МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЫСЕРТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «РОДНИК»
| утверждЕНА приказом директора от ________г №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05/В ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
по специальности среднего профессионального образования
программа подготовки специалистов среднего звена
09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям)
Форма обучения: очная
Уровень подготовки: базовый
на базе основного общего образования
2019 Рассмотрена и одобрена | Согласована | Согласована | на ПЦК ______________________ _____________________________ | Работодатель: | Зам. директора по УПР | Протокол № ____ | _______________________ | ________________________ | от «____» ___________20___ г | _______________________ | «____» ___________ 20__ г | | _______________________ | | председатель ПЦК | _______________________ | | __________________________ | «____» __________ 20__ г | | Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05/В «Деловой русский язык» разработана на основе требований: Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «2» августа 2013. №854, зарегистрированного Министерством юстиции («20» августа 2013., регистрационный № 29569); Профессионального стандарта Специалист (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 июля 2015 г. N 382 от 23 июля 2015 г). Примерной образовательной программы по профессии СПО 09.02.05. Прикладная информатика по отраслям, разработанной Лихомановой Т.З. Организация - разработчик: ГБПОУ СО «ССЭТ «Родник» Разработчик: Братченко Мария Владимировна, преподаватель. | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей программы дисциплины | стр. 4-5 |
2. контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 6-7 |
3. тематический план и содержание учебной дисциплины | 8-13 |
4. условия реализации программы | 14-15 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05/В ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы профессионального обучения по специальности 09.02.05. «Прикладная информатика (по отраслям)».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
пользоваться словарями;
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте лексические ошибки;
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитировать;
редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться правилами правописания и знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям;
создавать тексты учебно-научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Дисциплина «Деловой русский язык» способствует формированию следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
Количество часов на освоение программы:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов;
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Систематическая проработка конспектов Выполнение практических работ Написание рефератов и т.д. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05/В «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные критерии оценки результата |
У1 создавать тексты в устной и письменной форме; | - правильно создаёт тексты по заданной теме в устной и письменной форме (сочинение, доклад и тд) |
У2 владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности; | - знает определение фонемы, фонетических средств; - правильно осуществляет фонетический разбор слов; |
У3 пользоваться словарями; | - умеет пользоваться разными словарями и находить необходимую информацию; |
У4 владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; | - владеет нормами словоупотребления, правильно выполняя практические задания; - самостоятельно определяет лексическое значение слова, возможно использование словарей; |
У5 находить и исправлять в тексте лексические ошибки; | - владеет информацией о возможных лексических ошибках; - правильно находит и исправляет лексические ошибки в тексте при выполнении практических заданий; |
У6 пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; | - владеет информацией о нормах словообразования и умеет применять полученные знания в повседневной жизни; - осуществляет разбор слов по составу, словообразовательный разбор; - выполняет письменные творческие работы (сочинения, эссе, статья в газету, резюме, автобиография и др ) |
У7 употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; | - владеет информацией о грамматических нормах слов и умеет правильно применять полученные знания, как в устной, так и в письменной форме; - выполняет письменные творческие работы (статья, заметка, репортаж, интервью, эссе) и практические упражнения; |
У8 различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитировать; | - знает особенности предложений, отличает простые от сложных; - знает правила и находит в предложении обороты, выделяет обороты; - правильно использует знаки препинания при прямой речи и цитировании; - знает схемы, отличает прямую речь от слов автора; - правильно выполняет практические и контрольные работы (упражнения, диктанты) |
У9 редактировать собственные тексты и тексты других авторов; | - правильно перерабатывает устные и письменные тексты: составление плана, пересказ текста по плану, продолжение текста, составление тезисов, редактирование текстов; |
У10 пользоваться правилами правописания и знаками препинания; | - знает и применяет правила правописания слов и использования знаков препинания; - правильно выполняет практические задания (пунктуационный анализ предложения, орфографический диктант, изложение с элементами сочинения, контрольный диктант) |
У11 различать тексты по их принадлежности к стилям; | - знает особенности разных стилей и отличает их по сфере применения, жанрам и языковым особенностям; - правильно выполняет стилистический анализ текста; |
У12 создавать тексты учебно-научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся; | - создаёт тексты учебно-научного и официально – делового стилей в жанрах (эссе, автобиография, доклад, диалог и др) в соответствии с требованиями оформления; |
31 знать связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - демонстрирует знания языка, культуры русского и других народов в разных формах (устные сообщения, рефераты, презентации); |
З2 знать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - знает смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - выполняет практические задания (тесты, упражнения, терминологический диктант); |
З3 знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - знает единицы, уровни, признаки языка; - осознаёт цель и ситуации устного общения; - адекватно воспринимает звучащую речь; - Понимает наслух информацию, определяет основную мысль текста, передаёт её содержание по вопросам. |
З4 знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - знает нормы; - осуществляет разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексико-фразеологический). |
З5 знать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; | - знает нормы поведения в разных сферах общения; - создаёт письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05/В «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ | СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ (темы теоретических, практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы, а также контрольных работ, тестирования, консультации) | Вид учебной нагрузки | Количество часов (на каждое занятие, форму работы) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Нормы делового русского языка | Тема № 1. Акцентологические нормы | | 2 |
Правила постановки ударения и произношения. Акцентологический минимум Практическая работа №1. Выполнение акцентологических упражнений. Самостоятельная работа № 1. Подготовка к словарному диктанту, запоминание слов с правильной постановкой ударения. | практ. работа | 1 2 |
Акцентологический диктант | контр. работа | 1 |
Тема № 2. Орфографические нормы | | 4 |
2.1. Трудные случаи правописания слов. Чередующиеся гласные а, о, е, и в корнях слов. Правописание приставок, суффиксов в разных частях речи. Самостоятельная работа № 2. Выполнение упражнений, заполнение таблицы. Практическая работа № 2. Повторение раздела «Орфография» | практическая работа | 2 2 |
2.2. Диктант с практическим заданием | | 2 |
Тема № 3. Лексико-фразеологические нормы | | 2 |
Многословие (плеоназм, тавтология, слова-паразиты). Ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Самостоятельная работа № 3. Сопоставление примеров и ошибок. | лекция | 1 2 |
3.2. Практическая работа № 3. Повторение разделов «Лексика и фразеология» | практич. работа | 1 |
Тема № 4. Морфологические нормы | | 2 |
Употребление разных частей речи в официальной обстановке. | лекция | 1 |
Практическая работа № 4. Повторение раздела «Морфология» Самостоятельная работа № 4. Определение у слов в тексте частей речи. | практич. работа | 1 2 |
Тема № 5. Синтаксические нормы | | 4 |
5.1. Структура простого и сложного предложений. Смешение прямой и косвенной речи. Нанизывание падежей | практическая работа | 1 |
5.2. Практическая работа № 5. Знаки препинания в сложных предложениях Самостоятельная работа № 5. Синтаксический разбор предложения | практич. работа | 1 2 |
Контрольная работа «Нормы делового русского языка» | практич.работа | 2 |
Раздел № 2. Функциональные стили речи | Тема № 6. Особенности научного стиля | | 2 |
6.1. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Практическая работа № 7. Стилистический анализ научного текста Самостоятельная работа № 6. Написание аннотации. | лекция | 2 2 |
Тема № 7. Особенности официально - делового стиля | | 8 |
7.1. Официально-деловой стиль речи, его признаки. Жанры официально-делового стиля | лекция | 1 |
7.2. Практическая работа № 8. Составление резюме. | практич. работа | 1 |
7.3. Жанры письменной деловой речи. Практическая работа № 9. Автобиография, характеристика. | практ. работа | 1 |
7.4. Практическая работа № 10. Составление объявления. Виды объявлений. | лекция | 1 |
7.5. Оформление заявок, доверенности, расписки. Апелляция. Условия составления. | практич. работа | 1 |
7.6. Управленческие и распорядительные документы. Практическая работа № 11. Оформление и редактирование документов | практич. работа | 1 |
7.7. Виды деловых писем. Электронная почта. Факсимильная связь. Практическая работа № 12. Оформление писем. Выполнение упражнений. | лекция практич. работа | 1 |
7.8. Контрольная работа. Особенности оформления документов. | контр. работа | 1 |
Тема № 8. Особенности публицистического стиля | | 2 |
8.1. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Практическая работа № 13. Составление эссе, статьи, репортажа, интервью. | лекция, практич. работа | 1 |
8.2. Особенности построения публичного выступления. Самостоятельная работа № 7. Подготовка устного выступления на интересную тему. | устное выступление | 1 2 |
Тема № 9. Особенности разговорного стиля | | 2 |
9.1. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Практическая работа № 14 Анализ диалогов, анекдотов | практич. работа | 2 |
Тема № 10. Текст. Типы речи. | | 4 |
10.1. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Практическая работа № 15. Составление плана реферата. | практич. работа | 1 |
10.2. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Практическая работа № 16. Составление текста с разными типами речи (на выбор студента) Самостоятельная работа № 8. Домашнее сочинение ( по форме ЕГЭ) | практич. работа | 1 2 |
Контрольный тест по разделу «Стилистика» | контр. работа | 1 |
| Всего часов | | 32 |
условия реализации
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы предполагает наличие учебного кабинета.
Технические средства обучения:
проектор мультимедийный;
экран настенный;
электронные образовательные ресурсы
комплект плакатов
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по-собие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Дополнительная литература (ДЛ)
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литера-тура в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 201
6. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
7