СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 9 классе»

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана с использованием учебно-методического комплекта:

  • В. В. Пасечник, Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

  • В. В. Пасечник, Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника, А. А Каменского, Е. А. Криксунова, Г. Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию 9 класс / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2016 – 208 с.

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс / Сост. Н. А. Богданов. – М. : ВАКО, 2016. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные результаты:

ученик должен знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Содержание учебного предмета, курса.

Общие биологические закономерности.

Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.

Клетка.

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез белков в клетке. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.


Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Тематическое планирование

Наименование темы с указанием количества часов

урока

Тема урока

Минимальный объем содержания

Введение (3 ч)

Биология – наука о жизни

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.


Методы исследования в биологии


Сущность жизни и свойства живого

Основные признаки живого.

Молекулярный уровень

( 10 ч)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

Уровни организации живой природы.



Углеводы

Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.


Липиды


Состав и строение белков


Функции белков


Нуклеиновые кислоты


АТФ и другие органические соединения клетки


Биологические катализаторы


Вирусы

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы.


Проверочная работа № 1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»


Клеточный уровень ( 15 ч)

Основные положения клеточной теории

Клеточная теория.



Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды.


Ядро клетки. Хромосомный набор клетки


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи


Лизосомы. Митохондрии. Пластиды


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения


Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Многообразие клеток.


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.


Энергетический обмен в клетке


Фотосинтез и хемосинтез


Автотрофы и гетеротрофы


Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

Синтез белков в клетке


Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция


Деление клетки. Митоз

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.


Проверочная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы»


Организменный уровень ( 14 ч)

Размножение организмов

Размножение. Бесполое и половое размножение.


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Половые клетки. Оплодотворение.


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Рост и развитие организмов.


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Приспособленность организмов к условиям среды. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.


Закон частоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании


Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание


Дигибридное скрещивание


Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана


Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


Модификационная изменчивость


Мутационная изменчивость


Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов


Проверочная работа № 3 по теме «Организменный уровень организации живого»


Популяционно-видовой уровень (10 ч )

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

Вид, признаки вида.


Популяции

Популяция как форма существования вида в природе.


Развитие эволюционного учения. Происхождение видов

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.


Вид. Критерии вида

Вид как основная систематическая категория живого.


Изменчивость организмов. Популяция как элементарная единица эволюции

Популяция как единица эволюции


Борьба за существование и естественный отбор

Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.


Видообразование


Макроэволюция


Основные закономерности эволюции


Проверочная работа № 4


Экосистемный уровень

( 6 ч)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.

Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.


Состав и структура сообщества


Межвидовые отношения организмов в экосистеме


Потоки вещества и энергии в экосистеме


Саморазвитие экосистемы


Проверочная работа № 5


Биосферный уровень (10 ч)

Биосфера. Среды жизни

Биосфера–глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.


Круговорот веществ в биосфере


Гипотезы возникновения жизни


Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы


Основные этапы развития жизни на земле


Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое


Развитие жизни в мезозое и кайнозое


Антропогенное на биосферу

Последствия деятельности человека в экосистемах.


Последствия деятельности человека в окружающей среде


Проверочная работа № 5 (итоговая) по теме «Обобщение по курсу»