СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья  8   класс Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья разработана в соответствии с авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» и адресована  обучающимся  8   класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья 8 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ «Икшинская СОШ »

__________ / Чунихина Е.А./

от «___» августа 2018 г.
















Рабочая программа по

духовному краеведению Подмосковья

8 А класс







Составитель:

Гусев А.Н.















Срок реализации: 2018-2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» и адресована обучающимся 8 А класса.

На изучение Духовного краеведения Подмосковья в 8 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 32 часа. Программа скорректирована за счет расписания школы и включает в себя 2 резервных урока. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.


Цель изучения:

- дать основы знаний о культурно-историческом наследии Подмосковья через

знания истории христианской православной культуры.

Задачи изучения:

-дать школьникам знания об истории христианской православной

культуры и ее связи с историей родной земли;

-дать знания о христианской нравственной культуре; понимании

христианами этнических категорий добра и зла, смысла жизни и показать

примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев

Отечества;

-способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному,

уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию

отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.


В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

-урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам;

-курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом история России и всеобщая, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.


Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение учениками к концу 8 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;

Предметные результаты

  • знать историю культуры родной земли;выдающихся церковных деятелей;шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры;

  • знать характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;основные средства выразительности разных видов искусства;

  • уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (32 ч.)


Раздел I. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья»(история

христианской православной культуры (16 ч.)

Основные понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение,

культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная

культура. ЕЕ характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что

изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия

«духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этнические нормы

христианства. Определение добра и зла. О чефм рассказывает христианская

православная культура? Основные понятия православного христианства.

Содержание православной религии. Источники христианской духовной

культуры. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Евангелисты. Христианская

антропология – о природе человека. Отражение христианского учения о

человеке в русском фольклоре. Отражение христианского учения о спасении

русской духовной поэзии разных веков.

Крещение Руси и распространение христианства в землях Московского края.

Христианские святые. Почитание святых. Христианский подвиг святых.

Изображение святых в иконописи. Изображение святых в поэзии. Какие

святые почитались на землях Московского края. Особенности православной

культуры. Взаимосвязь искусств. О творчестве. Особенности православной

культуры. Древнерусский монастырь-центр христианской православной

культуры. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан.

Христианские добродетели. Смысл монашеской жизни. История русского

монашества. Культурное просвещение христианской Руси.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

Как создавалась Библия? Книги входящие в состав Библии. Основные темы

Священной истории. Библейские сюжеты в традициях жизни христиан.

Библейские сюжеты в богослужении, в поэзии И.А. Аксакова, в

произведениях религиозной и светской культуры.

Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной

культуры – крест, голубь, рыба, нимб. Формы почитания. Крест.

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного

храма. Древнерусское зодчество. Русские поэты о храмах. Религиозная

живопись. Письменные источники христианской православной культуры.

Церковнославянский язык. Просветители славянские. Жития Святых.

Северное Подмосковье. Святая Русь. Русская духовная поэзия о жизни

святых.

Раздел II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и

духовный смысл (16 ч.)

Северное Подмосковье. К игумену русской земли- преподобному Сергию

Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь.

Подвиг Святых. Житие преподобного Сергия Радонежского. Троице-

Сергиева Лавра. Архимандрит Дионисий. Авраамий Палицин. Святыни

Лавры. Преподобный Андрей Рублев. Северное Подмосковье. Святыни

Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский

монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Дмитрий

Солунский. Иконы и храмы. История герба города. Георгий Победоносец.

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворце преподобному Савве

Старожевскому. Чуда преподобного Саввы. Саввино-Старожевский

монастырь. Западное Подмосковье. Крепость христианской веры- Иосифо-

Волоцкий монастырь в истории Московского края. Преподобные Нил

СЧорский и Иосиф Волоцкий. Серафим Саровский. Западное Подмосковье.

Русский Иерусалим Патриарха Никона. Западное Подмосковье. Бородинский

спастрирарх Никон. Чарь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть

светская. Реформа патриарха Никона. Западное Подмосковье. Бородинский

спас. История одной семьи и одного монастыря. Смоленская икона Божией

матери. Почитание памяти павших в войне 1812 года. Семья Тучковых.

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич храбрый и

преподобный Сергий Радонежский Серпуховской. Серпуховской Высоцкий

монастырь. Преподобные Афанасий Высоцкий (Старший) и (Младший).

История и архитектура Серпуховского Высоцкого монастыря. История

иконы «Неупиваемая чаша». Южное Подмосковье. Подмосковный Синай.

Монастырь в честь в Святой Екатерины.Два монастыря в честь

великомученицы Екатерины – на Синае и в Подмосковье. История

подмосковного монастыря. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и

великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. Его

история. Пимен Угрешский. Святыни и архитектура монастыря. Юго-

Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Святая Параскева.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Новомученики и исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство царской семьи. Гонения на церковь. Святой Патриарх Тихон. Новые святые России. Русская Голгофа.

Резерв (2 ч.) Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. Новомученики и исповедники земли Российской










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция

Раздел I. О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (история

христианской православной культуры (16 ч.)

1

Что такое «религиозная культура»?



2

О чем рассказывает христианская православная культура?



3

О христианстве и православии.



4

Крещение Руси



5

Распространение христианства на землях

Московского края



6

Особенности православной культуры.



7

Древнерусский монастырь- центр христианской православной культуры



8

Николо-Пешношский монастырь



9

Библейские сюжеты в произведениях

христианской православной культуры.



10

Язык древнерусского искусства. Символы

христианской православной культуры.



11

Древнерусское зодчество.



12

Внешний вид и духовный смысл православного храма.



13

Религиозная живопись



14

Как разговаривает икона?



15

Контрольная работа №1 по теме: «История христианской культуры».



16

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык




Раздел II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и

духовный смысл (16 ч.)

17

Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию

Радонежскому.



18

Троице-Сергиева лавра: из истории, архитектурно- художественные ценности.



19

Западное Подмосковье. К звенигородскому

чудотворце преподобному Савве Старожевскому.



20

Саввино-Сторожевский монастырь.



21

Южное Подмосковье. Серпуховской князь

Владимир Андреевич храбрый и преподобный

Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий

монастырь.



22

Восточное Подмосковье.Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.



23

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской

земли. Димитрий Солунский. Святые князья

Борис и Глеб. Борисоглебский Монастырь



24

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни

Коломенской земли.



25

Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь.



26

Западное Подмосковье. Крепость христианской веры в истории Московского края. Иосифо- Волоцкий монастырь.



27

Западное Подмосковье. Патриарх Никон.



28

Новоиерусалимский монастырь.



29

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай.

Свято-Екатерининский монастырь



30

Итоговая контрольная работа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья»



31

Западное Подмосковье. История семьи Тучковых. Спасо-Бородинский монастырь.



32

Итоговое повторение по курсу «Духовное краеведение Подмосковья»



33

Резерв. Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья.



34

Резерв. Новомученики и исповедники земли Российской





СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____

«___»_________20___г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А. /


СОГЛАСОВАНО

«___»_________20___г. Зам. директора по УВР _______/_______________/



ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Тема контрольной работы

Плановые сроки


Фактические сроки


1

Контрольная работа №1 по теме: «История христианской культуры»




2

Итоговая контрольная работа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья»












































Лист регистрации изменений

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Корректирующие действия


























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!