Пояснительная записка
Рабочая программа составлена к УМК по биологии. За основу взят учебник для 7 класса: В. В. Пасечник , С.В.Суматохин, Г.С. Калинова М., « Просвещение 2021 г. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников на 2022—2023 учебный год и полностью соответствует обязательному минимуму содержания по биологии.
Цели изучения предмета:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде
Место курса « Биология 7 класс» в учебном плане
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 7 классе в объеме 34 часа за год 1 час в неделю).
Изменения в рабочей программе учебного курса:
В соответсвии с календарным планом воспитательной работы
внесены следующие изменения:
Раздел» Многоклеточные животные
КВН « Членистоногие
Раздел « Позвоночные животные»
Интеллектуальная игра « Соседи по планете»
Планируемые результаты освоения программы предмета «Биология. Животные »
Личностные результаты обучения:
Знать правила поведения в природе;
Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
Уметь реализовывать теоретические познания на практике;
Видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
Проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
Испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
Введение.
Ученик научится
Анализировать эволюционный путь развития животного мира;
Анализировать историю изучения животных;
Систематизировать структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
Объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Ученик получит возможность научиться
Давать характеристику методам изучения биологических объектов;
Классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
Наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
Использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
Применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Многоклеточные животные
Ученик научится
Давать характеристику систематике животного мира;
Анализировать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
Распознавать исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
находить отличия простейших от многоклеточных животных;
правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
применять полученные знания в практической жизни;
распознавать изученных животных;
определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Ученик получит возможность научиться
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
Ученик научится
Распознавать основные системы органов животных и органы, их образующие;
Сравнивать особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
Понимать эволюцию систем органов животных.
Правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
Сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
Описывать строение покровов тела и систем органов животных;
Показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
Выявлять сходства и различия в строении тела животных;
Различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
Соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Ученик получит возможность научиться
сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
составлять тезисы и конспект текста;
осуществлять наблюдения и делать выводы;
получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
обобщать, делать выводы из прочитанного.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле
Ученик научится
Использовать сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
Выявлять причины и результаты эволюции.
Правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
анализировать доказательства эволюции;
характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;
Ученик получит возможность научиться
выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
конкретизировать примерами доказательства эволюции;
составлять тезисы и конспект текста;
самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
Биоценозы
Ученик научится
распознавать признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
распознавать признаки экологических групп животных;
распознавать признаки естественного и искусственного биоценоза.
правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
определять направление потока энергии в биоценозе;
объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Ученик получит возможность научиться
сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;
выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
Содержание предмета «БИОЛОГИЯ. Животные. 7 КЛАСС»
7 класс (34часа, 1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Зоология- как наука. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 2 Система органического мира 3 часа
Классификация организмов. Царство животных. Животные переносчики болезней
Раздел 3 Многообразие животных 16 часов
Общая характеристика Простейших. Простейшие: Многообразие и значение простейших. Среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; колониальные организмы.
Беспозвоночные животные.
Тип Губки: Классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Видеофильм.
Черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви: общая характеристика, многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Отряды насекомых.
Тип Хордовые, общая характеристика, многообразие значение. Позвоночные животные. Класс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные). Основные систематические группы рыб.
Среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Важнейшие породы домашних млекопитающих.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (7 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Раздел 4. Эволюция органического мира 3 часа
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Взаимосвязь организма и окружающей среды 3 часа
Биоценоз. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Пищевые взаимосвязи. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Календарно- тематическое планирование по биологии в 7 классе
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
планир | фактич |
1 | Введение | 2 | | | | |
1.1 | Особенности, многообразия и классификации животных | 1 | Урок формирования знаний | | | |
1.2 | Среды обитания. | 1 | Урок формирования знаний | . | | |
II | Одноклеточные животные | 3 | | | | |
2.1 | Общая характеристика Одноклеточных животных . | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на практике | | | |
2 .2 | Жгутиконосцы и инфузории | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | | | |
2.3 | Паразитические простейшие | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | | | |
III | Многоклеточные животные | 12 | | | | |
3.1 | Организм многоклеточного животного. | 1 | Урок формирования знаний и умений | | | |
3.2 | Тип Кишечнополостные | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | | |
3.3 | Многообразие кишечнополостных . | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | | |
3.4 | Общая характеристика червей . | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | | |
3.5 | Тип круглые черви и кольчатые черви . | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | | |
3.6 | Тип моллюски | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | | |
3.7 | Класс головоногие моллюски | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | | | |
3.8 | Тип членистоноги. Класс ракообразные . | 1 | Урок формирования знаний и умений | Л/р.№1:Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих | | |
3.9 | Класс паукообразные | 1 | Урок формирования знаний и умений | | | |
3.10 | Класс насекомые . | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | | | |
3.11 | Многообразие насекомых | 1 | | | | |
3.12 | Контрольное тестирование по теме « Беспозвоночные животные» . | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | | | |
| Позвоночные животные . | 12 | Обобщение, систематизация знаний | | | |
4.1 | Тип хордовые . | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | | | |
4.2 | Общая характеристика рыб | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | Л/р№2Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | | |
4.3 | Приспособление рыб к условиям обитания | 1 | Контрольное тестирование | | | |
| Класс земноводные . | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | Л/р№3Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни | | |
4. 4 | Класс пресмыкающиеся . | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | | | |
4.5 | Класс птицы . | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | /р№4: Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. | | |
4.6 | Многообразие птиц и их значение | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | | | |
4.7 | Класс млекопитащие | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | Л/р№ 5Изучение внутреннего строения млекопитающего. Л/р№ 9: Изучение внешнего строения млекопитающего | | |
4.8 | Многообразие млекопитающих | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | | | |
4.9 | Домашние млекопитающие . | 1 | Комбинированный ( смешанный урок) | Л/р№6Распознавание домашних животных. Л/р№7Распознавание животных разных типов. | | |
4.10 | Происхождение животных | 1 | тестирование | | | |
4.11 | Промежуточная аттестация по пройденному курсу | 1 | | | | |
4.12 | Экосистема | 5 | | | | |
5 | Экосистема . . | 1 | Урок формирования знаний и умений | | | |
5.1 | Среда обитания организмов | 1 | Урок формирования знаний и умений | | | |
5 2 | Биотические и антропогенные факторы | 1 | Урок формирования знаний и умений | | | |
5. 3 | Искусственные экосистемы . | 1 | | | | |
5.4 | Экскурсия | 1 | Урок закрепления знаний, применение знаний на пруктике | . | | |
5.5 | Итого | 34 | | | | |
| | | | | | |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района
Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от «____» _________20___г. Руководитель ШМО ______________/__________/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/____________/ «____»____________20___ г. | «Утверждено» Директор МОБУ «Рождественская СОШ» ________________/__________ «___»______________20__ г. |