Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:
МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова
____________ М.В. Шалкиева Приказ №______ от «___» __________ 2019г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
в основной школе для обучающихся 9 класса
с интеллектуальными нарушениями
Количество часов в неделю: 3
(Учебник Чтение. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Аксёнова А.К., Шишкова М.И.,– М.: Просвещение, 2006)
Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
первая кв. кт.
Курки, 2019
Содержание (3 ч в неделю)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В. М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение1 (проводится 1 раз в месяц)
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
-
А. А. Ахматова Стихотворения.
-
А. Р. Беляев «Человек-амфибия».
-
В. О. Богомолов «Иван».
-
Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
-
В. В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
-
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие».
-
Жюль Берн «Таинственный остров».
-
3. Воскресенская «Сердце матери».
-
А. М. Горький «В людях», «Мои университеты».
-
С. А. Есенин Стихотворения.
-
М. М. Зощенко Рассказы.
-
Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».
-
К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий ска
зочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
-
А. А. Сурков Стихотворения.
-
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
-
М. Н. Цветаева Стихотворения.
-
А. П. Чехов «Дом с мезонином».
-
В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет
Сивому».
Учебно-тематическое планирование по чтению и развитию речи
для обучающихся 9 класса
№ | Тема | Кол-во часов |
| ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |
1 | Роль книги в жизни человека. | 1 |
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч) | |
2 | Устное народное творчество. | 1 |
3 | Русские народные песни. | 1 |
4 | Былины – один из видов русского народного творчества. | 1 |
5 | Былина «На заставе богатырской». | 1 |
6 | «Сказка про Василису Премудрую». I ч. | 1 |
7 | «Сказка про Василису Премудрую». II ч. | 1 |
8 | Беседа, обсуждение сказки, вопросы. | 1 |
9 | Сказка «Лиса и тетерев». | 1 |
10 | Загадка – один из видов устного народного творчества. Конкурс загадок. | 1 |
11 | Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество». | 1 |
| ИЗ ПРОИВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44ч) | |
12 | Биография В.А. Жуковского. Сказка «Три пояса». | 1 |
13 | Литературная сказка В. А. Жуковского «Три пояса». | 1 |
14 | Биография И.А.Крылова. | 1 |
15 | И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». | 1 |
16 | Биография А. С. Пушкина. | 1 |
17 | А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». (Песнь 1) | 1 |
18 | А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». (Песнь 2) | 1 |
19 | А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». (Песнь 3) | 1 |
20 | Образы поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. | 1 |
21 | А. С. Пушкин «Барышня – крестьянка». | 1 |
22 | Повесть «Барышня - крестьянка». | 1 |
23 | Чтение повести «Барышня - крестьянка». | 1 |
24 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Беседа о поступках, характерах героев. | 1 |
25 | А. С. Пушкин Рассказ «Метель». | 1 |
26 | А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям. | 1 |
27 | Биография М. Ю. Лермонтова. | 1 |
28 | Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова. | 1 |
29 | Стихотворение «Баллада» М. Ю. Лермонтова. | 1 |
30 | Стихотворение «Морская царевна». М. Ю. Лермонтова. | 1 |
31 | Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок». Беседа по вопросам. | 1 |
32 | Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 |
33 | Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. | 1 |
34 | Биография Н. В. Гоголя. | 1 |
35 | Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». (Отрывок «Ганна») | 1 |
36 | Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». (Отрывок «Утопленница»). | 1 |
37 | Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». (Отрывок «Пробуждение»). | 1 |
38 | Повесть «Майская ночь, или Утопленница». | 1 |
39 | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». | 1 |
40 | Биография Н. А. Некрасова. | 1 |
41 | Н. А. Некрасов «Рыцарь на час». (Отрывок). | 1 |
42 | Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение | 1 |
43 | Н. А. Некрасов «Саша». (Отрывок). | 1 |
44 | Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша». | 1 |
45 | Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова. | 1 |
46 | Биография А. А. Фета. | 1 |
47 | Стихотворение А.А. Фета «На заре ты её не буди». | 1 |
48 | Стихотворение А.А. Фета «Помню я: старушка няня …» | 1 |
49 | «Это утро» и др. стихи А.А. Фета. Изображение природы и внутренний мир лирического героя. | 1 |
50 | Внеклассное чтение. Стихи Ф.И. Тютчева о природе. | 1 |
51 | А. П. Чехов. Биографический очерк. | 1 |
52 | А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». | 1 |
53 | А. П. Чехов. Рассказ «Пересолил». | 1 |
54 | Внеклассное чтение по рассказам А.П. Чехова. | 1 |
55 | Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века. | 1 |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (42ч) | |
56 | Биография А. М. Горького. | 1 |
57 | А. М. Горький «Песня о Соколе». I часть. | 1 |
58 | М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями песни. | 1 |
59 | А. М. Горький «Песня о Соколе». II часть. | 1 |
60 | «Песня о Соколе». Отработка навыков выразительного чтения. | 1 |
61 | Биография В. В. Маяковского. | 1 |
62 | Стихотворение «Необычайное приключение». В. В. Маяковского. | 1 |
63 | М.И. Цветаева биография поэтессы. | 1 |
64 | М.И. Цветаева. «Красной кистью…». | 1 |
65 | М.И. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…» | 1 |
66 | Биография К.Г. Паустовского. | 1 |
67 | Рассказ К. Г. Паустовского «Стекольный мастер». | 1 |
68 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер». | 1 |
69 | К.Г. Паустовский «Стекольный мастер» Чтение наизусть абзаца, в котором автор дает описание природы. | 1 |
70 | Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев, письменный ответ на вопросы. | 1 |
71 | Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потёртой шинели». | 1 |
72 | Биография С. А. Есенина. | 1 |
73 | С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». | 1 |
74 | С. А. Есенин «Собаке Качалова». | 1 |
75 | Внеклассное чтение. С. А. Есенин Стихотворение «Письмо матери». | 1 |
76 | Биография М. А. Шолохова. | 1 |
77 | Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». | 1 |
78 | М.А. Шолохов «Судьба человека». (Отрывки в сокращении). | 1 |
79 | М.А. Шолохов «Судьба человека». | 1 |
80 | Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного героя. | 1 |
81 | Составление рассказа «Побег из плена» по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». | 1 |
82 | Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы». | 1 |
83 | Биография Е.И. Носова. | 1 |
84 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Первичное восприятие рассказа, беседа по вопросам. | 1 |
85 | Е.И .Носов «Трудный хлеб». | 1 |
86 | Биография Н.М. Рубцова. | 1 |
87 | Стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | 1 |
88 | Стихотворение Н.М. Рубцова « Русский огонёк». | 1 |
89 | Стихотворение Н.М. Рубцова «Зимняя песня». | 1 |
90 | Устное рисование картин природы в поэзии Рубцова. | 1 |
91 | Е.И. Коваль. Биография писателя. | 1 |
92 | Повесть Е.И. Коваля «Приключение Васи Куролесова». | 1 |
93 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | 1 |
94 | Повесть Е.И. Коваля «Приключение Васи Куролесова». | 1 |
95 | Чтение повести Е.И. Коваля «Приключение Васи Куролесова». | 1 |
96 | Написание отзыва о книге Ю. Коваля (чем понравилась повесть). | 1 |
97 | Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века. Викторина. | 1 |
| ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИЕТРАТУРЫ (8ч) | |
98 | Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд». | 1 |
99 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Работа над содержанием баллады. | 1 |
100 | Эрнест Сетон-Томпсон. Биография. | 1 |
101 | Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап» (отрывок в сокращении). ( I часть) | 1 |
102 | Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап» (отрывок в сокращении). (II часть) | 1 |
103 | Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап» (отрывок в сокращении). (III часть) | 1 |
104 | Джеральд Даррел. Биография. | 1 |
105 | Джеральд Даррелл «Живописный жираф». | 1 |
| ИТОГО: | 105 ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
-
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-
выделять главную мысль произведения;
-
давать характеристику главным героям;
-
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
-
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
9