СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОДБ.01.«Русский язык» для профессии 08.01.10«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОДБ.01.«Русский язык» для профессии 08.01.10«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»





УТВЕРЖДАЮ»


________________

«_______»____________2015 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ОДБ.01.«Русский язык»

для профессии

08.01.10«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»

















р.п. Сокольское - 2015



СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка……………………………………………......................3стр.

1.

Структура и примерное содержание учебной дисциплины……………………………………………………..6 стр.

1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы … 6стр.

1.2. Содержание учебной дисциплины………………… ……7стр.

2.

Тематический план……………………………………… …….11 стр.

3.

Календарно-тематический план……………………………….12 стр.

4.

Условия реализации учебной дисциплины……………………23 стр.


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………..23стр.


4.2. Информационное обеспечение обучения…………………23 стр.

5.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 26 стр.

6.

Поурочное планирование………………………………………27 стр.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), атакже примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г

При получении профессии обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объёме 78 часов.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.





1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Промежуточная аттестация в форме экзамена.





















1.2 Содержание учебной дисциплины

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского народа. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.)

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.





2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

1

Введение.

10

5

5

2

Фонетика, орфоэпия.


4

2


2

3

Лексика и фразеология.

16

10

6

4

Морфемика и словообразование.

10

7

3

5

Орфография.

10

7

3

6

Морфология.

34

25

9

7

Синтаксис и пунктуация.

16

10

6

8

Текст, стили речи.

17

12

5


Итого

117

78

39







3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

урока

Уч. неделя

Наименование темы урока

Средства обучения

Домашнее задание

Количество часов

Самостоятельная работа

1. Введение

5

1

1

Повторение изученного

Раздаточный материал

Повторить орфографию и пунктуацию





2

2

Диктант

Текст диктанта






3

3

Анализ диктанта и работа над ошибками

Учебники

Доделать работу над ошибками





4

4

Русский язык как средство общения.

Учебники

Упр.18 (Учебник Грекова)

3

Темы рефератов «Язык и его функции», «Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Нормы русского языка», «Русское письмо и его эволюция», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом», «Словари русского языка и сфера их использования», «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., (по выбору) в изучение русского языка»



5

5

Активные процессы в современном русском языке

Презентация

Упр. 30

2

Подготовить сообщение «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения»

2. Фонетика

2

6

6

Фонетика как учение о звуковой стороне речи

Учебники

Упр. 112

2

Выполнение фонетического разбора. Тема реферата «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»



7

7

Орфоэпия. Правила произношения звуков

Учебники, словари

Упр.95



3. Лексика

10

8

8

Лексика. Лексическое значение слова

Учебники, словари

Упр. 154

2

Темы рефератов «Слово как единица языка», «Слово в разных уровнях языка»



9

9

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

Учебники, словари

Упр. 155

1

Выполнение лексического разбора слова



10

10

Омонимы русского языка

Учебники, словари

Упр. 156





11

11

Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость

Учебники, словари

Упр. 163

1

Составить тест



12

12

Русская лексика с точки зрения происхождения

Учебники, словари

Упр.164





13

13

Лексика с точки зрения употребления

Учебники, словари

Упр.168





14

14

Профессионализмы. Терминологическая лексика

Учебники

Упр.180





15

15

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

Учебники, словари

Упр. 185

1

Выполнение лексического анализа текста



16

16

Фразеология. Происхождение фразеологизмов русского языка

Учебники, словари

Упр. 187

1

Подготовка к проверочной работе



17

17

Контрольная работа

Материалы для контрольной работы




4. Морфемика

7

18

18

Морфемы русского языка.

Учебники

Упр.206

2

Темы рефератов «Строение русского слова»,«Способы образования слов в русском языке»



19

19

Способы словообразования.

Учебники

Упр.202

1

Выполнение морфемного и словообразовательного анализа



20

20

Правописание сложных слов

Учебники

Упр.207





21

21

Переход слов одной части речи в другую

Учебники

Упр. 132





22-23

22

Изложение

Текст изложения






24

23

Анализ изложения и работа над ошибками

Учебники

Доделать работу над ошибками



5. Орфография

7

25

24

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Учебники, словари

Упр.225

2

Тема реферата «Принципы русской орфографии»



26

25

Чередующиеся гласные в корне слова

Учебники, словари

Упр.226





27

26

О, Е после шипящих и Ц; И, Ы после Ц

Учебники, словари

Составить словарный диктант

1

Составить алгоритм действий



28

27

Орфограммы-согласные

Учебники

Индивидуальные задания на карточках





29

28

Правописание приставок на З, С

Учебники

Упр.165





30

29

Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-

Словари, таблица, учебники, карточки для самопроверки

Составить словарный диктант





31

30

Употребление Ъ и Ь знаков

Словари, учебники

Упр. 224



6. Морфология

25

32

31

Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное

Учебники

Упр. 217

2

Тема реферата «Принципы распределения слов по частям речи»



33

32

Лексико-грамматические разряды имён существительных

Учебники

Упр. 223





34

33

Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

Учебники

Упр. 229





35

34

Имя прилагательное.

Учебники

Упр. 235





36

35

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных.

Учебники

Упр. 236





37

36

Правописание сложных прилагательных

Учебники

Упр.239





38

37

Имя числительное

Учебники, таблица «Склонение количественныхчислитеьных»

Упр. 243





39

38

Правописание числительных

Учебники

Упр. 249

1

Подготовка к контрольной работе



40

39

Контрольная работа

Материалы для контрольной работы






41

1

Лексико – грамматические разряды местоимений.Правописание местоимений.

Учебники, таблица «Разряды местоимений», карточки-задания

Упр. 268 (1)





42

2

Глагол. Правописание глаголов.

Учебники, таблица «Склонение глаголов»

Упр.281





43

3

Причастие. Образование действительных и страдательных причастий.

Учебники, презентация

Упр. 302





44

4

Правописание причастий.

Учебники, карточки-задания, карточки для самопроверки

Упр. 319 (1)





45

5

Причастный оборот

Учебники

Упр.418





46

6

Деепричастие. Правописание деепричастий.

Учебники

Упр.323





47

7

Деепричастный оборот

Учебники

Упр.325





48

8

Наречие. Степени сравнения наречий

Учебники

Упр.337





49

9

Правописание наречий.

Словари, учебники, таблица, карточки для самопроверки

Упр. 338

3

Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи



50

10

Слова категории состояния.

Учебники

Упр. 341

1

Составить таблицу



51

11

Служебные части речи. Предлог.

Учебники

Упр. 357





52

12

Союз как часть речи. Правописание союзов.

Учебники

Упр. 360 (3)





53

13

Союзы как средство связи предложений в тексте.

Учебники

Упр. 361





54

14

Частица как часть речи. Правописание частиц.

Учебники

Упр. 364

2

Выполнение морфологического разбора служебных частей речи



55

15

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

«Репетитор. Русский язык»

Упр. 365





56

16

Контрольная работа.

Задания для контрольной работы




7. Синтаксис и пунктуация

10

57

18

Словосочетание.

Учебники

Выписать словосочетания

2

Тема реферата «Русская пунктуация и ее назначение»



58

19

Состав простого предложения

Учебники

Упр. 388

1

Тема реферата «Роль словосочетания в построении предложения»



59

20

Однородные члены предложения.

Учебники

Упр. 404 (2)

2

Анализ текста, выполнение синтаксических разборов словосочетаний



60

21

Вводные слова и предложения.

Учебники

Упр. 439





61

22

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Учебники

Упр. 451 (1)





62

23

Бессоюзное предложение.

Учебники, таблица «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Репетитор. Русский язык»

Упр. 479 (1)





63

24

Прямая и косвенная речь.

Учебники

Упр. 490

1

Подготовка к контрольной работе



64-65

25

Изложение.

Текст изложения






66

26

Анализ изложения и работа над ошибками.

Учебники

Доделать работу над ошибками



8. Текст. Стили речи

12

67

27

Текст. Тема и основная мысль текста.

Учебники

Упр. 23

1

Подготовить доклад «Стилистика и синонимические средства языка», «Типы текстов по смыслу и стилю»



68

28

Сокращение текста. План

Учебники

Упр. 24

1

Составить конспект



69

29

Тезисы

Учебники

Выписать тезисы





70

30

Типы речи. Повествование.

Учебники

Упр. 10





71

31

Описание.

Учебники

Упр. 12





72

32

Рассуждение.

Учебники

Упр. 14

2

Написать эссе



73

33

Анализ миниатюры Короленко «Огоньки»

Тексты миниатюры

Упр. 15





74

34

Стили речи. Официально – деловой стиль речи.

Учебники, план характеристики

Написать характеристику





75

35

Публицистический стиль.

Учебники

Упр. 7 (2)





76

36

Научный стиль речи.

Учебники

Упр. 9





77

37

Художественный стиль.

Учебники,

Выписать отрывок

1

Подготовка к контрольной работе



78

38

Комплексный анализ текста

Материалы для работы(тексты, задания)




4. условия реализации учебной дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска;

- комплект мультимедийных электронных пособий;

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. русский язык: Учебник – практикум для старших классов. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2009.

  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – 47 изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.


Дополнительные источники:

для обучающихся

  1. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д. Х. Вагапова.– М.: Цитадель, 1999.

  2. Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 

  3. Гольдин В. Е. и др. Русский язык и культура речи / В. Е. Гольдин, О. Б.  Сиротинина, М. А. Ягубова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, – 2001. 

  4. Калиткина Г. В. Русский язык и культура речи / Г. В. Калиткина. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2006. 

  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. 

  6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. — М., 1994.

  7. Котюрова М. П. Культура научной речи: Текст и его редактирование / М. П. Котюрова. – Пермь: Пермский государственный университет. Западно-Уральский институт экономики и права, 2005.

  8. Красивова А. Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие / А. Н. Красивова. – М., 2001.

  9. Культура русской речи и эффективность общения. М, 1997. 

  10. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.

  11. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст / Н. И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002. 

  12. Электронный ресурс «Грамота.РУ» Форма доступа: www.gramota.ru

  13. Электронный ресурс «Русский язык» Форма доступа: www.alleng.ru

  14. Электронный ресурс «Русский язык» Форма доступа: www.gramma.ru

  15. Электронный ресурс «Русские словари» Форма доступа: www.slovari.ru


Словари и справочники

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — М., 2000.

  2. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов русского языка. — М., 1994.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997.

  4. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р. И. Аванесов. Начиная с 5-го издания.

  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М.: Айрис-пресс, 2005.

  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. (любое издание). 

  7. Словарь антонимов русского языка.

  8. Словарь иностранных слов.

  9. Словарь омонимов русского языка.

  10. Словарь сочетаемости слов русского языка.

  11. Современный словарь иностранных слов. — М., 2000.

для преподавателей

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 

  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 

  4.  Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 

  5. Сайт Департамента образования Тверской области  www.edu.tver.ru 

  6. Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru 

  7. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru 

  8. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

  9. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

  10. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

  11. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

  12. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

  13. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

  14. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

  15. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

  16. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

  17. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

  18. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

  19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

  20. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

  21. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

  22. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.











  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.


Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

 правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.


Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.






6. Поурочное планирование по русскому языку

№ п/п

Тема урока


1 семестр

1

Повторение изученного

2

Диктант

3

Анализ диктанта и работа над ошибками

4

Русский язык как средство общения.

5

Активные процессы в современном русском языке

6

Фонетика как учение о звуковой стороне речи.

7

Орфоэпия. Правила произношения звуков

8

Лексика. Лексическое значение слова

9

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

10

Омонимы русского языка

11

Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость

12

Русская лексика с точки зрения происхождения

13

Лексика с точки зрения употребления

14

Профессионализмы. Терминологическая лексика

15

Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление

16

Фразеология. Происхождение фразеологизмов русского языка

17

Контрольная работа


2 семестр

18

Морфемы русского языка.

19

Способы словообразования

20

Правописание сложных слов

21

Переход слов одной части речи в другую

22-23

Изложение

24

Анализ изложения и работа над ошибками

25

Безударные гласные в корне слова

26

Чередующиеся гласные в корне слова

27

О, Е после шипящих и Ц; И, Ы после Ц

28

Правописание приставок на З, С

29

Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-

30

Употребление Ъ и Ь знаков

31

Контрольная работа

32

Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное

33

Лексико-грамматические разряды имён существительных

34

Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

35

Имя прилагательное.

36

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных

37

Правописание сложных прилагательных

38

Имя числительное

39

Правописание числительных

40

Контрольная работа




3 семестр

1

Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.

2

Глагол. Правописание глаголов.

3

Причастие.

4

Правописание причастий.

5

Причастный оборот.

6

Деепричастие.

7

Деепричастный оборот.

8

Наречие.

9

Правописание наречий.

10

Слова категории состояния.

11

Служебные части речи. Предлог.

12

Правописание союзов.

13

Союзы как средство связи предложений в тексте.

14

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

15

Контрольная работа

16

Анализ контрольной работы


4 семестр

17

Словосочетание.

18

Состав простого предложения.

19

Однородные члены предложения.

20

Вводные слова и предложения.

21

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

22

Сложные бессоюзные предложения.

23

Прямая и косвенная речь.

24-25

Изложение.

26

Анализ изложения и работа над ошибками.

27

Текст. Тема и основная мысль текста.

28

Сокращение текста. План.

29

Тезисы.

30

Типы речи. Повествование.

31

Описание.

32

Рассуждение.

33

Анализ миниатюры Короленко «Огоньки»

34

Стили речи. Официально-деловой стиль речи.

35

Научный стиль.

36

Публицистический стиль.

37

Художественный стиль.

38

Комплексный анализ текста.





11