Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от рук-ль МО ________ | Проверено заместитель директора по УВР ________ | Утверждаю директор МАОУ «Школа № 200» ____________Лотова Н.А. пр. № _____ от _________ |
Рабочая программа
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №200 с углубленным изучением отдельных предметов
Элективного курса
8 класс
(основное общее образование)
Составлена на период: 2018 – 2019 у. г.
Составитель программы: Махун Полина Александровна
г. Белогорск
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897г. (с дополнениями и изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Авторская программа «Основы финансовой грамотности» В.В. Чумаченко, А.П. Горяев, М., Просвещение, 2014 г.
Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 388 от 31.08.2015 года.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин приказ №276 от 19.04.2018г. «Об утверждении решения педагогического совета» (протокол № 7);
Учебный план МАОУ «Школа №200» на 2018-2019 учебный год
2. Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.
Задачи курса:
повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
3. Сведения о программе: авторская программа «Основы финансовой грамотности» В.В. Чумаченко, А.П. Горяев, М., Просвещение, 2014 г.
4. Изменения в авторскую программу не внесены.
5. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: Основы финансовой грамотности/В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – М., Просвещение, 2017г.
6.Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой:
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество контрольных работ – 5
7.Формы организации учебного процесса: классно - урочная.
8. Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение.
9. Наименование разделов учебной программы:
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава I. Личное финансовое планирование | 6 |
3 | Глава II. Депозит | 7 |
4 | Глава III. Кредит | 8 |
5 | Глава IV. Расчетно – кассовые операции | 6 |
6 | Глава V. Страхование | 5 |
7 | Итоговое повторение | 1 |
| Всего: | 34 |
10. Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность ученика к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное м по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИТК – компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального ми комбинированного взаимодействия.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
11. Оценка планируемых результатов
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний, обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала.
12. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол – во уроков | Формы контроля |
План | Факт |
1 | | | Введение. Инструктаж по технике безопасности при проведении уроков в кабинете | | |
Глава I. Личное финансовое планирование – 6 ч. |
2 | | | Человеческий капитал | 1 | |
3 | | | Принятие решений | 1 | Опрос |
4 – 5 | | | Домашняя бухгалтерия | 2 | Составление списка расходов семьи |
6 | | | Составление личного финансового плана | 1 | |
7 | | | Практикум по теме «Личное финансовое планирование». Тест | 1 | Тест |
Глава II. Депозит – 7 ч. |
8 – 9 | | | Накопления и инфляция | 2 | |
10 – 11 | | | Что такое депозит и какова его природа? | 2 | |
12 | | | Условия депозита | 1 | |
13 | | | Управление рисками по депозиту | 1 | |
14 | | | Практикум по теме «Депозит». Тест | 1 | Тест |
Глава III. Кредит – 8ч. |
15 | | | Что такое кредит? | 1 | |
16 – 17 | | | Основные характеристики кредита | 2 | |
18 | | | Как выбрать наиболее выгодный кредит? | 1 | |
19 – 20 | | | Как уменьшить стоимость кредита | 2 | |
21 | | | Типичные ошибки при использовании кредита | 1 | |
22 | | | Практикум по теме «Кредит». Тест | 1 | Тест |
Глава IV. Расчетно – кассовые операции – 6 ч. |
23 | | | Хранение, обмен и перевод денег | 1 | |
24 – 25 | | | Различные виды платежных систем | 2 | |
26 – 27 | | | Формы дистанционного банковского обслуживания | 2 | |
28 | | | Практикум по теме «Расчетно – кассовые операции». Тест | 1 | Тест |
Глава V. Страхование – 5 ч. |
29 | | | Что такое страхование? | 1 | |
30 – 31 | | | Виды страхования | 2 | |
32 – 33 | | | Как использовать страхование в повседневной жизни? | 2 | |
34 | | | Итоговое повторение. Тест | 1 | Тест |
13. Описание материально – технического обеспечения
Технические средства обучения
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс]. – URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения: 10.10.2015.
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2015.
4. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
5. Презентации учителя