Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » __________ / Чунихина Е.А./ от «___» августа 2018 г. |
Рабочая программа по
духовному краеведению Подмосковья
8 А класс
Составитель:
Гусев А.Н.
Срок реализации: 2018-2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» и адресована обучающимся 8 А класса.
На изучение Духовного краеведения Подмосковья в 8 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 32 часа. Программа скорректирована за счет расписания школы и включает в себя 2 резервных урока. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Цель изучения:
- дать основы знаний о культурно-историческом наследии Подмосковья через
знания истории христианской православной культуры.
Задачи изучения:
-дать школьникам знания об истории христианской православной
культуры и ее связи с историей родной земли;
-дать знания о христианской нравственной культуре; понимании
христианами этнических категорий добра и зла, смысла жизни и показать
примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев
Отечества;
-способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному,
уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию
отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
-урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам;
-курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом история России и всеобщая, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение учениками к концу 8 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;
Предметные результаты
знать историю культуры родной земли;выдающихся церковных деятелей;шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры;
знать характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (32 ч.)
Раздел I. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья»(история
христианской православной культуры (16 ч.)
Основные понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение,
культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная
культура. ЕЕ характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что
изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия
«духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этнические нормы
христианства. Определение добра и зла. О чефм рассказывает христианская
православная культура? Основные понятия православного христианства.
Содержание православной религии. Источники христианской духовной
культуры. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Евангелисты. Христианская
антропология – о природе человека. Отражение христианского учения о
человеке в русском фольклоре. Отражение христианского учения о спасении
русской духовной поэзии разных веков.
Крещение Руси и распространение христианства в землях Московского края.
Христианские святые. Почитание святых. Христианский подвиг святых.
Изображение святых в иконописи. Изображение святых в поэзии. Какие
святые почитались на землях Московского края. Особенности православной
культуры. Взаимосвязь искусств. О творчестве. Особенности православной
культуры. Древнерусский монастырь-центр христианской православной
культуры. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан.
Христианские добродетели. Смысл монашеской жизни. История русского
монашества. Культурное просвещение христианской Руси.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.
Как создавалась Библия? Книги входящие в состав Библии. Основные темы
Священной истории. Библейские сюжеты в традициях жизни христиан.
Библейские сюжеты в богослужении, в поэзии И.А. Аксакова, в
произведениях религиозной и светской культуры.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной
культуры – крест, голубь, рыба, нимб. Формы почитания. Крест.
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного
храма. Древнерусское зодчество. Русские поэты о храмах. Религиозная
живопись. Письменные источники христианской православной культуры.
Церковнославянский язык. Просветители славянские. Жития Святых.
Северное Подмосковье. Святая Русь. Русская духовная поэзия о жизни
святых.
Раздел II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и
духовный смысл (16 ч.)
Северное Подмосковье. К игумену русской земли- преподобному Сергию
Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь.
Подвиг Святых. Житие преподобного Сергия Радонежского. Троице-
Сергиева Лавра. Архимандрит Дионисий. Авраамий Палицин. Святыни
Лавры. Преподобный Андрей Рублев. Северное Подмосковье. Святыни
Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский
монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Дмитрий
Солунский. Иконы и храмы. История герба города. Георгий Победоносец.
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворце преподобному Савве
Старожевскому. Чуда преподобного Саввы. Саввино-Старожевский
монастырь. Западное Подмосковье. Крепость христианской веры- Иосифо-
Волоцкий монастырь в истории Московского края. Преподобные Нил
СЧорский и Иосиф Волоцкий. Серафим Саровский. Западное Подмосковье.
Русский Иерусалим Патриарха Никона. Западное Подмосковье. Бородинский
спастрирарх Никон. Чарь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть
светская. Реформа патриарха Никона. Западное Подмосковье. Бородинский
спас. История одной семьи и одного монастыря. Смоленская икона Божией
матери. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Семья Тучковых.
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич храбрый и
преподобный Сергий Радонежский Серпуховской. Серпуховской Высоцкий
монастырь. Преподобные Афанасий Высоцкий (Старший) и (Младший).
История и архитектура Серпуховского Высоцкого монастыря. История
иконы «Неупиваемая чаша». Южное Подмосковье. Подмосковный Синай.
Монастырь в честь в Святой Екатерины.Два монастыря в честь
великомученицы Екатерины – на Синае и в Подмосковье. История
подмосковного монастыря. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и
великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. Его
история. Пимен Угрешский. Святыни и архитектура монастыря. Юго-
Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Святая Параскева.
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Новомученики и исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Гонения на церковь. Святой Патриарх Тихон. Новые святые России. Русская Голгофа.
Резерв (2 ч.) Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. Новомученики и исповедники земли Российской
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция |
Раздел I. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры (16 ч.) |
1 | Что такое «религиозная культура»? | | |
2 | О чем рассказывает христианская православная культура? | | |
3 | О христианстве и православии. | | |
4 | Крещение Руси | | |
5 | Распространение христианства на землях Московского края | | |
6 | Особенности православной культуры. | | |
7 | Древнерусский монастырь- центр христианской православной культуры | | |
8 | Николо-Пешношский монастырь | | |
9 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | | |
10 | Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. | | |
11 | Древнерусское зодчество. | | |
12 | Внешний вид и духовный смысл православного храма. | | |
13 | Религиозная живопись | | |
14 | Как разговаривает икона? | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме: «История христианской культуры». | | |
16 | Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык | | |
Раздел II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл (16 ч.) |
17 | Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому. | | |
18 | Троице-Сергиева лавра: из истории, архитектурно- художественные ценности. | | |
19 | Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворце преподобному Савве Старожевскому. | | |
20 | Саввино-Сторожевский монастырь. | | |
21 | Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. | | |
22 | Восточное Подмосковье.Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. | | |
23 | Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский Монастырь | | |
24 | Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. | | |
25 | Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь. | | |
26 | Западное Подмосковье. Крепость христианской веры в истории Московского края. Иосифо- Волоцкий монастырь. | | |
27 | Западное Подмосковье. Патриарх Никон. | | |
28 | Новоиерусалимский монастырь. | | |
29 | Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Свято-Екатерининский монастырь | | |
30 | Итоговая контрольная работа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья» | | |
31 | Западное Подмосковье. История семьи Тучковых. Спасо-Бородинский монастырь. | | |
32 | Итоговое повторение по курсу «Духовное краеведение Подмосковья» | | |
33 | Резерв. Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. | | |
34 | Резерв. Новомученики и исповедники земли Российской | | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____
«___»_________20___г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А. /
СОГЛАСОВАНО
«___»_________20___г. Зам. директора по УВР _______/_______________/
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема контрольной работы | Плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «История христианской культуры» | | |
2 | Итоговая контрольная работа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья» | | |
Лист регистрации изменений
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |