Рабочая программа по экологическому воспитанию
"Наша зеленая планета"
группы круглосуточного пребывания
для детей с ОВЗ
Воспитатель: О. Ю. Клюкова
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом "Об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.", АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) (1, 2 вариант). Программа предназначена для воспитанников группы круглосуточного пребывания ГКОУ "Перевозская школа-интернат",
Экологическая программа "Наша зеленая планета" составлена в соответствии с учетом особенностей, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания. Данная программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а также помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Экологическая программа подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее обитателям. Помимо этого, они осваивают навыки ухода и содержания домашних животных. Однако общим фоном, на котором происходит знакомство с домашними животными, все же является экология, ее задачи и проблемы, их взаимосвязь с содержанием домашних животных. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к питомцам, как к нашим друзьям, младшим братьям, помощникам, за жизнь которых мы несем ответственность.
Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников.
Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: об окружающем мире в соответствии с возрастом детей и их способностями; решение экологических проблем, формирование представлений об окружающем мире.
Объем изучения программы рассчитан на учащихся 1– 9-х классов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу. Всего 18 занятий.
Цель программы:
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Задачи программы:
обучающие:
учить детей быть ответственными за свои поступки;
формировать культуру поведения в природе;
обогащать представления об окружающем мире.
коррекционно - развивающие:
способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Формы и методы:
рассказ-беседа;
экологические игры и экскурсии;
рисование и раскрашивание;
игры с компьютерной поддержкой;
использование разнообразных интерактивных технологий;
простые опыты, наблюдения;
уход за комнатными растениями;
уборка пришкольной территории;
тематические занятия экологической направленности;
экологические выставки и конкурсы;
литературное творчество;
демонстрации фильмов о природе.
Основные требования:
- научить любить и понимать окружающий мир, бережно относиться к животному и растительному миру, понимать добро и зло, роль человека на Земле;
- соблюдать основные законы поведения в природе и быту;
- иметь представление об изменениях, происходящих на Земле в связи с человеческой деятельностью.
Тематический план занятий
№ п/п | Тема занятий | Дата |
1 | День работников леса "Природа и человек" | 06.09 |
2 | Выход в природу. Сбор природного материала. | 30.09 |
3 | Уборка в осеннее время дорожек от листьев. | 14.10 |
4 | Беседа о перелетных птицах. "Кто улетит, а кто останется" | 18.10 |
5 | Беседа "Вода – эликсир жизни" | 10.11 |
6 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление кормушек для птиц. | 18.11 |
7 | Викторина на тему "Птичьи имена" | 06.12 |
8 | Беседа "Микробы вокруг нас" | 22.12 |
9 | Рисование "Зимний лес, полон чудес" | 25.01 |
10 | Поисковая прогулка. "Следы на снегу" | 31.01 |
11 | Аппликация "Зима в лесу" | 08.02 |
12 | Рассказ-презентация "С любовью к природе" | 28.02 |
13 | Беседа-презентация "Воздух и здоровье человека" | 02.03 |
14 | Красная книга России. "Люби и охраняй природу" | 20.03 |
15 | Видео час "Солнце, Луна, звезды – источники света" | 04.04 |
16 | Игра-викторина "Эти удивительные растения" | 10.04 |
17 | Презентация "Заповедные места Нижегородской области" | 18.04 |
18 | Прогулка-наблюдение "Как меняется природа с наступлением тепла" | 02.05 |
Мониторинг сформированности экологических представлений и отношения к природе
№ п/п | Ф.Иребенка | Критерии |
| | Живая природа | Неживая природа | Труд в природе | Человек и животные | Отношение к природе |
Животные | Растения | Воздух и вода | Солнце и свет |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.
1 – на начало учебного года, 2 – на конец учебного года.
Уровень экологической культуры по количеству балов:
- от 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.
Планируемые результаты
Воспитательный результат:
Повышение уровня знаний о природе.
Формирование представления о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.
Развитие наблюдательности, смекалки, любознательности.
Формирование значения природы для человека.
Формирование бережного отношения к объектам окружающей среды; вовлечение в деятельность по экологической проблеме.
Воспитание патриотизма, эстетического восприятия природных явлений, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Эффект:
1. Уметь владеть навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) производить наблюдения за природой, делать простейшее выводы.
2. Владеть основными экологическими знаниями и представлениями о природе.
3. Иметь представления об особенности климата, растительного и животного мира родного края, об экологических проблемах в стране.
4. Участвовать в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц,), иметь представление об уходе за растениями (поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ рыхления земли).
5. Принимать участие в озеленении школы и её территории, в уборки территорий школы и ближайших к ней окраин, принимать участие в различных экологических мероприятиях, по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет).
6. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
Список литературы
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе: (Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.
Молодова Л. П. "Игровые экологические занятия с детьми"
Комратова Н. Г. "Мир в котором я живу". Методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром. Москва 2006 г.
Рыжова Н.А. "Наш дом – природа" Журнал "Начальная школа" 1998г. №10
Букин. А.П. "В дружбе с людьми и природой" – М.: Просвещение, 1991.
Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
Проект № 90060840-3 ФЗ "Об экологической культуре" в Государственную думу РФ, 2000г.
Цветкова И.В. "Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика внеурочной работы" – М.: Педагогическое общество России, 2000г.
Николаева С.Н. "Теория и методика экологического образования детей": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002г.
Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / - С-Пб.: Детство-пресс, 2011г.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 1999.
Полозенко В.Я. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида //
Скворцова Т.А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. - 2016. - №1(4). - С. 7071.