Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей Протокол № ___01___ от 31август 2021 г. Руководитель МО_____/Парахина О.В./ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № 01 от 31 августа 2021 г. | Приложение №_____ к ООО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2020-2021 учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» Строчинский С.А. _____________________ приказ № 452 от 31 августа 2021 г. |
Рабочая программа
по духовно-нравственному направлению
(указывается направление внеурочной деятельности)
«Искусство киригами»
(наименование кружка, секции, клуба и т.д.)
на 2021 – 2022 учебный год
(срок реализации программы)
6 класс
(возраст обучающихся)
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе: Шитова О.В./__________________./ «____»______________20___г.
город Нижневартовск, 2021 год
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут КИРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Для чего мы учимся вырезать фигуры из бумаги и складывать их? Для чего нужно киригами?
Киригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Создавая из обычного листа бумаги красивые и объемные фигурки или открытки киригами, ребенок учится видеть прекрасное в самых простых вещах. Он развивает свои творческие таланты и создает из бумаги живую реальность. Киригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.
Киригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Внеурочная программа «Искусство киригами» является программой о духовно-нравственного направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства работы с бумагой.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
ознакомление с историей возникновения киригами;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике киригами.
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
воспитание интереса к искусству киригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Искусство киригами» рассчитана для учащихся 6 класса на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Искусство киригами»
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
2. Содержание курса «Искусство киригами»
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать. Развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Вводная беседа
Краткая история возникновения бумаги. Необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.
Раздел 1.
Техника безопасности. Базовые формы киригами. Краткая история киригами. Условные обозначения. Выполнение основных базовых форм в киригами.
Киригами – искусство вырезания из бумаги объемных объектов. Основателем этого нового направления в работе с бумагой считается японский архитектор Масахиро Чатани. Создавая из бумаги свои архитектурные замыслы, он взял в руки ножницы и сделал надрезы, чтобы его конструкции получились не только объемными, но и прозрачными. Результат получился удивительным — легкая бумажная архитектура стала как бы основой для создания совершенно новой концепции работы с бумагой.
Это своеобразное продолжение оригами — такого любимого всеми искусства складывания фигурок из бумаги. Кораблики, цветочки, фигурки животных выходят из рук мастеров оригами, а дополненные еще и надрезами, такие фигурки становятся легкими и невероятно красивыми. Не нужно клея и дополнительных аксессуаров, только бумага и ножницы в руках мастера делают работу легкой, изящной и очень изысканной.
Раздел 2.
Изготовление простых тематических открыток. В качестве исходных материалов и инструментария подойдут бумага и ножницы, а иногда и канцелярские ножи для более утончённой работы с мелкими деталями.
Пошагово изготовить к празднику открытку.
Рассчитать или перерисовать шаблон. Работа может располагаться на листе А4 или А5, главное, чтобы бумага была достаточно плотной.
По схеме, не вылезая за края, можно начать резать бумагу канцелярским ножом или ножницами. Здесь все зависит от индивидуальных предпочтений. Главное, чтобы в итоге не было неровных или оборванных краев.
Надрезать мелкие детали отдельно, сложить бумажный лист.
Внутри можно написать, как пожелания, так и имя получателя. Если нет желания раскрашивать открытку, можно сразу воспользоваться цветной бумагой или картоном в качестве исходного материала.
Раздел 3.
Архитектура. Воссоздать можно всё что угодно от дома до замка или самых настоящих исторических или художественных сцен. Трехмерное изображение складывается благодаря надрезам, сгибам и отверстиям. Чем сложнее конструкция, тем больше бумаги потребуется в процессе работы. Но результат действительно себя оправдает, такая поделка может стать интересной идеей для подарка, сделанного своими руками, для родных и близких.
Благодаря шаблону можно легко создать замок или дом из бумаги. Но ножницы и другие инструменты потребуются более тонкие для воспроизведения настоящей бумажной архитектуры. Не стоит забывать и о правилах техники безопасности.
Для замка или дома потребуется:
тщательно прорисовать контуры и детали для заготовки;
все контуры подрезать, начиная с верхней части и заканчивая нижней;
горизонтальные линии остаются нетронутыми с тем, чтобы потом можно было беспрепятственно сложить фигуру;
башни и контуры прорезаются постепенно, работа всегда идет сверху вниз;
проемы и другие отверстия внизу прорезаются по контуру;
окна вырезаются отдельно;
сгиб заготовки идет сверху и с середины конструкции.
Раздел 4.
Создание своего проекта здания. Разработка. Нанесение схемы. Вырезание.
3. Тематическое планирование курса
№ | Тема | Количество часов | По плану | Фактически |
| Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом. Прямоугольные и треугольные поверхности. | 1 | | |
| Полоски. | 1 | | |
| Лестница. | 1 | | |
| Туннель. | 1 | | |
| Волна. | 1 | | |
| Торт. | 1 | | |
| Квадрат в квадрате. | 1 | | |
| Тематические простые открытки. Часы. | 1 | | |
| Мороженое. | 1 | | |
| Велосипед. | 1 | | |
| Гриб – домик. | 1 | | |
| Дерево. | 1 | | |
| Кошка на табурете. | 1 | | |
| Сыр и мышка. | 1 | | |
| Кошка и фонарь. | 1 | | |
| Мельница. | 1 | | |
| Натюрморт. | 1 | | |
| Падающая звезда. | 1 | | |
| Пляж. | 1 | | |
| Чайник. | 1 | | |
| Приглашение на чаепитие. | 1 | | |
| Часы. | 1 | | |
| Архитектура. Здание 1 | 1 | | |
| Здание 2 | 1 | | |
| Замок | 1 | | |
| Башня | 1 | | |
| Замок Велес Бланко | 1 | | |
| Лондонский мост | 1 | | |
| Собор Василия Блаженного | 1 | | |
| Тадж-махал | 1 | | |
| Собора-Святого-Маркуса | 1 | | |
| Проект здания. Нанесение схемы здания и выполнение | 1 | | |
| Выполнение проекта здания | 1 | | |
| Выставка работ. | 1 | | |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Материалы:
Цветная и белая бумага.
Клей ПВА.
Цветной картон.
Инструменты, приспособления и оборудование:
Ножницы и канцелярский нож
Линейка, ластик, простой карандаш.
Цветные карандаши, фломастеры, краски.
Интернет ресурсы:
http://www.diary.ru/~paperboom/p74895563.htm?oam#more1 http://stranamasterov.ru/find/nodes/киригами http://stranamasterov.ru/node/30037 http://ad-umbro.com/bumazhnaya-arxitektura-kirigami/ http://hexrb.mybb.ru/viewtopic.php?id=893
9