Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Этика»
9 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательном компоненте 9 класса имеется предмет «Этика». Рабочая программа по этике в 9 классе разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.
Цель предмета «Этика»: научить учащихся с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности.
Задачи предмета «Этика»:
-обучить учащихся адаптивной школы элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе;
- ориентировать их на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др
- развивать социальный опыт;
- развивать когнитивную и эмоциональную сферы учащихся.
Предмет «Этика» изучается в 9 классе 1 ч в неделю.
9 класс
I четверть - ч.
II четверть - ч.
III четверть - ч.
IV четверть - ч.
тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во ч. | Дата | Словарь | Наглядность |
Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч) |
1 | Долг, совесть, общественное мнение, их влияние на личность | 1 | | Долг | Словарь |
2 | Свобода, необходимость, ответственность, их роль (в поведении, принятии решений) | 1 | | Свобода, необходимость, ответственность | Словарь |
3 | Свобода выбора и мера ответственности за поступки | 1 | | Свобода, ответственность | Словарь |
4 | Что такое мораль и право. Взаимосвязь морали и права | 1 | | Мораль, право | Словарь |
5 | История происхождения правовых норм | 1 | | Правовая норма | Словарь, презентация |
6 | Деяние, направленное против другой личности (против здоровья, жизни, оскорбление чести и достоинства личности, лишение имущества) | 1 | | Деяние | Словарь |
7 | Наказание за проступки | 1 | | Проступок | Словарь |
8 | Основные разделы права (семейное, уголовное, административное, трудовое, вопросы, решаемые каждым из разделов) | 1 | | Семейное уголовное, административное, трудовое | Словарь, карточки |
9 | Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодекса) | 1 | | Правонарушение, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс | статьи Уголовного, Гражданского кодекса, словарь |
10 | Нравственное и безнравственное поведение человека (их оценка обществом, государством) | 1 | | Нравственное, безнравственное | Словарь |
Взаимоотношения в семье (24 ч) |
11 | Что такое любовь и счастье (многозначность понятий) | 1 | | Любовь, счастье | Словарь, схема |
12 | Представление о счастье у разных людей (работа, семья, достаток) | 1 | | | Карточки |
13 | Кого и за что можно любить? (восприятие лиц противоположного пола, требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение) | 1 | | Партнер | Словарь, презентация |
14 | Влюбленность и любовь. Романтическая любовь | 1 | | Влюбленность | Словарь, презентация |
15 | Нравственность и сексуальность | 1 | | Нравственность, сексуальность | Словарь, презентация |
16 | Почему ссорятся влюбленные? Как прощать обиды? | 1 | | Обида, прощение | Словарь, презентация |
17 | Этика взаимоотношений юноши и девушки (любовь, общность интересов, взглядов, целей) | 1 | | Этика взаимоотношений | Словарь, презентация |
18 | Брак и его мотивы (пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми) | 1 | | Брак | Словарь, схема |
19 | Молодая семья и ее первые шаги в жизни (помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение) | 1 | | Терпимость | Словарь |
20 | Социальные роли молодоженов: муж, жена | 1 | | Социальная роль | Словарь |
21 | Взаимопомощь в молодой семье | 1 | | Взаимопомощь | Словарь, схема |
22 | Что такое материнство, отцовство. Родительский долг (ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка) | 1 | | Материнство отцовство, родительский долг | Словарь, иллюстрации |
23 | Воспитание малыша в молодой семье (формирование общих взглядов на процесс воспитания детей) | 1 | | Процесс воспитания | Словарь |
24 | Взаимоотношения с родителями, родственниками (материальная и духовная связь с родителями) | 1 | | Взаимоотношения | Словарь |
25 | Экономика и быт молодой семьи (источники дохода семьи, распределение бюджета, постоянные ежемесячные расходы, потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм) | 1 | | Экономика, быт, вещизм | Словарь, схема |
26 | Организация и ведение домашнего хозяйства (домашняя экономика, планирование семейного бюджета, резервы экономии в семье) | 1 | | Бюджет, домашняя экономика | Словарь, схема |
27 | Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции | 1 | | Привычка, традиция | Словарь, иллюстрации |
28 | Нравственный портрет семьи (нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей) | 1 | | Нравственный портрет | Словарь |
29 | Мода: происхождение, история, роль (знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию, роль моды в настоящее время, правильное отношение к моде (свой стиль, соответствие материальным возможностям) | 1 | | Мода, стиль | Словарь, презентация |
30 | Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа (неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи) | 1 | | Конфликт | Словарь |
31 | Предотвращение конфликтов, способы их разрешения (способность членов семьи согласовывать свои действия, добиваться благополучного психологического самочувствия во взаимоотношениях) | 1 | | Конфликт | Словарь |
32 | Причины распада семьи. Развод (ссоры, конфликты, семейные скандалы, нравственное поведение в ситуации развода) | 1 | | Конфликт, скандал, ссора, развод | Словарь |
33-34 | Знакомство с положениями Гражданского кодекса (судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества) | 2 | | Гражданский кодекс, имущество | Словарь, положения Гражданского кодекса, карточки |
Содержание программы
Условия, влияющие на деятельность человека
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя). Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Семья Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Нравственность и сексуальность. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи). Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства). Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
- меры ответственности человека за свои поступки.
-правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;
- историю происхождения некоторых этических норм;
- основные разделы права: семейное, уголовное, административное, трудовое;
- значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка
-о проблемах создания и сохранении семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;
-приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье
- правила приличия, нормы поведения в различных ситуациях
- этические правила в поведении юноши и девушки
- правовые основы семейно – брачных отношений
- обязанности и права в молодой семье
-права и обязанности родителей
- отношения с родителями — самые важные отношения для каждого человека.
- семья – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье
- нравственные правила общения, принятые в семье
- терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать деяния, направленные против другой личности;
-анализировать свои чувства и желания относительно понятий люблю, нравится;
-примерно планировать ведение семейного хозяйства
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями
- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин
-наиболее распространенные причины распада семьи
Учебно-методические средства обучения.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Б. Матвеева -М.: Просвещение, 2010 год.
Л.Миллер «Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона», Москва. Центрополиграф, 2009 год.
Интернет ресурсы:
http://festival.september.ru
http://Nsportal.ru
http://Pedsovet.ru
Материально-техническое обеспечение
Экранно-звуковые пособия
2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Моноблок intel Pentium