МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский политехнический техникум»
| Утверждена Протоколом заседания Педагогического совета ГПОУ «СПТ» от «07» февраля 2024 г № ___ |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ 02 История
Сыктывкар
2024
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 N 68 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения", зарегистрированного в Минюсте России 26.02.2018 N 50136.
Организация - разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум»
Разработчики:
Первышева Евгения Яковлевна, заместитель директора;
Мамонтова Елена Ивановна, заместитель директора;
Погудина Виолетта Евгеньевна, заведующий учебной частью;
Ионова Марина Николаевна, методист;
Дроботова Валерия Владимировна, преподаватель.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла
Протокол № _____ от «____» ____________202_____ г.
Организация - разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум»
Разработчики:
Первышева Евгения Яковлевна, заместитель директора;
Мамонтова Елена Ивановна, заместитель директора;
Погудина Виолетта Евгеньевна, заведующий учебной частью;
Ионова Марина Николаевна, методист;
Дроботова Валерия Владимировна, преподаватель.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла
Протокол № _____ от «____» ____________202_____ г.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02 История
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения является частью основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ООП ПССЗ) базовой подготовки ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум» в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Рабочая программа учебной дисциплины 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (курсы повышения квалификации и переподготовка), а также для всех форм получения образования: очной, очно-заочной, для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих ПП по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 – ОК 11
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 011 | ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте | основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 48 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 23 |
практические занятия | 23 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
3.3 Тематический план и содержание самостоятельных занятий учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 14 | |
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01 - ОК 11 |
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. | 1 |
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». |
Практическое занятие №1«Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики» Практическое занятие №2 Тема: «Культурное развитие народов СССР. Русская культура» | 7 |
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 - ОК 11 |
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. | 1 |
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | 1 |
Практическая работа №3 « Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР». | 4 |
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века | 32 | |
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01 - ОК 11 |
«Новое мышление» и перелом в советской внешней политике. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. | 1 |
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. |
Практическая работа №4 Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. | 4 |
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | Содержание учебного материала | 7 | ОК 01 - ОК 11 |
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. | 1 |
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. | 1 |
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | 1 |
Практическая работа №5 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | 4 |
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 - ОК 11 |
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. | 1 |
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе | 1 |
Практическая работа № 6 «Укрепление России на постсоветском пространстве» | 4 |
Тема 2.4. Современная политическая, экономическая, социальная и культурная ситуация в России | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01 - ОК 11 |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | 2 |
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. | 2 |
Идеи «Поли культурности» и молодежные экстремистские движения | 2 |
Самостоятельная работа | 2 |
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 - ОК 11 |
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. | 2 |
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов главное условие политического развития. Инновационная деятельность приоритетное направление в науке и экономике | 2 |
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека основа развития культуры в РФ. | 2 |
Промежуточная аттестация (другие формы контроля) | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; плакаты; наглядные пособия;
техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы, рисунки, фото и видеоматериалы к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
Для реализации программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» библиотечный фонд ГПОУ «СПТ» имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей в 2-х частях. Ч. 1: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей в 2- х частях. Ч. 2: учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2017
3.2.2. Основные электронные издания
1. Батюк, В. И. История: мировая политика : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Батюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10207-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475524 (дата обращения: 12.05.2021)
2. Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 545 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01293-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469480 (дата обращения: 12.05.2021)
3. История мировых цивилизаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 377 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09936-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475414 (дата обращения: 12.05.2021)
4. История новейшего времени : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией В. Л. Хейфеца. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 345 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09887-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475370 (дата обращения: 12.05.2021)
5. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 462 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10034-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469768 (дата обращения: 12.05.2021)
6. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 252 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01272-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/470180 (дата обращения: 12.05.2021)
7. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13853-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 12.05.2021)
8. История России. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 144 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08115-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472828 (дата обращения: 12.05.2021)
9. Карпачев, С. П. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 248 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08753-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468583 (дата обращения: 12.05.2021)
10. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08560-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/470181 (дата обращения: 12.05.2021)
11. Крамаренко, Р. А. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09199-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472455 (дата обращения: 12.05.2021)
12. Мокроусова, Л. Г. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472249 (дата обращения: 12.05.2021)
13. Пленков, О. Ю. Новейшая история : учебник для среднего профессионального образования / О. Ю. Пленков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 399 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00824-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471295 (дата обращения: 12.05.2021)
14. Пряхин, В. Ф. История: Россия в глобальной политике : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Ф. Пряхин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 479 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-14147-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475523 (дата обращения: 12.05.2021)
15. Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 299 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10213-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456469 (дата обращения: 12.05.2021)
16. Земцов, Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период : учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 216 с. — ISBN 978-5-8114-5726-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146808 (дата обращения: 11.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие – М.: ОИЦ «Академия», 2017
2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы – М.: ОИЦ «Академия», 2017
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Демонстрирует системные знания мировых процессов на рубеже XX и XXI веков; ориентируется в причинах политических конфликтов на государственном, региональном и локальном уровнях; объясняет основные политические процессы изучаемых периодов; перечисляет основные функции мировых общественных организаций; ориентируется в религиозных течениях; рассуждает о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; имеет представление об инновациях, уровне развития техники и технологий в современной России и за рубежом | Тестирование; опрос; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте. | Дает собственную оценку происходящим историческим событиям, основываясь на системных знаниях исторических фактов, оперируя датами, хронологией событий и анализом исторических документов; отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; выполняет условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; делает осознанный выбор; осуществляет коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; проектирует собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий | Тестирование; опрос; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией. |