Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана с использованием учебно-методического комплекта:
В. В. Пасечник, Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
В. В. Пасечник, Биология: Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника, А. А Каменского, Е. А. Криксунова, Г. Г. Швецова «Биология. Введение в общую биологию 9 класс / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. – М.: Дрофа, 2016 – 208 с.
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс / Сост. Н. А. Богданов. – М. : ВАКО, 2016. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты:
ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета, курса.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез белков в клетке. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Тематическое планирование
Наименование темы с указанием количества часов | № урока | Тема урока | Минимальный объем содержания |
Введение (3 ч) | | Биология – наука о жизни | Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. |
| | Методы исследования в биологии |
| | Сущность жизни и свойства живого | Основные признаки живого. |
Молекулярный уровень ( 10 ч) | | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | Уровни организации живой природы. |
| | Углеводы | Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. |
| | Липиды |
| | Состав и строение белков |
| | Функции белков |
| | Нуклеиновые кислоты |
| | АТФ и другие органические соединения клетки |
| | Биологические катализаторы |
| | Вирусы | Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. |
| | Проверочная работа № 1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | |
Клеточный уровень ( 15 ч) | | Основные положения клеточной теории | Клеточная теория. |
| | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. |
| | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки |
| | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи |
| | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды |
| | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения |
| | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | Многообразие клеток. |
| | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
| | Энергетический обмен в клетке |
| | Фотосинтез и хемосинтез |
| | Автотрофы и гетеротрофы |
| | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | Синтез белков в клетке |
| | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция |
| | Деление клетки. Митоз | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. |
| | Проверочная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | |
Организменный уровень ( 14 ч) | | Размножение организмов | Размножение. Бесполое и половое размножение. |
| | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | Половые клетки. Оплодотворение. |
| | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Рост и развитие организмов. |
| | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов. |
| | Закон частоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании |
| | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание |
| | Дигибридное скрещивание |
| | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана |
| | Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
| | Модификационная изменчивость |
| | Мутационная изменчивость |
| | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова |
| | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
| | Проверочная работа № 3 по теме «Организменный уровень организации живого» | |
Популяционно-видовой уровень (10 ч ) | | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | Вид, признаки вида. |
| | Популяции | Популяция как форма существования вида в природе. |
| | Развитие эволюционного учения. Происхождение видов | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. |
| | Вид. Критерии вида | Вид как основная систематическая категория живого. |
| | Изменчивость организмов. Популяция как элементарная единица эволюции | Популяция как единица эволюции |
| | Борьба за существование и естественный отбор | Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. |
| | Видообразование |
| | Макроэволюция |
| | Основные закономерности эволюции |
| | Проверочная работа № 4 | |
Экосистемный уровень ( 6 ч) | | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. |
| | Состав и структура сообщества |
| | Межвидовые отношения организмов в экосистеме |
| | Потоки вещества и энергии в экосистеме |
| | Саморазвитие экосистемы |
| | Проверочная работа № 5 | |
Биосферный уровень (10 ч) | | Биосфера. Среды жизни | Биосфера–глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. |
| | Круговорот веществ в биосфере |
| | Гипотезы возникновения жизни |
| | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы |
| | Основные этапы развития жизни на земле |
| | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое |
| | Развитие жизни в мезозое и кайнозое |
| | Антропогенное на биосферу | Последствия деятельности человека в экосистемах. |
| | Последствия деятельности человека в окружающей среде |
| | Проверочная работа № 5 (итоговая) по теме «Обобщение по курсу» | |