Программа
Элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Эта сложная пунктуации».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Эта сложная пунктуация» рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся постановкой знаков препинания и желающих изучить их более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с изучением пунктуационных правил, совершенствуются навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, что поможет учащимся подготовиться к написанию диктантов, сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 17 часов.
Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариативного дидактического материала, тестов. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации.
Цели курса:
Расширение кругозора учащихся.
Развитие интереса к изучению русского языка.
Развитие умения пользоваться справочной литературой.
Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.
Подготовить учащихся к ГИА.
Задачи курса:
Углубить и расширить знания учащихся по пунктуации русского языка.
Выработать умение опознавать пунктограмму.
Развить навыки постановки знаков препинания.
Развивать навыки исследовательской работы с текстом.
Развить навык работы со справочной литературой.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
-самостоятельные и контрольные работы;
-тренировочные упражнения;
-конспект лекций;
-доклады, сообщения;
-наблюдения над текстом;
-работа по карточкам;
-работа со справочниками;
-тесты;
-творческие задания;
-пунктуационный разбор.
Фиксирование результата: тестирование.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, поможет учащимся овладеть пунктуационной грамотностью, поможет учащимся при сдаче ГИА.
при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
при изучении второстепенных членов предложения - усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
при изучении однородных членов предложения - усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
при изучении обращений - использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
при изучении вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
при изучении обособленных членов предложения - выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
развитие интонационно выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса
позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно – тематический план
№ | Дата план | Дата факт | Название тем курса | Кол-во часов | Виды деятельности |
| | | Функции знаков препинания | 1 | Лекция |
| | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Тире в простом предложении | 1 | Тренировочные упражнения, творческий диктант |
| | | Обозначение места пропуска одного из членов предложения | 1 | Слово учителя, тренировочные упражнения |
| | | Знаки препинания между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях | 2 | Анализ текста, пунктуационный разбор, тренировочные упражнения |
| | | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | 2 | Конструирование предложений, пунктуационный разбор предложений |
| | | Знаки препинания между частями предложения с прямой речью | 1 | Конструирование предложений, тренировочные упражнения |
| | | Цитаты и знаки препинания при них. Отделение друг от друга реплик в диалоге | 1 | Сообщения учащихся, тренировочные упражнения, конструирование предложений |
9. | | | Запятые между однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах | 2 | Составление предложений, тренировочные упражнения |
10. | | | Знаки препинания при обращении. Сравнительные обороты | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений |
11. | | | Знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях). Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения | 2 | Работа с текстом, пунктуационный разбор, выборочный диктант |
12 | | | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами) | 2 | Работа с текстом, пунктуационный разбор, выборочный диктант |
13. | | | Тестирование | 1 | Работа с тестами |
| | ИТОГО | 17 ч. | |
Литература
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.А.. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2009
3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. – М.: Дрофа, 2010.
4.Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.- М., 2008.