СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Родной язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса колледжа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Родной язык"»


ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

ОУД.08 Родной язык



УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УМР


____________ В.А. Шишкина


«___» ____________ 20___г.



Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД.08 РОДНОЙ ЯЗЫК


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2022 г.




РАССМОТРЕНО:


на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин и


рекомендовано к утверждению

Протокол №___


от «__» _________ 20__г.


Председатель П(Ц)К


___________ А.В. Лаптев


Муравленко, 2022

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

5

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8

6

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

9

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

8

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

13

9

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

16

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» предназначена для изучения родного русского языка в профессиональных образовательных организациях в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) с получением среднего общего образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259).

Содержание программы «Родной язык» направлено на достижение следующих целей:

  • сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

  • включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

  • сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;

  • сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

  • свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Язык представляет собой один из компонентов культуры как продукта социальной активности человека и одновременно одну из форм созданной человеком культуры. В нем в специфически человеческой и конкретно-национальной (этнической) форме отражается весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира. В этом смысле человек – это некое звено, соединяющее реально существующий мир (включающий его самого) и язык, отражающий этот мир (и самого человека в его собственном видении и понимании).

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет или процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Язык выступает как способ закрепления всей отражательной деятельности мышления. Картина мира как совокупность знаний человека о мире подменяется картиной мира, существующей в языке, то есть языковой картиной мира.

Глубокое знание родного языка – это еще и понимание мира, это способность мыслить в тех категориях, которые сложились веками в концептуальной картине мира национального языка. Изучение других (в частности, мировых иностранных) языков – это не только требование научно-технического прогресса и следствие изменившихся отношений между государствами на политической карте мира, но и возможность лучше узнать родной язык (все познается в сравнении!), почувствовать совершенство его системы, а также возможность выйти за рамки одной культуры и проникнуть в сферу иной картины мира, иных образов, научиться мыслить по-другому.

Содержание учебной дисциплины «Родной язык» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают специальность СПО. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами.

В процессе изучения родного языка рекомендуется посещение:

  • исторических и культурных центров городов и поселений;

  • исторических, краеведческих, этнографических, историко-литературных, художественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом);

  • памятников культуры и истории.

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение студентами практических заданий, подготовка рефератов (докладов).

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.

3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Родной язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.


4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • идентичность в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

5 СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5.1 Распределение разделов по часам


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

1 Язык и культура

10

2 Культура речи

20

3 Речь. Речевая деятельность. Текст

14

Консультация

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Всего:

48

5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов

Объем часов

1

2

3

1 семестр – 46 ч., из них: теоретическое обучение – 46 ч., консультация – 2 ч.

Раздел 1 Язык и культура

Содержание учебного материала:

10

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.

2

2

Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление.

2

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в XXI веке, его причины.

2

4

Язык как феномен культуры. Взаимосвязь языка и культуры.

2

5

Русская языковая картина мира. Загадки русской души.

2

Раздел 2 Культура речи

Содержание учебного материала:

20

6

Написания, подчиняющиеся принципам русской орфографии.

2

7

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

2

8

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2

9

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.

2

10

Словари русского языка.

2

11

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

2

12

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

2

13

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

2

14

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Деловой протокол. Деловой телефонный разговор.

2

Профессионально ориентированное содержание

2

15

Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности

2

Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст

Содержание учебного материала:

14

16

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

2

17

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности.

2

18

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

2

19

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Функциональные разновидности языка.

2

20

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.

2

21

Признаки текста. Способы изложения и типы текстов. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат.

2

Профессионально ориентированное содержание

2

22

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности

2


Консультация

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

48

6 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Язык и культура

извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников;

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в современном мире

Культура речи

аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического, морфемного, словообразовательного, этимологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразуюшей роли;

проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

комментировать ответы товарищей;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

оформлять документы электронной деловой переписки

Речь. Речевая деятельность. Текст

выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;

вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию)



7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • телевизор 50'' плазма или мультимедиапроектор с экраном.


8 рекомендуемая литература


8.1 Печатные издания:

  1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие/ Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 380 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-222-29566-3.

  2. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 10 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 320 с. – ISBN 978-5-4468-9397-3.

  3. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 11 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с. – ISBN 978-5-4468-9396-6.

  4. Елисеева, М. Б. Справочник по орфографии и пунктуации : практ. пособие / М. Б. Елисеева, Б. М. Шульман, Е. Г. Ковалевская. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 322 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-09003-1.

  5. Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего проф. образования / Н. А. Лобачева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 127 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07705-6.


8.2 Электронные издания (электронные ресурсы):

  1. Культура письменной речи : сайт. – Санкт-Петербург, 2001 – . – URL: http://www.gramma.ru (дата обращения: 25.04.2022).


8.3 Дополнительные источники:

  1. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для среднего проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : Академия, 2016. – 310 с. – ISBN 978-5-4468-0739-0.

  2. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Н. С. Валгина. – Москва : Логос, 2003. – 304 с. – ISBN 5‑94010-092-9.

  3. Воробьев, В. В. Русский язык в диалоге культур : учеб. пособие : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 286 с. – ISBN 5-86218-457-0.

  4. Горшков, А. И. Русская словесность : от слова к словесности. 10–11 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / А. И. Горшков. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 492 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022236-5.

  5. Гусейнов, Г. Нулевые на кончике языка : Краткий путеводитель по русскому дискурсу / Г. Гусейнов. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 240 с. – ISBN 978-5-7749-0715-1.

  6. Костомаров В. Г. Наш язык в действии : Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. – Москва : Гардарики, 2005. – 287 с. – ISBN 5-8297-0220-7.

  7. Муллагалиева, Л. К. Русский язык в диалоге культур : метод. руководство для учителя: Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 198 с. – ISBN 5-86218-458-9.

  8. Формановская, Н. И. Культура общения и речевого поведения / Н. И. Формановская. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Изд-во ИКАР, 2010. – 237 с. – ISBN 978-5-7974-0051-6.


Словари. Справочники. Энциклопедии:

  1. Бельчиков, Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка : Нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций / Ю. А. Бельчиков. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 424 с. – (Словари XXI века. Настольные словари русского языка). – ISBN 978-5-462-00731-6.

  2. Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический словарь / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Астрель : АСТ : Хранитель, 2007. – 926 с. – ISBN 5-17-029253-8 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 5-271-11199-7 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 5-9762-2601-9 (ООО «Хранитель»).

  3. Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. – 4‑е изд. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 784 с. – (Фундаментальные словари). – ISBN 978-5-462-00735-4.

  4. Даль, В. И. Пословицы русского народа : сборник/ В. И. Даль. – В 2-х т. – Москва : Художественная литература, 1984. – Т. 1. – 383 с., Т. 2. – 399 с.

  5. Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Азбуковник, 2008. – 1040 с. – ISBN 978-5-903021-08-6.

  6. Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 840 с. – ISBN 5-89349-389-3 (Флинта). – ISBN 5-02-002766-9 (Наука).

  7. Муллагалиева, Л. К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации : словарь : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 234 с. – ISBN 5-86218-459-7.

  8. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. – Москва : Эксмо, 2008. – 1136 с. (Библиотека словарей). – ISBN 978-5-699-15913-0.

  9. Шагалова, Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века : около 1500 слов / Е. Н. Шагалова. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. – 413 с. – ISBN 978-5-17-074756-6 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 978-5-271-36466-2 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 978-5-4215-2505-9 (ООО «Полиграфиздат»).

  10. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – 2‑е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 480 с. – ISBN 978-5-89349-502-7 (Флинта). – ISBN 978-5-02-002996-5 (Наука).

  11. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – Москва : Аванта+, 2001. – 704 с. – ISBN 5-89501-014-8 (т. 10). – ISBN 5-89501-001-6.

  12. Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник : около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. – 6‑е изд., стереотип. – Москва : Русский язык – Медиа; Дрофа, 2008. – 894 с. – ISBN 978-5-9576-0447-1.

9 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных





































































































Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 25.05.2022, 13:40

Стр. 21 из 21