СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике 10-11 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты освоения учебного предмета

экономика  (базовый уровень):

 

В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Основные концепции экономики – Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям; – различать свободное и экономическое благо; – характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей; – выявлять факторы производства; – различать типы экономических систем.

Микроэкономика – Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи; – принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; – выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения; – различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; – приводить примеры российских предприятий разных организационно- правовых форм;

– выявлять виды ценных бумаг; – определять разницу между постоянными и переменными издержками; – объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; – приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; – объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; – решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике 10-11 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Горячий Ключ

«Средняя общеобразовательная школа №8»

имени Горбунова Ильи Тимофеевича


УТВЕРЖДЕНО:

решение педагогического совета

протокол № 1

от 28 августа 2020г.

Председатель педагогического совета:

_________________Л. Н. Шеремет






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По экономике



Степень обучения (класс)_среднее общее, 10-11 классы ________



Количество часов ____68_____ Уровень базовый

Учителя__ Буланая Л. В.


Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с ФГОС





1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

экономика (базовый уровень):


В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных
возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.

Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной
семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-
правовых форм;

– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.


Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики
государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного
бюджета России;

– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;

– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;

– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических
институтов на социально-экономическом развитии общества.


2.Содержание курса 10 класса


10 КЛАСС

Раздел I. Введение

Тема 1. Предмет и метод экономической науки (10 часов)

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы.

Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные, Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика (7 часов)

Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно-плановая система и рыночная система. Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов.

Планирование экономики. Несостоятельность планового управления экономикой. Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства, фирмы, государство. Кругооборот доходов. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Частные и общественные блага. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие (6 часа)

Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена. Другие факторы, влияющие на спрос. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и рыночное равновесие.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения (8 часов)

Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности.

Тема 5. Поведение потребителя ( 7 часов)

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безраличия и карта безраличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.

Тема 6. Фирма. Производство и издержки (6 часов)

Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.

Тема 7. Предпринимательство (5 часа) .

Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети. Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента. Маркетинг и его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции.

Тема 8. Деньги и банковская система (8 часов)

Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Товарные и кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Демонетизация золота. Денежные системы. Ликвидность денег. Денежные агрегаты. Коммерческие банки. Роль банков в условиях рыночной экономики. Операции банков. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Активы и пассивы. Резервы коммерческого банка. Прибыль банка. Центральный банк. Цели и функции центрального банка. Баланс центрального банка. Центральный банк и его роль в осуществлении экономической политики государства.

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов (9 часов)

Особенности рынков факторов производства. Рынки услуг факторов производства. Производный спрос. Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров минимальной оплаты труда. Рынок услуг земли и земельная рента. Экономическая рента, чистая экономическая рента и земельная рента.

Капитал и процент. Реальный и денежный капитал. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная ставка процента. Границы целесообразности инвестиций. Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования.

Тема10. Конкуренция и рыночные структуры (4 часов)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения

конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы. Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста.

Оптимальный объем выпуска продукции монополиста. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции. РЕЗЕРВ 3 часа



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерное распределение часов на изучение основных глав (разделов) согласно учебному плану: 2 часа в неделю


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1. Предмет и метод экономической науки


(10 часов)

(10часов)

2

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика


(7 часов)

(7часов)

3

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие


(6 часа)

(6 часа)

4

Тема 4. Эластичность спроса и предложения


(8 часов)

(8 часов)

5

Тема 5. Поведение потребителя


( 7 часов)

( 7 часов)

6

Тема 6. Фирма. Производство и издержки


(6 часов)

(6 часов)

7

Тема 7. Предпринимательство


(5 часа)

(5 часа)

8

Тема 8. Деньги и банковская система


(8 часов)

(8 часов)

9

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов

(9 часов)

(9часов)

10

Тема10. Конкуренция и рыночные структуры


(4 часов)

(4часов)


Итого

68

68



Выполнение программы курса


п/п

Название темы

Количество часов по плану

Проведено фактически




Тема 1. Предмет и метод экономической науки


10


1

Введение. Экономика как наука. Методы экономических исследований.

1


2-3

Потребности. Блага. Ресурсы: Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

2


4

Проблема выбора в экономике. Рациональное экономическое поведение.

1


5-6

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

2


7

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки (главные вопросы экономики).

1


8-9

Метод экономической науки. Измерение экономических величин.

2


10

Повторение и контроль по теме «Экономика как наука».

(Контрольная работа №1)

1



Глава 2. «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика»

7 часов


11-12

Понятие экономической системы. Типы экономических систем.

2


13

Способы решения фундаментальных проблем экономики.

Традиционная экономическая система.

1


14

Основные черты административно-плановой системы.

1


15

Основные черты рыночной системы.

1


16

Смешанная экономика.

1


17

Повторение и контроль по теме «Типы экономических систем».

(Контрольная работа №2)

1



Глава 3. «Спрос, предложение и рыночное равновесие».

6 часов


18

Спрос. Закон спроса. График спроса. Факторы спроса.

1


19

Предложение. Закон предложения.

1


20

График предложения. Факторы предложения.

1


21

Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и

1


22

Дефицит и избыток.

1


23

Повторение и контроль по теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие». (Самостоятельная работа №1)

1



Глава 4. Эластичность спроса и предложения.

8 часов


24

Ценовая эластичность спроса.

1


25

Эластичность спроса производителей.

1


26

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

1


27

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1


28

Ценовая эластичность предложения.

1


29-30

Практическое применение теории эластичности.

2


31

Повторение и контроль по теме: «Эластичность спроса и предложения». (Самостоятельная работа №2)

1



Глава 5. «Поведение потребителя».

7 часов


32

Общая и предельная полезность.

1


33

Закон убывающей предельной полезности.

1


34

Правило максимизации

1


35

Кривые безразличия.

1


36

Бюджетное ограничение и бюджетная линия.

1


37

Урок решения практических задач по теме: Индивидуальный и рыночный спрос

1


38

Повторение и контроль по теме: «Поведение потребителя». (Контрольная работа №3)

1



Глава 6. «Фирма. Производство и издержки».

6


39

Понятие фирмы. Фирма как экономическая организация.

1


40

Современная фирма. Продукт фирмы.

1


41

Бухгалтерские и экономические издержки.

1


42

Как изменяются издержки фирмы.

1


43

Производительность труда. Источники финансирования бизнеса.

1


44

Повторение и контроль по теме: «Фирма. Производство и издержки». (Самостоятельная работа №3)

1



Глава 7. Предпринимательство.

5 часов


45

Понятие предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.

1


46

Менеджмент и его функции.

1


47

Мотивация как функция менеджмента.

1


48

Маркетинг и его основные элементы.

1


49

Повторение и контроль по теме: «Предпринимательство». (Контрольная работа)

1



Глава 8. «Деньги и банковская система».

8 часов


50

Этапы развития денежной системы. Понятие «деньги».

1


51

Семинар: Виды денег. Функции денег. Понятие фондового рынка.

1


52

Банки и банковская система. (Коммерческие банки)

1


53

Кредит: понятие, сущность и основные формы.

1


54

Центральный банк. Функции ЦБ.

1


55

Центральный банк. Норма обязательных резервов.

2


56

Повторение и контроль по теме: «Деньги и банковская система». (Самостоятельная работа №4)

1



Глава 9. «Рынки факторов производства и распределение доходов».

9 часов


57

Особенности рынков факторов производства.

1


58

Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

2


59

Рынок труда и заработная плата. Государственное регулирование занятости.

1


60

Рынок услуг земли и земельная рента.

1


61

Капитал и процент.

1


62

Целесообразность инвестиций.

1


63

Повторение и контроль по теме: «Рынки факторов производства и распределение доходов». (Самостоятельная работа №5)

1



Глава 10. Конкуренция и рыночные структуры.

4 часов


64

Типы рыночных структур. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция.

1


65

Совершенная конкуренция.

1


66

Монополия. Олигополия.

1


67

Монополистическая конкуренция.

1


68

Итоговое занятие по курсу.

1


Итого


68 часов









«Согласовано»

Протокол заседания МО №1

От «28 » августа 2020г.

Руководитель_________Л. Г.Мартышевская

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________Н. А. Юшкова

От «28 » августа 2020г.