муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина
(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)
| | УТВЕРЖДАЮ: директор _______________(Д.В. Заберов) Приказ № 103 от «17»августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эвристическая физика |
наименование предмета по учебному плану |
Уровень образования: | Основное общее |
| |
Класс: | 8-9 |
| |
Количество часов, всего: | 68 |
Учитель: | Клопотовская Т.А. |
| |
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.)), основной образовательной программой основного общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 94 от 17.08.2021 г., примерной рабочей программой основного общего образования. Физика. 7-9 классы (авторы: Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская)
2021-2022 учебный год
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения естественно-научного цикла | наименование методического объединения по приказу | Протокол № __1__ от «_16_»_августа_2021 г. Председатель методического объединения (Е.Г. Касаркина) | | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по учебной работе _____________ (А.В. Папина) от «16»_августа__2021 г. |
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». |
Адресность программы | Программа адресована обучающимся 8 – 9 классов МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина |
Разработчик программы | Клопотовская Тамара Александровна, учитель |
УМК «Физика» | «Физика» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевска. – 2 – е издание. Дрофа. 2018 «Физика» 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевска, В.М. Чаругин. – 2 – е издание, стереотип. Дрофа. 2019 |
Место предмета в учебном плане | В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение внеурочной деятельности «Эвристическая физика» в 8-9 классе отводится 2 час в неделю (70 часа в год), |
Внесенные изменения и их обоснование | Программа по внеурочной деятельности «Эвристическая физика» рассчитана в 8-9 классе на 70 часов, но в соответствии с утвержденным расписанием уроков МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, календарным учебным графиком МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, программа будет выдана в 8-9 классе за 68 часов. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
1.1. Личностными результатами обучения курса « Эвристическая физика» : 4
1.2. Метапредметные результаты обучения курса «Эвристическая физика» 4
1.3. Предметные результаты обучения: 5
1.3.1.В результате освоения программы внеурочной деятельности 5
Выпускник научится: 5
1.3.2. В результате освоения программы внеурочной деятельности 6
Выпускник получит возможность научиться: 6
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам 12
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Эвристическая физика» 8-9 13
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 17
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Личностными результатами обучения курса « Эвристическая физика» :
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и к самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
1.2. Метапредметные результаты обучения курса «Эвристическая физика»
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
1.3. Предметные результаты обучения:
1. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
2. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
3. умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
4. умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно - математического цикла;
5. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
6. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу.
1.3.1.В результате освоения программы внеурочной деятельности
Выпускник научится:
1.Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
2.Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
3.Формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;
4.Понимать роль эксперимента в получении научной информации;
5.Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
6.Пользоваться методами научного познания;
7.Проводить наблюдения;
8.Планировать и выполнять эксперименты;
9.Обрабатывать результаты измерений;
10.Представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
11.Применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
12.Применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания технических устройств;
13.Применять знания по физике при изучении других предметов естественно - математического цикла;
14 .Выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
15. Докладывать о результатах своего исследования;
16. Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;
17. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
18. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
1.3.2. В результате освоения программы внеурочной деятельности
Выпускник получит возможность научиться:
1.Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
2.Использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
3.Сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
4.Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
5.Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
6.Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
7.Проводить исследовательскую деятельность;
8.Организовывать совместную деятельность с другими учащимися;
9.Работать в команде
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Эвристическая физика»
1. Тепловые явления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации:
Наблюдение таяния льда в воде.
Скорости испарения различных жидкостей.
Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы:
Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
Отливка парафинового солдатика.
Наблюдение за плавлением льда
От чего зависит скорость испарения жидкости?
Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
2. Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах. Лампа с регулируемой яркостью. Детектор лжи. Автоматический уличный фонарь.
Автоматические осветители.
Демонстрации:
1. Модели атомов.
2. Гальванические элементы.
3. Электрофорной машины.
4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы:
1. Создание гальванических элементов из подручных средств.
2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика»
3. Лампа с регулируемой яркостью.
4. Детектор лжи.
5. Автоматический уличный фонарь.
6. Автоматические осветители.
7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
3. Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.
Демонстрации:
1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле.
2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях.
3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.
4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы:
Исследование различных электроизмерительных приборов.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Сборка электромагнита и исследование его действия.
Электромагнетизм
Изучение магнитного взаимодействия
4. Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации:
1. Различные источники света.
2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.
3. Изображение в вогнутых зеркалах.
4. Использование волоконной оптики.
5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы:
1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.
2. Практическое применение плоских зеркал.
3. Практическое использование вогнутых зеркал.
4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
5. Человек и природа.
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации:
фотоматериалы и слайды по теме.
Кинематика
Прямолинейное неравномерное движение. Криволинейное движение. Почему Луна не падает на Землю Решение расчетных и качественных задач.
Демонстрации:
1.Дорожка на воздушной подушке.
2.Падение тел. Сложение движений.
3.Сложение угловых скоростей.
Лабораторные работы:
Изучение основного закона динамики поступательного движения
Изучение законов прямолинейного равноускоренного движения твердого тела с помощью машины Атвуда
Динамика
Законы Ньютона Силы в природе. Движение тел под действием нескольких сил. Решение расчетных и качественных задач. Человек не всегда остается на Земле.
Демонстрации:
1.Инерция тел.
2.Выбивание пластинки из-под шарика.
3.Ломание дощечки в бумажных кольцах.
4.Обрывание нити под гирей.
Лабораторные работы
Изучение динамики поступательного движения твердого тела по наклонной плоскости.
Изучение основного закона динамики вращательного движения.
8.Законы сохранения в механике .
Закон сохранения импульса Закон сохранения энергии Закон Бернулли . Второй закон Ньютона .Решение расчетных и качественных задач.
Демонстрации:
1.Закон сохранения импульса.
2.Отдача «пушки».
3.Столкновение тележек.
4.Проверка второго закона Ньютона при столкновениях.
Лабораторные работы
Изучение Закона сохранения момента импульса и реактивного движения
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1 | Тепловые явления | 11 | 6 | 5 |
2 | Электрические явления | 17 | 10 | 7 |
3 | Электромагнитные явления | 10 | 5 | 5 |
4 | Оптические явления | 9 | 5 | 4 |
5 | Человек и природа | 6 | 6 | - |
6 | Кинематика | 6 | 4 | 2 |
7 | Динамика | 5 | 3 | 2 |
8 | Законы сохранения в механике | 6 | 4 | 2 |
| Итого | 70 | 44 | 26 |
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Эвристическая физика» 8-9
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
план | факт |
Тема 1. Тепловые явления (11 часов) |
| 1.09 | | 1 | Тепловое расширение тел. |
| 6.09 | | 1 | Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.» |
| 8.09 | | 1 | Процессы плавления и отвердевания. |
| 13.09 | | 1 | Лабораторная работа: «Отливка парафинового солдатика.» |
| 15.09 | | 1 | Процессы испарения и конденсации. |
| 20.09 | | 1 | Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда» |
| 22.09 | | 1 | Теплопередача. |
| 27.09 | | 1 | Влажность воздуха на разных континентах |
| 29.09 | | 1 | Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости?» |
| 4.10 | | 1 | Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.» |
| 6.10 | | 1 | Тепловые двигатели будущего |
Электрические явления 17 часов |
| 11.10 | | 1 | Микромир. |
| 13.10 | | 1 | Модели атома, существовавшие до начала XIX. |
| 18.10 | | 1 | История открытия и действия гальванического элемента. |
| 20.10 | | 1 | Лабораторная работа «Создание гальванических элементов из подручных средств» |
| 25.10 | | 1 | История создания электрофорной машины. |
| 27.10 | | 1 | Опыт Вольта. |
| 8.11 | | 1 | Электрический ток в электролитах. |
| 10.11 | | 1 | Лабораторная работа «Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» |
| 15.11 | | 1 | Лампа с регулируемой яркостью. |
| 17.11 | | 1 | Опыты Вольта и Гальвани |
| 22.11 | | 1 | Детектор лжи. |
| 24.11 | | 1 | Лабораторная работа «Детектор лжи.» |
| 29.11 | | 1 | Автоматический уличный фонарь. |
| 1.12 | | 1 | Лабораторная работа «Автоматические осветители» |
| 6.12 | | 1 | Лабораторная работа «Автоматический уличный фонарь» |
| 8.12 | | 1 | Лабораторная работа «Лампа с регулируемой яркостью» |
| 13.12 | | 1 | Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». |
Электрические явления 10 часов |
| 15.12 | | 1 | Магнитное поле в веществе. |
| 20.12 | | 1 | Магнитная аномалия. |
| 22.12 | | 1 | Магнитные бури. |
| 27.12 | | 1 | Лабораторная работа «Сборка электромагнита и исследование его действия.» |
| 10.01 | | 1 | Лабораторная работа «Исследование различных электроизмерительных приборов» |
| 12.01 | | 1 | Исследование различных электроизмерительных приборов |
| 17.01 | | 1 | Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции.» |
| 19.01 | | 1 | Лабораторная работа «Электромагнетизм» |
| 24.01 | | 1 | Лабораторная работа «Изучение магнитного взаимодействия» |
Оптические явления 9 часов |
| 26.01 | | 1 | Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. |
| 31.01 | | 1 | Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. |
| 2.02 | | 1 | Лабораторная работа «Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.» |
| 7.02 | | 1 | Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. |
| 9.02 | | 1 | Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. |
| 14.02 | | 1 | Лабораторная работа «Практическое применение плоских зеркал |
| 16.02 | | 1 | Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике. |
| 21.02 | | 1 | Лабораторная работа «. Практическое использование вогнутых зеркал.» |
| 28.02 | | 1 | Лабораторная работа «Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.» |
Человек и природа 6 часов |
| 2.03 | | 1 | Автоматика в нашей жизни. |
| 5.03 | | 1 | Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. |
| 9.03 | | 1 | Средства связи. Радио и телевидение |
| 14.03 | | 1 | Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. |
| 16.03 | | 1 | Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. |
| 28.03 | | 1 | Наука и безопасность людей. |
| 30.03 | | 1 | Прямолинейное неравномерное движение. |
Кинематика 6 часов |
| 4.04 | | 1 | Криволинейное движение. |
| 6.04 | | 1 | Почему Луна не падает на Землю |
| 11.04 | | 1 | Решение расчетных и качественных задач |
| 13.04 | | 1 | Лабораторная работа |
| 18.04 | | 1 | Лабораторная работа |
| 20.04 | | 1 | Законы Ньютона Силы в природе. |
Динамика 5 часов |
| 25.04 | | 1 | Движение тел под действием нескольких сил. |
| 27.04 | | 1 | Человек не всегда остается на Земле. |
| 4.05 | | 1 | Лабораторная работа «Изучение динамики поступательного движения твердого тела по наклонной плоскости.» |
| 11.05 | | 1 | Лабораторная работа «Изучение основного закона динамики вращательного движения» |
| 16.05 | | 1 | Закон сохранения импульса |
Законы сохранения в механике 4 часа |
| 18.05 | | 1 | Закон сохранения энергии Закон Бернулли |
| 23.05 | | 1 | Закон сохранения момента импульса и реактивного движения |
| 25.05 | | 1 | Лабораторная работа «Изучение Закона сохранения момента импульса и реактивного движения» |
| 30.05 | | | Решение расчетных и качественных задач. |
Всего, часов: | 68 | |
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема урока | Причина и способ корректировки |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |