УТВЕРЖДЕНА |
приказом директора |
Муниципального бюджетного |
общеобразовательного учреждения |
«Лицей № 25 города Димитровграда |
Ульяновской области» |
от «01» сентября 2018 г. № ________ |
____________ О. Г. Зотова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ |
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) |
ДЛЯ 11 КЛАССА Б |
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ |
__ШАЯХМЕТОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ__ |
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД |
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на заседании методического объединения (МО) Заместитель директора по НМР
учителей химии, биологии, географии, психологии МБОУ Лицей № 25
МБОУ Лицей № 25 __________Э.Ш.Кортункова
_____________ Шаяхметова В.В. «30» августа 2018г.
Протокол от «30» августа 2018г. № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Рабочая программа по естествознанию для 11 класса Б (социально-гуманитарный профиль) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413;
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2017-2022 г.г.
и на основе программы авторского коллектива 0. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, Н. С. Пурышевой, С. А. Сладкова, В. И. Сивоглазова (Габриелян О.С. Рабочие программы: Естествознание. 10-11 классы – М.: Дрофа, 2014г).
Рабочая программа ориентирована на УМК: Габриелян О. С. Естествознание. Базовый уровень. 11 класс: учебник к линии УМК О. С. Габриеляна и др.— М.: Дрофа, 2017 г.
Рабочая программа для 11 класса Б (социально-гуманитарный профиль) рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25. Изменения в рабочую программу не внесены. Распределение тем в рабочей программе соответствует таковым в авторской программе О.С. Габриеляна. Число практических и лабораторных работ соответствует таковым в примерной программе (см. раздел «Содержание учебного предмета»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения естествознанию в средней школе являются:
1. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Отечеством, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн).
2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
3. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
4. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
5. Формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
6. Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
7. Формирование способности к осознанному выбору будущей профессии и реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты обучения естествознанию в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения естествознания
в познавательной сфере:
— овладение умениями давать определения изученных понятий;
— описание демонстрационных и самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого русский (родной) язык и язык естественных наук;
— классификация изученных объектов и явлений;
— наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, естественных явлений, протекающих в природе и в быту;
— изложение выводов и умозаключений из наблюдений, изученных естественнонаучных закономерностей, прогнозирование поведения и свойств неизученных естественнонаучных объектов по аналогии со свойствами изученных;
— структурирование изученного материала;
— интерпретация естественнонаучной информации, полученной из других источников, оценка ее научной достоверности;
— самостоятельный поиск новых для себя естественнонаучных знаний, используя для этого доступные источники информации;
в ценностно-ориентационной сфере:
— анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
в трудовой сфере:
— проведение естественнонаучных экспериментов и выполнение индивидуального проекта исследовательского характера;
в сфере физической культуры:
— соблюдение правил техники безопасности при работе в лаборатории естествознания (физики, химии, биологии);
— оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Распределение часов | Контрольные работы | Лабораторные опыты | Практические работы |
Программа | Рабочая программа |
1 | Повторение курса 10 класса | 7 | 7 | 1 | - | - |
2 | Микромир. Атом. Вещества | 34 | 34 | 1 | 8 | 2 |
3 | Химические реакции | 13 | 13 | 1 | 2 | 2 |
4 | Человек и его здоровье | 21 | 21 | 1 | 2 | 4 |
5 | Современное естествознание на службе человека | 27 | 27 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 102 | 102 | 5 | 13 | 10 |
Тема 1. Повторение курса 10 класса (7 часов)
Многообразие естественного мира: мегамир, макромир, микромир. Вселенная, галактики, звезды, Солнечная система: основные понятия и законы движения небесных тел. Земля, ее строение и геологические оболочки. Понятие о микромире и наномире.
Биосфера. Уровни организации жизни на Земле. Биосфера и ее границы. Молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации жизни на Земле. Экологические системы: основные понятия (цепи питания, пищевые пирамиды, экологические факторы).
Основные положения синтетической теории эволюции. Естественный отбор и его формы. Мутации и их классификация. Макро- и микроэволюции.
Элементы термодинамики и теории относительности. Начала термодинамики. Элементы теории относительности.
Демонстрации
Видеофрагменты и фотографии по теме.
Тема 2. Микромир. Атом. Вещества (34 часа)
Основные сведения о строении атома. Эволюция представлений о строении атома. Модели строения атомов Дж. Томсона и Э. Резерфорда. Постулаты квантовой теории Н. Бора.
Протонно-нейтронная теория строения атомного ядра Д. Иваненко и В. Гейзенберга. Изотопы. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни. Понятие об электронном облаке.
Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Предпосылки открытия Периодического закона. Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодичность в изменении свойств химических элементов и их соединений. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. Современные представления о причинах периодического изменения свойств химических элементов и их соединений. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система химических элементов как графическое отображение Периодического закона. Структура Периодической таблицы. Периоды (большие и малые) и группы (главные и побочные). Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для формирования естественно-научной картины мира. Прогностическая сила и значение Периодического закона и Периодической системы. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Благородные газы. Благородные газы, причина их существования в атомарном состоянии. Применение благородных газов.
Ионная химическая связь. Ионы и их классификация: по заряду (анионы и катионы), по составу (простые и сложные). Схема образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки. Хлорид натрия — типичный представитель соединений с ионным типом связи.
Ковалентная химическая связь. Ковалентная связь — это связь, возникающая за счет образования общих электронных пар путем перекрывания электронных орбиталей. Кратность ковалентной связи. Обменные и донорно-акцепторные механизмы образования ковалентной связи. Электроотрицательность (ЭО). Классификация ковалентных связей по ЭО (полярная и неполярная). Диполи.
Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов: электропроводность, прочность, теплопроводность, металлический блеск, пластичность. Сплавы черные и цветные. Сталь, чугун. Латунь, бронза, мельхиор. Металлическая связь. Зависимость электропроводности металлов от температуры.
Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. Агрегатные состояния веществ. Газообразное состояние. Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газов при н. у. Жидкое состояние веществ. Текучесть. Твердое состояние вещества. Кристаллические решетки разных типов для твердого состояния вещества. Понятие о плазме. Высоко- и низкотемпературная плазмы и их применение. Взаимные переходы между агрегатными состояниями веществ.
Природный газ. Природный газ, его состав и направления использования в качестве топлива и химического сырья. Конверсия метана. Синтез-газ и его использование для получения синтетического бензина и метанола. Предельные и непредельные углеводороды. Качественные реакции на кратную связь. Биогаз.
Жидкие вещества. Нефть. Нефть, ее состав, физические свойства и происхождение. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Попутный нефтяной газ, его состав. Процессы переработки нефти: ректификация и крекинг. Продукты переработки нефти и их использование.
Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы. Кристаллические и аморфные вещества. Признаки и свойства аморфности. Относительность истины в химии. Жидкие кристаллы и их применение в технике. Относительность в биологии и физике.
Классификация неорганических веществ и ее относительность. Классификация природных веществ. Органические и неорганические вещества. Изомерия. Классификация неорганических веществ. Простые вещества: металлы, неметаллы, благородные газы. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Аллотропия и ее причины.
Сложные вещества: оксиды, кислоты, основания, соли. Относительность классификации сложных веществ.
Классификация органических соединений. Особенности состава, строения и свойств органических соединений. Основные положения теории химического строения А. Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера. Изомерия как функция химического строения на примере этилового спирта и диметилового эфира. Причины многообразия органических соединений. Классификация органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены и арены. Классы органических соединений, молекулы которых содержат функциональные группы: гидроксильную, карбонильную, карбоксильную, аминогруппу. Относительность деления органических соединений на классы.
Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Биополимеры и их биологическая роль. Пластмассы. Термопласты и реактопласты. Представители пластмасс и области их применения. Волокна. Природные (животного и растительного происхождения) и химические (искусственные и синтетические) волокна. Представители волокон и области их применения. Неорганические полимеры как вещества атомной структуры.
Смеси, их состав и способы разделения. Понятие о смеси как системе, состоящей из различных химических веществ. Классификация смесей по визуальным признакам (гомо- и гетерогенные смеси) и агрегатному состоянию (твердые, жидкие и газообразные смеси). Состав смесей: массовая и объемная доли компонента смеси. Способы разделения смесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Классификация дисперсных систем по размерам дисперсной фазы и агрегатному состоянию дисперсионной среды и дисперсной фазы. Значение дисперсных систем в природе, промышленности и повседневной жизни человека. Грубодисперсные системы и их классификация (суспензии, эмульсии, аэрозоли). Применение этих систем в технике и быту. Тонкодисперсные (коллоидные) системы, их классификация (золи и гели). Коагуляция. Синерезис.
Демонстрации
Видеофрагменты и фотографии по темам: неоновая реклама, дирижабли и воздушные шары, заполненные гелием, бальнеологические радоновые ванны.
Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Портреты JI. Буабодрана, JI. Нильсона, К. Винклера, А. Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера.
Модели кристаллических решеток: хлорида натрия, иода, углекислого газа, алмаза, графита.
Образцы минералов и веществ с ионным типом связи (оксида кальция, различных солей, твердых щелочей, галита, кальцита); веществ с ковалентным типом химической связи.
Коллекции металлов, сплавов; веществ и материалов, получаемых на основе природного газа; нефть и продукты ее переработки; аморфных веществ и материалов; приборов на основе жидких кристаллов; простых и сложных веществ; пластмасс, волокон, неорганических полимеров (минералов и горных пород); органических соединений.
Диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания и диффузия перманганата калия или сульфата меди (II) в воде.
Приборы на основе низкотемпературной плазмы (газовые лазеры, плазменные панели телевизоров и т. д.).
Шаростержневые и объемные модели молекул первых представителей предельных углеводородов, структур белка и ДНК.
Физические свойства газообразных (пропан-бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость в воде.
Горение пропан-бутановой смеси (зажигалка).
Отношение предельных и непредельных углеводородов к раствору перманганата калия и бромной воде.
Образование нефтяной пленки на поверхности воды.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Получение пластической серы. Получение белого фосфора.
Получение дистиллированной воды.
Очистка смеси кристаллов дихромата и перманганата калия.
Образцы различных дисперсных систем: эмульсии, суспензии, аэрозоли, гели и золи.
Получение коллоидного раствора из хлорида железа (III).
Коагуляция полученного раствора.
Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты
Конструирование периодической таблицы химических элементов с использованием карточек.
Ознакомление с коллекциями металлов и сплавов.
Броуновское движение частиц туши или цветочной пыльцы в воде.
Проверка прибора для получения газов на герметичность.
Увеличение давления жидкости при ее сжатии.
Сравнение колебательных движений молекул воды и льда с помощью СВЧ.
Выпаривание раствора поваренной соли. Фильтрование гетерогенной смеси. Отстаивание как способ разделения смесей декантацией и с помощью делительной воронки.
Ознакомление с дисперсными системами.
Практические работы
Изучение фотографий треков заряженных частиц.
Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (13 часов)
Химические реакции и их классификация. Химические реакции или химические явления, их отличия от физических явлений. Реакции без изменения состава веществ: аллотропизации и изомеризации. Реакции, идущие с изменением числа и состава веществ: соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции, протекающие с выделением или поглощением теплоты: экзо- и эндотермические. Другие признаки классификации химических реакций на примере синтеза оксида серы (VI): изменение степеней окисления элементов, образующих вещества, использование катализатора, агрегатное состояние веществ, направление процессов.
Скорость химической реакции. Понятие о скорости химической реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения веществ и наличия катализатора.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые реакции. Состояние химического равновесия для обратимых реакций. Принцип Ле-Шателье. Смещение химического равновесия обратимых реакций в химическом производстве на примере синтеза аммиака.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролиз. Степень окисления и ее определение по формуле соединения. Понятие об ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия.
Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия.
Химические источники тока. Гальванические элементы на примере элемента Даниэля—Якоби, их устройство и принцип действия. Устройство батарейки на примере сухого щелочного элемента. Устройство свинцового аккумулятора. Гальванизация и электрофорез.
Физика на службе человека. Антропометрия: измерение длины и массы тела, спирометрия и жизненная емкость легких. Тепловые измерения и теплотерапия. Измерение артериального давления. Гипертония и гипотония. Ультразвуковая диагностика и терапия. Электротерапия. Лазерная терапия. Магнитный резонанс и рентгенодиагностика. Флюорография. Томография.
Демонстрации
Получение белого фосфора.
Горение фосфора и растворение оксида фосфора (V) в воде.
Получение и разложение гидроксида меди (II).
Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).
Опыты, иллюстрирующие правило Бертолле, — образование осадка, газа или слабого электролита.
Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействие одинаковых кусочков магния, цинка и железа с соляной кислотой.
Взаимодействие раствора серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации.
Взаимодействие растворов серной кислоты и тиосульфата натрия при различных температурах.
Обратимые реакции на примере получения роданида железа (III) и наблюдения за смещением равновесия по интенсивности окраски продукта реакции при изменении концентрации реагентов и продуктов.
Горение серы как ОВР. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Коллекция батареек. Свинцовый аккумулятор.
Ростомер, медицинские весы, спирометр, ртутный и электронный термометры, тонометры различных видов, лазерная указка.
Видеофрагменты и слайды по теме.
Лабораторные опыты
9. Влияние температуры на скорость реакции оксида меди (II) с серной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), а также каталазы сырого картофеля.
10. Вытеснение меди из раствора сульфата меди (II) железом.
Практические работы
3. Изучение химических реакций.
4. Сборка гальванического элемента и испытание его действия.
Тема 4. Человек и его здоровье (21 час)
Систематическое положение человека в мире животных. Биологическая классификация человека. Прямохождение и его влияние на скелет человека. Рука — орган и продукт труда. Развитие черепа и головного мозга человека. Первая и вторая сигнальные системы. Биосоциальная природа человека.
Генетика человека и методы ее изучения. Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, мутации, геном, генотип, фенотип, доминирующие и рецессивные признаки. Геном человека и его расшифровка. Практическое значение изучения генома человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический. Генетические (наследственные) заболевания человека.
Физика человека. Скелет с точки зрения физического понятия о рычаге. Кровообращение в свете гидродинамики: пульс, кровяное давление. Диффузия как основа формирования первичной и вторичной мочи в почках, а также газообмена в тканях и легких.
Терморегуляция с помощью кожи путем теплопроводности, конвекции, излучения и испарения воды. Электродинамическая природа передачи нервных импульсов. Оптическая система зрения. Акустическая система слуха и голосообразование.
Химия человека. Химический состав тела человека: элементы и вещества, их классификация и значение. Вода, ее функции. Водный баланс в организме человека. Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности организма человека. Заболевания, связанные с недостатком или избытком некоторых химических элементов в организме человека.
Витамины. История открытия витаминов. Витамины как биологически активные вещества. Болезни, вызванные недостатком или избытком витаминов: авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции. Классификация витаминов. Водорастворимые витамины на примере витамина С. Жирорастворимые витамины на примере витамина А.
Гормоны. Нервная и гуморальная регуляции процессов жизнедеятельности организма. Гормоны как продукты, вырабатываемые железами внутренней секреции. Классификация гормонов по железам, которые их продуцируют, и по химической природе. Свойства гормонов. Инсулин как гормон белковой природы. Адреналин как гормон аминокислотной природы. Стероидные гормоны на примере половых. Гипер- и гипофункция желез внутренней секреции.
Лекарства. Краткие сведения о зарождении и развитии фармакологии. Классификация лекарственных средств по агрегатному состоянию: жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, эмульсии, суспензии и др.), твердые (порошки, таблетки, пилюли, капсулы), мягкие (мази, линименты, пасты, свечи). Алкалоиды. Вакцины. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Наркотические препараты. Наркомания и ее последствия. Оптимальный режим применения лекарственных препаратов.
Здоровый образ жизни. Физические здоровье и его критерии. Психическое здоровье и его критерии. Нравственное здоровье и его критерии. Три основные составляющие здорового образа жизни: режим дня, правильное питание, физическая активность и занятия спортом.
Факторы, влияющие на здоровье человека, — окружающая среда, профилактическая вакцинация, стрессы, вредные привычки. Алкоголизм и его последствия. Наркомания и ее последствия.
Физика на службе здоровья человека. Антропометрия: измерение длины и массы тела, спирометрия и жизненная емкость легких. Тепловые измерения и теплотерапия. Измерение артер-ального давления. Гипертония и гипотония. Ультразвуковая диагностика и терапия.
Электротерапия. Лазерная терапия. Магнитный резонанс и рентгенодиагностика. Флюорография. Томография.
Демонстрации
Таблицы, видеофрагменты и слайды по теме.
Скелет человека. Муляж торса человека.
Модель молекулы ДНК.
Модели глаза, уха, почки, нервной системы человека, кожи.
Скелет человека.
Измерение пульса, давления, остроты зрения, температуры тела.
Коллекции: витаминных препаратов, медицинских гормональных препаратов, лекарственных форм различного агрегатного состояния, лекарственных форм различного спектра действия.
Биуретовая и ксантопротеиновая реакции для препарата инсулина.
Портреты выдающихся ученых, внесших значительный вклад в фармакологию.
Ростомер, медицинские весы, спирометр, ртутный и электронный термометры, тонометры различных видов, лазерная указка.
Лабораторные опыты
11. Изучение инструкции по применению аптечных препаратов витаминов. Определение pH раствора витамина С.
12. Определение pH среды раствора аспирина.
Практические работы
5. Создай лицо.
6. Оценка индивидуального уровня здоровья.
7. Оценка биологического возраста.
8. Определение суточного рациона питания.
Тема 5. Современное естествознание на службе человека (27 часов)
Элементарны ли элементарные частицы? Понятие о физике высоких энергий. Линейный ускоритель элементарных частиц, адронный коллайдер. Деление атомного ядра: протоны, нейтроны. Фундаментальные частицы: лептоны и кварки. Фотоны. Бозоны. Античастицы. Большой адронный коллайдер. Монтаж и установка большого адронного коллайдера. Принцип действия коллайдера. Происхождение массы. Бозон Хиггса. Происхождение Вселенной. Антимир.
Атомная энергетика. Получение электрического тока с помощью электрогенератора.
Традиционная энергетика (гидро-, тепло- и атомные электростанции) и нетрадиционная энергетика. Основные понятия атомной энергетики. Радиоактивность. Ядерные реакции.
Атомная станция и принцип ее работы. АЭС на быстрых нейтронах. Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЕГи), принцип их действия. Области применения атомной энергетики. Перспективы использования атомной энергетики после крупнейших аварий на АЭС.
Продовольственная проблема и пути ее решения. География голода и его причины. Основные направления в решении продовольственной проблемы: использование химических веществ (удобрений, регуляторов роста, феромонов, пестицидов, репеллентов); создание искусственных продуктов питания; методы создания высокопроизводительных сортов растений и пород животных.
Биотехнология. Понятие биотехнологии как производительной силы общества, использующей живые организмы, и биологические процессы в производстве. Три этапа становления и развития биотехнологии: ранний, новый и новейший. Генная инженерия. Генномодифицированные организмы и трансгенные продукты. Клеточная инженерия. Клонирование. Эмбриональные и стволовые клетки. Биологическая инженерия как метод использования микроорганизмов в качестве биореакторов для получения промышленной продукции. Основные направления использования ферментативных процессов. Иммобилизованные ферменты.
Нанотехнологии. Понятие о нанотехнологии как управляемом синтезе молекулярных структур. Два подхода в нанотехнологии: «сверху вниз» и «снизу вверх». Молекулярный синтез и самосборка. Наноскопическое выращивание кристаллов и полимеризация. Углеродные нанотрубки.
Физика и быт. Нагревательные и осветительные приборы. Разновидности ламп: накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные. Микроволновая печь (СВЧ-печь) и принцип ее работы. Жидкокристаллические экраны и дисплеи, их устройство. Электронный термометр. Домашние роботы. Радиопередатчики и радиоприемники. Принципиальное устройство телевизора и телевидения. Спутниковая и сотовая связь.
Химия и быт. Моющие и чистящие средства. Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Отбеливатели: химические и оптические. Инсектициды — средства для борьбы с насекомыми. Химические средства гигиены и косметики. Пищевые добавки, их маркировка.
Синергетика. Понятие о синергетике и самоорганизации открытых систем. Общие принципы синергетики. Точка бифуркации и аттракт. Роль синергетики для изучения природных и социальных явлений. Структурирование материального мира и его изучение специальными разделами физики. Формы движения материи.
Естествознание и искусство. Золотое сечение и его использование в произведениях архитектуры, живописи, скульптуры. Последовательность Фибоначчи, ее применение в искусстве. Распространенность правила золотого сечения и последовательности Фибоначчи в живой природе. Бионика и архитектура. Взаимопроникновение естествознания и искусства.
Демонстрации
Таблицы, видеофрагменты и фотографии по теме.
Портреты Дж. Чедвика, П. Хиггса, JI. М. Ледермана, М. Фарадея, А. А. Беккереля, М. Склодовской-Кюри, Л. Мейтнера, О. Ганн.
Лабораторные опыты
13. Измерение параметров кисти руки.
Практические работы
9. Изучение явления электромагнитной индукции.
10. Изучение золотого сечения на различных объектах.
Итоговый диагностический контроль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Название раздела/ темы | Количество часов |
Повторение курса 10 класса (7 часов) |
1 | Многообразие естественного мира: микромир, макромир, мегамир | 1 |
2-3 | Биосфера. Уровни организации жизни | 2 |
4 | Основные положения синтетической теории эволюции | 1 |
5-6 | Элементы термодинамики и теории относительности | 2 |
7 | Входной диагностический контроль | 1 |
Микромир. Атом. Вещества (34 часа) |
8-10 | Основные сведения о строении атома | 3 |
11 | Практическая работа №1 «Изучение фотографий треков заряженных частиц» | 1 |
12,13 | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Лабораторный опыт 1. Конструирование периодической таблицы химических элементов с использованием карточек | 2 |
14-16 | Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для формирования естественно-научной картины мира | 3 |
17 | Благородные газы | 1 |
18 | Ионная химическая связь | 1 |
19-20 | Ковалентная химическая связь | 2 |
21-22 | Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь. Лабораторный опыт 2. Ознакомление с коллекциями металлов и сплавов | 2 |
23 | Молекулярно-кинетическая теория. Лабораторный опыт 3. Броуновское движение частиц туши или пыльцы в воде | 1 |
24 | Агрегатные состояния веществ. Лабораторные опыты 4. Проверка прибора для получения газов на герметичность. 5. Увеличение давления жидкости при ее сжатии. 6. Сравнение колебательных движений молекул воды и льда с помощью СВЧ | 1 |
25-26 | Углеводороды. Природный газ | 2 |
27 | Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 |
28 | Жидкие вещества. Нефть | 1 |
29-30 | Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы | 2 |
31 | Классификация неорганических веществ и ее относительность | 1 |
32-33 | Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова | 2 |
34-35 | Полимеры | 2 |
36-37 | Смеси, их состав и способы разделения. Лабораторный опыт 7. Выпаривание раствора поваренной соли. Фильтрование гетерогенной смеси. Отстаивание как способ разделения смесей декантацией и с помощью делительной воронки. | 2 |
38-39 | Дисперсные системы. Лабораторный опыт 8. Ознакомление с дисперсными системами | 2 |
40 | Повторение и обобщение по теме «Строение атома и вещества» | 1 |
41 | Контрольная работа №2 «Строение атома и вещества» | 1 |
Химические реакции (13 часов) |
42-43 | Химические реакции и их классификация | 2 |
44-45 | Скорость химической реакции. Лабораторный опыт 9. Влияние температуры на скорость химической реакции оксида меди с серной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца, а так же каталазы сырого картофеля | 2 |
46 | Обратимость химических реакций | 1 |
47 | Практическая работа №3 «Изучение химических реакций» | 1 |
48-49 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. Лабораторный опыт 10. Вытеснение меди из раствора сульфата меди железом | 2 |
50-51 | Химические источники тока | 2 |
52 | Практическая работа №4 «Сборка гальванического элемента и испытание его действия» | 1 |
53 | Повторение и обобщение по теме «Химические реакции» | 1 |
54 | Контрольная работа №3 «Химические реакции». Промежуточный диагностический контроль | 1 |
Человек и его здоровье (21 час) |
55-56 | Систематическое положение человека в мире животных | 2 |
57-58 | Генетика человека и методы её изучения | 2 |
59 | Практическая работа №5 «Создай лицо ребенка» | 1 |
60-61 | Физика человека | 2 |
62-63 | Химия человека | 2 |
64 | Витамины. Лабораторный опыт 11. Изучение инструкции по применению аптечных препаратов витаминов. Определение рН раствора витамина С. | 1 |
65 | Гормоны | 1 |
66 | Лекарства. Лабораторный опыт 12. Определение рН раствора аспирина | 1 |
67-68 | Здоровый образ жизни | 2 |
69-70 | Физика на службе здоровья человека | 2 |
71 | Практическая работа № 6 «Оценка индивидуального уровня здоровья» | 1 |
72 | Практическая работа № 7 «Оценка биологического возраста» | 1 |
73 | Практическая работа № 8 «Определение суточного рациона питания» | 1 |
74 | Повторение и обобщение по теме «Человек и его здоровье» | 1 |
75 | Контрольная работа №4 «Человек и его здоровье». | 1 |
Современное естествознание на службе человека (27 часа) |
76-77 | Элементарны ли элементарные частицы? | 2 |
78-79 | Большой андронный коллайдер | 2 |
80-81 | Атомная энергетика | 2 |
82 | Практическая работа № 9 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
83-84 | Продовольственная проблема и пути её решения | 2 |
85-87 | Биотехнология | 3 |
88 | Нанотехнологии | 1 |
89-90 | Горизонты применения нанотехнологий | 2 |
91-92 | Физика и быт | 2 |
93-94 | Химия и быт | 2 |
95 | Синергетика | 1 |
96-97 | Естествознание и искусство. Лабораторный опыт 13. Измерение параметров кисти руки | 2 |
98 | Практическая работа № 10 «Изучение золотого сечения на различных объектах» | 1 |
99 | Повторение и обобщение по теме «Современное естествознание на службе человека» | 1 |
100 | Итоговый диагностический контроль | 1 |
101-102 | Обобщение и повторение по курсу «Естествознание» | 2 |
12