Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Горячий Ключ
«Средняя общеобразовательная школа №8»
имени Горбунова Ильи Тимофеевича
УТВЕРЖДЕНО:
решение педагогического совета
протокол № 1
от 28 августа 2020г.
Председатель педагогического совета:
_________________Л. Н. Шеремет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По экономике
Степень обучения (класс)_среднее общее, 10-11 классы ________
Количество часов ____68_____ Уровень базовый
Учителя__ Буланая Л. В.
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с ФГОС
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
экономика (базовый уровень):
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных
возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной
семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-
правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики
государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного
бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических
институтов на социально-экономическом развитии общества.
2.Содержание курса 10 класса
10 КЛАСС
Раздел I. Введение
Тема 1. Предмет и метод экономической науки (10 часов)
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы.
Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные, Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели.
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика (7 часов)
Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно-плановая система и рыночная система. Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов.
Планирование экономики. Несостоятельность планового управления экономикой. Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства, фирмы, государство. Кругооборот доходов. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Частные и общественные блага. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику.
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (6 часа)
Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена. Другие факторы, влияющие на спрос. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и рыночное равновесие.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения (8 часов)
Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности.
Тема 5. Поведение потребителя ( 7 часов)
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безраличия и карта безраличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
Тема 6. Фирма. Производство и издержки (6 часов)
Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.
Тема 7. Предпринимательство (5 часа) .
Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. Маркетинг и его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции.
Тема 8. Деньги и банковская система (8 часов)
Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Товарные и кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Демонетизация золота. Денежные системы. Ликвидность денег. Денежные агрегаты. Коммерческие банки. Роль банков в условиях рыночной экономики. Операции банков. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Активы и пассивы. Резервы коммерческого банка. Прибыль банка. Центральный банк. Цели и функции центрального банка. Баланс центрального банка. Центральный банк и его роль в осуществлении экономической политики государства.
Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов (9 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынки услуг факторов производства. Производный спрос. Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров минимальной оплаты труда. Рынок услуг земли и земельная рента. Экономическая рента, чистая экономическая рента и земельная рента.
Капитал и процент. Реальный и денежный капитал. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная ставка процента. Границы целесообразности инвестиций. Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования.
Тема10. Конкуренция и рыночные структуры (4 часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения
конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста.
Оптимальный объем выпуска продукции монополиста. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции. РЕЗЕРВ 3 часа
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примерное распределение часов на изучение основных глав (разделов) согласно учебному плану: 2 часа в неделю
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1 | Тема 1. Предмет и метод экономической науки | (10 часов) | (10часов) |
2 | Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика | (7 часов) | (7часов) |
3 | Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие | (6 часа) | (6 часа) |
4 | Тема 4. Эластичность спроса и предложения | (8 часов) | (8 часов) |
5 | Тема 5. Поведение потребителя | ( 7 часов) | ( 7 часов) |
6 | Тема 6. Фирма. Производство и издержки | (6 часов) | (6 часов) |
7 | Тема 7. Предпринимательство | (5 часа) | (5 часа) |
8 | Тема 8. Деньги и банковская система | (8 часов) | (8 часов) |
9 | Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов | (9 часов) | (9часов) |
10 | Тема10. Конкуренция и рыночные структуры | (4 часов) | (4часов) |
| Итого | 68 | 68 |
Выполнение программы курса
№ п/п | Название темы | Количество часов по плану | Проведено фактически |
| |
| Тема 1. Предмет и метод экономической науки | 10 | |
1 | Введение. Экономика как наука. Методы экономических исследований. | 1 | |
2-3 | Потребности. Блага. Ресурсы: Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. | 2 | |
4 | Проблема выбора в экономике. Рациональное экономическое поведение. | 1 | |
5-6 | Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. | 2 | |
7 | Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки (главные вопросы экономики). | 1 | |
8-9 | Метод экономической науки. Измерение экономических величин. | 2 | |
10 | Повторение и контроль по теме «Экономика как наука». (Контрольная работа №1) | 1 | |
| Глава 2. «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика» | 7 часов | |
11-12 | Понятие экономической системы. Типы экономических систем. | 2 | |
13 | Способы решения фундаментальных проблем экономики. Традиционная экономическая система. | 1 | |
14 | Основные черты административно-плановой системы. | 1 | |
15 | Основные черты рыночной системы. | 1 | |
16 | Смешанная экономика. | 1 | |
17 | Повторение и контроль по теме «Типы экономических систем». (Контрольная работа №2) | 1 | |
| Глава 3. «Спрос, предложение и рыночное равновесие». | 6 часов | |
18 | Спрос. Закон спроса. График спроса. Факторы спроса. | 1 | |
19 | Предложение. Закон предложения. | 1 | |
20 | График предложения. Факторы предложения. | 1 | |
21 | Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и | 1 | |
22 | Дефицит и избыток. | 1 | |
23 | Повторение и контроль по теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие». (Самостоятельная работа №1) | 1 | |
| Глава 4. Эластичность спроса и предложения. | 8 часов | |
24 | Ценовая эластичность спроса. | 1 | |
25 | Эластичность спроса производителей. | 1 | |
26 | Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. | 1 | |
27 | Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. | 1 | |
28 | Ценовая эластичность предложения. | 1 | |
29-30 | Практическое применение теории эластичности. | 2 | |
31 | Повторение и контроль по теме: «Эластичность спроса и предложения». (Самостоятельная работа №2) | 1 | |
| Глава 5. «Поведение потребителя». | 7 часов | |
32 | Общая и предельная полезность. | 1 | |
33 | Закон убывающей предельной полезности. | 1 | |
34 | Правило максимизации | 1 | |
35 | Кривые безразличия. | 1 | |
36 | Бюджетное ограничение и бюджетная линия. | 1 | |
37 | Урок решения практических задач по теме: Индивидуальный и рыночный спрос | 1 | |
38 | Повторение и контроль по теме: «Поведение потребителя». (Контрольная работа №3) | 1 | |
| Глава 6. «Фирма. Производство и издержки». | 6 | |
39 | Понятие фирмы. Фирма как экономическая организация. | 1 | |
40 | Современная фирма. Продукт фирмы. | 1 | |
41 | Бухгалтерские и экономические издержки. | 1 | |
42 | Как изменяются издержки фирмы. | 1 | |
43 | Производительность труда. Источники финансирования бизнеса. | 1 | |
44 | Повторение и контроль по теме: «Фирма. Производство и издержки». (Самостоятельная работа №3) | 1 | |
| Глава 7. Предпринимательство. | 5 часов | |
45 | Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 | |
46 | Менеджмент и его функции. | 1 | |
47 | Мотивация как функция менеджмента. | 1 | |
48 | Маркетинг и его основные элементы. | 1 | |
49 | Повторение и контроль по теме: «Предпринимательство». (Контрольная работа) | 1 | |
| Глава 8. «Деньги и банковская система». | 8 часов | |
50 | Этапы развития денежной системы. Понятие «деньги». | 1 | |
51 | Семинар: Виды денег. Функции денег. Понятие фондового рынка. | 1 | |
52 | Банки и банковская система. (Коммерческие банки) | 1 | |
53 | Кредит: понятие, сущность и основные формы. | 1 | |
54 | Центральный банк. Функции ЦБ. | 1 | |
55 | Центральный банк. Норма обязательных резервов. | 2 | |
56 | Повторение и контроль по теме: «Деньги и банковская система». (Самостоятельная работа №4) | 1 | |
| Глава 9. «Рынки факторов производства и распределение доходов». | 9 часов | |
57 | Особенности рынков факторов производства. | 1 | |
58 | Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. | 2 | |
59 | Рынок труда и заработная плата. Государственное регулирование занятости. | 1 | |
60 | Рынок услуг земли и земельная рента. | 1 | |
61 | Капитал и процент. | 1 | |
62 | Целесообразность инвестиций. | 1 | |
63 | Повторение и контроль по теме: «Рынки факторов производства и распределение доходов». (Самостоятельная работа №5) | 1 | |
| Глава 10. Конкуренция и рыночные структуры. | 4 часов | |
64 | Типы рыночных структур. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция. | 1 | |
65 | Совершенная конкуренция. | 1 | |
66 | Монополия. Олигополия. | 1 | |
67 | Монополистическая конкуренция. | 1 | |
68 | Итоговое занятие по курсу. | 1 | |
Итого | | 68 часов | |
«Согласовано» Протокол заседания МО №1 От «28 » августа 2020г. Руководитель_________Л. Г.Мартышевская | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Н. А. Юшкова От «28 » августа 2020г. |