
Рабочая программа
по элективному учебному предмету
«Земля – наш общий дом», 11 класс, 1 час
предмет, класс, количество часов в неделю
Станевич Валентина Викторовна, высшая
Ф.И.О., категория учителя
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Земля – наш общий дом» для средней школы (11 класс) (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.)
Учебного плана МБОУ «СШ № 29» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне по географии, что соответствует Образовательной программе школы.
Элективный учебный предмет «Земля – наш общий дом» знакомит обучающихся со сравнительно новым и быстро развивающимся направлением в географической науке, изучающей пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Обучающиеся знакомятся с глобальными проблемами человечества.
Цели и задачи курса:
Овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
Формировать глобальное мышление обучающихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам.
Развивать познавательный интерес обучающихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры, нравственности, дефицита демократии и т.п.
Вооружить обучающихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющие им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному учебному предмету.
Изучение элективного учебного предмета «Земля – наш общий дом» позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета. Развивать УУД обучающихся и метапредметные связи.
Содержание тем учебного курса
№ | Название раздела, его содержание | Количество часов |
1. | Введение. Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности. | 3 часа |
2. | Современный лик Земли. Изменившийся лик Земли. Антропогенные воздействия на окружающую среду. География человечества. Учение о цивилизациях. Политическая карта. Современная дифференциация стран. | 4 часа |
3. | Глобальные проблемы человечества. Рост численности населения. Увеличивающийся недостаток продуктов питания. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов. Рост потребности в энергетических ресурсах. Неравномерность экономического развития регионов планеты. Быстрая индустриализация и НТП. Деградация окружающей среды. Дегуманизация культуры. Прогнозирование и моделирование будущего планеты. Разработка и наращивание средств массового уничтожения. Освоение космоса. | 18 часов |
4. | Геоэкология – фокус глобальных проблем. Биосфера как планетарная организация жизни. Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления. Геоэкология России. Экологические проблемы новой России и глобальная экология. | 8 часов |
Требования к уровню подготовки выпускников
Обучающиеся должны знать/понимать:
основные географические понятия и термины;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их исчерпаемость; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; демографические проблемы стран;
специализацию стран в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Обучающиеся должны уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение. Глобалистика – учение о глобальных проблемах современности. | 1 |
2. | Глобальная география: терминология и содержание. Глобальные проблемы. | 1 |
3. | Систематизация глобальных проблем. | 1 |
Раздел I. Современный лик Земли (4 часа) |
4. | Изменившийся лик Земли. Антропогенные воздействия на окружающую среду. | 1 |
5. | География человечества. Учение о цивилизациях. | 1 |
6. | Политическая анатомия современного мира. | 1 |
7. | Экономическая дифференциация мира. | 1 |
Раздел II. Глобальные проблемы человечества (18 часов) |
8-9. | Демографическая проблема. | 2 |
10-11. | Продовольственная проблема. | 2 |
12. | Проблема отсталости. | 1 |
13. | Энергетическая проблема. | 1 |
14. | Сырьевая проблема. | 1 |
15. | Проблемы Мирового океана. | 1 |
16. | Глобальный этнический кризис. | 1 |
17-18. | Проблемы здоровья и долголетия человека. | 2 |
19. | Проблемы стихийных природных явлений. | 1 |
20. | Проблема технологических аварий. | 1 |
21. | Проблема дефицита демократии и свободы. | 1 |
22. | Другие глобальные проблемы современности. Проблема перступности. | 1 |
23. | Кризис культуры, нравственности, семьи. | 1 |
24. | Глобальные научные проблемы. | 1 |
25. | Проблема урбанизации мира. | 1 |
Раздел III. Геоэкология – фокус глобальных проблем (8 часов) |
26. | Биосфера как планетарная организация жизни. | 1 |
27. | Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления. | 1 |
28. | Глобальная экология. | 1 |
29. | Экология атмосферы, гидросферы, педосферы. | 1 |
30. | Социальная экология. | 1 |
31-32. | Геоэкология России. | 2 |
33. | Экологические проблемы новой России и глобальная экология. | 1 |
34. | Повторение курса глобальной географии. | 1 |
Всего: 34 часа
5