СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности (профессии).

Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности. 

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Русский язык"»

2












Рабочая программа дисциплины

«ООД. 01 Русский язык»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3

1. Общая характеристика 4

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы 4

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины 4

2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины 4

2.2. Содержание дисциплины 5

3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ 7

3.1. Материально-техническое обеспечение 7

3.2. Учебно-методическое обеспечение 7

4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ 7



  1. Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

(наименование дисциплины)

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания

и умения в области языка, навыки их применения в практической

профессиональной деятельности.

Дисциплина «Русский язык» включена в обязательную часть общеобразовательного цикла образовательной программы

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен1:

Код ОК,


Уметь

Знать

Владеть навыками

ОК 01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части

определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы,

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах,

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить,

структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях,

основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте,

методы работы в профессиональной и смежных сферах,

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности


ОК 02

определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации,

выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска,

оценивать практическую значимость результатов поиска,

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач,

использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности,

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности,

приемы структурирования информации,

формат оформления результатов поиска информации,

современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и

программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства


ОК 04

организовывать работу коллектива и команды,

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

психологические основы деятельности коллектива,

психологические особенности личности


ОК 05

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке,

проявлять толерантность в рабочем коллективе

правила оформления документов,

правила построения устных сообщений,

особенности социального и культурного контекста


ОК 06

проявлять гражданско-патриотическую позицию,

демонстрировать осознанное поведение,

описывать значимость своей специальности,

применять стандарты антикоррупционного поведения

сущность гражданско-патриотической позиции

традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений

значимость профессиональной деятельности по специальности

стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения





2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Трудоемкость освоения дисциплины

Наименование составных частей дисциплины

Объем в часах

В т.ч. в форме практ. подготовки

Учебные занятия2

78

-

Курсовая работа (проект)

-

-

Самостоятельная работа

-

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена

18


Всего

96

-


2.2. Содержание дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий, курсовая работа (проект)

Объем, ак. ч. /
в том числе
в форме практической подготовки,
ак. ч.

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

12/0


Тема 1.1 Основные

функции языка в современном обществе

Содержание

12


Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Происхождение русского языка и этапы освоения заимствованных слов.

Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 1.3. Язык как система знаков.

Язык как система знаков и принципы выделения частей речи в русском языке.

Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


Практическое занятие 1. Принципы русской орфографии

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.

30/0


Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия

Содержание

30


Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы.

Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы


4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Тема 2.2. Морфемика и словообразование

Морфемная структура слова. Словообразование и формообразование.

Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.3. Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды существительных. Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.5. Имя числительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.6. Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений по семантике.

Личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.7. Глагол как часть речи

Система грамматических категорий глагола.

Вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род. Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Причастие и деепричастие, способы их образования. Краткие и полные формы причастий. Деепричастия и способы их образование. Правописание деепричастий.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.9. Наречие как часть речи.

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.

Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 2.10. Служебные части речи.

Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.

Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


Практическое занятие 2. Служебные и самостоятельные части речи

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

22/0


Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса.

Содержание

22


Словосочетание. Простое предложение. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 3.2 Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения и предложения с обособленными членами.

Определение, приложение, обстоятельство, дополнение. Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 3.3. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению. Сложносочиненное предложение.

Предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 3.4. Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 3.5. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2






Практическое занятие 3. Основные единицы синтаксиса

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации

14/0


Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Содержание

14


Основные аспекты культуры речи.

Нормативный, коммуникативный, этический. Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


Практическое занятие 4. Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи.

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации.

Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2


Практическое занятие 5. Функциональные стили современного русского языка

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Тема 4.3. Научный стиль. Деловой стиль.

Научный стиль и его подстили. Виды и формы деловой коммуникации.

Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические). Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности.

4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


В том числе практических занятий и лабораторных работ

2



Практическое занятие 6. Профессиональная речь и формы деловой коммуникации

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06


Курсовой проект



Промежуточная аттестация

18


Всего:

96



3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Кабинет русского языка и литературы оснащен в соответствии с приложением 3 ОПОП-П.

3.2. Учебно-методическое обеспечение

3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания

1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Л.М. Рыбченкова и др.].- 4-е изд., стер.- М.: Просвещение, 2022.- 272 с. : ил. ISBN 978-5-09-088023-7.- Текст: непосредственный.


4. Контроль и оценка результатов
освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Показатели освоенности компетенций

Методы оценки

Знает:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить,

структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях,

основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте,

методы работы в профессиональной и смежных сферах,

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности,

приемы структурирования информации,

формат оформления результатов поиска информации,

современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и

программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства;

- психологические основы деятельности коллектива,

психологические особенности личности;

- правила оформления документов,

правила построения устных сообщений,

особенности социального и культурного контекста;

- сущность гражданско-патриотической позиции

традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений

значимость профессиональной деятельности по специальности

стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

Умеет:

- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части

определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы,

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах,

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);

- определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации,

выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска,

оценивать практическую значимость результатов поиска,

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач,

использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности,

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;

- организовывать работу коллектива и команды,

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;

- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке,

проявлять толерантность в рабочем коллективе;

проявлять гражданско-патриотическую позицию,

демонстрировать осознанное поведение,

описывать значимость своей специальности,

применять стандарты антикоррупционного поведения

владеет языковой нормой и ее разновидностями, применяет полученные знания и умения в собственной речевой практике в целях повышения уровня речевой культуры; владеет навыками грамотной письменной речи, умеет излагать мысли как письменно, так и устно;

владеет навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владеет умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владеет умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

не допускает в письменных текстах грамматических, речевых и пунктуационных ошибок;

умеет выполнять письменную работу над ошибками диктанта, сочинения, изложения, эссе.

Входной контроль.

Текущий контроль:

- тестирование,

- сочинение, изложение, эссе,

- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

- тестирование,

- лингвистические задачи,

- деловые игры,

- контрольные работы

- диктанты,

- анализ публичного выступления,

- рефераты,

- аннотации,

- тезисы.

Практические работы.

Промежуточная аттестация (экзамен).




1 Берутся сведения, указанные по данному виду деятельности в п. 4.2.

2 Учебные занятия могут представлены в виде теоретических занятий, лабораторных и практических занятий