биоценоза.

  • правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

  • определять направление потока энергии в биоценозе;

  • объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

  • определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.





Ученик получит возможность научиться

  • сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

  • устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

  • конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

  • выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

  • самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

  • систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

















Содержание предмета «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»

7 класс (34часа, 1 час в неделю)

Введение (2 часа)

Зоология- как наука. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 2 Система органического мира 3 часа

Классификация организмов. Царство животных. Животные переносчики болезней

Раздел 3 Многообразие животных 16 часов

Общая характеристика Простейших. Простейшие: Многообразие и значение простейших. Среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; колониальные организмы.



Беспозвоночные животные.

Тип Губки: Классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Видеофильм.

Черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви: общая характеристика, многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожиемногообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Отряды насекомых.

Тип Хордовые, общая характеристика, многообразие значение. Позвоночные животные. Класс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные). Основные систематические группы рыб.







Среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицымногообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Важнейшие породы домашних млекопитающих.

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (7 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Раздел 4. Эволюция органического мира 3 часа

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация Палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 5. Взаимосвязь организма и окружающей среды 3 часа

Биоценоз. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Пищевые взаимосвязи. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.








Календарно- тематическое планирование по биологии в 7 классе


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

планир

фактич

1

Введение

2





1.1

Особенности, многообразия и классификации животных



1

Урок формирования

знаний





1.2

Среды обитания.

1

Урок формирования

знаний

.




II

Одноклеточные животные

3





2.1

Общая характеристика

Одноклеточных животных .

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на

практике




2 .2

Жгутиконосцы и инфузории

1

Комбинированный ( смешанный урок)




2.3

Паразитические простейшие

1

Комбинированный ( смешанный урок)




III

Многоклеточные животные

12





3.1

Организм многоклеточного животного.

1

Урок формирования знаний и умений




3.2

Тип Кишечнополостные

1


Урок закрепления знаний и умений




3.3

Многообразие кишечнополостных .

1

Урок закрепления знаний и умений




3.4

Общая характеристика червей .

1

Урок закрепления знаний и умений




3.5

Тип круглые черви и кольчатые черви .

1

Урок закрепления знаний и умений




3.6

Тип моллюски


1

Урок закрепления знаний и умений




3.7

Класс головоногие моллюски

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике



3.8

Тип членистоноги.

Класс ракообразные .

1

Урок формирования знаний и умений

Л/р.№1:Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих



3.9

Класс паукообразные

1

Урок формирования знаний и умений




3.10

Класс насекомые .

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике



3.11

Многообразие насекомых

1





3.12

Контрольное тестирование по теме « Беспозвоночные животные» .

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике



Позвоночные животные .

12

Обобщение, систематизация знаний




4.1

Тип хордовые .

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике



4.2

Общая характеристика рыб


1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике

Л/р№2Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.



4.3

Приспособление рыб к условиям обитания

1

Контрольное тестирование





Класс земноводные .

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике

Л/р№3Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни



4. 4

Класс пресмыкающиеся .

1

Комбинированный ( смешанный урок)




4.5

Класс птицы .

1

Комбинированный ( смешанный урок)

/р№4: Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.



4.6

Многообразие птиц и их значение

1

Комбинированный ( смешанный урок)




4.7

Класс млекопитащие


1

Комбинированный ( смешанный урок)

Л/р№ 5Изучение внутреннего строения млекопитающего. Л/р№ 9: Изучение внешнего строения млекопитающего



4.8

Многообразие млекопитающих


1

Комбинированный ( смешанный урок)





4.9


Домашние млекопитающие .


1


Комбинированный ( смешанный урок)


Л/р№6Распознавание домашних животных.

Л/р№7Распознавание животных разных типов.



4.10

Происхождение животных

1

тестирование




4.11

Промежуточная аттестация по пройденному курсу

1





4.12

Экосистема


5





5

Экосистема . .

1

Урок формирования знаний и умений




5.1

Среда обитания организмов

1

Урок формирования знаний и умений




5 2

Биотические и антропогенные факторы

1

Урок формирования знаний и умений




5. 3

Искусственные экосистемы .

1




5.4

Экскурсия

1

Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике

.



5.5

Итого

34












































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Ичалковского муниципального района

Республики Мордовия


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №__

от «____» _________20___г.

Руководитель ШМО

______________/__________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/____________/

«____»____________20___ г.

«Утверждено»

Директор МОБУ «Рождественская СОШ»

________________/__________

«___»______________20__ г.