Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8
г Бор Нижегородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Введение в естественно – научные предметы »
5 – 6 класс
г. Бор
2019 г.
Содержание
Пояснительная записка……………………..…… 3
Планируемые результаты освоения курса…….… 6
Содержание курса ………………………………… 8
Тематическое планирование …...…………………15
Пояснительная записка
«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— пропедевтика основ физики и химии;
— получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
— формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике и химии).
Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5—6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в пособии уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и изме-рительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.
Содержание курса имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний,
создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах
других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Основное содержание курса включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика и химия, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические
химические явления», «Человек и природа».
Из всего комплекса современных методов познания природы
курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании — и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «моле-кула», «химический элемент».
Получаемые учащимися сведения о веществах и их превра-щениях могут служить первоначальной основой для постепен-ного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Введение
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;
— воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
— формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
— освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
— формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).
Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:
— освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
— формирование элементарных исследовательских умений;
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен систено-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Содержание курса
Введение
Природа живая и неживая. Явления природы. Чело-век — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Те-ла и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Тела и вещества
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, за-пах). Органические и неорганические вещества.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.
Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы.
Весы.
Температура. Термометры.
Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.
Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекис-лый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде.
Фотосинтез.
Водород. Воздух — смесь газов.
Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.
Плотность вещества.
Взаимодействие тел
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр.
Ньютон — единица измерения силы.
Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и примене-ния. Масса как мера инертности.
Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимо-действие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяже-сти от массы.
Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости,
направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и
качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и тех-нике. Способы усиления и ослабления трения.
Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их дей-ствие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их при-менение.
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.
Физические и химические явления
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолиней-ное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.
Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.
Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Теплопередача.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.
Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.
Напряжение. Вольтметр. Вольт — единица измерения на-пряжения.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток.
Электродвигатели. Химическое действие тока.
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней.
Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помо-щью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Химические реакции, их признаки и условия их протекания.
Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения.
Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.
Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение.
Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.
Наиболее известные органические вещества — углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.
Человек и природа
ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.
Луна — спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами:
астролябия, телескоп.
Исследования космического пространства. К. Э. Циолков-ский, С. П. Королев — основатели советской космонавтики.
А. Гагарин — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.
ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и тем-пературы Земли с глубиной. Изучение земных недр.
Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность
воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.
ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтети-ческие материалы.
Механизмы — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный бло-ки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль — единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Сол-нечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигате-ли, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твер-дые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.
Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
Каучуки и резина, их свойства и применение.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.
Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества.
Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).
Управление производством: роль автоматики, электроники.
Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы.
Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.
Тематическое планирование
5 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| |
Введение (6 ч)
Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек — часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика и химия — науки о природе.
Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые.
Химические явления превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория.
Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности.
Роль измерений в научных исследованиях и в прак-тике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм на хождения цены деления и предела измерений.
Работа с информацией (с иллюстрациями учебника и дополнительным иллюстративным материалом, таблицами).
Определение физических явлений по репродукциям, химических явлений на основе демонстраций. Работа с текстом (выделение из предложенного учителем текста названий веществ, физических тел, физических явлений).
Нахождение цены деления и предела измерений приборов.
Изображение шкалы приборов с указанием цены деления и предела измерений.
Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.
Работа в группах
Лабораторные опыты:
«Наблюдение свободного падения тела», «Наблюде-
ние расширения воздуха при нагревании».
Лабораторные работы:
«Определение размеров физического тела», «Изме-
рение объема жидкости», «Измерение объема твер-
дого тела»
Тела и вещества (23 ч)
Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми тела-ми, сохранение объема и несохранение формы жид-костями, несохранение формы и объема газами. Признаки физических явлений.
Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.
Температура как важная характеристика тел и ве-ществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры, правила работы с ними. Особенности конструкций медицинских термометров.
Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц.
Сравнение характеристик физических тел, строения атомов водорода, гелия, лития. Наблюдение: различных состояний вещества; за измерением массы тела на различных весах; явлений диффузии в природе, технике, быту; взаимодействия частиц различных веществ; опыта по получению водорода; за приготовлением истинного раствора и взвеси.
Измерение массы тела на учебных весах, температуры воды и воздуха термометром. Определение цены деления термометра.
Анализ моделей молекул и атомов.
Изучение строения атома; образцов химических веществ; образцов наиболее часто встречающихся простых и сложных веществ; кислорода и его сое-динений; водорода и его соединений. Изображение строения атома.
Работа с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Продолжение табл.
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
| | |
Строение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тел. Доказательства существования притяжения и отталкивания между частицами. Строение твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строении вещества.
Резерфорд — создатель планетарной модели строения атома. Строение атома. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Образование ионов.
Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Номера химических элементов. Химические элементы в природе.
Простые и сложные вещества. Формулы химических веществ.
Место кислорода в Периодической системе хими-ческих элементов Д. И. Менделеева, его знак, номер. Кислород. Соединения кислорода. Простое ве-щество кислород, его свойства и значение для жизни на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде. Место водорода в периодической таблице, его знак, номер. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение, свойства, распространение в природе, применение, значение. Соединения во-дорода.
Запись формул химических элементов. Растворение различных веществ в воде и фильтрование растворов.
Решение задач на вычисление плотности по известным массе и объему ρ = mV .
Преобразование формулы ρ = mV в m = V и
V = mρ .
Решение качественных задач.
Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-
ных, тестовых заданий.
Работа в группах
Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее
распространение в природе, значение. Использова-
ние воды в народном хозяйстве. Вода как раствори-
тель. Фильтрование. Охрана водных ресурсов.
Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и
растворяемое вещество. Истинные растворы и взве-
си. Массовая доля вещества в растворе.
Плотность как характеристика вещества.
Лабораторные работы:
«Сравнение характеристик тел», «Наблюдение раз-
личных состояний вещества», «Измерение массы
тела на рычажных весах», «Измерение температу-
ры воды и воздуха», «Наблюдение делимости веще-
ства», «Наблюдение явлений диффузии», «Наблю-
дение взаимодействия частиц различных веществ»,
«Наблюдение горения», «Разделение растворимых
нерастворимых веществ фильтрованием», «Измерение плотности вещества».
Взаимодействие тел (20 ч)
Сила как характеристика взаимодействия. Силы | Изучение: зависимости результата действия силы |
различной природы: сила тяжести, сила упругости, | от ее значения, направления и точки приложения; |
электрическая и магнитная силы, сила трения, си- | устройства динамометра; причин возникновения |
ла давления. Зависимость результата дей- | силы трения. |
Продолжение табл.
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
| | |
ствия силы от ее значения, направления, точки
приложения.
Реактивное движение.
Всемирное тяготение, его проявления. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие зако-на всемирного тяготения И. Ньютоном. Единица измерения силы.
Различные виды деформации. Проявление деформации в природе, быту, учет и использование в тех-нике.
Сила упругости при деформации тел. Возникнове-ние силы упругости с точки зрения молекулярно-го строения вещества. Проявление силы упругости
природе, в быту, учет и использование ее в тех-нике.
Условия равновесия тел. Динамометр. Сила трения, ее проявление в природе, в быту, условия при-чины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в тех-нике.
Объяснение электрического взаимодействия на ос-нове электронной теории. Электризация тел трени-ем. Передача электрического заряда соприкоснове-нием. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.
Наблюдение: опытов с использованием тележки, пластилинового шарика, пружины с грузом; взаи модействия тел; за падением различных тел; различных видов деформации; возникновения силы упругости при деформации; за показаниями дина-мометра при изменении количества грузов на бруске трибометра; взаимодействия наэлектризованных тел; магнитного взаимодействия; за измерением давления на разных глубинах, по разным направлениям; за установлением уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
Приведение примеров: различных видов деформации в природе, в быту, в технике; способов увеличения и уменьшения давления; сообщающихся сосудов; передачи давления жидкостями и газами в технике.
Вычисление силы тяжести по формуле Fт = 9,8 Н/кг • m.
Исследование зависимости силы упругости от де-формации.
Определение условий равновесия тел. Графическое изображение сил Измерение сил.
Сравнение трения скольжения и трения качения.
Объяснение принципа действия электроскопа.
Постоянные магниты. Свойства постоянных магни-тов. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов. Сила давления и давление.
Единица давления. Способы увеличения и умень-шения давления.
Закон Паскаля. Передача давления жидкостями и газами в технике.
Наличие давления внутри жидкости, его зависи-мость от глубины. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
Выталкивающая сила. Причина возникновения выталкивающей силы.
Лабораторные работы:
«Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы трения», «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «Определение давления тела на опору», «Измерение выталкивающей силы», «От чего зависит выталкива-ющая (архимедова) сила?», «Выяснение условия плавания тел».
Объяснение закона сообщающихся сосудов.
Выдвижение гипотез об условиях плавания тел.
Составление таблиц.
Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-
ных заданий.
Формулирование выводов.
Решение качественных, количественных задач.
Выступление с докладами и сообщениями.
Обсуждение сообщений и докладов.
Оценка деятельности одноклассников.
Работа в группах
Окончание табл.
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
| | |
Физические и химические явления (13 ч)
Механические явления (6 ч)
Механическое движение. Траектория. Различные виды движения. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.
Скорость равномерного движения. Единицы изме-
рения скорости. Ускоренное и замедленное движе-
ние. Решение задач.
Относительность движения.
Звук как источник информации человека об окру-жающем мире. Источники звука.
Колебания — необходимое условие возникновения звука.
Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике.
Лабораторные работы:
«Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении» (описание дано в методическом пособии)
Наблюдение: за движением игрушечной машины; источников звука; опытов, подтверждающих различие скорости звука в разных средах.
Анализ движения, движения игрушечной машины
Приведение примеров различных видов движения
Вычисление скорости движения ученика по классу, скорости движения самодвижущейся тележки. Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Работа в группах
Тепловые явления (7 ч)
Тепловое расширение тел.
Процесс испарения и конденсации с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.
Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.
Охлаждение жидкостей при испарении. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике (без указания видов теплопередачи).
Лабораторные работы:
«Наблюдение изменения длины тела при нагре-вании и охлаждении», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».
Наблюдение: теплового расширения различных тел; таяния льда; процессов испарения и конденсации; разных видов теплопередачи.
Выдвижение гипотез объяснения явлений испарения и конденсации с точки зрения строения вещества.
Определение факторов, от которых зависит скорость испарения жидкости.
Решение качественных, количественных и графических задач.
Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.
Выступление с докладами, сообщениями и презен-тациями.
Обсуждение выступлений учащихся. Оценка деятельности одноклассников. Работа в группах
Резервное время (5 ч)
6 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| |
Физические и химические явления (32 ч)
Электромагнитные явления (8 ч)
Электрический ток как направленное движение за-ряженных частиц. Напряжение как условие воз-никновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.
Сила тока, единица измерения силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения. Амперметр и вольтметр.
Проводники и диэлектрики: определение, приме-ры и применение. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.
Последовательное и параллельное соединения про-водников, их отличия, использование в различных цепях.
Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах.
Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Взаимодействие магнита
электрического тока. Применение этого взаимо-действия в устройстве измерительных приборов, электродвигателя.
Химическое действие тока и его применение.
Наблюдение: опытов, подтверждающих условия возникновения электрического тока; теплового, магнитного и химического действия тока.
Вычисление цены деления шкалы амперметра и вольтметра.
Включение в электрическую цепь вольтметра и ам-перметра для измерения силы тока и напряжения. Распознавание последовательного и параллельного соединения проводников.
Сборка простейших электрических цепей; цепей
последовательным соединением проводников; цепей с параллельным соединением проводников; простейшего электромагнита.
Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-ных заданий.
Решение задач
Лабораторные работы: | |
«Последовательное соединение», «Параллельное | |
соединение», «Наблюдение теплового действия то- | |
ка», «Наблюдение магнитного действия тока», | |
«Наблюдение химического действия тока». | |
| |
| |
| |
Световые явления (11 ч) | Наблюдение: различных источников света; пре- |
Световые явления. Свет как источник информации | ломления света; изображений в линзе; разложения |
человека об окружающем мире. | белого света с помощью призмы. |
Источники света: горячие и холодные. | Объяснение причин солнечных и лунных затмений |
Образование тени. Прохождение света сквозь от- | с помощью прибора солнечного и лунного затме- |
верстие. | ния, цвета тел. |
Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала пло- | Изучение закона отражения с помощью зеркал. |
ские, выпуклые и вогнутые. Свойство зеркал изме- | Получение изображений в плоском зеркале, в лин- |
нять направление светового пучка. Использование | зе. |
зеркал. | Работа с оптическими приборами, таблицами. |
Характер изображения в плоском зеркале. | Обсуждение возможности коррекции зрения с по- |
Преломление света. | мощью очков. |
Различные типы линз: собирающие и рассеиваю- | Решение задач: качественных, на построение хода |
щие. Фокус линзы. Увеличение линзы. | луча. |
Назначение и использование оптических приборов. | Выполнение лабораторных работ, эксперименталь- |
Строение глаза. Изображение, получаемое на сет- | ных заданий. |
чатке. Близорукость и дальнозоркость; использо- | Работа в группах |
вание очков для коррекции зрения. | |
Лабораторные работы: | |
«Свет и тень», «Отражение света зеркалом», «По- | |
лучение изображения в плоском зеркале» (описа- | |
| |
Продолжение табл.
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся |
ние дано в методическом пособии), «Наблюдение за
преломлением света», «Наблюдение изображений
линзе», «Наблюдение изображений в линзе», задания 2 и 3.
Химические явления (13 ч) | Наблюдение различных физических и химических |
Химические реакции как процессы образования | явлений. |
одних веществ из других. Признаки химических | Объяснение протекания химических реакций. |
явлений и условия их протекания. | Наблюдение опытов: с весами; по разложению хи- |
Объяснение протекания химических реакций с мо- | мических элементов; с кислотами; с щелочами. |
лекулярной точки зрения. Распад веществ и моле- | Приведение примеров: распространения в природе |
кул на атомы или ионы, образование из них новых | оксидов; использования в народном хозяйстве и в |
веществ. Сохранение массы веществ в химических | быту оксидов, кислот, оснований. |
реакциях. | Работа с образцами горных пород, нефти и нефте- |
Реакции соединения и разложения. | продуктов, продуктовых упаковок. |
Оксиды. Примеры наиболее распространенных ок- | Работа с физической картой России (нахождение |
сидов, их распространение в природе и использова- | наиболее важных месторождений нефти и газа). |
ние. | Решение качественных задач. |
Кислоты. Примеры наиболее распространенных | Выполнение тестовых заданий. |
кислот. Использование кислот в народном хозяй- | Выполнение лабораторных работ, эксперименталь- |
стве и быту. Правила обращения с ними. Распозна- | ных заданий. |
вание кислот. | Работа в группах |
Общие сведения об основаниях. Щелочи. Извест- | |
ковая вода, гашеная известь. Применение основа- | |
ний в народном хозяйстве, быту. Правила обраще-
ния с основаниями. Распознавание оснований. Ре-
акция нейтрализации.
Соли. Примеры солей, распространение их в при-
роде. Свойства и применение ряда солей.
Белки, жиры и углеводы как важнейшие питатель-
ные вещества для организма человека.
Происхождение природного газа, нефти, угля.
Наиболее важные месторождения нефти и газа
в России.
Лабораторные работы:
«Наблюдение физических и химических явлений»,
«Действие кислот и оснований на индикаторы»,
«Выяснение растворимости солей в воде» (описа-
ние дано в методическом пособии),
«Распознавание крахмала».
| Человек и природа (31 ч) | |
| | | |
| Земля — планета Солнечной системы (6 ч) | Работа с информацией (со слайдами, таблицами, | |
| Задачи астрономии. Звездное небо, созвездия. | картой звездного неба (нахождение созвездий и | |
| Древние астрономические инструменты и совре- | наиболее ярких звезд), с глобусом и картой Луны), | |
| менные методы астрономических исследований. | моделью Луны на магнитной доске. | |
| Карта звездного неба. Азимут и высота светил, их | Объяснение роли Солнца для жизни на Земле. | |
| определение с помощью астролябии. | Определение причин смены времен года, дня | |
| Солнце. Первые представления о его составе и тем- | и ночи. | |
| пературе. Изменения солнечной активности. | | |
| | |
| Продолжение табл. |
| |
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| |
Солнце и жизнь на Земле. | Зарисовка фаз Луны. |
Солнечная система. Строение Солнечной системы. | Решение качественных задач. |
Движение Земли. Причины смены дня и ночи, вре- | Выступление с сообщениями и презентациями. |
мен года. | Обсуждение выступлений учащихся. |
Луна — естественный спутник Земли. Движения | Оценка деятельности одноклассников |
Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Физиче- | |
ские условия на Луне. Фазы Луны. | |
Основные этапы космических исследований. | |
| |
| |
| |
Земля — место обитания человека (6 ч) | Работа c информацией (с текстом и иллюстрация- |
Строение Земли. | ми учебников, со слайдами, фотоматериалами). |
Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни | Изучение принципа действия барометра. |
на Земле. Судоходство. | Наблюдение опытов, запотевания холодных метал- |
Процессы, происходящие в земных недрах и в ги- | лических поверхностей. |
дросфере, их влияние на жизнь людей, необходи- | Зарисовка схемы строения Земли. |
мость их изучения. | Измерение относительной влажности воздуха с по- |
Состав и строение атмосферы. Атмосферное давле- | мощью психрометра. |
ние. Опыт Торричелли. | Выдвижение гипотез о причинах возникновения |
Барометры, их принцип действия. Единицы изме- | атмосферных явлений. |
рения атмосферного давления. | Обсуждение качественных вопросов. |
Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасы- | Решение качественных и количественных задач. |
щенный и насыщенный пар. Относительная влаж- | Выступление с сообщениями и презентациями. |
ность воздуха. Важность измерения влажности | |
| |
воздуха. Гигрометр, психрометр. | Обсуждение выступлений учащихся. |
Туман, облака, дождь, роса — объяснение причин | Оценка деятельности одноклассников |
их возникновения. Гроза, молниеотвод. | |
Этапы становления и развития авиации. Выдаю- | |
щиеся летчики и конструкторы самолетов. | |
| |
| |
| |
Человек дополняет природу (17 ч) | Знакомство с простыми механизмами. |
Знакомство с простыми механизмами. Назначение | Наблюдение действия простых механизмов, дей- |
простых механизмов. | ствия автоматических устройств. |
Определение механической работы. Единицы | Использование моделей для объяснения принципа |
работы. | устройства электростанций (модели водяной и па- |
Энергия. | ровой турбин), для изучения принципа работы дви- |
Виды механической энергии: кинетическая, потен- | гателя, телеграфного аппарата. |
циальная. | Приведение примеров механической работы, |
Источники энергии, виды источников энергии. | использования двигателя внутреннего сгорания, |
Восполняемые источники энергии. Пищеварение | искусственных материалов. |
как процесс восполнения энергии человеком. Зна- | Распознавание вида энергии, источников энергии |
чение солнечной энергии для жизни на Земле. | в природе и народном хозяйстве. |
Тепловые двигатели. Из истории тепловых двига- | Работа с коллекциями образцов искусственных ма- |
телей. Паровые машины Дж. Уатта, И. И. Ползуно- | териалов, полимеров, кристаллов. |
ва. Применение современных тепловых двигате- | Работа с информацией (с учебником, литературой |
лей. | по истории тепловых двигателей, с Интернетом). |
Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его дей- | Обсуждение возможностей использования автома- |
ствия. Использование двигателя внутреннего сго- | тических устройств в производстве, быту. |
рания. | Решение качественных и количественных задач. |
Роль электроэнергии. | |
| |
| Окончание табл. |
| |
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности учащихся |
| |
Виды электростанций. | Выполнение лабораторных работ. |
Автоматические устройства. Примеры использова- | Работа в группах. |
ния автоматических устройств в технике, на про- | Выступление с сообщениями и презентациями. |
изводстве и в быту. | Обсуждение выступлений учащихся. |
Средства связи. Сведения из истории их развития. | Оценка деятельности одноклассников |
Телеграф. Телефон. Назначение микрофона и гром- | |
коговорителя. Радио и телевидение. | |
Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в созда- | |
нии основ естествознания. Основные направления | |
современных научных исследований в области фи- | |
зики и химии. | |
Необходимость создания искусственных материа- | |
лов. Примеры искусственных материалов и их ис- | |
пользование. | |
Способы выращивания искусственных кристаллов. | |
Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полисти- | |
рол и другие пластмассы. | |
Натуральные и химические волокна. Их использо- | |
вание в быту. | |
Лабораторные работы: | |
«Изучение действия рычага», «Изучение действия | |
простых механизмов», «Вычисление механической | |
работы», «Сборка и испытание телеграфного аппа- | |
рата», «Изменение формы полиэтилена при нагре- | |
вании», «Распознавание природных и химических | |
волокон». | |
| |
| |
| |
| |
Взаимосвязь человека и природы (2 ч) | Работа с информацией (со слайдами, фотоматериа- |
Основные факторы вредного влияния деятельности | лами и другим иллюстративным материалом). |
человека на окружающую среду. | Обсуждение влияния человека на окружающую |
Необходимость борьбы с загрязнением окружаю- | среду и методов по борьбе с загрязнением окружа- |
щей среды. | ющей среды. |
Необходимость экономии природных ресурсов и | Решение качественных и количественных задач. |
использования новых технологий. Современная | Выступление с сообщениями и презентациями. |
наука и производство. Развитие науки как способ | Обсуждение выступлений учащихся. |
познания окружающего мира. | Оценка деятельности одноклассников |
Роль автоматики и электроники в управлении про- | |
изводством. Компьютеризация производства. Ро- | |
боты. Цехи‑автоматы. | |
Современные средства связи и передача информа- | |
ции. | |
Телевидение. | |
| |
| |
Резервное время (3 ч)
2