СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Русский язык"»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»





Утверждаю

Заместитель директора по УР

/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01. Русский язык

ДЛЯ ПРОФЕССИИ СПО


23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов,электропоездов)»












Карасук

2017

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).



Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей »



Разработчики:

Жалнина Ольга Николаевна - преподаватель высшей квалификационной категории





Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла

Протокол № 1 от .08.2018 г.

Председатель ПЦК / Жалнина О.Н.


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка............................................................................................3

Тематический план и содержание учебной дисциплины ………………………4

Перечень практических занятий……………………………………………….....13

Виды самостоятельных работ……………………………………………….……14

Требования к результатам обучения…………………………………………...…16

Характеристика основных видов учебной деятельности…………………...…17

Критерии оценки знаний, умений и навыков……………………………………20

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Русский язык».....................................................................26



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общеобразовательная учебная дисциплина «Русский язык» относится к общеобразовательному циклу дисциплин из обязательных предметных областей, изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, осваиваемой профессии.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПО ПРОФЕССИИ



«Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов

составляет:

• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования —171 час, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия —114 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 57 часов.


Аудиторные занятия. Содержание обучения

Количество часов

В т.ч.

практических

Введение

2


Язык и речь. Функциональные стили речи.

12

5

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

12

4

Лексикология и фразеология

10

3

Морфемика, словообразование, орфография

14

4

Морфология и орфография

33

12

Синтаксис и пунктуация

31

14

Итого

114

Внеаудиторная самостоятельная работа

57

Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др.


Промежуточная аттестация в форме экзамена (4 семестр)

Всего

171


РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПО ПРОФЕССИИ «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения



114


Введение

2




Язык как общественное явление. Русский язык в современном мире.

1

1/2

Контрольная работа. Входящий контроль знаний.

1

3

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.


12


Тема 1.1. Язык и речь.

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

2

Практическое занятие по теме: «Русский язык в современном мире»

1

3

Тема 1.2. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

2

2

Тема 1.3. Функциональные стили речи и их особенности.


Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

5

2


Практическое занятие по теме «Текст как произведение речи», «Стилевые особенности устной и письменной речи», «Виды переработки текста», «Составление связного высказывания»

4

3

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

12


Тема 2.1. Фонетические единицы.

Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Слог, ударение, интонация. Фонетический разбор слова.

1

2

Практическое занятие «Фонетический анализ текста».

1

3

Тема 2.2. Орфоэпические нормы.


Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

1

2

Практическое занятие «Орфоэпические нормы»

1

3

Тема 2.3. Орфография.


Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок. Изобразительные средства (звукопись, аллитерация, ассонанс)


5

2

Практическое занятие по теме «Орфография»

2

3

Контрольная работа по теме «Орфография»

1

3

Раздел 3. Лесика и фразеология

10/


Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление


Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Антитеза. Оксюморон.



Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Антитеза. Оксюморон.

4

2


Практическое занятие по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»

1

3

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы.

1

2

Практическое занятие по теме «Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления».

1

3

Тема 3.3. Фразеология. Лексические нормы.


Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Лексические и фразеологические словари. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2


2

Практическое занятие по теме «Фразеологизмы и их употребление».

1

3

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

14


Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.


Состав слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Виды основ. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова

8


2

Практическое занятие по теме «Морфемика и словообразование»

2

3

Тема 4.2. Орфография.


Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

2

2

Практическое занятие «Правописание приставок»

1


Практическое занятие по теме «Орфография»

1

3

Раздел 5. Морфология и орфография.

33


Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.


Грамматическое значение слова. Грамматическая форма и синтаксическая функция слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Грамматические признаки существительных. Употребление форм имен существительных в речи.

2

2

Практическое занятие по теме «Имя существительное»

2

3

Тема 5.2. Имя прилагательное.


Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

3

2

Практическое занятие по теме «Имя прилагательное»

1

3

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

2

2

Практическое занятие по теме «Имя числительное. Местоимение»

2

3

Тема 5.4. Глагол.


Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

3

2

Практическое занятие «Правописание не с глаголами», «Глагол»

2

3

Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

2


Практическое занятие «Причастие», «Деепричастие»

2


Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.


Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Безлично-предикативные слова.. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1


2

Практическое занятие «Отличие наречий и слов категории состояния от слов-омонимов»

2

3

Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.


Правописание предлогов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

2

Практическое занятие «Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов», «Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов».

2

3

Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.


Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

1

2

Практическое занятие «Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи»

1

3

Практическое занятие по теме «Морфология и орфография»

2

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

31


Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.


Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое Строение словосочетания. Основные выразительные средства синтаксиса. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний

2

2

Практическое занятие «Виды связи слов в словосочетании»

1

3

Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.


Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Однородные и неоднородные определения. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

4

2

Практическое занятие «Тире между подлежащим и сказуемым», «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)», «Односоставные предложения», «Предложения с однородными членами и знаки препинания в них», «Предложения с обособленными, уточняющими членами и сравнительным оборотом» «Знаки препинания при вводных словах и обращениях» «Способы передачи чужой речи»

13

3

Тема 7.3. Сложное предложение.













Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

4

2

Практическое занятие «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», «Знаки препинания в сложносочиненном предложении», «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

6

3

Контрольная работа. Итоговая контрольная работа

1

3





ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема

Содержание

Кол-во часов

Тема 1.1. Язык и речь.

Практическое занятие№1 «Русский язык в современном мире»

1

Тема 1.3. Функциональные стили речи и их особенности.


Практическое занятие№2 «Текст как произведение речи»

Практическое занятие№3 «Виды переработки текста»

Практическое занятие№4, 5 «Составление связного высказывания»

4

Тема 2.1. Фонетические единицы.

Практическое занятие№6 «Фонетический анализ текста».

1

Тема 2.2. Орфоэпические нормы.

Практическое занятие №7 «Орфоэпические нормы»

1

Тема 2.3. Орфография.


Практическое занятие №8 «Орфография»

Практическое занятие №9 «Орфография»

2

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

Практическое занятие№10 «Способы словообразования»

Практическое занятие№11,12 «Морфемика и словообразование»

Практическое занятие№13 «Словообразование»


4

Тема 4.2. Орфография.


Практическое занятие№14 «Орфография»

Практическое занятие№15 «Правописание сложных слов»

Практическое занятие№16 «Орфография»

3

Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.

Практическое занятие №17 «Имя существительное»

1

Тема 5.2. Имя прилагательное.

Практическое занятие№18

«Правописание имен прилагательное»

1

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Практическое занятие№19 «Правописание имен числительных»

Практическое занятие№20 «Правописание местоимений»

2

Тема 5.4. Глагол.


Практическое занятие№21 «Глагол»

Практическое занятие№22 «Правописание глаголов»

Практическое занятие№23 «Наклонение глаголов»

3

Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.

Практическое занятие№24 «Причастие»

Практическое занятие№25 «Деепричастный и причастный оборот»

2

Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.

Практическое занятие№26,27

«Отличие наречий и слов категории состояния от слов-омонимов»

2

Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.


Практическое занятие №28 «Правописание предлогов»

Практическое занятие№29 «Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов»,

Практическое занятие№30

«Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов».

Практическое занятие № 31,32 «Морфологий и орфография»

5

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Практическое занятие№33 «Виды связи слов в словосочетании»

1

Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.


Практическое занятие № 34 «Прямой и обратный порядок слов»

Практическое занятие № 35 «Грамматическая основа предложения. Согласование подлежащего и сказуемого»

Практическое занятие№36 «Тире между подлежащим и сказуемым»

Практическое занятие№37 «Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)»,

Практическое занятие№38 «Предложения с однородными членами и знаки препинания в них»

Практическое занятие№39

«Односоставные предложения»

Практическое занятие№40

«Обособленные члены предложения»

Практическое занятие№41

«Вводные слова и предложения»

Практическое занятие № 42

«Знаки препинания при вводных словах и обращениях»

Практическое занятие№43,44,45

«Способы передачи чужой речи»

Практическое занятие №46 «Простое предложение»

13

Тема 7.3. Сложное предложение.







Практическое занятие№47

«Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Практическое занятие№48

«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Практическое занятие№49 «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Практическое занятие№50,51 «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»»

Практическое занятие № 52 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

6


ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи;

  • определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу); освоение видов переработки текста (составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада, аннотации, написание рецензий), самостоятельный анализ текста;

  • изучение особенностей построения текста разных функциональных типов;

  • составление связного высказывания на заданную тему;

  • работа со словарями;

  • выполнение упражнений на различные правила орфографии и пунктуации;

  • выполнение разборов (фонетический, орфоэпических, морфемных, словообразовательных, синтаксических, морфологических, пунктуационных);

  • поиск и устранение морфологических, лексических, стилистических ошибок;

  • составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы, с учетом различных стилей и типов речи;

  • составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам;

  • составление плана, тезисов, конспекта, аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста.

Темы рефератов для самостоятельной работы:

  • Русский язык среди других языков мира

  • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия

  • Языковой портрет современника

  • Молодежный сленг и жаргон

  • Деятельность М.В.Ломоносова в развитии и популяризации русского языка

  • А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка

  • Русский литературный язык на рубеже ХХ-ХХI веков

  • Формы существования русского языка

  • Язык и культура

  • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи

  • Вопросы экологии русского языка

  • Виды делового общения, их языковые особенности

  • Языковые особенности научного стиля речи

  • Особенности художественного стиля

  • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования

  • Экспрессивные средства языка в художественном тексте

  • СМИ и культура речи

  • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения

  • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

  • Текст и его назначение

  • Русское письмо и его эволюция

  • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация

  • Антонимы и их роль в речи

  • Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи

  • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка

  • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке

  • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка»

  • Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке

  • Исторические изменения в структуре слова

  • Учение о частях речи в русской грамматике

  • Грамматические нормы русского языка

  • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы)

  • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)

  • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании

  • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике

  • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление

  • Слова-омонимы в морфологии русского языка

  • Роль словосочетания в построении предложения

  • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики

  • Синтаксическая роль инфинитива

  • Предложения с однородными членами и их функции в речи

  • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста

  • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций

  • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления

  • Синонимика простых предложений

  • Синонимика сложных предложений

  • Использование сложных предложений в речи

  • Способы введения чужой речи в текст

  • Русская пунктуация и ее назначение.

  • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных: воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных: владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего Возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; вычитывать разные виды информации; характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;

осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического

значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Морфемика, словообразование, орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из

таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ


1.Оценка устных ответов студентов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний студентов по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;

  2. степень осознанности, понимания изученного;

  3. языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставится не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающемуся отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении занятия (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе занятия не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для обучающихся на 1 курсе - до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов для обучающихся на 1 курсе - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце изучения разделов программы, проверяют подготовку обучающихся , как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  3. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки, для оценки «2» — 7

орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1 — 2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Примерный объем текста для подробного изложения - 450-500 слов. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных обучающимся ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки «5»

Содержание и речь

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5

речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Оценка «2»

Оценка «2» ставится за допущенные 9 ошибок.

4. Критерии оценок за выполнение теста

Оценка «5» - 90 - 100 %; оценка «4» - 78 - 89 %; оценка «3» - 60 - 77 %; оценка «2» - менее 59%.

Выведение итоговых оценок

За семестр и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по дисциплине.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако, для того, чтобы стимулировать серьезное отношение обучающихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Основные показатели оценки

Косвенные показатели, влияющие на оценку

1

2

3

4

5

Оценка

Полнота, системность, прочность знаний

Обобщенность

знаний

Действенность

знаний

Проявление познавательного

интереса, познавательной

активности

«5»

Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное в системе, в соответствии с требованиями учебной программы, допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправленные обучающимися

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа

и синтеза, выявление

причинно-следственных

связей, формулировка выводов и обобщений, свободное оперирование известными фактами и сведениями с использованием сведений из других предметов

Самостоятельное применение

знаний в

практической

деятельности,

выполнение

заданий как

воспроизводящего, так и творческого

характера

Проявление познавательной активности, познавательно­творческого интереса к изучаемому предмету, новой технике, тех- ноологии, постоянное стремление выполнить более сложное задание

«4»

Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное в системе, в соответствии с

требованиями учебной программы

Выделение существенных

Признаков изученного с

помощью операций анализа и синтеза, выявление

причинно-следственных

связей


Применение знаний в

практической деятельности,

самостоятельное выполнение заданий

воспроизводящего характера с незначительной помощью преподавателя

творческого характера

Проявление познавательной

активности, познавательного

интереса к изучаемому

предмету, новой технике,

технологии, эпизодическое

желание выполнить сложное задание

«3»

Изложение полученных

неполных знаний, однако это

не препятствует усвоению

последующего программного

материала, допускаются

отдельные существенные

ошибки, исправляемые

с помощью преподавателя

Затруднения при выделении существенных

Признаков изученного при

выявлении причинно-

следственных связей и

формулировке выводов

Недостаточная самостоятельность

(обучающийся нуждается в

Наводящих вопросах

преподавателя)

при применении знаний в

практической деятельности,

выполнение заданий

воспроизводящего характера с помощью преподавателя


«2»

Изложение учебного материала неполное,

бессистемное, что препятствует усвоению

последующей учебной

информации, существенные

ошибки, не исправляемые

даже с помощью

Бессистемное выделение

случайных признаков

изученного, неумение

производить простейшие

операции анализа и синтеза, делать обобщения,

выводы

Неумение применять

знания в практической

деятельности (обучающийся

не может ответить на наводящие вопросы, самостоятельно выполнить

задание)

Отсутствие внимания на уроке, интереса к выбранной профессии






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Для освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» имеется учебный кабинет, в котором есть возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студента.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по географии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• информационно-коммуникативные средства;

• комплект технической документации, в том числе КМО кабинета;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Русский язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополняется словарями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по русскому языку. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Для выполнения практических заданий студенты имеют простой и цветные карандаши, линейку, ластик.

Для студентов

1. Русский язык Антонова А.Г., Воителева, 2016,2017


Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Интернет-ресурсы

  1. Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» нэб.рф

  2. Центр электронной доставки документов Российской государственной библиотеки www.edd.ru

  3. Научная Электронная Библиотека - eLibrary.ru

  4. Полнотекстовая база данных СМИ www.polpred.com

  5. ЭБС "ZNAMUM.COM" www.znanium.com

  6. ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru

  7. ВЭБС Учебно-методические пособия lib.ugtu.net

Словари

  1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

  2. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

  4. Лекант И.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.

  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.

  7. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.

  8. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

  9. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.

КОЛЛЕКЦИИ ЦОР

Единая коллекция ЦОР

Федеральный банк ЭОР

Электронные образовательные ресурсы


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Название раздела, темы

урока

Тема урока

Кол-во часов

1 курс 1 семестр

30


Введение

1

Язык как общественное явление.

1

2

Контрольная работа. Входящий контроль знаний.

1

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.


Тема 1.1. Язык и речь.

3

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

4

Практическое занятие №1 по теме: «Русский язык в современном мире»

1

Тема 1.2. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.











5

Текст. Средства и виды связи предложений в тексте. Типы речи

1

6

Практическое занятие №2 «Текст как произведение речи»

1

7

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1

8

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

1

9

Практическое занятие №3 «Виды переработки текста»

1

10

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1

11

Публицистический стиль речи: признаки, жанры, назначение

1

12

Художественный стиль речи: признаки, жанры, назначение

1

13-14

Практическое занятие №4,5 «Составление связного высказывания»

2

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 2.1. Фонетические единицы.

15

Звук и фонема.

1

16

Фонетический разбор. Практическое занятие №6 «Фонетический анализ текста».

1

17

Произносительные нормы

1

Тема 2.2. Орфоэпические нормы.


18

Практическое занятие №7 по теме «Орфоэпические нормы»

1

19

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне в корне.

1

Тема 2.3. Орфография.


20

Употребление буквы Ь

1

21

Правописание приставок на З - / С -

1

22

Практическое занятие№8 по теме «Орфография»

1

23

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

1

24

Правописание И – Ы после приставок.

1

25

Практическое занятие №9 по теме «Орфография»

1

26

Контрольная работа по теме «Орфография»

1


Раздел 3. Лесика и фразеология

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

27

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

1

28

Синонимы

1

29

Омонимы

1

30

итоговая контрольная работа

1


1 курс 2 семестр 23 часа

31

Антонимы

1

32

Паронимы

1

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

33

Русская лексика с точки зрения происхождения. Русская лексика с точки зрения употребления

1

Тема 3.3. Фразеология. Лексические нормы.


34

Фразеологизмы, их роль в речи.

1

35

Пословицы, поговорки, крылатые6 выражения

1


Тема 3.3. Фразеология. Лексические нормы.

36

«Фразеологизмы и их употребление»

1

37

Слово

1

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.

38

Морфемный разбор слова

1

39

Способы словообразования. Практическое занятие№10

1

40-41

Практическое занятие 11,12 «Морфемика и словообразование»

2

42-43

Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова

2

44

Практическое занятие №13 «Словообразование»

1

45

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

Тема 4.2. Орфография.


46

Практическое занятие №14 по теме «Орфография»

1

47

Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

1

48-49

Правописание сложных слов. Практическое занятие№15

2

50

Практическое занятие №16 по теме «Орфография»

1

51

Грамматические признаки слова.

1

Раздел 5. Морфология и орфография.

Тема 5.1. Грамматические признаки

слова. Имя существительное.

52

Имя существительное.

1

53

Итоговая контрольная работа

1


2 курс 3 семестр 33 часа

54

Имя существительное


55-56

Практическое занятие №17 по теме «Имя существительное»

2

Тема 5.2. Имя прилагательное.


57

Имя прилагательное

1


58

«Имя прилагательное»

1

59

Правописание имен прилагательных.

Практическое занятие№18

1

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

60

Имя числительное.

1

61

Практическое занятие № 19

Правописание числительных

1

62

Местоимение.

1

63

Практическое занятие №20 по теме «Местоимение»

1

Тема 5.4. Глагол.


64

Глагол

1

65

Практическое занятие №21 по теме «Глагол»

1

66

Правописание глаголов»

1

67

Практическое занятие № 22по теме «Правописание глаголов»

1

68

Практическое занятие № 23«Наклонение глагола»

1

Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола

69

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий.

1

70

Практическое занятие№24

Причастие

1

71

Деепричастие как особая форма глагола Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида..

1

72

Практическое занятие №25 « Деепричастный и причастный оборот»

1

Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.


73

Наречие. Слова категории состояния

1

74

Практическое занятие №26

Отличие наречий и слов категории состояния от слов-омонимов

1

75

Практическое занятие №27 по теме «Отличие наречий и слов категории состояния от слов-омонимов»

1

Раздел 6. Служебные части речи.

Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.


Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова

76

Предлог.

1

77

Практическое занятие №28 правописание предлогов

1

78

Союз.

1

79

Практическое занятие №29 «Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов».

1

80

Частица. Междометия и звукоподражания

1

81

Практическое занятие №30 по теме ««Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи»

1

82-83

Практическое занятие №31,32 по теме «Морфология и орфография»

2

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

84

Основные единицы синтаксиса.

1

85

Словосочетание.

1

86

Практическое занятие №33 «Виды связи слов в словосочетании»

1


2 курс 4 семестр 28 часов

Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.


















87

Виды предложений по цели высказывания.

1

88

Прямой и обратный порядок слов.

Практическое занятие№34

1

89

Грамматическая основа предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Практическое занятие №35

1

90

Практическое занятие №36 Тире между подлежащим и сказуемым

1

91

Практическое занятие №37 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

1

92

Однородные и неоднородные члены предложения

1

93

Практическое занятие№38 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них

1

94

Односоставные предложения

1

95

Практическое занятие№39 Односоставные предложения

1

96

Практическое занятие№ 40 Обособленные члены предложения

1

97

Практическое занятие№41

Вводные слова и предложения.

1

98

Практическое занятие№42 по теме «Знаки препинания при вводных словах и обращениях»

1

99

Способы передачи чужой речи

1

100

Практическое занятие № 43 по теме «Способы передачи чужой речи»

1

101

Практическое занятие № 44 по теме «Способы передачи чужой речи»

1

102

Практическое занятие № 45 по теме «Способы передачи чужой речи»

1

103

Практическое занятие № 46 «Простое предложение»


Тема 7.3. Сложное предложение.


104

Сложносочиненное предложение.

1

105

Практическое занятие №47 Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

106

Сложноподчиненные предложения

1

107

Практическое занятие №48 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

108

Бессоюзное сложное предложение.

1

109

Практическое занятие №49 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

110-111

Практическое занятие №50,51 по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

2

112

Практическое занятие №52 по теме «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

1

113

Сложное синтаксическое целое как компонент текста.

Период и его построение

1

114

Итоговая контрольная работа

1

Итого

114 часов


2