МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Психология общения»
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Самара
2019
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Методических рекомендаций по формированию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в Самарской области (Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 15.06.2018 № 16/1846) и примерной программы учебной дисциплины «Психология общения» (Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Центр профессионального образования Самарской области).
Разработчик: Кузнецова Оксана Анатольевна, преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии техники, технологии транспорта и машиностроения ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева» Протокол №__1__от_26_августа___2019 г. Председатель МК_________Баранова О.П. | | УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева» ____________Решетникова Л.С. |
| | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Психология общения»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- 7, 9 - 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11. | - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | - цели, функции, виды и уровни общения; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - механизмы взаимопонимания в общении; - вербальные и невербальные средства общения. взаимосвязь общения и деятельности роли и ролевые ожидания в общении виды социальных взаимодействий этические принципы общения источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 38 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 34 |
Самостоятельная работа | 2 |
Консультации | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Теоретические основы изучения общения в психологии |
Тема 1.1. Методологические и логические основы психологии общения | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. Социология коммуникации и психология общения. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1. 2. Психологическая структура и функции общения. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Этика общечеловеческая и этика профессиональная. Формирование профессиональной этики. Принципы этики деловых отношений. Определение и психологическая структура общения. Социально-психологическая характеристика деловых и личных взаимоотношений. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида, и интерпретация на этой основе их поступков. Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации. |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 2. Психологические особенности делового общения |
Тема 2.1. Культура поведения и этика делового общения | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Культура поведения как форма общения людей, их поступки, основанные на нравственности, этическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти нравственную линию поведения в нестандартной, экстремальной ситуации. Современные взгляды на место этики в деловом общении. Общеэтические принципы и характер делового общения. |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2. Речевой этикет или этика делового красноречия | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Речевой этикет - правило речевого поведения в обществе. Деловая риторика и ее значимость для эффективности деловых отношений. Виды речевого воздействия и специфические требования этики, предъявляемые к каждому виду (выступлению на общем собрании, совещании, участию в деловой беседе и пр.). Стиль делового речевого воздействия и этикет. Комплементы. Эпидейктическая речь. |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.3. Психологические особенности делового телефонного разговора и письменного делового общения | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного разговора. Схема наиболее рациональной композиции делового разговора. Что можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Схема наиболее рациональной композиции делового разговора. | 1 |
Раздел 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий |
Тема 3.1 Социально-психологическая характеристика конфликтов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Типология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного общения. |
Самостоятельная работа обучающихся Психологическая коррекция конфликтного общения. | 1 |
Тема 3.2 Психологическая характеристика невербального общения | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Разделы психологии, изучающие невербальные средства общения. Кинесика. Экстралингвистика и паралингвистика. Такесика. Проксемика. Значение взгляда в общении. Мимика как средство общения. Пантомимика. Виды жестов и поз. |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 4. Верификация ложной информации в процессе общения |
Тема 4.1. Определение и психологическая структура лжи | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Причины негативного искажения информации. Признаки обмана в общении |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 4.2. Верификация ложной информации | Содержание учебного материала | | ОК 01 - ОК 07. ОК 09 - ОК 11 |
Верификация ложной информации по словам; верификация ложной информации по голосу; верификация ложной информации по пластике; верификация ложной информации по мимике | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
| Консультации Мимика как средство общения. Верификация ложной информации по мимике | 2 | |
ИТОГО: | | 38 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»:
оснащенный оборудованием:
-посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья);
- рабочее место преподавателя (стол, стул)
техническими средствами обучения:
- демонстрационный комплекс: ноутбук, экран, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г. В. Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.
Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 468 с.
Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина Н. В. Антонова С. В. Овсянникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 437 с.
4. Психология общения : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — 2-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.
5. Панфилова А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 231 с
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Бороздиа Г.В. Психология и этика деловых отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие/Бороздина, Г. В. Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной.— М.:ИНФРА-М,2006. - 224 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67604.html
2. Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]:Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52575.html.
2. Ивлева Т.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»/ Ивлева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 92 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55224.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Психология общения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-v-internete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html.
5."PSYERA" – гуманитарно-правовой портал, [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Социальная психология общения: монография / под общ.ред. А.Л. Свенцицкого. — М: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
2. Методические рекомендации по практическим работам по учебной дисциплине «Психология общения»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; | - владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации | Оценка решений творческих задач Тестирование Анализ ролевых ситуаций |
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | описывает техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций |
приемы саморегуляции в процессе общения | намечает и описывает приемы саморегуляции. |
Умения: - применять технику и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | - демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения | Оценка результатов выполнения практической работы Оценка решений творческих задач |
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | - разрешает смоделированные конфликтные ситуации - демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | |