| ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) |
ОГСЭ. 07 Основы социологии и политологии |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам. директора по УМР |
| ____________ В.А.Шишкина |
| «___»____________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.07 оСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2022 г.
| РАССМОТРЕНО: |
| на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин и рекомендовано к утверждению |
| Протокол №___ |
| от «___» _________ 20__г. |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ А.В. Лаптев |
| |
Муравленко, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
5 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | 11 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.
Программа разработана на основе требований ФГОС СПО, примерной основной образовательной программы, профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103-н и зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 г. N 54154.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются умения и знания
Умения | Знания |
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - самостоятельно оценивать и принимать решение, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей - владеть языковыми средствами; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. | - основные положения об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - базовый понятийный аппарат социальных наук; - причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире; - тенденции познания социальных и политических явлений и процессов. |
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются элементы общих компетенций (ОК).
Код | Наименование компетенций |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
Объем учебной нагрузки студента – 42 часа, из них:
самостоятельной работы студента – 4 часа
в 8 семестре:
теоретических занятий – 32 часа;
практических занятий – 4 часа;
консультации – 2 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 42 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 30 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа | 4 |
в том числе: | |
написание конспекта, тезисов | 4 |
Консультация | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | |
8 семестр – 42 ч, из них: теоретическое обучение – 32 ч., практические занятия – 4 ч., самостоятельная работа – 4 ч., консультация – 2 ч. |
Раздел 1. Основы социологии | 2 | |
Тема 1.1 Введение в социологию | Содержание: | 2 | ОК 01- ОК 06, ОК 09 |
1 | Введение в социологию. Предмет, функции, методы социологии | 2 |
Тема 1.2 Общество: сущность, типы, развитие | Содержание: | 4 | ОК 01- ОК 06, ОК 09 |
2 | Общество: сущность, типы, развитие | 2 | ОК 01- ОК 06, ОК 09 |
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
3 | Личность и общество. Анализ научных текстов профессиональной направленности | 2 | ОК 01- ОК 06 |
Тема 1.3 Социальная структура общества | Содержание: | 4 | |
4 | Социальная структура общества | 2 | ОК 01- ОК 06 |
5 | Социальная стратификация и социальная мобильность | 2 | ОК 01- ОК 06 |
Тема 1.4 Нации и межнациональные отношения | Содержание: | 4 | |
6 | Нации и межнациональные отношения | 2 | ОК 1- ОК 3 |
7 | Межнациональные отношения в современной России | 2 | ОК 1- ОК 3 |
Самостоятельная работа: | 2 | ОК 1- ОК 3 |
1 | Написание конспекта «Нации и этнические общности» | 2 | ОК 1- ОК 3 |
Тема 1.5 Социальные институты общества | Содержание: | 4 | |
8 | Социальные институты общества | 2 | ОК 1- ОК 3 |
9 | ПЗ 1 Семья - основной социальный институт | 2 | ОК 1- ОК 3 |
Раздел 2. Основы политологии |
Тема 2.1 Введение в политологию | Содержание: | 2 | ОК 04-ОК 06 |
10 | Введение в политологию | 2 |
Тема 2.2 Государство и его роль в обществе | Содержание: | 6 | |
11 | Государство и его роль в обществе | 2 | ОК 06 |
12 | Формы государства | 2 | ОК 06 |
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
13 | Органы государственной власти и управления. Анализ нормативно-правовых актов профессиональной направленности | 2 | ОК 03, ОК 06 |
| | | | |
Тема 2.3 Политические партии | Содержание: | 4 | |
14 | Политические партии | 2 | ОК 2 |
15 | ПЗ 2 Политические партии современности | 2 | ОК 5 |
Тема 2.4 Политическое лидерство | Содержание: | 4 | ОК 01 |
16 | Политическое лидерство. Политические лидеры современного мира | 2 | ОК 03 – ОК 06 |
Самостоятельная работа | | |
2 | Написание тезисов «Классификации политических лидеров» | 2 | |
Тема 2.5 Современные международные отношения | Содержание: | 2 | ОК 01 |
17 | Современные международные отношения. Борьба мира с терроризмом | 2 |
Консультация | 2 | |
Дифференцированный зачёт | 2 | |
Всего: | 42 | |
3 условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
– рабочее место преподавателя;
– рабочие места по количеству студентов;
– плакаты, наглядные пособия, схемы;
техническими средствами обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультмедиапроектор;
– экран, лазерная указка
3.2 Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Печатные издания:
1 Куканова Е.В. Основы социологии и политологии: учебник для СПО.- Москва : Юрайт, 2020. – 293 с. - ISBN: 978-5-9916-9537-4, 978-5-534-00983-5, 978-5-534-06974-7
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Гаджиев К. С. Введение в политическую теорию: учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 367 с. - URL: https://urait.ru/bcode/393326 (дата обращения: 03.05.2022).
Политология : сайт- - URL: http://puteshestvvenik.narod.ru/index/0-20 (дата обращения: 01.04.2022)
Политология. Политика: сайт. - URL: http://lib.ru/POLITOLOG (дата обращения: 20.04.2022)
3.2.3. Дополнительные источники
Гаджиев К. С. Введение в политическую теорию : учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 367 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-7925-1
Латышева В. В. Основы социологии и политологии : учебник для сред. проф. образования / В. В. Латышева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 304 с. (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-06614-2.
4 Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ учебной Дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
знания: - основные положения об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - базовый понятийный аппарат социальных наук; - причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире; - тенденции познания социальных и политических явлений и процессов. | Степень знания материала курса, насколько логично и ясно студент излагается материал, не требуется ли дополнительных пояснений; Отвечает ли студент на все дополнительные вопросы преподавателя; На каком уровне выполнены практические занятия, конспект и тезисы самостоятельной работы | – наблюдение за выступлениями с сообщениями, при защите презентации; – ответы на вопросы по составленным тезисам, конспекту |
умения: – самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - самостоятельно оценивать и принимать решение, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владеть языковыми средствами; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. | Насколько свободно студент ориентируется в истории развития социологии и политологии; Может ли верно охарактеризовать взгляды того или иного социолога, политолога; Насколько самостоятельно, логично и аргументированно студент может выдвигать и защищать свою точку зрения по важнейшим проблемам социологии и политологии в выступлении и при защите презентации, глубоко и всесторонне излагать проблемы и высказывания политологов и социологов при написании конспекта и составлении тезисов; Насколько успешно студент может применять свои знания по курсу «Основы социологии и политологии» в повседневной и профессиональной деятельности; Насколько он способен к диалектическому и логически непротиворечивому мышлению в своей специальности | – выступления с сообщениями, презентацией; – ответы на вопросы по составленным конспектам и тезисам |
5 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 25.05.2022, 11:59 | Стр. 15 из 15 |