СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологическому воспитанию "Наша зеленая планета" группы круглосуточного пребывания для детей с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Экологическая программа подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологическому воспитанию "Наша зеленая планета" группы круглосуточного пребывания для детей с ОВЗ»






Рабочая программа по экологическому воспитанию

"Наша зеленая планета"

группы круглосуточного пребывания

для детей с ОВЗ






Воспитатель: О. Ю. Клюкова















Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом "Об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.", АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) (1, 2 вариант). Программа предназначена для воспитанников группы круглосуточного пребывания ГКОУ "Перевозская школа-интернат",

Экологическая программа "Наша зеленая планета" составлена в соответствии с учетом особенностей, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а также помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.

Экологическая программа подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее обитателям. Помимо этого, они осваивают навыки ухода и содержания домашних животных. Однако общим фоном, на котором происходит знакомство с домашними животными, все же является экология, ее задачи и проблемы, их взаимосвязь с содержанием домашних животных. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к питомцам, как к нашим друзьям, младшим братьям, помощникам, за жизнь которых мы несем ответственность.

Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников.

Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом детей и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающем мире.

 Объем изучения программы рассчитан на учащихся 1– 9-х классов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу. Всего 18 занятий.





Цель программы:

Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.

Задачи программы:

обучающие:

  • учить детей быть ответственными за свои поступки;

  • формировать культуру поведения в природе;

  • обогащать представления об окружающем мире.

коррекционно - развивающие:

  • способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

  • прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Формы и методы:

  • рассказ-беседа;

  • экологические игры и экскурсии;

  • рисование и раскрашивание;

  • игры с компьютерной поддержкой;

  • использование разнообразных интерактивных технологий;

  • простые опыты, наблюдения;

  • уход за комнатными растениями;

  • уборка пришкольной территории;

  • тематические занятия экологической направленности;

  • экологические выставки и конкурсы;

  • литературное творчество;

  • демонстрации фильмов о природе.

Основные требования:

- научить любить и понимать окружающий мир, бережно относиться к животному и растительному миру, понимать добро и зло, роль человека на Земле;

- соблюдать основные законы поведения в природе и быту;

- иметь представление об изменениях, происходящих на Земле в связи с человеческой деятельностью.



Тематический план занятий


№ п/п

Тема занятий

Дата

1

День работников леса "Природа и человек"

06.09

2

Выход в природу. Сбор природного материала.

30.09

3

Уборка в осеннее время дорожек от листьев.

14.10

4

Беседа о перелетных птицах. "Кто улетит, а кто останется"

18.10

5

Беседа "Вода – эликсир жизни"

10.11

6

Мастерская Деда Мороза. Изготовление кормушек для птиц.

18.11

7

Викторина на тему "Птичьи имена"

06.12

8

Беседа "Микробы вокруг нас"

22.12

9

Рисование "Зимний лес, полон чудес"

25.01

10

Поисковая прогулка. "Следы на снегу"

31.01

11

Аппликация "Зима в лесу"

08.02

12

Рассказ-презентация "С любовью к природе"

28.02

13

Беседа-презентация "Воздух и здоровье человека"

02.03

14

Красная книга России. "Люби и охраняй природу"

20.03

15

Видео час "Солнце, Луна, звезды – источники света"

04.04

16

Игра-викторина "Эти удивительные растения"

10.04

17

Презентация "Заповедные места Нижегородской области"

18.04

18

Прогулка-наблюдение "Как меняется природа с наступлением тепла"

02.05




Мониторинг сформированности экологических представлений и отношения к природе


п/п

Ф.Иребенка


Критерии



Живая природа

Неживая природа

Труд в природе

Человек и животные

Отношение к природе

Животные

Растения

Воздух и вода

Солнце и свет

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1












2












3














Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.

1 – на начало учебного года, 2 – на конец учебного года.

Уровень экологической культуры по количеству балов:

- от 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.


Планируемые результаты

Воспитательный результат:

  • Повышение уровня знаний о природе.

  • Формирование представления о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.

  • Развитие наблюдательности, смекалки, любознательности.

  • Формирование значения природы для человека.

  • Формирование бережного отношения к объектам окружающей среды; вовлечение в деятельность по экологической проблеме.

  • Воспитание патриотизма, эстетического восприятия природных явлений, любовь к природе и бережное отношение к ней.




Эффект:

1. Уметь владеть навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) производить наблюдения за природой, делать простейшее выводы.

2. Владеть основными экологическими знаниями и представлениями о природе.

3. Иметь представления об особенности климата, растительного и животного мира родного края, об экологических проблемах в стране.

4. Участвовать в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц,), иметь представление об уходе за растениями (поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ рыхления земли).

5. Принимать участие в озеленении школы и её территории, в уборки территорий школы и ближайших к ней окраин, принимать участие в различных экологических мероприятиях, по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).

6. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
























Список литературы


  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе: (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.

  2. Молодова Л. П. "Игровые экологические занятия с детьми"

  3. Комратова Н. Г. "Мир в котором я живу". Методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром. Москва 2006 г.

  4. Рыжова Н.А. "Наш дом – природа" Журнал "Начальная школа" 1998г. №10

  5. Букин. А.П. "В дружбе с людьми и природой" – М.: Просвещение, 1991.

  6. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

  7. Проект № 90060840-3 ФЗ "Об экологической культуре" в Государственную думу РФ, 2000г.

  8. Цветкова И.В. "Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика внеурочной работы" – М.: Педагогическое общество России, 2000г.

  9. Николаева С.Н. "Теория и методика экологического образования детей": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002г.

  10. Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / - С-Пб.: Детство-пресс, 2011г.

  11. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  12. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 1999.

  13. Полозенко В.Я. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида //

  14. Скворцова Т.А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. - 2016. - №1(4). - С. 7071.