Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
УТВЕРЖДАЮ»
________________
«_______»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ОДБ.01.«Русский язык»
для профессии
08.01.10«Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
р.п. Сокольское - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка……………………………………………......................3стр. |
1. | Структура и примерное содержание учебной дисциплины……………………………………………………..6 стр. |
1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы … 6стр. |
1.2. Содержание учебной дисциплины………………… ……7стр. |
2. | Тематический план……………………………………… …….11 стр. |
3. | Календарно-тематический план……………………………….12 стр. |
4. | Условия реализации учебной дисциплины……………………23 стр. |
| 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………..23стр. |
| 4.2. Информационное обеспечение обучения…………………23 стр. |
5. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 26 стр. |
6. | Поурочное планирование………………………………………27 стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), атакже примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г
При получении профессии обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объёме 78 часов.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. |
1.2 Содержание учебной дисциплины
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского народа. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.)
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Количество часов | Аудиторная работа | Самостоятельная работа |
1 | Введение. | 10 | 5 | 5 |
2 | Фонетика, орфоэпия. | 4 | 2 | 2 |
3 | Лексика и фразеология. | 16 | 10 | 6 |
4 | Морфемика и словообразование. | 10 | 7 | 3 |
5 | Орфография. | 10 | 7 | 3 |
6 | Морфология. | 34 | 25 | 9 |
7 | Синтаксис и пунктуация. | 16 | 10 | 6 |
8 | Текст, стили речи. | 17 | 12 | 5 |
| Итого | 117 | 78 | 39 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | № урока | Уч. неделя | Наименование темы урока | Средства обучения | Домашнее задание | Количество часов | Самостоятельная работа |
1. Введение | 5 | 1 | 1 | Повторение изученного | Раздаточный материал | Повторить орфографию и пунктуацию | | |
| | 2 | 2 | Диктант | Текст диктанта | | | |
| | 3 | 3 | Анализ диктанта и работа над ошибками | Учебники | Доделать работу над ошибками | | |
| | 4 | 4 | Русский язык как средство общения. | Учебники | Упр.18 (Учебник Грекова) | 3 | Темы рефератов «Язык и его функции», «Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Нормы русского языка», «Русское письмо и его эволюция», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом», «Словари русского языка и сфера их использования», «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., (по выбору) в изучение русского языка» |
| | 5 | 5 | Активные процессы в современном русском языке | Презентация | Упр. 30 | 2 | Подготовить сообщение «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения» |
2. Фонетика | 2 | 6 | 6 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи | Учебники | Упр. 112 | 2 | Выполнение фонетического разбора. Тема реферата «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация» |
| | 7 | 7 | Орфоэпия. Правила произношения звуков | Учебники, словари | Упр.95 | | |
3. Лексика | 10 | 8 | 8 | Лексика. Лексическое значение слова | Учебники, словари | Упр. 154 | 2 | Темы рефератов «Слово как единица языка», «Слово в разных уровнях языка» |
| | 9 | 9 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова | Учебники, словари | Упр. 155 | 1 | Выполнение лексического разбора слова |
| | 10 | 10 | Омонимы русского языка | Учебники, словари | Упр. 156 | | |
| | 11 | 11 | Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость | Учебники, словари | Упр. 163 | 1 | Составить тест |
| | 12 | 12 | Русская лексика с точки зрения происхождения | Учебники, словари | Упр.164 | | |
| | 13 | 13 | Лексика с точки зрения употребления | Учебники, словари | Упр.168 | | |
| | 14 | 14 | Профессионализмы. Терминологическая лексика | Учебники | Упр.180 | | |
| | 15 | 15 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление | Учебники, словари | Упр. 185 | 1 | Выполнение лексического анализа текста |
| | 16 | 16 | Фразеология. Происхождение фразеологизмов русского языка | Учебники, словари | Упр. 187 | 1 | Подготовка к проверочной работе |
| | 17 | 17 | Контрольная работа | Материалы для контрольной работы | | | |
4. Морфемика | 7 | 18 | 18 | Морфемы русского языка. | Учебники | Упр.206 | 2 | Темы рефератов «Строение русского слова»,«Способы образования слов в русском языке» |
| | 19 | 19 | Способы словообразования. | Учебники | Упр.202 | 1 | Выполнение морфемного и словообразовательного анализа |
| | 20 | 20 | Правописание сложных слов | Учебники | Упр.207 | | |
| | 21 | 21 | Переход слов одной части речи в другую | Учебники | Упр. 132 | | |
| | 22-23 | 22 | Изложение | Текст изложения | | | |
| | 24 | 23 | Анализ изложения и работа над ошибками | Учебники | Доделать работу над ошибками | | |
5. Орфография | 7 | 25 | 24 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | Учебники, словари | Упр.225 | 2 | Тема реферата «Принципы русской орфографии» |
| | 26 | 25 | Чередующиеся гласные в корне слова | Учебники, словари | Упр.226 | | |
| | 27 | 26 | О, Е после шипящих и Ц; И, Ы после Ц | Учебники, словари | Составить словарный диктант | 1 | Составить алгоритм действий |
| | 28 | 27 | Орфограммы-согласные | Учебники | Индивидуальные задания на карточках | | |
| | 29 | 28 | Правописание приставок на З, С | Учебники | Упр.165 | | |
| | 30 | 29 | Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ- | Словари, таблица, учебники, карточки для самопроверки | Составить словарный диктант | | |
| | 31 | 30 | Употребление Ъ и Ь знаков | Словари, учебники | Упр. 224 | | |
6. Морфология | 25 | 32 | 31 | Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное | Учебники | Упр. 217 | 2 | Тема реферата «Принципы распределения слов по частям речи» |
| | 33 | 32 | Лексико-грамматические разряды имён существительных | Учебники | Упр. 223 | | |
| | 34 | 33 | Правописание суффиксов и окончаний имён существительных | Учебники | Упр. 229 | | |
| | 35 | 34 | Имя прилагательное. | Учебники | Упр. 235 | | |
| | 36 | 35 | Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. | Учебники | Упр. 236 | | |
| | 37 | 36 | Правописание сложных прилагательных | Учебники | Упр.239 | | |
| | 38 | 37 | Имя числительное | Учебники, таблица «Склонение количественныхчислитеьных» | Упр. 243 | | |
| | 39 | 38 | Правописание числительных | Учебники | Упр. 249 | 1 | Подготовка к контрольной работе |
| | 40 | 39 | Контрольная работа | Материалы для контрольной работы | | | |
| | 41 | 1 | Лексико – грамматические разряды местоимений.Правописание местоимений. | Учебники, таблица «Разряды местоимений», карточки-задания | Упр. 268 (1) | | |
| | 42 | 2 | Глагол. Правописание глаголов. | Учебники, таблица «Склонение глаголов» | Упр.281 | | |
| | 43 | 3 | Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. | Учебники, презентация | Упр. 302 | | |
| | 44 | 4 | Правописание причастий. | Учебники, карточки-задания, карточки для самопроверки | Упр. 319 (1) | | |
| | 45 | 5 | Причастный оборот | Учебники | Упр.418 | | |
| | 46 | 6 | Деепричастие. Правописание деепричастий. | Учебники | Упр.323 | | |
| | 47 | 7 | Деепричастный оборот | Учебники | Упр.325 | | |
| | 48 | 8 | Наречие. Степени сравнения наречий | Учебники | Упр.337 | | |
| | 49 | 9 | Правописание наречий. | Словари, учебники, таблица, карточки для самопроверки | Упр. 338 | 3 | Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи |
| | 50 | 10 | Слова категории состояния. | Учебники | Упр. 341 | 1 | Составить таблицу |
| | 51 | 11 | Служебные части речи. Предлог. | Учебники | Упр. 357 | | |
| | 52 | 12 | Союз как часть речи. Правописание союзов. | Учебники | Упр. 360 (3) | | |
| | 53 | 13 | Союзы как средство связи предложений в тексте. | Учебники | Упр. 361 | | |
| | 54 | 14 | Частица как часть речи. Правописание частиц. | Учебники | Упр. 364 | 2 | Выполнение морфологического разбора служебных частей речи |
| | 55 | 15 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | «Репетитор. Русский язык» | Упр. 365 | | |
| | 56 | 16 | Контрольная работа. | Задания для контрольной работы | | | |
7. Синтаксис и пунктуация | 10 | 57 | 18 | Словосочетание. | Учебники | Выписать словосочетания | 2 | Тема реферата «Русская пунктуация и ее назначение» |
| | 58 | 19 | Состав простого предложения | Учебники | Упр. 388 | 1 | Тема реферата «Роль словосочетания в построении предложения» |
| | 59 | 20 | Однородные члены предложения. | Учебники | Упр. 404 (2) | 2 | Анализ текста, выполнение синтаксических разборов словосочетаний |
| | 60 | 21 | Вводные слова и предложения. | Учебники | Упр. 439 | | |
| | 61 | 22 | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | Учебники | Упр. 451 (1) | | |
| | 62 | 23 | Бессоюзное предложение. | Учебники, таблица «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», «Репетитор. Русский язык» | Упр. 479 (1) | | |
| | 63 | 24 | Прямая и косвенная речь. | Учебники | Упр. 490 | 1 | Подготовка к контрольной работе |
| | 64-65 | 25 | Изложение. | Текст изложения | | | |
| | 66 | 26 | Анализ изложения и работа над ошибками. | Учебники | Доделать работу над ошибками | | |
8. Текст. Стили речи | 12 | 67 | 27 | Текст. Тема и основная мысль текста. | Учебники | Упр. 23 | 1 | Подготовить доклад «Стилистика и синонимические средства языка», «Типы текстов по смыслу и стилю» |
| | 68 | 28 | Сокращение текста. План | Учебники | Упр. 24 | 1 | Составить конспект |
| | 69 | 29 | Тезисы | Учебники | Выписать тезисы | | |
| | 70 | 30 | Типы речи. Повествование. | Учебники | Упр. 10 | | |
| | 71 | 31 | Описание. | Учебники | Упр. 12 | | |
| | 72 | 32 | Рассуждение. | Учебники | Упр. 14 | 2 | Написать эссе |
| | 73 | 33 | Анализ миниатюры Короленко «Огоньки» | Тексты миниатюры | Упр. 15 | | |
| | 74 | 34 | Стили речи. Официально – деловой стиль речи. | Учебники, план характеристики | Написать характеристику | | |
| | 75 | 35 | Публицистический стиль. | Учебники | Упр. 7 (2) | | |
| | 76 | 36 | Научный стиль речи. | Учебники | Упр. 9 | | |
| | 77 | 37 | Художественный стиль. | Учебники, | Выписать отрывок | 1 | Подготовка к контрольной работе |
| | 78 | 38 | Комплексный анализ текста | Материалы для работы(тексты, задания) | | | |
4. условия реализации учебной дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплект мультимедийных электронных пособий;
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. русский язык: Учебник – практикум для старших классов. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – 47 изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2007.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
для обучающихся
Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д. Х. Вагапова.– М.: Цитадель, 1999.
Введенская Л. А. и др. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Гольдин В. Е. и др. Русский язык и культура речи / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, – 2001.
Калиткина Г. В. Русский язык и культура речи / Г. В. Калиткина. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2006.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи / В. Г. Костомаров. — М., 1994.
Котюрова М. П. Культура научной речи: Текст и его редактирование / М. П. Котюрова. – Пермь: Пермский государственный университет. Западно-Уральский институт экономики и права, 2005.
Красивова А. Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие / А. Н. Красивова. – М., 2001.
Культура русской речи и эффективность общения. М, 1997.
Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст / Н. И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002.
Электронный ресурс «Грамота.РУ» Форма доступа: www.gramota.ru
Электронный ресурс «Русский язык» Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Русский язык» Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Русские словари» Форма доступа: www.slovari.ru
Словари и справочники
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — М., 2000.
Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов русского языка. — М., 1994.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997.
Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р. И. Аванесов. Начиная с 5-го издания.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М.: Айрис-пресс, 2005.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. (любое издание).
Словарь антонимов русского языка.
Словарь иностранных слов.
Словарь омонимов русского языка.
Словарь сочетаемости слов русского языка.
Современный словарь иностранных слов. — М., 2000.
для преподавателей
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru
Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - языковых норм литературного языка, - культуры речи, - основных единиц и уровней языка. | Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. |
Умение: - определять требования к литературному языку, - правильного владения основами культуры речи, - различать основные единицы и уровни языка. | |
Знание: орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения | Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. |
Умение: правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | |
Знание: орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Умение: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
6. Поурочное планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока |
| 1 семестр |
1 | Повторение изученного |
2 | Диктант |
3 | Анализ диктанта и работа над ошибками |
4 | Русский язык как средство общения. |
5 | Активные процессы в современном русском языке |
6 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. |
7 | Орфоэпия. Правила произношения звуков |
8 | Лексика. Лексическое значение слова |
9 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова |
10 | Омонимы русского языка |
11 | Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость |
12 | Русская лексика с точки зрения происхождения |
13 | Лексика с точки зрения употребления |
14 | Профессионализмы. Терминологическая лексика |
15 | Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление |
16 | Фразеология. Происхождение фразеологизмов русского языка |
17 | Контрольная работа |
| 2 семестр |
18 | Морфемы русского языка. |
19 | Способы словообразования |
20 | Правописание сложных слов |
21 | Переход слов одной части речи в другую |
22-23 | Изложение |
24 | Анализ изложения и работа над ошибками |
25 | Безударные гласные в корне слова |
26 | Чередующиеся гласные в корне слова |
27 | О, Е после шипящих и Ц; И, Ы после Ц |
28 | Правописание приставок на З, С |
29 | Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ- |
30 | Употребление Ъ и Ь знаков |
31 | Контрольная работа |
32 | Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное |
33 | Лексико-грамматические разряды имён существительных |
34 | Правописание суффиксов и окончаний имён существительных |
35 | Имя прилагательное. |
36 | Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных |
37 | Правописание сложных прилагательных |
38 | Имя числительное |
39 | Правописание числительных |
40 | Контрольная работа |
| 3 семестр |
1 | Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. |
2 | Глагол. Правописание глаголов. |
3 | Причастие. |
4 | Правописание причастий. |
5 | Причастный оборот. |
6 | Деепричастие. |
7 | Деепричастный оборот. |
8 | Наречие. |
9 | Правописание наречий. |
10 | Слова категории состояния. |
11 | Служебные части речи. Предлог. |
12 | Правописание союзов. |
13 | Союзы как средство связи предложений в тексте. |
14 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. |
15 | Контрольная работа |
16 | Анализ контрольной работы |
| 4 семестр |
17 | Словосочетание. |
18 | Состав простого предложения. |
19 | Однородные члены предложения. |
20 | Вводные слова и предложения. |
21 | Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. |
22 | Сложные бессоюзные предложения. |
23 | Прямая и косвенная речь. |
24-25 | Изложение. |
26 | Анализ изложения и работа над ошибками. |
27 | Текст. Тема и основная мысль текста. |
28 | Сокращение текста. План. |
29 | Тезисы. |
30 | Типы речи. Повествование. |
31 | Описание. |
32 | Рассуждение. |
33 | Анализ миниатюры Короленко «Огоньки» |
34 | Стили речи. Официально-деловой стиль речи. |
35 | Научный стиль. |
36 | Публицистический стиль. |
37 | Художественный стиль. |
38 | Комплексный анализ текста. |
11