Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
а. Инжичишхо имени С.Э. Дерева»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей предметов гуманитарного цикла Протокол № __ от ____ 2018 г. РуководительМО_________/Д.А.Меремукова/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора поУВР _____________/О.У.Бекова/ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы Приказ № ____ от ______2018г______/М.И.Мамбетова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку 1 класс
( УМК «Школа России»)
3 часа в неделю -99 ч в год.
Ступень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
УМК:
-Куготов Л.Т., Куготова Е.Ж., Захохов Л.Г. «Азбука» 1 класс;
-методическое пособие к учебнику «Азбука» Балова Л.Ф., Бичоева Р.Х.
Учитель высшей категории
Мижаева М.Г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
1 класс
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта (2009г.) и Примерной программы начального общего, среднего (полного) общего образования по черкесскому языку 1 – 11 классов (2008г)
Учебный предмет «Черкесский язык» занимает особое место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение черкесскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет.
Специфика начального курса черкесского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Цели обучения:
Изучение черкесского языка направлено на достижение следующих целей: - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике черкесского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям регионального компонента государственного стандарта начального образования. Количество часов в год – 102
Количество часов в неделю – 3.
Планируемые предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
6. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Требования к подготовке учащихся
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем),
Обучающие должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнение по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Содержание |
1. | Подготовительный период | 7 | Речь устная письменная. Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. |
2. | Букварный (основной) период | 89 | Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорка . Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами. . Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. Обучение грамоте Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков бук вами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости со гласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. |
3. | Послебукварный период | 3 | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений. |
| | 99 | |
Календарно – тематическое планирование.
3 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата |
-
| Знакомство с учебником Виды речи. | 1 | УР | | |
-
| Предложение | 1 | УУНЗ | | |
-
| Слово. Деление слов на слоги. Гласные звуки и буквы. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Обучение письму коротких линий. Линии с закруглением вверху и внизу. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Ударение. Скороговорки. | 1 | КУ | | |
-
| Письмо крючка овала. Линии с петлёй внизу и вверху. | 1 | КУ | | |
-
| Звуки и а ,у. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв А а ,У у. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква м | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Мм | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква э | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Ээ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква н | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Нн | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква р | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Рр | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы ж,ш | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Жж,Шш. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква ы | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы ы | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква и | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Ии | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо слогов с изученными буквами. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква щ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Щщ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы з,с | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква л | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Лл | 1 | УУНЗ | | |
-
| Развитие речи .Работа по картине | 1 | РР | | |
-
| Звуки и буквы д,т | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Дд,Тт. | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква х. Письмо буквы Хх | 1 | УУНЗ | | |
-
| Диктант | 1 | УКЗУ | | |
-
| Звук и буква ху | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Ху ху | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы б,п | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Бб,Пп | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква о | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Оо | 1 | УУНЗ | | |
-
| Проектная работа.Чему научились | 1 | УОЗ | | |
-
| Звук и буква е | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква хь | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Хьхь | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук буква г,гу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Гг,Гугу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы I, Iу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв I, Iу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Диктант. | 1 | УКНЗ | | |
-
| Звук и буква к | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Кк | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква ку | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Ку,ку | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква жь | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы в,ф | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Вв,Фф | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква й | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквыЙй | 1 | УУНЗ | | |
-
| Развитие речи. Работа по картине | 1 | РР | | |
-
| Звук и буква дж | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Дж,дж | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква дз | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Дз,дз | 1 | УУНЗ | | |
-
| Проектная работа. Мои игрушки | 1 | УОЗ | | |
-
| Звук и буква я | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Яя | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква лъ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Лъ,лъ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква къ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Къ,къ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква къу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Къу,къу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы гъ,гъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Гъгъ,Гъугъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы хъ,хъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Хъхъ,Хъухъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Диктант | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы к1.к1у | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв К1к1,К1ук1у | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква щ1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Щ1щ1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква ф1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы Ф1ф1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква п1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквы П1п1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы ц,ц1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Цц,Ц1ц1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква т1,л1 | 1 | УУНЗ | | |
-
| Списывание | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква ч | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо буквыЧч | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы кхъ,кхъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Кхъкхъ,Кхъукхъу | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звуки и буквы ю,ё | 1 | УУНЗ | | |
-
| Письмо букв Юю,Ёё | 1 | УУНЗ | | |
-
| Контрольный диктант | 1 | УКЗУ | | |
-
| Буквы ь,ъ | 1 | УУНЗ | | |
-
| Звук и буква э | 1 | УУНЗ | | |
-
| Дни недели | 1 | УУНЗ | | |
-
| Текст. Типы предложений | 1 | УУНЗ | | |
-
| Итого: | 102 | | | |