СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для детей 5 класса с ОВЗ (УО), обучающихся индивидуально.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа будет полезна учителям литературы, работающими с детьми с ОВЗ (УО) в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для детей 5 класса с ОВЗ (УО), обучающихся индивидуально.»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишненская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено на заседании

МО гуманитарного цикла

Протокол №1 от 31.08.2020 г.

Руководитель:___________

(Кирпичева Л.Р.)

Утверждаю

Приказ №85 от 31.08.2020 г.

И.о. директора:________

( Клюева Н.В.)








Адаптированная рабочая программа

по курсу «Чтение»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО)

5 класс

(индивидуальное обучение на дому)












Учитель: Пелевина Т.З.













2020-2021 уч. год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. (размещена на сайте, автор М.И.Шишкова).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.: ил.

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю, 34 недели)

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.


Задачи преподавания чтения и развития речи:

  • отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

  • социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

  • Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.


Основные направления коррекционной работы:


  • Коррегировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.


Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.


Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.


Литература для внеклассного чтения

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

  4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

  5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

  6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».



Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

1) овладеть навыками правильного, беглого и выразительного
чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных пи
сателей;

2) получить достаточно прочные навыки грамотного письма на
основе изучения элементарного курса грамматики;

3) научиться правильно и последовательно излагать свои мыс
ли в устной и письменной форме;

4) быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.


Тема раздела

Количество часов


1

Устное народное творчество

1


2

Сказки

6


3

Картины родной природы:

  • Лето

  • Осень


3


4

О друзьях-товарищах

4


5

Басни И. Крылова

1


6

Спешите делать добро

9


7

Картины родной природы:

  • Зима

  • Весна


26


8

О животных

7


9

Из прошлого нашего народа

5


10

Из произведений зарубежных писателей

6



Итого:


68



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению

Базовый уровень

Учащиеся должны научиться:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.


Минимальный уровень

Учащиеся получат возможность научиться:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.


Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 –9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2011, сб.1

  2. Чтение. 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ авт.-сост. З.Ф. Малышева.- 18-е изд. - М.: Просвещение, 2019.

  3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


Чтение и развитие речи (68ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Коррекционная работа

Устное народное творчество

1


1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

3-6

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

Сказки

2


1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Морозко» (Русская сказка) «Два Мороза» (Русская сказка)

11-24

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

3


1

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

4


1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) «Золотые руки» (Башкирская сказка) «Три дочери» (Татарская сказка)

27

Коррегировать навык чтения целыми

словами, без ошибок, выразительно.

5


1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

29-39

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

6


1

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

41-50

7


1

Входной контроль. Обобщающий урок по теме «Сказки». Создание буклета.

51-52

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.

Картины родной природы



1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь», И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки), А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

53-54

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. Развивать связную речь. Расширять словарный запас.

8


1

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»,по И. Соколову-Микитову «Золотая осень»,К. Бальмонт «Осень», по Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»,по В. Астафьеву «Осенние грусти…» , И. Бунин «Первый снег»

64-73

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.

9


1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»

66-67

Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.


О друзьях-товарищах

10



1


Ю. Яковлев «Колючка» Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

75-82

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

11


1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок), В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

83-91

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

12


1

Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг»

92-97

13


1

Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Басни И. Крылова

14


1

И. Крылов «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет»

99-102

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

Спешите делать добро

15


1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

105-108

Развивать связную речь через пересказ.

16


1

О. Бондарчук «Слепой домик».

108-109

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.

17


1

В. Осеева «Бабка»

110-117

18


1

А. Платонов «Сухой хлеб»

118-124

19


1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

124-127

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

20


1

В. Брюсов «Труд»

127-128



21


1

Р. Рождественский «Огромное небо»

129

Развивать связную речь через пересказ.

22


1

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

130

Развивать познавательную деятельность

23


1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.


Картины родной природы

24


1

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

131

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

25


1

Г. Скребицкий «Декабрь»

132-133

26


1

К. Бальмонт «К зиме»

133-133

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

27-28


2

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

134-137

29


1

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

137-138

Развивать связную речь через заучивание.

30


1

С. Есенин «Берёза»

138

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

31


1

А. Пушкин «Зимняя дорога»

139

32


1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

140

Развивать познавательную деятельность

33


1

Весна. Г. Скребицкий «Март»

141-142

Развивать связную речь.

34


1

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

142-143

Расширять словарный запас.

35


1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

36


1

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

143-144

Развивать артикуляционный аппарат.

37


1

Г. Скребицкий «Весна - красна». Анализ отрывка

145-147

Развивать связную речь через заучивание.

38


1

Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Анализ отрывка. Изложение

147-148

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

39


1

Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Анализ отрывка

148-149

Совершенствовать словесную систему мышления.

40


1

Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Анализ отрывка

149-151

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

41


1

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

152-153

42


1

Анализ стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…»

154

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

43


1

Анализ стихотворения А. Блока «Ворона»

155

Развивать связную речь через заучивание.

44


1

Анализ стихотворения Е. Серовой «Подснежник»

156

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

45


1

Чтение и анализ произведения И. Соколова – Микитова «Весна»

156-157

46


1

Анализ стихотворения И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном…»

158

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

47


1

Анализ стихотворения С. Есенина «Черёмуха»

159

48


1

Анализ стихотворения Я. Акима «Весна, Весною, о весне»

159-160

Развивать артикуляционный аппарат.

49


1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Составление устного рассказа по плану (с.162). ВМ

161-162

Развивать познавательную деятельность

50

19.03

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

О животных

51

31.03

1

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

163-169

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

52

01.04

1

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

169-175

Развивать связную речь через пересказ.

53

05.04

1

К. Паустовский «Кот Ворюга»

176-179

Развивать зрительное восприятие, память.

54

07.04

1

Б. Житков «Про обезьянку»

180-186

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

55

12.04

1

Э. Асадов «Дачники»

187-189

56

13.04

1

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

189-191

Расширять словарный запас.

57

19.04

1

С. Михалков «Будь человеком»

192-193

Развивать связную речь через пересказ.

Из прошлого нашего народа

58


1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско», «На поле Куликовом. Куликовская битва»,«На поле Куликовом. Слава героям». По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

195-203

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

59


1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

204-207

Развивать диалогическую речь.

60


1

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

207-216

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

61

28.04

1

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!», Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

217-223

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Отрабатывать технику чтения.

62

29.04

1

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»


Развивать диалогическую речь.

Из произведений зарубежных писателей

63

11.05

1

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

224-229

Развивать связную речь.

64

12.05

1

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

229-238

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

65

17.05

1

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

239-247

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

66

18.05

1

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки).


247-251

67

24.05

1

Итоговая проверочная работа (тест)



68

25.05

1

Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»


Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.