Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»
с. Б-Матреновка, Эртильского муниципального района, Воронежской области
«Согласовано.»
Ответственный за УВР
___________С.И. Семыкина
01.09.2017г.
«Утверждаю.»
Директор школы
__________ Л.И. Кузнецова
Приказ №30 от 01.09.2017г.
«Рассмотрено.»
На заседании
педагогического совета.
Протокол № 1
от 31.08.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Ишковой Т. Н.
I категории
Элективный курс
9 класс
«Решение разноуровневых задач»
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ. Рабочая программа по факультативному курсу для среднего общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане МКОУ «Битюг-Матреновская СОШ» по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков
анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к
итоговой аттестации в форме ОГЭ
Задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения
в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,
умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию
за курс основной школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Обоснование выбора данного элективного курса.
Экзамен по алгебре ОГЭ 9 не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, при подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ.
Способы развертывания учебного материала и средства достижения поставленных целей.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения, проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом, используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Текущий контроль уровня усвоения учебного материала осуществляется в результате выполнения самостоятельных работ, промежуточных тестов, с помощью самооценки и взаимопроверки, выполняемых тестов. Итоговый контроль: итоговый тест и диагностическая работа в форме теста заданий с кратким и развёрнутым ответом.
При изучении курса используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Содержание программы учебного курса.
Арифметика.
Тема № 1 Натуральные числа - 9 час.
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра.
Тема №2 Буквенные выражения - 7 час.
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений - 6 час.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства - 3 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии - 2 час.
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики - 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Геометрия - 7 ч.
Основные понятия и утверждения геометрии. Вычисление длин. Вычисление углов.
вычисление площадей. Тригонометрия. Векторы на плоскости. Задачи на доказательство.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений, содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
5.Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства
в геометрических задачах:
Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность.
Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач.
Применять геометрические формулы для решения задач.
Тематическое планирование
Тема Урока | Кол-во часов | Дата проведения |
I Арифметика |
Тема №1 Числа | 7ч | |
1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами | 1 | |
2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | 1 | |
3. Дроби. Действия с дробями | 1 | |
4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | 1 |
|
5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | 1 | |
6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | 1 | |
7. Задачи на проценты. Промежуточный тест. | 1 | |
II Алгебра |
Тема №2 Буквенные выражения | 5 ч | |
8. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | 1 | |
9. Преобразование алгебраических выражений. | 1 | |
10. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | 1 | |
11. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | 1 | |
12. Действия с алгебраическими дробями. | 1 | |
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. | 4 ч | |
13. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | 1 | |
14. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с модулем. | 1 | |
15. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решений. | 1 | |
16. Промежуточный тест | 1 | |
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. | 2 ч | |
17. Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | 1 | |
18. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | 1 | |
Тема №6 Функции и графики | 3 ч | |
19. Функции. Свойства функций и графики. | 1 | |
20. Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. | 1 | |
21. Промежуточный тест. | 1 | |
Тема №5 Прогрессии | 2 ч | |
22. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | 1 | |
23. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | 1 | |
24. Промежуточный тест. | 1 | |
III Геометрия 7 ч |
25. Основные понятия и утверждения геометрии. | 1 | |
26. . Вычисление длин. Вычисление углов. | 1 | |
27. Вычисление площадей. | 1 | |
28. Тригонометрия. | 1 | |
29. Векторы на плоскости. | 1 | |
30. Задачи на доказательство. | 1 | |
32-33. Диагностическая работа №1 | 2 ч | |
34. Анализ итогового теста и диагностической работы. | 1 | |