Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Болгановская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО зам.директора по УВР и.о. директора школы
Протокол №_____ _____ Кайлачакова Ж.Г. ____ Карамашева И.В.
«____» ____2019 г «____»__________2019 г Приказ № «________»
Руководитель МО от «____»_________ 2019 г.
____ Кызынгашева И.В.
Рабочая программа по дополнительному образованию
Кружок «Юный журналист»
Социально-педагогическая направленность
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Кызынгашева Ирина Владимировна
с. Пуланколь
2019 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Юный журналист» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам.
Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цель программы:
Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Задачи программы:
Предметные:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Метапредметные:
развитие литературных способностей подростков;
развитие умения устного выступления;
развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе, репортажей;
развивать потребность к творческому труду.
Личностные:
воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
формировать потребность учащихся к саморазвитию.
создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность.
формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 11-17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.
Возраст детей 11-17 лет.
В группе не менее 12 человек.
Учащиеся 6-11 классов. В этом возрасте многие ребята уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.
Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.
Нагрузка учащихся – 2 часа в неделю
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения.
В результате обучения учащиеся должны знать:
история российской журналистики;
понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция,
типы речи, стили речи,
изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
собирать материал, систематизировать его;
строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
доказывать свою собственную точку зрения;
интересоваться мнением других людей;
составлять план;
создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
собирать материал;
грамотно излагать свои мысли;
создавать макет будущего номера;
редактировать созданный материал.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы
участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
участие в различных видах презентаций;
итоговое занятие, беседа, контрольное задание, зачетное упражнение, конкурс, наблюдение, презентация.
Содержание программы
1-й год обучения
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося (теоретические).
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
Занятие 3-4. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газетына общественную мысль в России. Вид занятия - теоретические.
Раздел 3. Журналистика как профессия(8 ч.)
Занятие 5-14. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия.Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Знамя».Встреча с журналистом). Вид занятия: 8 ч. - теоретические, 2 ч. – практические.
4. Функции журналистики (4 ч.)
Занятие 15-24. Функции журналистики: информационная;коммуникативная;выражение мнений определенных групп;формирование общественного мнения.Факт как объект интереса журналиста иосновной материал в его работе. Вид занятия - теоретические.
Раздел 5. Требования к журналисту (2 ч.)
Занятие 25-30. Требования к журналисту компетентность, объективность;соблюдение профессиональных этических норм;глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. Вид занятия - теоретические.
Раздел 6. Формирование жанров журналистики(18 ч.)
Занятие 31-54. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Вид занятия: 12 ч. - теоретические, 12 ч. - практические.
Раздел 7. Знакомство с оформительским делом (22 ч.)
Занятие 55-104. Шрифт. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Оформление газеты. Иллюстрированное оформление газеты.Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Обучение работы на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- 6 часов. Подготовка презентации. Работа творческими группами . Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов. Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта. Вид занятия: 6 ч. – теоретические, 44 ч. – практические.
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (3 ч.)
Занятие 105 – 108. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина». Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия:1 ч. – теоретическое, 3 ч. – практическое.
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (5 ч.)
Занятие 109 – 142. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Занятие 143-144. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ. Вид занятия – 1ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Количество часов |
теоре-тических | практи-ческих |
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.) |
1 | | | 1 | 0 |
2 | | | 1 | 0 |
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.) |
3 | | | 1 | 0 |
4 | | | 1 | 0 |
Раздел 3. Журналистика как профессия (8 ч.) |
5 | | | 1 | 0 |
6 | | | 1 | 0 |
7 | | | 1 | 0 |
8-12 | Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Аскизский труженик».Встреча с журналистом.) | | 0 | 5 |
Раздел 4. Функции журналистики (4 ч.) |
13 | | | 1 | 0 |
14 | | | 1 | 0 |
15 | | | 1 | 0 |
16 | | | 1 | 0 |
Раздел 5. Требования к журналисту (2 ч.) |
17 | Компетентность, объективность; соблюдение профессиональных этических норм; | | 1 | 0 |
18 | Глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком. | | 1 | 0 |
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (18 ч.) |
19-21 | Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. | | 1 | 2 |
22-24 | Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. | | 1 | 2 |
25-27 | Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. | | 1 | 2 |
28-30 | Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. | | 1 | 2 |
31-33 | Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. | | 1 | 2 |
34-36 | Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. | | 1 | 2 |
Раздел 7.Знакомство с оформительским делом (22 ч.) |
37 | | | 0 | 1 |
38 | Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. | | 0 | 1 |
39 | | | | 1 |
40-41 | Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотрение и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты. | | | 2 |
42-44 | Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. | | 1 | 2 |
45-46 | Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. | | | 2 |
47-48 | | | 0 | 2 |
49-50 | Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. | | | 2 |
5152 | | | | 2 |
53-54 | Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. | | | 2 |
55-56 | Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. | | | 2 |
57-58 | Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов. | | | 2 |
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (3 ч.) |
59 | | | 1 | 0 |
60-61 | Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина». | | 0 | 2 |
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. (5 ч.) |
62 | Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. | | 0 | 1 |
63-64 | | | | 2 |
65-66 | Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. | | | 2 |
| | | | |
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.) |
67 | | | 1 | |
68 | | | | 1 |
| Итого: | | 22 | 46 |
Список литературы
Для педагога:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. –М., 1998. – 126с
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы). -М.,1977.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.- М.,1994.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Для учащихся:
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: Гепта-Трейд,1995.- 640с
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979.-431с
Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2000.-640с
Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.-688с
Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А