МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ «ДНЕСТРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГЕТИКИ
И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
ГОУ «ДТЭ и КТ»
----------Залевская Н.А.
«--» -------------------2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
по дисциплине (EH.01) - МАТЕМАТИКА
(ЕH.00 - Математический и общий естественнонаучный цикл)
для специальности среднего профессионального образования:
2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ЦМК
общеобразовательных
дисциплин, Методист
И.Н. Левицкая
Протокол № ---
От « --- » ----------- 2019 г. ______________________
Председатель ЦМК_______________ «---» ---------------------2019 г.
------------------------------------------
г. Днестровск, 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)
2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Разработчики:
Преподаватель математики высшей квалификационной категории С.В. Демьянова
ГОУ СПО «Днестровский техникум энергетики
и компьютерных технологий»
Рецензенты:
Преподаватель математики
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Математика»
Структура и содержание учебной дисциплины «Математика»
Условия реализации учебной дисциплины «Математика»
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины «Математика»
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «математика»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальностям СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» относится к ЕН.00.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
Уметь
Знать:
а) значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ОПОП;
б) основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
в) основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
г) основы интегрального и дифференциального исчисления.
КОМПЕТЕНЦИИ:
(ОК 1-9, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1, 2.2, ПК 3.2, ПК 4.1, 4.3)
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
КОМПЕТЕНЦИИ:
(ОК 1-9, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1, 2.2, ПК 3.2, ПК 4.1, 4.3)
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Осуществлять пуск и остановку теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 1.2. | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 1.3. | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 2.1. | Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 2.2 | Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 3.2. | Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; |
ПК 4.1. | Планировать и организовывать работу трудового коллектива; |
ПК 4.3. | Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности; |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Код и наименование специальности | Максимальная учебная нагрузка (всего) | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | СЕМЕСТР |
ВСЕГО | Теоретические занятия | Практические занятия | ВСЕГО | Теоретические занятия | Практические занятия |
3 семестр |
Специальность: 2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» | 99 | 33 | 66 | 16 | 50 | 66 | 16 | 50 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «математика»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (практические работы, решение задач, проверочные и самостоятельные работы, работа малыми группами, самоподготовка (работа с конспектом лекций), подготовка презентаций, подготовка докладов и рефератов, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, работа с дополнительной литературой.
Код и наименование специальности | Максимальная учебная нагрузка (всего) | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | СЕМЕСТР |
ВСЕГО | Теоретические занятия | Практические занятия | ВСЕГО | Теоретические занятия | Практические занятия |
3 семестр |
Специальность: 2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» | 99 | 33 | 66 | 16 | 50 | 66 | 16 | 50 |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Блок I | Математический анализ. | 46 + (23 с.р.) | |
Раздел 1 | Высшая математика - как дисциплина. | 2 + (1 с.р.) | |
Тема 1.1. Роль и значение математики | 1. Высшая математика - как дисциплина. История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. 2. Цели, задачи математики. Связь математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Роль и значение математики в современном мире. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: «Поиск необходимой информации в глобальной сети Интернет». | 1 | |
Раздел 1I | Дифференциальное и интегральное исчисление. | 28 + (14 с.р.) | |
Тема 2.1. Дифференциальное исчисление. | 1 Определение производной. 2.Основные правила дифференцирования. 3.Производные элементарных функций. 4.Приложения дифференциала к приближенным вычислениям. | 2 | 2 |
П/Р № 1 Функции одной переменной и их свойства. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы, конспектирование источников». | 2 | |
П/Р № 2 Функции. 1.Функции одной независимой переменной. Непрерывность функций. 2.Производная, геометрический и механический смысл. 3.Производные элементарных и сложных функций. 4.Исследование функций с помощью производной. 5.Определение функции нескольких переменных. 6.Различные функции и их свойства. | 2 | 2 |
П/Р № 3 Исследование функций с помощью производной. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов». | 2 | |
П/Р № 4 Пределы и непрерывность. 1.Определение предела функции. Свойства пределов. 3.Пределы на бесконечности. 4.Определение непрерывности функции. 5. Свойства элементарных функций. 6.Понятие предела функции в точке. 7. Односторонние пределы. 8.Понятие предела функции в бесконечности. 9.Бесконечно малые и бесконечно большие величины. 10. Применение формул сложения, умножения и деления при вычислении пределов. 11. Теоремы о пределах. 12. Признаки существования предела. 13.Замечательные пределы. 14.Вычисление пределов. | 2 | 2 |
П/Р № 5 Предел функции. Замечательные пределы. Вычисление пределов. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Подготовить доклад по теме «Замечательные пределы». | 2 | |
Самостоятельная работа: «Реферат по теме: «Производная функции». | 2 | |
П/Р № 6 Производная функции. 1.Применение формул дифференцирования при нахождении производных. Нахождение дифференциала функции. 3.Решение дифференциальных уравнений 1 порядка. | 2 | 2 |
| П/Р № 7 Производная и ее геометрический смысл. Правила дифференцирования. Нахождение производных по алгоритму. Вычисление производных сложных функций. | 2 | 3 |
П/Р № 8 Неопределенный интеграл. 1.Введение понятия - первообразная функции. 2.Определение интеграла, свойства. 3.Основные формулы интегрирования. 4.Определение определенного интеграла. Формула Ньютона- Лейбница. 5.Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. 6.Интегрирование способом подстановки. | 2 | 3 |
П/Р № 9 Таблица интегралов. | 2 | 2 |
П/Р № 10 Методы интегрирования. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала». | 2 | |
| П/Р № 11 Определенный интеграл. 1.Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница Вычисление определенного интеграла. 2.Геометрический смысл определенного интеграла. 3.Функции нескольких переменных. 4.Приложение интеграла к решению прикладных задач. 5.Определенный интеграл и его приложения. | 2 | 3 |
П/Р № 12 Формула Ньютона-Лейбница. | 2 | 2 |
П/Р № 13 Вычисление площадей фигур с помощью определенных интегралов. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Подготовка реферата по теме « Интегралы». | 4 | |
Раздел III | Дифференциальные уравнения и комплексные числа. | 16 + (8с.р.) | |
Тема 3.1. Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка. | Определение дифференциального уравнения. Задача Коши. Обыкновенные дифференциальные уравнении первого порядка с разделяющимися переменными. | 2 | 2 |
П/Р № 14 Решение дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Составление вопросов по прочитанной лекции/учебнику». | 2 | |
П/Р №15 Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Однородные обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка | 2 | 3 |
П/Р №16 Решение однородных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: «Создание презентации». | 2 | |
П/Р №17 Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка | 2 | 2 |
П/Р №18 Решение линейных обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Создание презентации». | 2 | |
П/Р № 19 Комплексные числа. 1.Понятие комплексного числа и свойства комплексных чисел | 2 | 3 |
П/Р № 20 Свойства комплексных чисел. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: «Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы, конспектирование источников». | 2 | |
БЛОК II | Основы дискретной математики. | 12 + (6с.р.) | |
Раздел IV | Основы дискретной математики. | 12 + (6с.р.) | |
Тема 4.1. Множества и отношении. Свойства отношений. | 1.Предмет дискретной математики, ее место и роль в математике. 2.Множества и отношения. 3.Операции над множествами и их свойства. | 2 | 2 |
П/Р № 21 Операции над множествами и их свойства. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала». | 2 | |
Тема 4.2. Операции над множествами. | 1.Элементы и множества. 2. Операции над множествами и их свойства. | 2 | 2 |
П/Р № 22 Обоснование основных понятий комбинаторики: факториал, перестановки, размещения, сочетания. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы». | 2 | |
Тема 4.3. Основные понятия теории графов. | 1.Графы. 2.Элементы графов. 3.Виды графов и операции над ними. 4.Основные понятия теории графов. 5.Элементы теории графов 6.Элементы дискретной математики. | 2 | 2 |
П/Р № 23 Виды графов и операции над ними. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: «Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала». | 2 | |
БЛОК III | Теория вероятностей и математическая статистика. | 8 + (4с.р.) | |
Раздел V | Элементы теории вероятностей и математической статистики. | 8 + (4с.р.) | |
Тема 5.1. Случайная величина. Вероятность. Элементы комбинаторики. | 1.События, вероятность события. 2.Действия над вероятностями. 3.Случайная величина. 4. Применение теорем сложения и умножения вероятностей при решении задач. 7.Сложение и умножение вероятностей. 8.Независимые события. 9. Повторение испытаний. 10.Основные понятия комбинаторики: факториал, перестановки, размещения, сочетания. 11.Обоснование основных понятий комбинаторики: факториал, перестановки, размещения, сочетания. | 2 | 2 |
П/Р № 24 Применение теорем сложения и умножения вероятностей при решении задач. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Реферат по теме: «ВИДЫ СОБЫТИЙ». | 2 | |
Тема 5.2. Схема Бернулли. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. | 1.Случайная величина. 2.Закон распределения. 3. Математическое ожидание дискретной случайной величины. 4.Дисперсия случайной величины. 5. Элементы математической статистики. 6. Схема Бернулли. 7. Формула полной вероятности. 8.Формула Байеса. | 2 | 2 |
П/Р № 25 Закон распределения. Схема Бернулли. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: «Составление вопросов по прочитанной лекции/учебнику». | 2 | |
ИТОГО | | 66(50) | |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличие: учебного кабинета
«Математика».
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– учебно-планирующая документация;
– комплект учебных пособий по алгебре и геометрии 10-11 класс;
– комплект учебных пособий по высшей математике;
– плакаты учебные;
– дидактический материал;
– раздаточный материал;
– модели объемных геометрических фигур.
Рекомендации но организации образовательного процесса
При организации учебного процесса рекомендуется использовать следующие технологии обучения:
-При проведении лекционных занятий использовать видео уроки, уроки презентации, конференции.
-При проведении практических занятий целесообразно использовать деятельностные, личностно-ориентированные, направленные на развитие личности технологии обучения, например проведение уроков конкурсов а также уроков игр.
Рекомендации но осуществлению контроля результатов освоении дисциплин
Для осуществления контроля результатов освоения тем целесообразно использовать устный опрос, тестирование, выполнение проверочных работ, индивидуальные задания, а также защиту рефератов.
Рекомендации но планировании) и организации самостоятельной работы студентов
[При планировании и организации самостоятельной работы уделить внимание работе с конспектами лекций, дополнительной литературой. Нужную информацию найти в сети Интернет применив функцию «Поиск решения».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учебное пособие. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1989 г.
Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1999 г.
Шипачев В.С. Высшая математика: Учебник для нематематических специальностей вузов/Под ред. Академика А.Н. Тихонова.-М.: Высшая школа, 1990 г.
Григорьев В.П. Элементы высшей математики. –М.: ОИЦ «Академия», 2016.
Григорьев В.П. Сборник задач по высшей математике: Учеб. пособие для студентов учрежд. СПО / В.П.Григорьев, Т.Н.Сабурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
Дополнительные источники:
Апанасов П.Т., Орлов М.И. Сборник задач по математике: Учебное пособие для техникумов.- М.: Высшая школа, 1987 г.
Воробьева Г.Н., Данилова А.Н. Практикум по вычислительной математике: Учебное пособие для техникумов.- М.: Высшая школа, 1990 г.
Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.П. Григорьев, Ю. А. Дубинский. – М.: Академия, 2004 г.
Интернет-ресурсы (ИР)
И-Р1 http://www.exponenta.ru/ - Образовательный математический сайт "Exponenta.ru" Для студентов: задачи с решениями, справочник по математике, консультации. Для преподавателей: возможность разместить на сайге методические разработки. Книги и справочники по Mathcad, Matlab, Maple.
И - Р 2 http://mathem.hl.ru/ - Математика On- Line - здесь Вы можете найти формулы по математике, геометрии, высшей математике и т.д. Также здесь есть справочная информация по математическим дисциплинам и интересные статьи.
И - РЗ http://zadachi.mccme.ru:8103/ - информационно-поисковая система "Задачи". Благодаря системе поиска Вы можете найти здесь любую задачу на Ваш вкус. Учителя смогут быстро подобрать несколько задач для проверочной работы для своих учеников. При этом ко всем задачам прилагаются решения и чертежи, что делает эту базу идеальным средством для самостоятельного изучения наук.
И-Р 4 http://www.college.ru/mathematics/ - Методические и учебные материалы по математике. Планиметрия. Стереометрия. Алгебра.
Функции и графики. Математика в Интернет.
И -Р 5 http://mathnet.narod.ru/ - Сайт элементарной математики - Здесь вы найдете информацию для абитуриентов, задачи по математике.
ИJP6 http://mathem.by.ru/index.html - Математика On-Line - алгебра, геометрия, тригонометрия. История и основные понятия предмета, формулы, правила.
И-Р 7 http://www.e-pi.narod.ru/ - Все о числах е и пи.
И -Р 8 http://www.sch57.msk.ru:8101/collect/mathogl.htm - История математики от Эллады до нашего времени. Краткие биографии математиков. Математика для гуманитариев - о природе и сути натуральных чисел, точки и прямой, числа и плоскости, функции и графика. И-Р 9 http://mathtest.narod.ru/ - Математический тест. Программа для тестирования и быстрой оценки знаний по математике. Выбор уровня сложности и количества задач.
И-Р 10 http://matembook.chat.ru/ - Краткий справочник формул по математике. Материалы по арифметике, алгебре (линейной и векторной) и геометрии: формулы, основные законы и правила.
http://www.exponenta.ru/ - Образовательный математический сайт "Exponenta.ru",задачи с решениями, справочник по математике, консультации.
http://mathem.hl.ru/ - Математика On- Line, формулы по математике, геометрии, высшей математике и т.д.
http://www.exponenta.ru/educat/free/free.asp - Бесплатный математический Софт. Основные математические пакеты: Mathcad, Matlab, Maple, Mathematica, Macsyma, PDease2D. Справочники, демо-версии, книги. http://zadachi.mccme.ru:8103/ - Информационно-поисковая система "Задачи".
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практикумов по решению задач в различных формах, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Специальность: 2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» |
Уметь | (ОК 1-9, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1, 2.2, ПК 3.2, ПК 4.1, 4.3) | Выполнение практических работ. Устный опрос, решение ситуационных задач. Устный опрос, выполнение практических работ. Устный опрос, выполнение практических работ. Устный опрос, проверочная работа. |
Знать: а) значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ОПОП; б) основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; в) основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; г) основы интегрального и дифференциального исчисления. | (ОК 1-9, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1, 2.2, ПК 3.2, ПК 4.1, 4.3) | Выполнение практических работ. Устный опрос, решение ситуационных задач. Устный опрос, выполнение практических работ. Устный опрос, выполнение практических работ. Устный опрос, проверочная работа. |
Итоговый контроль ЗУН по дисциплине « Математика»: экзамен