СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОГСЭ.05 «Психология общения»

программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

















Самара

2019

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе Методических рекомендаций по формированию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в Самарской области (Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 15.06.2018 № 16/1846) и примерной программы учебной дисциплины «Психология общения» (Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Центр профессионального образования Самарской области).







Разработчик: Кузнецова Оксана Анатольевна, преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»



РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии техники, технологии транспорта и машиностроения ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева»

Протокол №__1__от_26_августа___2019 г.

Председатель МК_________Баранова О.П.


УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева»


____________Решетникова Л.С.










1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Психология общения»


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью цикла общих гуманитарных социально-экономических дисциплин (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1- 7, 9 - 11.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


Код

ОК

Умения

Знания

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11.

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.




- цели, функции, виды и уровни общения;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- вербальные и невербальные средства общения.

  • взаимосвязь общения и деятельности

  • роли и ролевые ожидания в общении

  • виды социальных взаимодействий

  • этические принципы общения

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

38

в том числе:

теоретическое обучение

34

Самостоятельная работа

2

Консультации

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3


Раздел 1. Теоретические основы изучения общения в психологии

Тема 1.1.

Методологические и логические основы психологии общения

Содержание учебного материала


ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. Социология коммуникации и психология общения. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи.

4

Самостоятельная работа обучающихся



-

Тема 1. 2.

Психологическая структура и функции общения.

Содержание учебного материала

4

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Этика общечеловеческая и этика профессиональная. Формирование профессиональной этики. Принципы этики деловых отношений. Определение и психологическая структура общения. Социально-психологическая характеристика деловых и личных взаимоотношений. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида, и интерпретация на этой основе их поступков. Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2. Психологические особенности делового общения


Тема 2.1.

Культура поведения и этика делового общения








Содержание учебного материала

4

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Культура поведения как форма общения людей, их поступки, основанные на нравственности, этическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти нравственную линию поведения в нестандартной, экстремальной ситуации. Современные взгляды на место этики в деловом общении. Общеэтические принципы и характер делового общения.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2.

Речевой этикет или этика делового красноречия

Содержание учебного материала

4




ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Речевой этикет - правило речевого поведения в обществе. Деловая риторика и ее значимость для эффективности деловых отношений. Виды речевого воздействия и специфические требования этики, предъявляемые к каждому виду (выступлению на общем собрании, совещании, участию в деловой беседе и пр.). Стиль делового речевого воздействия и этикет. Комплементы. Эпидейктическая речь.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3.

Психологические особенности делового телефонного разговора и письменного делового общения

Содержание учебного материала


ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

  1. Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного разговора. Схема наиболее рациональной композиции делового разговора. Что можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения результативности телефонного делового разговора в рамках этикета.

4

  1. Самостоятельная работа обучающихся

  2. Схема наиболее рациональной композиции делового разговора.

1

Раздел 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий

Тема 3.1

Социально-психологическая характеристика конфликтов

Содержание учебного материала

4

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Типология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного общения.

  1. Самостоятельная работа обучающихся

  2. Психологическая коррекция конфликтного общения.

1

Тема 3.2

Психологическая характеристика невербального общения

  1. Содержание учебного материала

4

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

  1. Разделы психологии, изучающие невербальные средства общения. Кинесика. Экстралингвистика и паралингвистика. Такесика. Проксемика. Значение взгляда в общении. Мимика как средство общения. Пантомимика. Виды жестов и поз.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 4. Верификация ложной информации в процессе общения

Тема 4.1.

Определение и психологическая структура лжи

Содержание учебного материала

2

ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Причины негативного искажения информации. Признаки обмана в общении

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.2.

Верификация ложной информации

Содержание учебного материала


ОК 01 - ОК 07.

ОК 09 - ОК 11

Верификация ложной информации по словам; верификация ложной информации по голосу; верификация ложной информации по пластике; верификация ложной информации по мимике

4

Самостоятельная работа обучающихся

-


Консультации

Мимика как средство общения.

Верификация ложной информации по мимике

2


  1. ИТОГО:

  1. 38





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин»:

оснащенный оборудованием:

-посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья);

- рабочее место преподавателя (стол, стул)

техническими средствами обучения:

- демонстрационный комплекс: ноутбук, экран, мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г. В. Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.

  2. Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 468 с.

  3. Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина Н. В. Антонова С. В. Овсянникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 437 с.

4. Психология общения : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — 2-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.

5. Панфилова А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П. Панфиловой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 231 с



3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Бороздиа Г.В. Психология и этика деловых отношений [Электронный ресурс]: учебное пособие/Бороздина, Г. В. Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной.— М.:ИНФРА-М,2006. - 224 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67604.html

2. Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]:Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52575.html.

2. Ивлева Т.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 (071800.62) «Социально-культурная деятельность», профили подготовки: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»/ Ивлева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 92 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55224.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Психология общения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-v-internete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html.

5."PSYERA" – гуманитарно-правовой портал, [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie


3.2.3. Дополнительные источники:

1. Социальная психология общения: монография / под общ.ред. А.Л. Свенцицкого. — М: ИНФРА-М, 2017. — 256 с.

2. Методические рекомендации по практическим работам по учебной дисциплине «Психология общения»



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;




- владеет понятиями учебной дисциплины и применяет их адекватно ситуации



Оценка решений творческих задач

Тестирование

Анализ ролевых ситуаций


источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов



описывает техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций



приемы саморегуляции в процессе общения


намечает и описывает приемы саморегуляции.

Умения:

- применять технику и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;


- демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения

Оценка результатов выполнения практической работы


Оценка решений творческих задач

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

- разрешает смоделированные конфликтные ситуации

- демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения