протокол №_1__ от 30.08. 2019_ г
___________________Степанова Н.М.
Программа учебной дисциплины «Основы автоматизации производства» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Программа учебной дисциплины «Основы автоматизации производства» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для профессиональной подготовки по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам
Данная дисциплина «Основы автоматизации производства» входит в общепрофессиональный цикл.
- использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;
-общие сведения об автоматических системах управления.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Основные понятия управления технологическими процессами | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Технологические объекты управления. |
2.Системы управления технологическими процессами |
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Разновидность типовых технологических объектов | 2 |
Тема 1.2. Автоматизированные системы управления технологическими процессами | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Задачи, структура АСУТП |
2.Основные функции, режимы работ АСУТП. Виды обеспечения АСУТП |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Использование микропроцессорных контроллеров в АСУТП | 4 |
Тема 2.1. Общие средства автоматизации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Основы метрологии. |
2.Стандартизация измерений. |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Поверка средств измерения и средств автоматизации | 4 |
Тема 2.2. Первичные измерительные преобразователи технологических параметров | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1. Первичные преобразователи измерения давления |
2. Первичные преобразователи измерения температуры |
3. Первичные преобразователи измерения расхода и количества |
4. Первичные преобразователи измерения уровня. |
5. Первичные преобразователи измерения состава и свойств веществ. |
6. Первичные потенциометрические преобразователи измерения состава и свойств веществ. |
7. Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по плотности) |
8. Первичные преобразователи измерения физико-химических показателей веществ (по вязкости) |
9. Первичные преобразователи измерения угловых и линейных перемещений. |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1. Практическая работа "Поверка преобразователя давления" |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Средства измерения промышленной группы "Метран" | 4 |
Тема 2.3. Передающие измерительные преобразователи | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Электрические передающие преобразователи. |
2.Преобразователи неэлектрических величин в унифицированные электрические сигналы. |
3.Преобразователи электрических сигналов в давление сжатого воздуха. |
4.Специальные преобразователи для пожаро- и взрывоопасных объектов. |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Роль преобразователей в управлении технологическим процессом | 4 |
| Содержание учебного материала | 2 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
Тема 2.4. Вторичные приборы | 1.Назначение, классификация вторичных приборов |
2. Методы представления информации по вторичным приборам |
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Современные средства автоматизации промышленной группы "Метран" | 2 |
Тема 2.5. Автоматические регуляторы и исполнительные устройства | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Классификация автоматических регуляторов |
2.Основные законы регулирования |
3. Требования к качеству работы автоматических регуляторов |
4.Исполнительные механизмы |
5.Регулирующие органы автоматических систем управления |
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Исполнительные устройства и регулирующие органы п. г "Метран" | 2 |
Тема 2.6. Комплекс технических средств в АСУТП | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Средства представления информации в связи с пользователем в АСУТП |
2.Устройство связи с объектом в АСУТП .Средства измерения, преобразования, регулирования в АСУТП |
Самостоятельная работа обучающихся изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью, интернет-ресурсами. Подготовит сообщение: Применение микропроцессоров в управлении технологическим процессом | 4 |
Тема3.1 Выбор управляющих систем | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Организация управления техпроцессом |
2.Выбор параметров управления, регулирования, сигнализации, блокировки, защиты. |
3.Выбор средств автоматизации для реализации управляющих систем. |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Типовые схемы сигнализации. | 4 |
Тема 3.2 Основы проектирования систем автоматического управления | Содержание учебного материала | 14 | ОК 1. – ОК 7., ПК 2.1, ПК3.1. – ПК 3.3. |
1.Принципы построения схем автоматизации ГОСТ 21.404.-85. Принципы составления ФСА |
2.Графическое оформление ФСА |
4.Составление ведомости текстовых документов |
5.Примерные изображения схем контроля технологических параметров температуры |
6.Примерные изображения схем контроля технологических параметров давления и уровня |
7. Примерные изображения схем контроля технологических параметров расхода и количества |
8. Примерные изображения схем контроля технологических параметров показателей качества |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 8 |
1. Практическая работа "Составить ФСА процесса адсорбции" |
2.Практическая работа "Составить ФСА процесса ректификации" |
3.Практическая работа "Составить ФСА процесса кристаллизации" |
4. Практическая работа "Составить ФСА процесса выпарки" |
Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа: Разработать ФСА типовых процессов | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего 68 часов-обязательная нагрузка, 34 часа- самостоятельная работа обучающихся. Итого- 102 часа |
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, а так же лаборатории автоматизации производства.
Кабинет должен быть оснащен мультимедийными средствами обучения. Иметь необходимое количество в соответствии с темами и занятиями демонстрационных плакатов, стендов, макетов и наглядных пособий. Иметь оснащение и оборудование для проведения расчетно-практических Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Основным базовым учебником для проведения занятий теоретической подготовки является:
1.Шандров Б.В. Автоматизация производства М: Академия,2011
2.Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления Учебное пособие для студентов СПО-М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
3.Сотскова Е.Л. Головлева С.М. Основы автоматизации технологических процессов переработки нефти и газа. Учебное пособие для студентов. Издательский центр Академия2014-304с.2012.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)