СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Эта сложная пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Эта сложная пунктуация"»

Программа

Элективного курса по русскому языку в 9 классе

«Эта сложная пунктуации».



Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Эта сложная пунктуация» рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся постановкой знаков препинания и желающих изучить их более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с изучением пунктуационных правил, совершенствуются навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, что поможет учащимся подготовиться к написанию диктантов, сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 17 часов.

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариативного дидактического материала, тестов. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации.



Цели курса:

Расширение кругозора учащихся.

Развитие интереса к изучению русского языка.

Развитие умения пользоваться справочной литературой.

Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.

Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Подготовить учащихся к ГИА.





Задачи курса:

Углубить и расширить знания учащихся по пунктуации русского языка.

Выработать умение опознавать пунктограмму.

Развить навыки постановки знаков препинания.

Развивать навыки исследовательской работы с текстом.

Развить навык работы со справочной литературой.



Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

-самостоятельные и контрольные работы;

-тренировочные упражнения;

-конспект лекций;

-доклады, сообщения;

-наблюдения над текстом;

-работа по карточкам;

-работа со справочниками;

-тесты;

-творческие задания;

-пунктуационный разбор.

Фиксирование результата: тестирование.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет учащимся овладеть пунктуационной грамотностью, поможет учащимся при сдаче ГИА.



  • при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; под­готовить учащихся к редактированию и составлению связных тек­стов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (высту­пать в роли существительного);

  • при изучении второстепенных членов предложения - ус­воить синтаксические отношения между словами, развивать навы­ки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; вос­станавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

  • при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусостав­ных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при си­нонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленно­сти, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреб­лять разные виды односоставных предложений;

  • при изучении однородных членов предложения - усили­вать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, по­вторять союзы для выделения каждого однородного члена, упот­реблять однородные члены попарно;

  • при изучении обращений - использовать разновидности об­ращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

  • при изучении вводных конструкций - употреблять ввод­ные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово мо­жет быть то членом предложения, то вводным;

  • при изучении обособленных членов предложения - выяв­лять особую выразительность обособленных второстепенных чле­нов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синони­мичные конструкции;

  • при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказы­вания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить си­нонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием вы­сказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение сле­дующих задач:

  • обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совер­шенствованием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирова­ние стилистических вариантов и установление их взаимозаменяе­мости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса

позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтакси­ческих категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает после­довательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного на­блюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серь­езными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся язы­кового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лин­гвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мас­теров культуры;

  • находить различия между предметной, понятийной и сино­нимической близостью предложений (и помнить, что они не озна­чают тождества);

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собст­венной речи;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.













Учебно – тематический план

Дата

план

Дата

факт

Название тем курса

Кол-во часов

Виды деятельности



Функции знаков препинания

1

Лекция



Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Тире в простом предложении

1

Тренировочные упражнения, творческий диктант



Обозначение места пропуска одного из членов предложения

1

Слово учителя, тренировочные упражнения



Знаки препинания между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

2

Анализ текста, пунктуационный разбор, тренировочные упражнения



Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

2

Конструирование предложений, пунктуационный разбор предложений



Знаки препинания между ча­стями предложения с прямой речью

1

Конструирование предложений, тренировочные упражнения



Цитаты и знаки препинания при них. Отделение друг от друга реплик в диалоге

1

Сообщения учащихся, тренировочные упражнения, конструирование предложений

9.



Запятые между одно­родными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах

2

Составление предложений, тренировочные упражнения

10.




Знаки препинания при обращении. Сравнительные обороты

1

Тренировочные упражнения, конструирование предложений

11.




Знаки препинания при вводных словах (сло­восочетаниях, предложениях). Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения

2

Работа с текстом, пунктуационный разбор, выборочный диктант

12



Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами)

2

Работа с текстом, пунктуационный разбор, выборочный диктант

13.




Тестирование

1


Работа с тестами






ИТОГО

17 ч.







Литература



1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.А.. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2009

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. – М.: Дрофа, 2010.

4.Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.- М., 2008.