СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному учебному  предмету " Правовая культура" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный учебный  предмет " Правовая культура" предназначен для обучающихся

10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и ориентирован на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию, направлен на формирование активной гражданской позиции и правовой культуры.  Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнуть определенной свободы в выборе эссе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному учебному  предмету " Правовая культура" для 10 класса»



муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе

методического совета от ________ 2017 г.

протокол № 1 от _______2017 г. Директор школы

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Ларченко А.В.

___________________ ____________________







ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Правовая культура»

для 10 общеобразовательного класса

среднего (полного) общего образования









Составила:

Жаренова Марина Георгиевна,

учитель истории и обществознания

первая квалификационная категория








д.Дюдьково

2017 год





Пояснительная записка к преподаванию элективного учебного предмета «Правовая культура"(10 класс. Базовый уровень)


Элективный учебный предмет " Правовая культура" предназначен для обучающихся

10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и ориентирован на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию, направлен на формирование активной гражданской позиции и правовой культуры. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнуть определенной свободы в выборе эссе.


В условиях формирования правового государства и становления гражданского общества, основанных на свободе народа, возрастает роль правовой культуры молодежи.

Современному государству и обществу нужны твердые правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно на уроках обществознания учащиеся овладевают основами культуры прав человека. Преподавание элективного курса «Правовая культура» в старшей школе позволяет утвердить в сознании учащихся гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности.

Цель курса: содействовать становлению человека как свободной, социально активной, политически культурной личности, с четко обозначенной гражданской позицией.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

  1. углубить знания Конституции, как главного закона страны, закрепляющего основы конституционного строя Российской Федерации, порядок формирования и полномочия государственных органов, основные права и свободы человека и гражданина;

  2. систематизировать знания учащихся в сфере права;

  3. выработать умение работать с юридическим законом;

  4. сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

  5. воспитать социально активных и законопослушных граждан;

  6. активизировать гражданскую позицию молодежи.

Курс рассчитан на 35 часов. При его преподавании используются такие методы работы как лекция, семинары, дискуссии, лабораторные работы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность школьников, повысить информативную и коммуникативную компетентность учащихся.


Содержание программы элективного курса


Понятие, предмет и источники конституционного права (2 часа). Понятие предмета конституционного права. Конституционно-правовые режимы: понятие, особенности, виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Источники конституционного права РФ. Система конституционного права (гуманитарное, избирательное, парламентское, муниципальное право и иные подотрасли конституционного права). Понятие конституционализма.

Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ (2 часа). Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.

Исторические этапы развития конституционного права РФ (2 часа). Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября – начало демократического конституционализма. 1906 г. – принятие «Основных государственных законов Российской империи». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности. 1922 г. – образование СССР. Конституции СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. – общественное и государственное устройство, система управления, права и обязанности граждан, избирательная система и государственные символы. 7 октября 1977 г. – Конституция СССР. СССР – «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей. Конституция 1993 г.

Основы конституционного строя. Конституционные характеристики РФ (2часа). Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание второй главы Конституции РФ (2 часа). Виды прав человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых, Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Гражданство РФ: понятие, основания приобретения и прекращения (2 часа). Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.

Федеративное устройство России. Формы территориально-государственного устройства (2часа). Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ.

Правовой статус субъекта РФ. Предметы ведения субъектов и гарантии их прав (2 часа). Правовой статус субъектов РФ, особенности его применительно к республикам и автономиям. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основания для федерального вмешательства в права субъектов. Проблема сепаратизма.

Общая характеристика органов государственной власти в РФ (2 часа). Понятие, конституционные признаки и правовой статус органа государственной власти. Принципы организации и деятельности органов государственной власти. Конституционна система органов государственной власти Российской Федерации.2 час). Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание РФ. Двухпалатная структура парламента РФ (2 часа). Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ (2 часа). Порядок формирования и состав Правительства. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.

Судебная власть Российской Федерации (2 часа ). Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление в России. Краснодарский край как субъект РФ (2 часа). Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в крае: структура, направление деятельности.

Избирательное право и избирательный процесс в РФ (2 часа). Понятие избирательной системы и избирательного права. Принципы участия граждан РФ в выборах. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание (2часа).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Эссе как творческая работа выпускника (3часа).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
Итоговое обобщение. Зачет (1 час).









Тематический план курса

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Понятие, предмет и источники конституционного права.

2

1

1

2

Понятие конституции. Общая характеристика Конституции РФ.

2

1

1

3

Исторические этапы развития конституционного права РФ.

2

1

1

4

Основы конституционного строя. Конституционные характеристики РФ.

2

1

1

5

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание второй главы Конституции РФ.

2

1

1

6

Гражданство РФ: понятие, основания приобретения и прекращения.

2

1

1

7

Федеративное устройство России. Формы территориально-государственного устройства.

2

1

1

8

Правовой статус субъекта РФ. Предметы ведения субъектов и гарантии их прав.

2

1

1

9

Общая характеристика органов государственной власти в РФ.

2

1

1

10

Президент Российской Федерации, порядок его избрания и компетенция.

2

1

1

11

Федеральное Собрание РФ. Двухпалатная структура парламента РФ.

2

1

1

12

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ.

2

1

1

13

Судебная власть Российской Федерации.

2

1


14

Местное самоуправление в России. Краснодарский край как субъект РФ.

2

1

1

15

Избирательное право и избирательный процесс в РФ.

2

1

1

16

ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание

2

1

1

17

Эссе как творческая работа выпускника

2

1

1

18

Итоговое обобщение. Зачет

1


1


Всего:

35




Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен знать:

  • Основы конституционного строя РФ

  • Принципы формирования и полномочия высших государственных органов РФ

  • Права и обязанности граждан

  • Основы государственного устройства РФ

Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно работать с юридическим документом

  • анализировать правовые документы

  • выделять на основании законов основные его положения,

  • аргументировать свой ответ, вести дискуссию.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Закон РФ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.

  3. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.

  4. Закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.

  5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.

  6. Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


http://iboo.ru/7240.htm Учебник М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации».

http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm Книги по юриспруденции

http://www.legalref.ru/rc/?cat=16 учебники и лекции по Конституционному праву


Дидактические материалы к элективному курсу «Правовая культура».


Задания для самостоятельной работы


  1. Сколько конституций было принято в истории России? Как принималась действующая конституция?

  2. Перечислите основные идеи преамбулы Конституции России 1993 г.

  3. Сколько разделов, глав и статей содержит конституция?

  4. Нарисуйте схему высших органов государственной власти РФ согласно принципу разделения властей. Назовите руководителей.

  5. Перечислите все виды субъектов Российской Федерации, приведите примеры.

  6. Перечислите основные элементы конституционного статуса субъектов федерации.

  7. Перечислите все основные принципы правовой системы России, указанные в ст.15 и ст.76 Конституции РФ.

  8. Перечислите основные положения правового статуса президента РФ.

  9. Нарисуйте схему основных стадий законодательной процедуры в Российской Федерации.

  10. Перечислите и дайте характеристику основным принципам избирательного права Российской Федерации.

  11. Перечислите основные принципы судебной системы Российской Федерации. Кто может стать судьёй в России?

  12. Каков порядок внесения поправок в Конституцию РФ? В какую статью конституции проще всего внести поправки? Каков порядок пересмотра Конституции РФ?



Таблицы и схемы для закрепления и лабораторных работ


1. Заполните схему «Основные даты и история развития Конституции России».

В истории Российской Федерации
насчитывается пять конституций



Задание 2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки Конституции 12 декабря 1993 г.

Достоинства

Недостатки







Задание 3. Заполните недостающие звенья в схеме «Источники права Российской Федерации».





Задание 4. Заполните таблицу «Формы государственного устройства».

Вопросы

Федерация

Конфедерация

Унитарное государство

Состав




Степень самостоятельности




Государства




Задание 5. Заполните схему «Типы субъектов РФ».





Задание 6. Заполните таблицу, используя ст. 65 Конституции РФ.


Виды субъектов РФ

Количество








Задание 7. Заполните таблицу.

Предмет ведения

Российской Федерации

субъектов РФ








Задание 8. Заполните таблицу «Права человека и гражданина»

Гражданские права

Политические права

Экономические, социальные и культурные права




Задание 9. «Полномочия Президента РФ».

В области законодательной власти

В области исполнительной власти

В области

судебной власти

В области обороны и

безопасности

В отношении обороны граждан








Задание 10. Проанализируйте ст. 94–96, 99, 100, 102, 103, 105, 106 Конституции РФ и составьте схему «Федеральное Собрание РФ».





Задание 11. Заполните схему «Полномочия правительства РФ».




Задание 12. Заполните схему «Судебная власть».