СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Техническая механика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для специальности Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Техническая механика»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ОМК имени Даниила Гранина»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

35.02.16 ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ
























2022 г

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальность 35.02.16 ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБОРУДОВАНИЯ (базовая подготовка) (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2016 № 1564)




Организация-разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ОМК имени Даниила Гранина»





Разработчик:

Черторыгина Татьяна Васильевна, преподаватель ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»









СОДЕРЖАНИЕ



стр.


1ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4

2СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3условия реализации учебной дисциплины


21

4Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


23



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Техническая механика

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования СПО (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу.

  2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • производить расчеты на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, кручении и изгибе;

  • выбирать рациональные формы поперечных сечений;

  • производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт-гайка», шпоночных соединений на контактную прочность;

  • производить проектировочный и проверочный расчеты валов; производить подбор и расчет подшипников качения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и аксиомы теоретической механики;

  • условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;

  • методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов;

  • методику проведения прочностных расчетов деталей машин;

  • основы конструирования деталей и сборочных единиц.

В результате освоения дисциплины у обучающихся должны сформироваться элементы следующих компетенций:

  • ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

  • ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  • ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

  • ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

  • ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

  • ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

  • ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

  • ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

  • ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

  • ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

  • ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

  • ПК 1.1. Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники

  • ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации.

  • ПК 1.3. Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты

  • растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы.

  • ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих,

  • посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами.

  • ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

  • ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций.

  • ПК 2.1. Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ.

  • ПК 2.2. Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы.

  • ПК 2.3. Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями правил техники безопасности и охраны труда.

  • ПК 2.4. Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения.

  • ПК 2.5. Управлять автомобилями категории «В» и «С» в соответствии с правилами дорожного движения.

  • ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживаний и ремонтов.

  • ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием.

  • ПК 3.4. Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта.

  • ПК 3.5. Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой.

  • ПК 3.6. Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ.

  • ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.

  • ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами


  • 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 112 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 106часов;

самостоятельной работы обучающегося – 6 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

106

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

61

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретическая механика


56


Тема 1.1

Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала

4

2

1

Введение. Теоретическая механика и ее место среди естественных и технических наук. Основные исторические этапы развития механики. Основные понятия и аксиомы статики. Предмет статики. Абсолютно твердое тело, сила, эквивалентная система сил, равнодействующая, уравновешенная система сил, силы внешние и внутренние. Аксиомы статики. Связи и реакции связи.

2

Практические занятия

2


1

Определение неизвестных реакций связей с помощью геометрического и аналитического условий равновесия.

2

Тема 1.2

Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала

4

2

1

Плоская система сходящихся сил Геометрический и аналитический способы сложения сил. Сходящиеся силы. Равнодействующая сходящихся сил. Геометрическое условие равновесия системы сходящихся сил. Аналитические условия равновесия плоской системы сил.

2

Практические занятия

2


1

Определение натяжение нитей, удерживающих тело в равновесии.

2

Тема 1.3

Плоская система пар

Содержание учебного материала

4

2

1

Плоская система пар. Момент силы относительно точки (центра), как вектор. Пара сил. Момент пары сил, как вектор. Теорема о сумме моментов сил, образующих пару, относительно любого центра.Теорема об эквивалентности пар. Сложение пар, произвольно расположенных в пространстве. Условие равновесия системы пар.

2

Практические занятия

2


1

Определение равновесия системы пар сил.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.4

Элементы теории трения

Содержание учебного материала

4

2

1

Элементы теории трения. Трение. Законы трения. Угол трения. Трение качения. Коэффициент трения качения.

2

Практические занятия

2


1

Определение силы трения

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.5

Пространственная система сил

Содержание учебного материала

6

2

1

Пространственная система сил. Вектор момента силы относительно центра. Момент силы относительно оси. Зависимость между моментами силы относительно центра и относительно оси, проходящей через этот центр. Аналитические формулы для вычисления моментов силы относительно трех координатных осей.

2

Практические занятия

2

1

Определение момента силы относительно оси.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Подготовка реферата на тему: «Статически определимые и неопределимые системы».

2

Тема 1.6

Центр тяжести тел

Содержание учебного материала

6

2

1

Центр тяжести тел. Сложение параллельных сил. Формулы для определения координат центра параллельных сил. Теорема Вариньена.

2

2

Центр тяжести твердого тела. Способы определения положения центров тяжести.

2

Практические занятия

2


1

Определение центра тяжести объемных, плоских тел и линий.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.7

Кинематика точки

Содержание учебного материала

2

2

1

Кинематика точки. Предмет кинематики. Способы задания движения материальной точки. Скорость точки. Ускорение точки. Частные случаи движения материальной точки.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.8.

Простейшие движения тел

Содержание учебного материала

6

2

1

Простейшие движения тел. Поступательное движение твердого тела, его свойства. Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси.

У равнение вращательного движения. Средняя угловая скорость в данный момент. Частота вращения. Единицы угловой скорости и частоты вращения, связь между ними. Частные случаи вращательного движения.

2

Практические занятия

4


1

Определение скорости движения точки, принадлежащей кривошипно-шатунному механизму.

2

2

Определение скоростей переносного, относительного и абсолютного движений точки.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.9

Сложение двух вращательных движений

Содержание учебного материала

6

2

1

Сложение двух вращательных движений. Сложение вращений твердого тела вокруг пересекающихся осей.

Сложение вращений твердого тела вокруг параллельных осей.

Относительное и переносное вращения направлены в одну сторону. Относительное и переносное вращения направлены в разные стороны, а модули их угловых скоростей не равны. Относительное и переносное вращения направлены в разные стороны, модули их угловых скоростей равны.

2

Практические занятия

2


1

Определение мгновенной угловой скорости.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Реферат Свободная и несвободная точки.

2

Тема 1.10

Основные понятия динамики

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные понятия динамики. Предмет динамики. Законы динамики. Принцип Даламбера.

1

Практические занятия

1


1

Определение траектории движения материальной точки.

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.11

Силы, действующие на точки механической системы

Содержание учебного материала

2

2

1

Силы, действующие на точки механической системы. Механическая система. Внешние и внутренние силы. Теорема о движении центра масс механической системы.

2

Практические занятия

2


Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.12

Работа силы

Содержание учебного материала

6

2

1

Работа силы. Работа постоянной силы. Теоремы о работе силы. Элементарная работа. Работа силы на конечном пути. Работа сил, приложенных к вращающемуся твердому телу.

2

Практические занятия

4


1

Определение работы и мощности.

2

2

Определение момента инерции.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.13

Теоремы об изменении количества движения материальной точки и механической системы

Содержание учебного материала.

2

2

1

Теоремы об изменении количества движения материальной точки и механической системы. Импульс силы. Теорема об изменении количества движения материальной точки. Теорема об изменении количества движения механической системы. Следствие из теоремы.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.14

Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки

Содержание учебного материала.

2

2

1

Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. Элементарная работа. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. Дифференциальные уравнения поступательного движения твердого тела. Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел.2

Сопротивление

материалов



Тема 2.1

Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала.

8

2

1

Растяжение и сжатие. Закон Гука. Удлинение стержня. Построение эпюр. Диаграмма растяжения. Относительная поперечная деформация. Коэффициент Пуассона. Срез и смятие..

2

Практические занятия

6


1

Определение продольных сил, нормальных напряжений, перемещений и построение их эпюр.

2

2

Определение размеров поперечного сечения бруса.



3

Проверка прочности заклепок и клепаного соединения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2

Кручение

Содержание учебного материала.

12

2

1

Кручение. Чистый сдвиг. Построение эпюр крутящих моментов, напряжений и перемещений при кручении. Цилиндрические винтовые пружины. Прямой и поперечный изгиб.

2

Практические занятия

10


1

Построение эпюр крутящих моментов, напряжений и перемещений при кручении.

2

2

Определение центра тяжести треугольника и для плоского сечения, составленного из нескольких фигур.

2

3

Определение моментов инерции для треугольника, прямоугольника и сечения, составленного из нескольких фигур.

2

4

Расчеты на прочность.

2

5

Определение прогиба балки.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 2.3

Теория предельных напряженных состояний

Содержание учебного материала.

16

2

1


Напряженное состояние в точке. Закон парности касательных напряжений. Главные оси и главные напряжения. Различные типы напряженных состояний.

Гипотезы прочности. Предельное напряженное состояние. Эквивалентное напряжение. Критерии предельного напряженного состояния. Расчет бруса на кручение с изгибом.

2

Практические занятия

12


1

Расчет бруса круглого поперечного сечения на изгиб с кручением.

2

2

Расчеты на усталость при одноосном и упрощенном напряженном состоянии и при чистом сдвиге.

2

3

Определение критической силы.

2

4

Расчет сжатых стержней на устойчивость

2

5

Расчет прямого однородного стержня, жестко закрепленного по концам.

2

6

Расчет заданной системы нагружения стального ступенчатого бруса.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Косой изгиб. Изгиб бруса с растяжением (сжатием).

2


Раздел. 3

Детали машин



Тема 3.1

Машины и их основные элементы

Содержание учебного материала.

2

2

1

Машины и их основные элементы. Основные понятия. Современные тенденции в развитии машиностроения. Техническое устройство. Машина. Механизм. Детали. Кинематическая пара. Звенья. Кинематическая цепь.

2

Практические занятия

-


Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2

Неразъемные и разъемные соединения деталей

Содержание учебного материала.

6

2

1

Сварные соединения. Сварка. Виды сварки. Стыковой шов. Нахлесточные соединения. Паяные соединения. Клепаные соединения. Разъемные соединения деталей. Виды разъемных соединений. Резьбовые соединения. Соединение болтом, винтом, шпилькой. Резьба и ее классификация. Профиль, шаг, угол подъема, ход резьбы. Расчет на прочность резьбовых соединений.

2

Практические занятия

4


1

Расчет сварных соединений.

2

2

Расчет резьбовых соединений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 3.3

Фрикционные и ременные передачи

Содержание учебного материала.

4

2

1

Фрикционные передачи. Вариаторы. Ременные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки применение. Детали ременных передач: приводные ремни, шкивы, натяжные устройства. Передаточное отношение и относительное скольжение. Геометрические отношения. Силы и напряжения в ремнях. Расчет плоскоременных передач по тяговой способности. Допускаемое полезное напряжение.

2

Практические занятия

2


1

Расчет ременных передач

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 3.4

Зубчатые передачи

Содержание учебного материала.

8

2

1

Зубчатые передачи. Общие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область применения. Основные элементы зубчатого колеса. Материалы для изготовления зубчатых колес. Зубчатые зацепления со смещением. Виды и причины эксплуатационных повреждений. КПД зубчатых передач. Конические прямозубые передачи. Силы, действующие на валы и оси от прямозубых колес. Цилиндрическая передача Новикова. Планетарные зубчатые передачи.

2

Практические занятия

6


1

Расчет зубьев цилиндрических прямозубых колес на прочность при изгибе.

2

2

Расчет червячных передач

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Дифференцированный зачет

2

Всего:

112




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебно-наглядные пособия по дисциплине «Техническая механика»;

  • комплект рабочих инструментов;

  • измерительный и разметочный инструмент.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

    1. Андреев В. И., Паушкин А.Г., Леонтьев А.Н., Техническая механика. М.: Высшая школа, 2019-224с.

    2. Атаров Н.М. Сопротивление материалов в примерах и задачах. М.: Инфра-М, 2019-262с.

    3. Варданян Г.С., Андреев В. И., Атаров Н.М., Горшков А.А., Сопротивление материалов с основами теории упругости и пластичности. М.: Инфра-М, 2020-193с.

    4. Варданян Г.С., Атаров Н.М., Горшков А.А. Сопротивление материалов с основами с основами строительной техники. М.: Инфра- М, 2020-124с.

    5. Вереина Л.И., Техническая механика. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.

Дополнительные источники:

      1. Варданян Г.С., Андреев В. И., Атаров Н.М., Горшков А.А. Сопротивление материалов. Учебное пособие. М.: МГСУ. 2019-127с.

      2. Паушкин А.Г Практикум по технической механике. М.: КолосС,20018- 94с.


Интернет-ресурсы:

1. Интернет- ресурс «Техническая механика». Форма доступа: http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/UOP/DocLib13/Техническая%20механика.pdf

2. Интернет- ресурс «Техническая механика». Форма доступа: ru.wikipedia.org





































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


  • производить расчеты на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, кручении и изгибе;

  • выбирать рациональные формы поперечных сечений;

  • производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт-гайка», шпоночных соединений на контактную прочность;

  • производить проектировочный и проверочный расчеты валов; производить подбор и расчет подшипников качения.

Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ.

Оценка освоенных умений в ходе выполнения расчетно-графических работ

Оценка выполнения тестовых заданий

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Оценка выполнения рефератов

Знания:


  • основные понятия и аксиомы теоретической механики;

  • условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;

  • методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов;

  • методику проведения прочностных расчетов деталей машин;

  • основы конструирования деталей и сборочных единиц.


Оценка фронтального и индивидуального опроса во время аудиторных занятий.

Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите практических работ.

Оценка уровня усвоения обучающимися материала тем при защите расчетно-графических работ

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Оценка выполнения рефератов



10