СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа дополнительноо образования " Эколидер" Актуальность состоитв экологическом состоянии нашей планеты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Усмани Липецкой области имени
Героя Советского Союза М.П. Константинова
( МБОУ СОШ №2 г.Усмани)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор школы ______ Г.А. Прибыткова
МБОУ СОШ №2
Протокол №1 Приказ № ____ от _____.2019г.
от « » _______2019г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно-научной направленности
« ЭКОЛИДЕР»
( Возраст детей 11-14 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ -1ГОД
АВТОР ПРОГРАММЫ:
Богатырёва Жанна Юрьевна, педагог ДО
Усмань, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Пояснительная записка
2.Учебный план
3.Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год
4.Содержание программы
5.Оценочные и методические материалы
6.Организационно-педагогическое обеспечение
7.Планируемые результаты
8.Список литературы
9.Рабочие программы:
-Рабочая программа курса «Экологическая грамотность»
- Рабочая программа курса «Экологическое просвещение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Эколидер» имеет естественно-научную направленность.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-часть живой природы; его назначение-познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей.
Нормативно - правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа «Эколидер»
- федеральный закон от 29 декабря 2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- распоряжение Правительства от 24 апреля 2015г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБОУ СОШ №2 г.Усмани
- Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность МБОУ СОШ №2
Дополнительная общеразвивающая программа «Эколидер» имеет естественно-научную направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что ее реализация способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Эколидер» естественно-научной направленности состоит в том, что в настоящее время необходимо формировать у детей экологическую культуру, как социально необходимое нравственное качество личности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.
Педагогическая целесообразность..
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, городской парк, берег реки и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе её изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Цель и задачи программы:
Цель: развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
- образовательные: научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования, научить работать со справочниками и определителями, научить оформлять исследовательские работы.
- развивающие: развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению, развивать духовную потребность в общении с природой, сознание ее облагораживающего воздействия, развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
- воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма, воспитывать аккуратность, вежливость, формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний
Отличительной особенностью программы является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для воспитанников 11-14 лет и направлена на формирование ценностных ориентиров учащихся, развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитие широких познавательных интересов и творчества.
Объём программы- 74 часа
Формы обучения и виды занятий.
Учебная работа: Воспитательная работа:
-беседа - экологические уроки, акции
-лекция -встречи, сборы
- экскурсия
- лекция
- консультация
- исследовательская работа
Срок освоения программы- 1 год
Режим занятий: занятие проводится 1 раз в неделю по 45 мин., с перерывом 10 минут педагогическая нагрузка-2 часа. Педагог имеет право с учетом различных условий и по необходимости, самостоятельно изменять очередность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколидер» рассчитана на 74 часа в год и включает в себя 2 курса.
Первый курс « Экологическая грамотность» рассчитан на 32 часа и направлен на знакомство учащихся с экологическими понятиями и определениями.
Второй курс « Экологическое просвещение» рассчитан на 42 часа и направлен на реализацию индивидуальных исследовательских проектов, формирующих потребность соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
№п/п | Наименование курса | Количество часов | Формы промежуточной аттестации |
1. | « Экологическая грамотность» | 32 | Презентация по изучению природы Липецкой области |
2. | « Экологическое просвещение» | 42 | Совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края. |
итого | количество занятий в год | 74 |
|
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебного курса « Экологическая грамотность» является оформление авторских презентаций по изучению природы Липецкой области.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебного курса «Экологическое просвещение» является совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество возрастных групп | 2 |
Возрастной состав групп | 5,8 классы (11-14 лет) |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
Начало учебного года | 02.09.2019г. |
Окончание учебного года | 20.05.2020г. |
Количество часов в неделю | 2 часа |
количество часов в год | 74 часа |
Организация занятий | четверг13.45-14.30 14.40-15.25 |
Продолжительность занятий | 45 минут, 10 мин - перерыв |
Сроки промежуточной аттестации | с 13.05.2020г. по 20.05.2020г. |
Расписание работы объединения дополнительного образования «Эколидер»
МБОУ СОШ №2 в 2018-2019 уч.г.
Наименование объединения | Ф.И.О. руководителя | Дни недели | Время проведения | Место проведения | Кол-во часов ДО | Класс |
направление | ||||||
Естественнонаучное | ||||||
«Эколидер» | Богатырёва Жанна Юрьевна | четверг | 13.45-14.30 14.40-15.25 | Кабинет №10 | 2ч. | 6,7,8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный курс «Экологическая грамотность»
Раздел 1.Экономное потребление: учусь быть взрослым -10ч.
Тема 1. Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю. -2ч.
Изучение этой темы направлено на развитие важного метода познания — экологического мышления.
Тема2. Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами. -2ч .
В этой теме закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»
Тема3. Места экологической опасности в Липецком районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.)-2ч.
Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению.
Тема4. Строение Земли. Работа с пластилином.-2ч.
Изучение модели Земли глобус, рельеф и водное пространство , соотношение воды и суши посредством изготовления модели Земли из пластилина .
Тема5. .Хартия Земли. Общее знакомство.-2ч.
Знакомство со строением земной коры, моделью Земли.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого-14ч.
Тема6.Основные принципы Хартии Земли.-2ч
Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли.
Тема7. Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения.-2ч.
Знакомство с понятием ресурсосбережение, его видами. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др.
Тема8.Полезные ископаемые и их рациональное использование.-2ч.
Обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения.
Тема9.Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород-2ч.
Развитие обще учебных умений целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации.
Тема10.Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России.-2ч. Формирование культуры использования воды , знакомство с разнообразием водных объектов на Земле .
Тема11.Рациональное использование биологических ресурсов.-2ч.
Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.
Тема12.Докучаев В.В. – основоположник почвоведения.-2ч.
Знакомство с работами великих ученых, в частности Докучаевым В.В. и его науки о почвах.
Раздел3. Экологическая безопасность в природной среде- 8ч.
Тема 13. Почвы и их рациональное использование.-2ч.
Формирование культуры бережного отношения к почвам родного края , понятия разнообразий видов почв.
Тема 14. Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.-2ч.
Изучение этой темы предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»).
Тема15. Природа родного города. Работа с атласом Липецкой области.-2ч.
Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации.
Тема16. Водоемы Липецкой области. Работа с атласом Липецкой области. Презентация по изучению природы Липецкой области -2ч.
Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
Учебный курс « Экологическое просвещение» -42ч
Раздел 1. «Мой вклад в экологическое просвещение» - 22 ч.
Тема 1. Правила экологически грамотного поведения. Викторина. -2ч.
Выявление знания правил экологически правильного поведение на природе. Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Тема2. Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. -Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.-2ч.
Знакомство с разнообразием живых форм планеты .
Тема3. Участие в конкурсе по благоустройству территории ОУ -2ч.
Вовлечение детей в трудовые , эклогические дела по благоустройству, знакомство с правилами посадки и уборки цветочных насаждений
Тема 4. Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность»- 2ч.
Реализация индивидуальных просветительских проектов, направленных на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Тема5. Выпуск буклета «Наш дом – Земля»-2ч.
Обобщение знаний об экологической культуре школьника.
Тема 6. Подготовка к выступлению в 8 классах -2ч.
Обобщение опыта , проведение экологических мероприятий в других классах. Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека
Тема7. Уборка памятников, обелисков закреплённой территории -2ч.
Вовлечение ребят в практические экологические дела школы , с целью воспитания бережного отношения к прошлому родного края .
Тема 8. Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины»-2ч.
Тема 9. Участие в районной экологической конференции -2ч.
Реализация индивидуальных просветительских проектов, направленных на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Тема 10. Выступление в 7-9 классах на тему: «Экологическая грамотность»-2ч.
Формировать потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Тема11. Итоговое повторение изученного курса.-2ч.
Обобщение опыта работы кружка по курсу « Экологическое просвещение»
Раздел №2 Природа в жизни человека-20ч.
Тема 12.Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой.-2ч. Знакомство с ядовитыми растениями нашего края . правила поведения в экстремальных ситуациях . оказание первой помощи при отравлении, ожогах.
Тема 13. Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с природой.-2ч. Изучение этой темы направлено на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании.
Тема 14. Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой. -2ч.
Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней.
Тема 15. Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека.-2ч.
В рамках темы развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе.
Тема 16. Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве.-2ч. Формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании.
Тема 17. Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека.-2ч.
Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней.
Тема 18 . Основные природные достопримечательности нашего края. -2ч.
Формирование осознания ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.
Тема 19. Составление эколого-краеведческого экскурсионного маршрута. -2ч.
У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.)
Тема 20. Составление эколого-краеведческого экскурсионного маршрута. -2ч.
У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.)
Тема 21. Итоговое занятие по курсу. Совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края -2ч.
Обобщение полученных знаний . умений и применение их в практике.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего учебного года. Используются такие методы, как наблюдение, опрос, практические занятия, где учащиеся могут применить свои знания на практике, выполняя задания индивидуально и коллективно.
Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты, тесты и т.д.), разработанные критерии оценки.
Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.;
рекомендации по проведению исследовательских работ;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебного курса « Экологическая грамотность» является оформление авторских презентаций по изучению природы Липецкой области.
Критерии оценивания презентаций учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Эколидер»
Критерии оценки проекта | Название критерия | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Актуальность поставленной экологической проблемы (до 5 баллов) | Тема презентации | Соответствие темы программе учебного предмета, раздела | От 0 до 1 |
Содержание | Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях. Все заключения подтверждены достоверными источниками. Актуальность, точность и полезность содержания. | От 0 до 1
| |
Подбор информации для создания презентации | Графические иллюстрации для презентации. Статистика, диаграммы и графики. Ресурсы Интернет. Примеры. Сравнения. Цитаты и т.д. | От 0 до 1 | |
Подача материала презентации | Тематическая последовательность Структура по принципу «проблема-решение» | От 0 до 2 | |
Практическая ценность (до 10 баллов) | Логика и переходы во время проекта – презентации | От вступления к основной части. От одной основной идеи (части) к другой . | От 0 до 5 |
Заключение | Яркое высказывание - переход к заключению. Повторение основных целей и задач выступления. Выводы (Короткое и запоминающееся высказывание в конце. | От 0 до 5 | |
Оформление работы (до 5 баллов) | Дизайн презентации | Шрифт (читаемость). Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков). Элементы анимации. | От 0 до 1 |
Техническая часть | Грамматика .Наличие ошибок. Правописания и опечаток. | От 0 до 2 | |
Список использованных источников | Наличие Оформление в соответствии со стандартом | От 0 до 2 | |
Итого: |
|
| 20 |
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения учебного курса « Экологическое просвещение» является совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края.
Критерии оценивания исследовательской работы учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Эколидер»
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Критерии оценки проекта Актуальность поставленной экологичекой проблемы (до 5 баллов) | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 | |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1
| |
Верно ли определил автор актуальность и социальную значимость проблемы? | От 0 до 1 | |
Практическая ценность (до 10 баллов) | Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 |
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 | |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной естественно-научной области. | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал практическую значимость | От 0 до 1 | |
Использование архивных материалов | От 0 до 2 | |
Наличие эколого -краеведческого материала | От 0 до 2 | |
Оформление работы (до 5 баллов) | Оригинальность, подходов в решении проблемы, наличие самостоятельного взгляда авторов на решаемую проблему | От 0 до 1 |
Титульный лист | 0т 0 до 1 | |
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов | 0т 0 до 1 | |
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений | 0т 0 до 1 | |
Информационные источники | 0т 0 до 1 | |
| Форматирование текста, нумерация и параметры страниц | 0т 0 до 1 |
Итого: |
| 20 |
Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом установленного образца, рассматриваются на заседаниях педагогического совета, утверждаются приказом директора МБОУ СОШ №2 г.Усмани.
Результаты промежуточной аттестации доводятся до сведения родителей ( законных представителей).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Дидактические материалы | Материально-техническое обеспечение |
Наглядные материалы - «Экологические плакаты» - Запрещающие знаки в лесу, на водоёме, и т.д. - Презентации на экологическую тему -« Плакаты» - « Листовки» -« Буклеты» | проектор-1шт фильмы -3шт документальные фильмы -3шт книги журналы газеты
|
Кадровые условия
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
( или) профессиональным стандартам.
В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать :
Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Крорбкин, Л.В. Передельский Экология в вопросах и ответах / изд-во «Феникс 2010 г. 2. Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова География Липецкой области / Липецк 2006г. 3. В.А. Маликов Липецкая область в географических названиях / Липецк 2009г. |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Усмани Липецкой области имени
Героя Советского Союза М.П. Константинова
( МБОУ СОШ №2 г.Усмани)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор школы ______ Г.А. Прибыткова
МБОУ СОШ №2 Приказ № ___ от ________2019г.
Протокол №1
от «___» _______2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « Экологическая грамотность» к дополнительной общеразвивающей программе
« ЭКОЛИДЕР»
естественно-научной направленности
(Возраст детей 11-14 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 32 часа
АВТОР ПРОГРАММЫ:
Богатырёва Жанна Юрьевна, педагог ДО
г. Усмань -2019г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- называть предмет изучения науки экологии;
.- давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
-объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой;
-приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности;
-называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
Учащиеся должны уметь:
-в ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
-приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек;
-доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека;
-выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования;
- описывать личный опыт экологически грамотного поведения;
-участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Раздел 1.Экономное потребление: учусь быть взрослым -10ч.
Тема 1. Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю. -2ч.
Изучение этой темы направлено на развитие важного метода познания — экологического мышления.
Тема2. Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами. -2ч .
В этой теме закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»
Тема3. Места экологической опасности в Липецком районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.)-2ч.
Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению.
Тема4. Строение Земли. Работа с пластилином.-2ч.
Изучение модели Земли глобус, рельеф и водное пространство , соотношение воды и суши посредством изготовления модели Земли из пластилина .
Тема5. .Хартия Земли. Общее знакомство.-2ч.
Знакомство со строением земной коры, моделью Земли.
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого-14ч.
Тема6.Основные принципы Хартии Земли.-2ч
Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли.
Тема7. Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения.-2ч.
Знакомство с понятием ресурсосбережение, его видами. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др.
Тема8.Полезные ископаемые и их рациональное использование.-2ч.
Обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения.
Тема9.Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород-2ч.
Развитие обще учебных умений целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации.
Тема10.Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России.-2ч. Формирование культуры использования воды , знакомство с разнообразием водных объектов на Земле .
Тема11.Рациональное использование биологических ресурсов.-2ч.
Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.
Тема12.Докучаев В.В. – основоположник почвоведения.-2ч.
Знакомство с работами великих ученых, в частности Докучаевым В.В. и его науки о почвах.
Раздел3. Экологическая безопасность в природной среде- 8ч.
Тема 13. Почвы и их рациональное использование.-2ч.
Формирование культуры бережного отношения к почвам родного края , понятия разнообразий видов почв.
Тема 14. Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.-2ч.
Изучение этой темы предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»).
Тема15. Природа родного города. Работа с атласом Липецкой области.-2ч.
Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации.
Тема16. Водоемы Липецкой области. Работа с атласом Липецкой области. Презентация по изучению природы Липецкой области -2ч.
Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Наименование раздела и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич | ||
Раздел 1. Экономное потребление: учусь быть взрослым | 10
| 8
| 2
|
Тема1. Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю. | 2
| 2
|
|
Тема 2. Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами. | 2
| 1
| 1
|
Тема 3. Места экологической опасности в Липецком районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.) |
2
|
2
|
|
Тема 4. Строение Земли. Работа с пластилином. | 2
| 1
| 1 |
Тема 5 .Хартия Земли. Общее знакомство. | 2 | 2 |
|
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого | 14
| 12
| 2
|
Тема 6. Основные принципы Хартии Земли. | 2
| 2
|
|
Тема7. Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения. | 2
| 2
|
|
Тема8.Полезные ископаемые и их рациональное использование |
2 | 2
|
|
Тема9. Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород- |
2 | 2
|
|
Тема10. Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России. | 2
| 1
| 1 |
Тема11. Рациональное использование биологических ресурсов. |
2 | 1 | 1 |
Тема12. Докучаев В.В. – основоположник почвоведения. | 2 | 2 |
|
Раздел 3. Экологическая безопасность в природной среде. | 8 | 6
| 2 |
Тема 13. Почвы и их рациональное использование. |
| 2
|
|
Тема 14. Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды. | 2 | 2 |
|
Тема 15. Природа родного города. Работа с атласом Липецкой области. |
| 1
| 1
|
Тема16. Водоемы Липецкой области. Работа с атласом Липецкой области. Презентация по изучению природы Липецкой области.
| 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 32 | 26 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
№ | Название раздела, темы
| Кол- во часов | Теория | Практика | Дата проведения (по плану) | Дата проведения ( по факту) |
Раздел 1.Экономное потребление: учусь быть взрослым | 10 | 6 | 2 |
|
| |
1. | Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю. | 2ч. | 2 |
| 5.09 |
|
2. | Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами. | 2ч | 1 | 1 | 12.09 |
|
3. | Места экологической опасности в Липецком районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.) | 2ч | 2 |
| 19.09 |
|
4. | Строение Земли. Работа с пластилином. | 2ч | 1 | 1 | 26.09 |
|
5. | Хартия Земли. Общее знакомство. | 2ч |
2 |
|
3.10 |
|
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого | 14 | 12 | 2 |
|
| |
6. | Основные принципы Хартии Земли. | 2ч | 2 |
| 10.10 |
|
7. | Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения. | 2ч. | 2 |
| 17.10 |
|
8. | Полезные ископаемые и их рациональное использование. | 2ч | 2 |
| 24.10 |
|
9. | Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород. | 2ч | 2 |
| 31.10 |
|
10. | Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России. | 2ч | 1 | 1 | 7.11 |
|
11. | Рациональное использование биологических ресурсов. | 2ч | 1 | 1 | 14.11 |
|
12. | Докучаев В.В. – основоположник почвоведения. | 2ч | 2 |
| 21.11 |
|
Раздел3.Экологическая безопасность в природной среде | 8ч. | 6 | 2 |
|
| |
13. | Почвы и их рациональное использование. | 2ч | 2 |
| 28.11 |
|
14. | Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды. |
| 2 |
| 512 |
|
15. | Природа родного города. Работа с атласом Липецкой области. | 2ч | 1 | 1 | 12.12 |
|
16. | Водоемы Липецкой области. Работа с атласом Липецкой области. Презентация по изучению природы Липецкой области | 2ч | 1 | 1 | 19.12 |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова ( МБОУ СОШ №2 г.Усмани) ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического совета Директор школы ______ Г.А. Прибыткова МБОУ СОШ №2 Протокол №1 Приказ № ______ от ______2019г. от «___» _______ 2019г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Экологическое просвещение» к дополнительной общеразвивающей программе «ЭКОЛИДЕР» естественно-научной направленности ( Возраст детей 11-14 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 42 часа АВТОР ПРОГРАММЫ: Богатырёва Жанна Юрьевна, педагог ДО г.Усмань, 2019г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны знать: - оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; - позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; - выражать отношение к случаям экологического вандализма. Учащиеся должны уметь: - представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; - пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её; - различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; - называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» Раздел №1 Мой вклад в экологическое просвещение-22ч Тема 1. Правила экологически грамотного поведения. Викторина. -2ч. Выявление знания правил экологически правильного поведение на природе. Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде. Тема 2.Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. -Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.-2ч. Знакомство с разнообразием живых форм планеты . Тема3.Участие в конкурсе по благоустройству территории ОУ -2ч. Вовлечение детей в трудовые , эклогические дела по благоустройству, знакомство с правилами посадки и уборки цветочных насаждений Тема 4.Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность»- 2ч. Реализация индивидуальных просветительских проектов, направленных на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. Тема5.Выпуск буклета «Наш дом – Земля»-2ч.Обобщение знаний об экологической культуре школьника. Тема 6.Подготовка к выступлению в 8 классах -2ч. Обобщение опыта , проведение экологических мероприятий в других классах. Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека Тема 7. Уборка памятников, обелисков закреплённой территории -2ч. Вовлечение ребят в практические экологические дела школы , с целью воспитания бережного отношения к прошлому родного края . Тема 8.Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины»-2ч. Тема 9.Участие в районной экологической конференции -2ч. реализация индивидуальных просветительских проектов, направленных на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. Тема 10.Выступление в 7-9 классах на тему: «Экологическая грамотность»-2ч. Формировать потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде. Тема11.Итоговое повторение изученного курса.-2ч. Обобщение опыта работы кружка по курсу « Экологическое просвещение»
Раздел №2 Природа в жизни человека-20ч.
Тема 12.Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой.-2ч. Знакомство с ядовитыми растениями нашего края . правила поведения в экстремальных ситуациях . оказание первой помощи при отравлении, ожогах. Тема 13.Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с природой.-2ч. Изучение этой темы направлено на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. Тема 14.Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой. -2ч. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. Тема 15.Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека.-2ч. В рамках темы развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Тема 16. Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве.-2ч. Формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. Тема 17.Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека.-2ч. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. Тема 18 .Основные природные достопримечательности нашего края. -2ч. Формирование осознания ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др. Тема 19.Составление эколого-краеведческого экскурсионного маршрута. -2ч. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.) Тема 20.Составление эколого-краеведческого экскурсионного маршрута. -2ч. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.) Тема 21. Итоговое занятие по курсу. Совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края-2ч. Обобщение полученных знаний . умений и применение их в практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА « ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» |
№
|
Название раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата проведения (по плану) | Дата проведения ( по факту) |
| Раздел №1 Мой вклад в экологическое просвещение | 22 | 12 | 10 |
|
|
1. | Правила экологически грамотного поведения. Викторина. | 2ч | 2 |
| 26.12 |
|
2. | Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
| 2ч | 1 | 1 | 2.01 |
|
3. | Участие в конкурсе по благоустройству территории ОУ | 2ч | 1 | 1 | 9.01 |
|
4. | Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность» | 2ч | 1 | 1 | 16.01 |
|
5. | Выпуск буклета «Наш дом – Земля» | 2ч | 1 | 1 | 23.01 |
|
6. | Подготовка к выступлению в 8 классах
| 2ч | 1 | 1 | 30.01 |
|
7. | Уборка памятников . обелисков закреплённой территории
| 2ч |
| 2 | 6.02 |
|
8. | Участие в акции « С любовью к России мы делами добрыми едины» | 2ч | 1 | 1 | 13.02 |
|
9. | Участие в районной экологической конференции | 2ч | 1 | 1 | 20.02 |
|
10. | Выступление в 7-9 классах на тему: «Экологическая грамотность» | 2ч | 1 | 1 | 27.02 |
|
11. | Итоговое повторение изученного курса.
| 2ч | 2 |
| 5.03 |
|
| Раздел №2 Природа в жизни человека | 20 | 18 | 2 |
|
|
12. | Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой. | 2ч | 2 |
| 12.03 |
|
13. | Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с природой. | 2ч | 2 |
| 19.03 |
|
14. | Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой. | 2ч | 2 |
| 26.03 |
|
15. | Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека. | 2ч | 2 |
| 2.04 |
|
16. | Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве. | 2ч | 2 |
| 9.04 |
|
17. | Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека. | 2ч | 2 |
| 16.04 |
|
18. | Основные природные достопримечательности нашего края. | 2ч | 2 |
| 23.04 |
|
19. | Составление эколого -краеведческого экскурсионного маршрута. | 2ч |
1 |
1 | 30.04
|
|
20 | Составление эколого -краеведческого экскурсионного маршрута. | 2ч | 1 | 1 | 7.05 |
|
21 | Итоговое занятие по курсу. Совместная исследовательская работа об экологических проблемах Усманского края.
| 2ч | 2 |
| 14.05 |
|