Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла Протокол №1 от 31.08.2020 г. Руководитель:___________ (Кирпичева Л.Р.) | Утверждаю Приказ №85 от 31.08.2020 г. И.о. директора:________ ( Клюева Н.В.) |
Адаптированная рабочая программа
по курсу «Чтение»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО)
5 класс
(индивидуальное обучение на дому)
Учитель: Пелевина Т.З.
2020-2021 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. (размещена на сайте, автор М.И.Шишкова).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.: ил.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю, 34 недели)
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
1) овладеть навыками правильного, беглого и выразительного
чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных пи
сателей;
2) получить достаточно прочные навыки грамотного письма на
основе изучения элементарного курса грамматики;
3) научиться правильно и последовательно излагать свои мыс
ли в устной и письменной форме;
4) быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Структура курса
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
№ | Тема раздела | Количество часов |
|
1 | Устное народное творчество | 1 | |
2 | Сказки | 6 | |
3 | Картины родной природы: | 3 | |
4 | О друзьях-товарищах | 4 | |
5 | Басни И. Крылова | 1 | |
6 | Спешите делать добро | 9 | |
7 | Картины родной природы: | 26 | |
8 | О животных | 7 | |
9 | Из прошлого нашего народа | 5 | |
10 | Из произведений зарубежных писателей | 6 | |
| Итого: | 68 | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению
Базовый уровень
Учащиеся должны научиться:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 –9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2011, сб.1
Чтение. 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ авт.-сост. З.Ф. Малышева.- 18-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Чтение и развитие речи (68ч.)
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Стр. | Коррекционная работа |
Устное народное творчество |
1 | | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. | 3-6 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
Сказки |
2 | | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Морозко» (Русская сказка) «Два Мороза» (Русская сказка) | 11-24 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
3 | | 1 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
4 | | 1 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) «Золотые руки» (Башкирская сказка) «Три дочери» (Татарская сказка) | 27 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
5 | | 1 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 29-39 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
6 | | 1 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 41-50 |
7 | | 1 | Входной контроль. Обобщающий урок по теме «Сказки». Создание буклета. | 51-52 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
Картины родной природы |
| | 1 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь», И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки), А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 53-54 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать связную речь. Расширять словарный запас. |
8 | | 1 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»,по И. Соколову-Микитову «Золотая осень»,К. Бальмонт «Осень», по Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»,по В. Астафьеву «Осенние грусти…» , И. Бунин «Первый снег» | 64-73 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
9 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» | 66-67 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
|
О друзьях-товарищах |
10 | | 1 | Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 75-82 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
11 | | 1 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок), В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 83-91 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
12 | | 1 | Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг» | 92-97 |
13 | | 1 | Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Басни И. Крылова |
14 | | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет» | 99-102 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
Спешите делать добро |
15 | | 1 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 105-108 | Развивать связную речь через пересказ. |
16 | | 1 | О. Бондарчук «Слепой домик». | 108-109 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
17 | | 1 | В. Осеева «Бабка» | 110-117 |
18 | | 1 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 118-124 |
19 | | 1 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | 124-127 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
20 | | 1 | В. Брюсов «Труд» | 127-128 | |
|
21 | | 1 | Р. Рождественский «Огромное небо» | 129 | Развивать связную речь через пересказ. |
22 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 130 | Развивать познавательную деятельность |
23 | | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
Картины родной природы |
24 | | 1 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 131 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
25 | | 1 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 132-133 |
26 | | 1 | К. Бальмонт «К зиме» | 133-133 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
27-28 | | 2 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 134-137 |
29 | | 1 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 137-138 | Развивать связную речь через заучивание. |
30 | | 1 | С. Есенин «Берёза» | 138 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
31 | | 1 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 139 |
32 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 140 | Развивать познавательную деятельность |
33 | | 1 | Весна. Г. Скребицкий «Март» | 141-142 | Развивать связную речь. |
34 | | 1 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 142-143 | Расширять словарный запас. |
35 | | 1 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
36 | | 1 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | 143-144 | Развивать артикуляционный аппарат. |
37 | | 1 | Г. Скребицкий «Весна - красна». Анализ отрывка | 145-147 | Развивать связную речь через заучивание. |
38 | | 1 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Анализ отрывка. Изложение | 147-148 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. |
39 | | 1 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Анализ отрывка | 148-149 | Совершенствовать словесную систему мышления. |
40 | | 1 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Анализ отрывка | 149-151 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
41 | | 1 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 152-153 |
42 | | 1 | Анализ стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…» | 154 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
43 | | 1 | Анализ стихотворения А. Блока «Ворона» | 155 | Развивать связную речь через заучивание. |
44 | | 1 | Анализ стихотворения Е. Серовой «Подснежник» | 156 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
45 | | 1 | Чтение и анализ произведения И. Соколова – Микитова «Весна» | 156-157 |
46 | | 1 | Анализ стихотворения И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном…» | 158 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
47 | | 1 | Анализ стихотворения С. Есенина «Черёмуха» | 159 |
48 | | 1 | Анализ стихотворения Я. Акима «Весна, Весною, о весне» | 159-160 | Развивать артикуляционный аппарат. |
49 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Составление устного рассказа по плану (с.162). ВМ | 161-162 | Развивать познавательную деятельность |
50 | 19.03 | 1 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
О животных |
51 | 31.03 | 1 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 163-169 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
52 | 01.04 | 1 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 169-175 | Развивать связную речь через пересказ. |
53 | 05.04 | 1 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 176-179 | Развивать зрительное восприятие, память. |
54 | 07.04 | 1 | Б. Житков «Про обезьянку» | 180-186 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
55 | 12.04 | 1 | Э. Асадов «Дачники» | 187-189 |
56 | 13.04 | 1 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 189-191 | Расширять словарный запас. |
57 | 19.04 | 1 | С. Михалков «Будь человеком» | 192-193 | Развивать связную речь через пересказ. |
Из прошлого нашего народа |
58 | | 1 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско», «На поле Куликовом. Куликовская битва»,«На поле Куликовом. Слава героям». По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 195-203 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
59 | | 1 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 204-207 | Развивать диалогическую речь. |
60 | | 1 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 207-216 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
61 | 28.04 | 1 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!», Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 217-223 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Отрабатывать технику чтения. |
62 | 29.04 | 1 | Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» | | Развивать диалогическую речь. |
Из произведений зарубежных писателей |
63 | 11.05 | 1 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 224-229 | Развивать связную речь. |
64 | 12.05 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 229-238 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
65 | 17.05 | 1 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 239-247 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
66 | 18.05 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки). | 247-251 |
67 | 24.05 | 1 | Итоговая проверочная работа (тест) | | |
68 | 25.05 | 1 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» | | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |