Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР С.В. Толпинец | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ________________А.Е.Шишпор Приказ № 113 от 31.08.2021г. |
Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла
Протокол № 1 от 28.08.2021 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Готовимся к ЕГЭ»
в 10 классе
2021 - 2022 учебный год
Составила: Лукьянова Е.В.,
учитель первой квалификационной категории
Родоманово, 2021 год
Планируемые результаты освоения элективного курса «Готовимся к ЕГЭ» в 10 классе
Проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол – во ч. | Примечания |
1 | Введение | (1 час) | |
2 | Фонетика и орфоэпия | (1 час) | |
3 | Лексика и фразеология | (1 час) | |
4 | Морфология | (1 час) | |
5 | Морфемика и словообразование | ( 1 час) | |
6 | Синтаксис | (3 часа) | |
7 | Орфография | (4 часа) | |
8 | Пунктуация | (6 часов) | |
9 | Речь. Текст | (4 часа) | |
10 | Речь. Языковые нормы | ( 3 часа) | |
11 | Выразительность русской речи | ( 4 часа) | |
12 | Развитие речи. Сочинение | (4 часа) | |
13 | Итого | 33 (часа) | |
Содержание элективного курса «Готовимся к ЕГЭ» в 10 классе
Введение (1 час)
Цели и задачи изучаемого курса. Требования к учащимся. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Фонетика и орфоэпия (1 час)
Звуки и буквы. Классификация гласных и согласных звуков. Озвончение и оглушение. Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология (1 час)
Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ.
Морфология (1 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Морфологический анализ слова.
Морфемика и словообразование ( 1 час)
Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Синтаксис (3 часа)
Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Синтаксический анализ простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения
Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения.
Орфография (4 часа)
Орфограмма. Правописание приставок. Буквы И, Ы после приставок . Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные О,Е в сложных словах. Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях, правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи .И, Ы после Ц . Правописание большой буквы в словах. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи
Пунктуация (6 часов)
Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при вводных словах и конструкциях. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи.
Речь. Текст (4 часа)
Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи. Тема, идея, форма текста.
Речь. Языковые нормы ( 3 часа)
Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста).
Выразительность русской речи ( 4 часа)
Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия. Лексическая стилистика: смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи. Тропы и стилистические фигуры.
Развитие речи. Сочинение (4 часа)
Сочинение проблемного характера. Сочинение – рецензия, отзыв, эссе.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Готовимся к ЕГЭ» 10 класс
№ урока | Тема занятия | Дата | Примеч. |
1 | Цели и задачи изучаемого курса. Требования к учащимся. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). | | |
2 | Звуки и буквы. Классификация гласных и согласных звуков. Озвончение и оглушение. Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы. | | |
3 | Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологические обороты Лексический анализ. | | |
4 | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. | | |
5 | Классификация грамматических ошибок. Тестовые задания в формате ЕГЭ. Задание А 8 | | |
| | | |
6 | Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Работа с текстом. | | |
7 | Осложненное простое предложение. Обособленные члены предложения. Работа с текстом. | | |
8 | Сложное предложение. Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды сложного предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Работа с текстом. | | |
9 | Орфограмма. Правописание приставок. Буквы И, Ы после приставок. Правописание пол-, полу - со словами. Соединительные гласные О,Е в сложных словах. Работа с мини-текстом. | | |
10 | Правописание корней: проверяемые и непроверяемые орфограммы в корнях,правописание Ъ и Ь знаков. Употребление Ь знака с разными частями речи, корни с чередованием. Работа с мини-текстом | | |
| | | |
11 | О,Е после шипящих в корне слова. И, Ы после Ц. Правописание большой буквы в словах. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Перенос слов. Слитно, раздельно или дефис. Работа с мини-текстом. | | |
12 | Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Работа с текстом. | | |
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при вводных словах и конструкциях. Работа с текстом. | | |
14 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Работа с текстом | | |
15 | Знаки препинания в сложном предложении. Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении. Работа с текстом. | | |
16 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Пунктуационный анализ. Работа с текстом. | | |
17 | Трудные вопросы постановки знаков препинания. Цитирование. Синтаксические синонимы и их роль для создания выразительности речи. Работа с текстом. | | |
18 | Лингвостилистический анализ текста. | | |
19 | Текст. Последовательность предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Морфологические и синтаксические нормы. Работа с текстом. | | |
20 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Стили речи, их основные особенности: назначение и сфера применения, стилевые черты. Работа с текстом. | | |
21 | Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Разновидности смешанного типа речи. Работа с текстом. | | |
22 | Тема, идея, форма текста. Практическая работа с текстом. | | |
| | | |
23 | Средства связи предложений в тексте. Формула текста (совокупность лексических и стилистических средств текста). Работа с текстом. Тестирование (части А, Б). | | |
24 | Анализ заданий из КИМов. Работа с текстом. Тестирование (части А, Б). | | |
25 | Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия. Работа с текстом. | | |
26 | Лексическая стилистика: смысловые единицы речи, лексические и фразеологические образные средства речи. Работа с текстом. | | |
27 | Тропы и стилистические фигуры. Работа с текстом. Тестирование (части А, Б). | | |
28 | Нахождения в тексте лексических и стилистических средств образности. Работа с текстом. | | |
29 | Сочинение проблемного характера. Работа с текстами (по выбору учителя) | | |
30 | Сочинение – рецензия, отзыв, эссе. Работа с текстами. | | |
31 | Анализ публицистического текста. Работа с текстом. | | |
32 | Анализ художественного текста. Работа с текстом. | | |
33 | Обобщающий урок | | |