СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по естествознанию для 5-6 класса по учебнику Гуревич, Исаев, Понтак. Содержание:1. Пояснительная записка.2.Планируемые результаты освоения курса,3. Содержание курса,4.Тематическое планирование

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

г Бор Нижегородской области






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Введение в естественно – научные предметы »

5 – 6 класс







г. Бор

2019 г.



Содержание





Пояснительная записка……………………..…… 3

Планируемые результаты освоения курса…….… 6

Содержание курса ………………………………… 8

Тематическое планирование …...…………………15


Пояснительная записка



«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.


Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— пропедевтика основ физики и химии;


— получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента  (исследования);


— формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла  (в частности, к физике и химии).


Введение физики и химии на ранней стадии обучения в 5—6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в пособии уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и изме-рительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.


Содержание курса имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.


Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний,


создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные  (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах


  • других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.


Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.


Основное содержание курса включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика и химия, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические


  • химические явления», «Человек и природа».


Из всего комплекса современных методов познания природы


  • курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании — и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.


Выполняя пропедевтическую роль, курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.


    • курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «моле-кула», «химический элемент».


Получаемые учащимися сведения о веществах и их превра-щениях могут служить первоначальной основой для постепен-ного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.


Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.


Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности

Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса «Введение

  • естественно-научные предметы. Естествознание» являются:


— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


— формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;


— воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;


— формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.


Метапредметными результатами изучения курса являются:


— освоение приемов исследовательской деятельности  (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);


— формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме  (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях  (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);


— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации  (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).



Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:


— освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

— формирование элементарных исследовательских умений;


— применение полученных знаний и умений для решения практических задач.


Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен систено-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.



















Содержание курса



Введение


Природа живая и неживая. Явления природы. Чело-век — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.


Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Те-ла и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.


Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.


Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка  (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).


Тела и вещества


Характеристики тел и веществ  (форма, объем, цвет, за-пах). Органические и неорганические вещества.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы.

Весы.

Температура. Термометры.


Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.


Химические элементы  (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.


Простые и сложные вещества  (кислород, азот, вода, углекис-лый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде.

Фотосинтез.

Водород. Воздух — смесь газов.

Растворы и взвеси.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Плотность вещества.


Взаимодействие тел


Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр.

Ньютон — единица измерения силы.


Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и примене-ния. Масса как мера инертности.


Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимо-действие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяже-сти от массы.


Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости,


  • направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и


качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и тех-нике. Способы усиления и ослабления трения.


Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.


Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их дей-ствие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.


Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.


Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их при-менение.


Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.


Физические и химические явления


МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения  (прямолиней-ное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.


Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.


Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.


ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.


Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.


Испарение жидкостей.  (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

Теплопередача.




ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ


Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.


Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.


Напряжение. Вольтметр. Вольт — единица измерения на-пряжения.


Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока  (без рассмотрения их устройства).


Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.


Действия тока. Тепловое действие тока.


Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток.

Электродвигатели. Химическое действие тока.


СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.


Прямолинейное распространение света, образование теней.

Отражение света. Зеркала.


Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помо-щью формы светового пучка.


Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп  (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга.




ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


Химические реакции, их признаки и условия их протекания.


Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения.


Оксиды  (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.


Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение.


Соли  (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.


Наиболее известные органические вещества — углеводы  (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.


Человек и природа


ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ


Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.


Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.

Луна — спутник Земли. Фазы Луны.


Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.

Знакомство с простейшими астрономическими приборами:

астролябия, телескоп.

Исследования космического пространства. К. Э. Циолков-ский, С. П. Королев — основатели советской космонавтики.


  • А. Гагарин — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.


ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и тем-пературы Земли с глубиной. Изучение земных недр.


Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность


воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.


ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ


Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтети-ческие материалы.


Механизмы — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный бло-ки; их назначение.


Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль — единица измерения работы.


Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Сол-нечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигате-ли, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.


Создание материалов с заранее заданными свойствами: твер-дые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.


Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.

Каучуки и резина, их свойства и применение.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ


Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.


Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.


Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества.


Как люди познают окружающий мир  (наука вчера, сегодня, завтра).


Управление производством: роль автоматики, электроники.

Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы.


Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь  (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.





Тематическое планирование



5 класс  (70 ч, 2 ч в неделю)



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся



Введение  (6 ч)



Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек — часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика и химия — науки о природе.


Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые.


Химические явления превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория.


Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности.


Роль измерений в научных исследованиях и в прак-тике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм на хождения цены деления и предела измерений.


Работа с информацией  (с иллюстрациями учебника и дополнительным иллюстративным материалом, таблицами).


Определение физических явлений по репродукциям, химических явлений на основе демонстраций. Работа с текстом  (выделение из предложенного учителем текста названий веществ, физических тел, физических явлений).


Нахождение цены деления и предела измерений приборов.


Изображение шкалы приборов с указанием цены деления и предела измерений.

Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.

Работа в группах

Лабораторные опыты:

«Наблюдение свободного падения тела», «Наблюде-

ние расширения воздуха при нагревании».


Лабораторные работы:

«Определение размеров физического тела», «Изме-

рение объема жидкости», «Измерение объема твер-

дого тела»


Тела и вещества  (23 ч)

























Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.


Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми тела-ми, сохранение объема и несохранение формы жид-костями, несохранение формы и объема газами. Признаки физических явлений.


Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.


Температура как важная характеристика тел и ве-ществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры, правила работы с ними. Особенности конструкций медицинских термометров.


Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц.




Сравнение характеристик физических тел, строения атомов водорода, гелия, лития. Наблюдение: различных состояний вещества; за измерением массы тела на различных весах; явлений диффузии в природе, технике, быту; взаимодействия частиц различных веществ; опыта по получению водорода; за приготовлением истинного раствора и взвеси.


Измерение массы тела на учебных весах, температуры воды и воздуха термометром. Определение цены деления термометра.

Анализ моделей молекул и атомов.

Изучение строения атома; образцов химических веществ; образцов наиболее часто встречающихся простых и сложных веществ; кислорода и его сое-динений; водорода и его соединений. Изображение строения атома.


Работа с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.



Продолжение табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся







Строение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тел. Доказательства существования притяжения и отталкивания между частицами. Строение твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строении вещества.


  • Резерфорд — создатель планетарной модели строения атома. Строение атома. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Образование ионов.


Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Номера химических элементов. Химические элементы в природе.

Простые и сложные вещества. Формулы химических веществ.

Место кислорода в Периодической системе хими-ческих элементов Д. И. Менделеева, его знак, номер. Кислород. Соединения кислорода. Простое ве-щество кислород, его свойства и значение для жизни на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде. Место водорода в периодической таблице, его знак, номер. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение, свойства, распространение в природе, применение, значение. Соединения во-дорода.


Запись формул химических элементов. Растворение различных веществ в воде и фильтрование растворов.


Решение задач на вычисление плотности по известным массе и объему ρ = mV .



Преобразование формулы ρ = mV в m = V и


V = mρ .



Решение качественных задач.

Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-

ных, тестовых заданий.

Работа в группах

Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее

распространение в природе, значение. Использова-

ние воды в народном хозяйстве. Вода как раствори-

тель. Фильтрование. Охрана водных ресурсов.

Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и

растворяемое вещество. Истинные растворы и взве-

си. Массовая доля вещества в растворе.

Плотность как характеристика вещества.


Лабораторные работы:

«Сравнение характеристик тел», «Наблюдение раз-

личных состояний вещества», «Измерение массы

тела на рычажных весах», «Измерение температу-

ры воды и воздуха», «Наблюдение делимости веще-

ства», «Наблюдение явлений диффузии», «Наблю-

дение взаимодействия частиц различных веществ»,

«Наблюдение горения», «Разделение растворимых


  • нерастворимых веществ фильтрованием», «Измерение плотности вещества».





Взаимодействие тел  (20 ч)



Сила как характеристика взаимодействия. Силы

Изучение: зависимости результата действия силы

различной природы: сила тяжести, сила упругости,

от ее значения, направления и точки приложения;

электрическая и магнитная силы, сила трения, си-

устройства динамометра; причин возникновения

ла давления. Зависимость результата дей-

силы трения.




Продолжение табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся







ствия силы от ее значения, направления, точки

приложения.

Реактивное движение.

Всемирное тяготение, его проявления. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела. Открытие зако-на всемирного тяготения И. Ньютоном. Единица измерения силы.


Различные виды деформации. Проявление деформации в природе, быту, учет и использование в тех-нике.


Сила упругости при деформации тел. Возникнове-ние силы упругости с точки зрения молекулярно-го строения вещества. Проявление силы упругости


  • природе, в быту, учет и использование ее в тех-нике.


Условия равновесия тел. Динамометр. Сила трения, ее проявление в природе, в быту, условия при-чины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учет и использование трения в тех-нике.


Объяснение электрического взаимодействия на ос-нове электронной теории. Электризация тел трени-ем. Передача электрического заряда соприкоснове-нием. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Принцип действия электроскопа.


Наблюдение: опытов с использованием тележки, пластилинового шарика, пружины с грузом; взаи модействия тел; за падением различных тел; различных видов деформации; возникновения силы упругости при деформации; за показаниями дина-мометра при изменении количества грузов на бруске трибометра; взаимодействия наэлектризованных тел; магнитного взаимодействия; за измерением давления на разных глубинах, по разным направлениям; за установлением уровня жидкости в сообщающихся сосудах.


Приведение примеров: различных видов деформации в природе, в быту, в технике; способов увеличения и уменьшения давления; сообщающихся сосудов; передачи давления жидкостями и газами в технике.


Вычисление силы тяжести по формуле Fт = 9,8 Н/кг m.

Исследование зависимости силы упругости от де-формации.


Определение условий равновесия тел. Графическое изображение сил Измерение сил.

Сравнение трения скольжения и трения качения.

Объяснение принципа действия электроскопа.


Постоянные магниты. Свойства постоянных магни-тов. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов. Сила давления и давление.


Единица давления. Способы увеличения и умень-шения давления.


Закон Паскаля. Передача давления жидкостями и газами в технике.


Наличие давления внутри жидкости, его зависи-мость от глубины. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Выталкивающая сила. Причина возникновения выталкивающей силы.


Лабораторные работы:


«Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы трения», «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «Определение давления тела на опору», «Измерение выталкивающей силы», «От чего зависит выталкива-ющая  (архимедова) сила?», «Выяснение условия плавания тел».




Объяснение закона сообщающихся сосудов.


Выдвижение гипотез об условиях плавания тел.

Составление таблиц.

Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-

ных заданий.

Формулирование выводов.

Решение качественных, количественных задач.

Выступление с докладами и сообщениями.

Обсуждение сообщений и докладов.

Оценка деятельности одноклассников.

Работа в группах



Окончание табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся






Физические и химические явления  (13 ч)




Механические явления  (6 ч)


Механическое движение. Траектория. Различные виды движения. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.

Скорость равномерного движения. Единицы изме-

рения скорости. Ускоренное и замедленное движе-

ние. Решение задач.

Относительность движения.


Звук как источник информации человека об окру-жающем мире. Источники звука.


Колебания — необходимое условие возникновения звука.


Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике.


Лабораторные работы:


«Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении»   (описание дано в методическом пособии)



Наблюдение: за движением игрушечной машины; источников звука; опытов, подтверждающих различие скорости звука в разных средах.

Анализ движения, движения игрушечной машины


  • разных системах отсчета. Определение видов движения.


Приведение примеров различных видов движения

  • природе и технике.


Вычисление скорости движения ученика по классу, скорости движения самодвижущейся тележки. Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.


Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Работа в группах

Тепловые явления  (7 ч)


Тепловое расширение тел.


Процесс испарения и конденсации с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.


Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности.


Охлаждение жидкостей при испарении. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике (без указания видов теплопередачи).


Лабораторные работы:


«Наблюдение изменения длины тела при нагре-вании и охлаждении», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки», «Наблюдение за плавлением снега», «От чего зависит скорость испарения жидкости?», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».



Наблюдение: теплового расширения различных тел; таяния льда; процессов испарения и конденсации; разных видов теплопередачи.


Выдвижение гипотез объяснения явлений испарения и конденсации с точки зрения строения вещества.


Определение факторов, от которых зависит скорость испарения жидкости.


Решение качественных, количественных и графических задач.


Выполнение лабораторных работ, экспериментальных заданий.


Выступление с докладами, сообщениями и презен-тациями.


Обсуждение выступлений учащихся. Оценка деятельности одноклассников. Работа в группах


Резервное время  (5 ч)




6 класс  (70 ч, 2 ч в неделю)



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся



Физические и химические явления  (32 ч)




Электромагнитные явления  (8 ч)


Электрический ток как направленное движение за-ряженных частиц. Напряжение как условие воз-никновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока.


Сила тока, единица измерения силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения. Амперметр и вольтметр.


Проводники и диэлектрики: определение, приме-ры и применение. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме.


Последовательное и параллельное соединения про-водников, их отличия, использование в различных цепях.


Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах.


Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Взаимодействие магнита


  • электрического тока. Применение этого взаимо-действия в устройстве измерительных приборов, электродвигателя.


Химическое действие тока и его применение.



Наблюдение: опытов, подтверждающих условия возникновения электрического тока; теплового, магнитного и химического действия тока.


Вычисление цены деления шкалы амперметра и вольтметра.


Включение в электрическую цепь вольтметра и ам-перметра для измерения силы тока и напряжения. Распознавание последовательного и параллельного соединения проводников.

Сборка простейших электрических цепей; цепей

  • последовательным соединением проводников; цепей с параллельным соединением проводников; простейшего электромагнита.


Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-ных заданий.


Решение задач

































Лабораторные работы:


«Последовательное соединение», «Параллельное


соединение», «Наблюдение теплового действия то-


ка», «Наблюдение магнитного действия тока»,


«Наблюдение химического действия тока».








Световые явления  (11 ч)

Наблюдение: различных источников света; пре-

Световые явления. Свет как источник информации

ломления света; изображений в линзе; разложения

человека об окружающем мире.

белого света с помощью призмы.

Источники света: горячие и холодные.

Объяснение причин солнечных и лунных затмений

Образование тени. Прохождение света сквозь от-

с помощью прибора солнечного и лунного затме-

верстие.

ния, цвета тел.

Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала пло-

Изучение закона отражения с помощью зеркал.

ские, выпуклые и вогнутые. Свойство зеркал изме-

Получение изображений в плоском зеркале, в лин-

нять направление светового пучка. Использование

зе.

зеркал.

Работа с оптическими приборами, таблицами.

Характер изображения в плоском зеркале.

Обсуждение возможности коррекции зрения с по-

Преломление света.

мощью очков.

Различные типы линз: собирающие и рассеиваю-

Решение задач: качественных, на построение хода

щие. Фокус линзы. Увеличение линзы.

луча.

Назначение и использование оптических приборов.

Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-

Строение глаза. Изображение, получаемое на сет-

ных заданий.

чатке. Близорукость и дальнозоркость; использо-

Работа в группах

вание очков для коррекции зрения.


Лабораторные работы:


«Свет и тень», «Отражение света зеркалом», «По-


лучение изображения в плоском зеркале»  (описа-






Продолжение табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся


ние дано в методическом пособии), «Наблюдение за

преломлением света», «Наблюдение изображений

  • линзе», «Наблюдение изображений в линзе», задания 2 и 3.





Химические явления  (13 ч)

Наблюдение различных физических и химических

Химические реакции как процессы образования

явлений.

одних веществ из других. Признаки химических

Объяснение протекания химических реакций.

явлений и условия их протекания.

Наблюдение опытов: с весами; по разложению хи-

Объяснение протекания химических реакций с мо-

мических элементов; с кислотами; с щелочами.

лекулярной точки зрения. Распад веществ и моле-

Приведение примеров: распространения в природе

кул на атомы или ионы, образование из них новых

оксидов; использования в народном хозяйстве и в

веществ. Сохранение массы веществ в химических

быту оксидов, кислот, оснований.

реакциях.

Работа с образцами горных пород, нефти и нефте-

Реакции соединения и разложения.

продуктов, продуктовых упаковок.

Оксиды. Примеры наиболее распространенных ок-

Работа с физической картой России  (нахождение

сидов, их распространение в природе и использова-

наиболее важных месторождений нефти и газа).

ние.

Решение качественных задач.

Кислоты. Примеры наиболее распространенных

Выполнение тестовых заданий.

кислот. Использование кислот в народном хозяй-

Выполнение лабораторных работ, эксперименталь-

стве и быту. Правила обращения с ними. Распозна-

ных заданий.

вание кислот.

Работа в группах

Общие сведения об основаниях. Щелочи. Извест-


ковая вода, гашеная известь. Применение основа-


ний в народном хозяйстве, быту. Правила обраще-

ния с основаниями. Распознавание оснований. Ре-

акция нейтрализации.

Соли. Примеры солей, распространение их в при-

роде. Свойства и применение ряда солей.

Белки, жиры и углеводы как важнейшие питатель-

ные вещества для организма человека.

Происхождение природного газа, нефти, угля.

Наиболее важные месторождения нефти и газа

в России.


Лабораторные работы:

«Наблюдение физических и химических явлений»,

«Действие кислот и оснований на индикаторы»,

«Выяснение растворимости солей в воде» (описа-

ние дано в методическом пособии),

«Распознавание крахмала».



















Человек и природа  (31 ч)







Земля — планета Солнечной системы  (6 ч)

Работа с информацией  (со слайдами, таблицами,



Задачи астрономии. Звездное небо, созвездия.

картой звездного неба  (нахождение созвездий и



Древние астрономические инструменты и совре-

наиболее ярких звезд), с глобусом и картой Луны),



менные методы астрономических исследований.

моделью Луны на магнитной доске.



Карта звездного неба. Азимут и высота светил, их

Объяснение роли Солнца для жизни на Земле.



определение с помощью астролябии.

Определение причин смены времен года, дня



Солнце. Первые представления о его составе и тем-

и ночи.



пературе. Изменения солнечной активности.










Продолжение табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся



Солнце и жизнь на Земле.

Зарисовка фаз Луны.

Солнечная система. Строение Солнечной системы.

Решение качественных задач.

Движение Земли. Причины смены дня и ночи, вре-

Выступление с сообщениями и презентациями.

мен года.

Обсуждение выступлений учащихся.

Луна — естественный спутник Земли. Движения

Оценка деятельности одноклассников

Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Физиче-


ские условия на Луне. Фазы Луны.


Основные этапы космических исследований.








Земля — место обитания человека  (6 ч)

Работа c информацией  (с текстом и иллюстрация-

Строение Земли.

ми учебников, со слайдами, фотоматериалами).

Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни

Изучение принципа действия барометра.

на Земле. Судоходство.

Наблюдение опытов, запотевания холодных метал-

Процессы, происходящие в земных недрах и в ги-

лических поверхностей.

дросфере, их влияние на жизнь людей, необходи-

Зарисовка схемы строения Земли.

мость их изучения.

Измерение относительной влажности воздуха с по-

Состав и строение атмосферы. Атмосферное давле-

мощью психрометра.

ние. Опыт Торричелли.

Выдвижение гипотез о причинах возникновения

Барометры, их принцип действия. Единицы изме-

атмосферных явлений.

рения атмосферного давления.

Обсуждение качественных вопросов.

Содержание водяного пара в атмосфере. Ненасы-

Решение качественных и количественных задач.

щенный и насыщенный пар. Относительная влаж-

Выступление с сообщениями и презентациями.

ность воздуха. Важность измерения влажности




































воздуха. Гигрометр, психрометр.

Обсуждение выступлений учащихся.

Туман, облака, дождь, роса — объяснение причин

Оценка деятельности одноклассников

их возникновения. Гроза, молниеотвод.


Этапы становления и развития авиации. Выдаю-


щиеся летчики и конструкторы самолетов.








Человек дополняет природу  (17 ч)

Знакомство с простыми механизмами.

Знакомство с простыми механизмами. Назначение

Наблюдение действия простых механизмов, дей-

простых механизмов.

ствия автоматических устройств.

Определение механической работы. Единицы

Использование моделей для объяснения принципа

работы.

устройства электростанций  (модели водяной и па-

Энергия.

ровой турбин), для изучения принципа работы дви-

Виды механической энергии: кинетическая, потен-

гателя, телеграфного аппарата.

циальная.

Приведение примеров механической работы,

Источники энергии, виды источников энергии.

использования двигателя внутреннего сгорания,

Восполняемые источники энергии. Пищеварение

искусственных материалов.

как процесс восполнения энергии человеком. Зна-

Распознавание вида энергии, источников энергии

чение солнечной энергии для жизни на Земле.

в природе и народном хозяйстве.

Тепловые двигатели. Из истории тепловых двига-

Работа с коллекциями образцов искусственных ма-

телей. Паровые машины Дж. Уатта, И. И. Ползуно-

териалов, полимеров, кристаллов.

ва. Применение современных тепловых двигате-

Работа с информацией  (с учебником, литературой

лей.

по истории тепловых двигателей, с Интернетом).

Двигатель внутреннего сгорания. Принцип его дей-

Обсуждение возможностей использования автома-

ствия. Использование двигателя внутреннего сго-

тических устройств в производстве, быту.

рания.

Решение качественных и количественных задач.

Роль электроэнергии.








Окончание табл.



Основное содержание

Основные виды учебной деятельности учащихся



Виды электростанций.

Выполнение лабораторных работ.

Автоматические устройства. Примеры использова-

Работа в группах.

ния автоматических устройств в технике, на про-

Выступление с сообщениями и презентациями.

изводстве и в быту.

Обсуждение выступлений учащихся.

Средства связи. Сведения из истории их развития.

Оценка деятельности одноклассников

Телеграф. Телефон. Назначение микрофона и гром-


коговорителя. Радио и телевидение.


Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в созда-


нии основ естествознания. Основные направления


современных научных исследований в области фи-


зики и химии.


Необходимость создания искусственных материа-


лов. Примеры искусственных материалов и их ис-


пользование.


Способы выращивания искусственных кристаллов.


Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полисти-


рол и другие пластмассы.


Натуральные и химические волокна. Их использо-


вание в быту.


Лабораторные работы:


«Изучение действия рычага», «Изучение действия


простых механизмов», «Вычисление механической


работы», «Сборка и испытание телеграфного аппа-


рата», «Изменение формы полиэтилена при нагре-


вании», «Распознавание природных и химических


волокон».










Взаимосвязь человека и природы  (2 ч)

Работа с информацией  (со слайдами, фотоматериа-

Основные факторы вредного влияния деятельности

лами и другим иллюстративным материалом).

человека на окружающую среду.

Обсуждение влияния человека на окружающую

Необходимость борьбы с загрязнением окружаю-

среду и методов по борьбе с загрязнением окружа-

щей среды.

ющей среды.

Необходимость экономии природных ресурсов и

Решение качественных и количественных задач.

использования новых технологий. Современная

Выступление с сообщениями и презентациями.

наука и производство. Развитие науки как способ

Обсуждение выступлений учащихся.

познания окружающего мира.

Оценка деятельности одноклассников

Роль автоматики и электроники в управлении про-


изводством. Компьютеризация производства. Ро-


боты. Цехи‑автоматы.


Современные средства связи и передача информа-


ции.


Телевидение.






Резервное время  (3 ч)


2