СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Элективному курсу Эвристическая физика

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основании УМК Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Элективному курсу Эвристическая физика»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина

(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)




УТВЕРЖДАЮ:

директор



_______________(Д.В. Заберов)

Приказ № 103

от «17»августа 2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Эвристическая физика

наименование предмета по учебному плану


Уровень образования:

Основное общее



Класс:

8-9



Количество часов, всего:

68


Учитель:

Клопотовская Т.А.






Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.)), основной образовательной программой основного общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 94 от 17.08.2021 г., примерной рабочей программой основного общего образования. Физика. 7-9 классы (авторы: Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская)








2021-2022 учебный год




РАССМОТРЕНА

на заседании

методического объединения

естественно-научного цикла

наименование методического объединения по приказу


Протокол № __1__

от «_16_»_августа_2021 г.

Председатель

методического объединения

(Е.Г. Касаркина)



СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по учебной работе


_____________ (А.В. Папина)

от «16»_августа__2021 г.


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».

Адресность программы

Программа адресована обучающимся 8 – 9 классов МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Разработчик программы

Клопотовская Тамара Александровна, учитель

УМК «Физика»

  1. «Физика» 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевска. – 2 – е издание. Дрофа. 2018

  2. «Физика» 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевска, В.М. Чаругин. – 2 – е издание, стереотип. Дрофа. 2019

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение внеурочной деятельности «Эвристическая физика» в 8-9 классе отводится 2 час в неделю (70 часа в год),

Внесенные изменения и их обоснование

Программа по внеурочной деятельности «Эвристическая физика» рассчитана в 8-9 классе на 70 часов, но в соответствии с утвержденным расписанием уроков МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, календарным учебным графиком МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, программа будет выдана в 8-9 классе за 68 часов.















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4

1.1. Личностными результатами обучения курса « Эвристическая физика» : 4

1.2. Метапредметные результаты обучения курса «Эвристическая физика» 4

1.3. Предметные результаты обучения: 5

1.3.1.В результате освоения программы внеурочной деятельности 5

Выпускник научится: 5

1.3.2. В результате освоения программы внеурочной деятельности 6

Выпускник получит возможность научиться: 6

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам 12

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Эвристическая физика» 8-9 13

4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 17













1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.1. Личностными результатами обучения курса « Эвристическая физика» :


  1. сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

  2. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  3. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  4. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  5. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  6. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  7. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

  8. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и к самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

1.2. Метапредметные результаты обучения курса «Эвристическая физика»

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

1.3. Предметные результаты обучения:

1. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

2. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

3. умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия и создания технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

4. умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно - математического цикла;

5. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

6. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу.

1.3.1.В результате освоения программы внеурочной деятельности

Выпускник научится:

1.Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

2.Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;

3.Формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;

4.Понимать роль эксперимента в получении научной информации;

5.Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

6.Пользоваться методами научного познания;

7.Проводить наблюдения;

8.Планировать и выполнять эксперименты;

9.Обрабатывать результаты измерений;

10.Представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

11.Применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

12.Применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания технических устройств;

13.Применять знания по физике при изучении других предметов естественно - математического цикла;

14 .Выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно - следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

15. Докладывать о результатах своего исследования;

16. Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы;

17. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

18. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

1.3.2. В результате освоения программы внеурочной деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

1.Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

2.Использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

3.Сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

4.Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

5.Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

6.Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

7.Проводить исследовательскую деятельность;

8.Организовывать совместную деятельность с другими учащимися;

9.Работать в команде


































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Эвристическая физика»

1. Тепловые явления.

Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.

Демонстрации:

  1. Наблюдение таяния льда в воде.

  2. Скорости испарения различных жидкостей.

  3. Тепловые двигатели будущего.

Лабораторные работы:

  1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

  2. Отливка парафинового солдатика.

  3. Наблюдение за плавлением льда

  4. От чего зависит скорость испарения жидкости?

  5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

2. Электрические явления.

Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах. Лампа с регулируемой яркостью. Детектор лжи. Автоматический уличный фонарь.

Автоматические осветители.

Демонстрации:

1. Модели атомов.

2. Гальванические элементы.

3. Электрофорной машины.

4. Опыты Вольта и Гальвани.

Лабораторные работы:

1. Создание гальванических элементов из подручных средств.

2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика»

3. Лампа с регулируемой яркостью.

4. Детектор лжи.

5. Автоматический уличный фонарь.

6. Автоматические осветители.

7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

3. Электромагнитные явления.

Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.

Демонстрации:

1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле.

2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях.

3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов.

4. Наглядность разновидностей электродвигателей.

Лабораторные работы:

        1. Исследование различных электроизмерительных приборов.

        2. Изучение явления электромагнитной индукции.

        3. Сборка электромагнита и исследование его действия.

        4. Электромагнетизм

        5. Изучение магнитного взаимодействия

4. Оптические явления.

Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.

Демонстрации:

1. Различные источники света.

2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.

3. Изображение в вогнутых зеркалах.

4. Использование волоконной оптики.

5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.

Лабораторные работы:

1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.

2. Практическое применение плоских зеркал.

3. Практическое использование вогнутых зеркал.

4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.

5. Человек и природа.

Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.

Демонстрации:

        1. фотоматериалы и слайды по теме.


  1. Кинематика

Прямолинейное неравномерное движение. Криволинейное движение. Почему Луна не падает на Землю Решение расчетных и качественных задач.

Демонстрации:

1.Дорожка на воздушной подушке.

2.Падение тел. Сложение движений.

3.Сложение угловых скоростей.

Лабораторные работы:

Изучение основного закона динамики поступательного движения

Изучение законов прямолинейного равноускоренного движения твердого тела с помощью машины Атвуда


  1. Динамика

Законы Ньютона Силы в природе. Движение тел под действием нескольких сил. Решение расчетных и качественных задач. Человек не всегда остается на Земле.

Демонстрации:

1.Инерция тел.

2.Выбивание пластинки из-под шарика.

3.Ломание дощечки в бумажных кольцах.

4.Обрывание нити под гирей.


Лабораторные работы

Изучение динамики поступательного движения твердого тела по наклонной плоскости.

Изучение основного закона динамики вращательного движения.

8.Законы сохранения в механике .

Закон сохранения импульса Закон сохранения энергии Закон Бернулли . Второй закон Ньютона .Решение расчетных и качественных задач.

Демонстрации:

1.Закон сохранения импульса.

2.Отдача «пушки».

3.Столкновение тележек.

4.Проверка второго закона Ньютона при столкновениях.

Лабораторные работы

Изучение Закона сохранения момента импульса и реактивного движения

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам


Название темы (раздела)


Всего

часов


Из них


теория

практика

1

Тепловые явления

11

6

5

2

Электрические явления

17

10

7

3

Электромагнитные явления

10

5

5

4

Оптические явления

9

5

4

5

Человек и природа

6

6

-

6

Кинематика

6

4

2

7

Динамика

5

3

2

8

Законы сохранения в механике

6

4

2


Итого

70

44

26





















3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «Эвристическая физика» 8-9


урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

план

факт

Тема 1. Тепловые явления (11 часов)

1.09


1

Тепловое расширение тел.

6.09


1

Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении.»

8.09


1

Процессы плавления и отвердевания.

13.09


1

Лабораторная работа: «Отливка парафинового солдатика.»

15.09


1

Процессы испарения и конденсации.

20.09


1

Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда»

22.09


1

Теплопередача.

27.09


1

Влажность воздуха на разных континентах

29.09


1

Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости?»

4.10


1

Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.»

6.10


1

Тепловые двигатели будущего

Электрические явления 17 часов

11.10


1

Микромир.

13.10


1

Модели атома, существовавшие до начала XIX.

18.10


1

История открытия и действия гальванического элемента.

20.10


1

Лабораторная работа «Создание гальванических элементов из подручных средств»

25.10


1

История создания электрофорной машины.

27.10


1

Опыт Вольта.

8.11


1

Электрический ток в электролитах.

10.11


1

Лабораторная работа «Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика»

15.11


1

Лампа с регулируемой яркостью.

17.11


1

Опыты Вольта и Гальвани

22.11


1

Детектор лжи.

24.11


1

Лабораторная работа «Детектор лжи.»

29.11


1

Автоматический уличный фонарь.

1.12


1

Лабораторная работа «Автоматические осветители»

6.12


1

Лабораторная работа «Автоматический уличный фонарь»

8.12


1

Лабораторная работа «Лампа с регулируемой яркостью»

13.12


1

Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Электрические явления 10 часов

15.12


1

Магнитное поле в веществе.

20.12


1

Магнитная аномалия.

22.12


1

Магнитные бури.

27.12


1

Лабораторная работа «Сборка электромагнита и исследование его действия.»

10.01


1

Лабораторная работа «Исследование различных электроизмерительных приборов»

12.01


1

Исследование различных электроизмерительных приборов

17.01


1

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции.»

19.01


1

Лабораторная работа «Электромагнетизм»

24.01


1

Лабораторная работа «Изучение магнитного взаимодействия»

Оптические явления 9 часов

26.01


1

Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные.

31.01


1

Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.

2.02


1

Лабораторная работа «Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели.»

7.02


1

Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.

9.02


1

Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.

14.02


1

Лабораторная работа «Практическое применение плоских зеркал

16.02


1

Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.

21.02


1

Лабораторная работа «. Практическое использование вогнутых зеркал.»

28.02


1

Лабораторная работа «Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.»

Человек и природа 6 часов

2.03


1

Автоматика в нашей жизни.

5.03


1

Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту.

9.03


1

Средства связи. Радио и телевидение

14.03


1

Альтернативные источники энергии. Виды электростанций.

16.03


1

Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий.

28.03


1

Наука и безопасность людей.

30.03


1

Прямолинейное неравномерное движение.

Кинематика 6 часов

4.04


1

Криволинейное движение.

6.04


1

Почему Луна не падает на Землю

11.04


1

Решение расчетных и качественных задач

13.04


1

Лабораторная работа

18.04


1

Лабораторная работа

20.04


1

Законы Ньютона Силы в природе.

Динамика 5 часов

25.04


1

Движение тел под действием нескольких сил.

27.04


1

Человек не всегда остается на Земле.

4.05


1

Лабораторная работа «Изучение динамики поступательного движения твердого тела по наклонной плоскости.»

11.05


1

Лабораторная работа «Изучение основного закона динамики вращательного движения»

16.05


1

Закон сохранения импульса

Законы сохранения в механике 4 часа

18.05


1

Закон сохранения энергии Закон Бернулли

23.05


1

Закон сохранения момента импульса и реактивного движения

25.05


1

Лабораторная работа «Изучение Закона сохранения момента импульса и реактивного движения»

30.05



Решение расчетных и качественных задач.

Всего, часов:

68










4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ


урока

Дата

Тема урока

Причина и способ корректировки

план

факт