СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по финансовой грамотности реализуется в рамках внеурочной деятельности в 3-4 классах два раза в месяц. Календарно - тематическое планирование составлено в объеме 17 часов в каждом классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании ШМО учителей

МКОУ «Васильевская СОШ»

Протокол № 1

от 29. 08. 2023 года

Руководитель ШМО

_______ /Ширлина Е. П. /


Принята на

заседании педсовета

Протокол №1

от 31.08.2023 года

Согласована

Зам. директора по

УВР__________

/Яковлева Г. И./


Утверждена

Приказ № 81 А

от 31.08.2023 года

Директор школы

________/Росихина Л. Н./








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 3 - 4 классов



направление социальное

курс «Финансовая грамотность»







Учитель:

Яковлева Г. И.

д. Васильевка, 2023г.



Содержание





  1. Пояснительная записка………………………………..3



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………4



  1. Содержание курса внеурочной деятельности……………………..7



  1. Календарно – тематическое планирование………………………..11

























Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к процессу организации внеурочной деятельности в соответствии с разделом 173 ФОП НОО «Внеурочная деятельность» (п. 173.7.7. «Учение с увлечением», п. 173.8. «Преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности»).

Основной целью освоения курса «Финансовая грамотность» является формирование у обучающихся экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Достижение указанной цели определяется решением следующих задач:

- формирование умения работать с нетрадиционным заданием, в частности, с заданием, отличным от привычного текстового, для которого известен способ решения;

- развитие умения работать с информацией, представленной в различных формах: текст, таблицы, схемы, рисунок, чертеж;

- формирование умения отбирать нужную информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать дополнительную информацию, использовать личный опыт;

- формирование умения моделировать ситуацию;

- формирование умения размышлять: использовать перебор возможных вариантов решения, а также метод проб и ошибок;

- совершенствование умения представлять в словесной форме обоснование своего решения.

Программа предназначена для реализации в 3-4 классах в объеме 17 часов в каждом классе.















Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы «Финансовая грамотность» у обучающегося будут сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные уни­версальные учебные действия, навыки работы с информа­цией, а также предметные результаты

Личностные результаты освоения программы «Финан­совая грамотность» отражают освоение обучающимися соци­ально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, при­обретение опыта применения сформированных представле­ний и отношений на практике:

- внутренняя позиция школьника на уровне положитель­ного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельно­сти, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле
    поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия:

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- производить логические действия сравнения преиму­ществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том
    числе модели, схемы для решения финансовых задач;

  • владеть элементарными способами решения проблем
    творческого и поискового характера;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов
    решения финансовых задач в зависимости от конкретных
    условий;

  • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия
    и новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;­
    ба решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после
    его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в умственной форме;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
    задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце дейст­вия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собст­венной точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации
    различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для ре­шения различных коммуникативных задач, строить моноло­гическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;



- продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников.

Навыки работы с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную инфор­мацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей,
    законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графи­ческую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Предметные результаты:

- понимать и правильно использовать экономические термины;

  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;

  • характеризовать виды и функции денег;

- знать источники доходов и направлений расходов семьи;

- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

  • различать планируемые и непредвиденные расходы;

  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять
    простой семейный бюджет;

  • объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

  • понимать элементарные проблемы в области семей­ных финансов и находить пути их решения;

  • проводить элементарные финансовые расчёты;

- объяснять причины и приводить примеры обмена
товарами;

- объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта;

- производить безналичный платеж с помощью платежного терминала;

- называть основные источники доходов;

- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, делать выводы.



Содержание курса внеурочной деятельности

3 класс

Деньги. Металлические и бумажные деньги. Банкноты, купюры, монеты. Пластиковые деньги. Обмен. Правила обмена. Товар. Услуги. Платные и бесплатные услуги. Ус­луга «Взять в аренду или напрокат». Правила пользования предметами, взятыми напрокат или в аренду. Номинал моне­ты. Стороны монеты «орёл» и «решка». Памятные и юбилейные монеты. Наличные деньги. Безналичные деньги. ПИН- код банковской карты. Банкомат. Банк. Финансы. Заработная пла­та. От чего зависит размер заработной платы. Доход. Источ­ники дохода в семье. Пенсия. Премия. Дополнительный до­ход. Необходимые и обязательные расходы. Коммунальные платежи. Экономия электроэнергии, воды. Профессия элек­трик. Правила обращения с электрическими приборами. Вид финансового наказания - пеня. Жилищные услуги. Необхо­димые покупки. Покупка продуктов питания. Потребности и возможности. Непредвиденные расходы. Занять в долг. Кар­манные деньги. Копилка. Реклама-упаковка. Благотворитель­ная акция. Благотворительная ярмарка. Благотворительный фонд.

Семейный доход. Дополнительные источники дохода: премия, лотерея, продажа сельскохозяйственной продукции, подарки. Расходы. Товары кратковременного или длительно­го пользования. Сбережения. Дефицит. Профицит. Копилка. Как можно накопить деньги. Карманные деньги. Банковские карты. ПИН-код банковской карты. СVС - код проверки под­линности карты. Вклад в банке. Терминал электронной оче­реди. Кредит. Заёмщик. Потребительский кредит. Целевой кредит. Нецелевой кредит. Купить товар в рассрочку. Цена товара. Как образуется цена на товар. Товары разного сорта. Брак. Акция. Продуктовый рынок. Покупка и продажа товаров оптом и в розницу. Аукцион. Реклама. Реклама-вывеска. Реклама-листовка. Бартер. Благотворительная лотерея. Клад. Монеты. Повреждённые и бракованные монеты. Валюта.

4 класс

Обмен равноценный. Обмен взаимовыгодный. Бартер. Цена, количество, стоимость. Средняя цена товара. Скидки. Акции. Распродажа. Сезонная распродажа. Сумма скидки. Цена товара до скидки. Цена товара со скидкой. Выгода. Абонемент. Карта постоянного клиента. Бонусы. Программа лояльности. Опт. Розница. Наценка. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Виды расходов. Виды доходов. Дефицит бюджета. Профицит бюджета. Коммунальные услуги. Коммунальные платежи. Приборы учёта. Потребление электроэнергии. Потребление воды. Потребление газа. Счётчики. Показания счетчиков. Тарифы. Экономия. Бережное отношение к ресур­сам. Пеня. Просрочка. Банковский вклад. Процентный доход. Условия вклада. Банковский депозит. Инвестиционные, па­мятные, юбилейные монеты. Аверс и реверс монеты. Номи­нал монеты. Банковская ячейка. Депозит. Рассрочка. Кредит. Детский банкинг. Лимит карты. Баланс. Интернет-магазин. Маркетплейс. Интернет-покупки. Промокод.

Скидки. Цена товара со скидкой. Цена товара без скид­ки. Автоплатёж. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Необ­ходимые траты. Желаемые траты. Коммунальные услуги. Коммунальные платежи. Приборы учёта. Тариф. Оплата мо­бильной связи. Оплата пользования Интернетом. Тариф. Та­рифный план. Услуги оператора связи. Трафик. Абонентская плата. Оптовая и розничная цена. Прибыль. Выгодная покуп­ка. Покупка подарков на день рождения. Решение задач на проценты. Налог на выигрыш в лотерее, в розыгрыше. Нало­говые уведомления. Налоги. Расчётный лист. Инвестор. Инвестирование. Срочный вклад. Бессрочный вклад (вклад до востребования). Инвестор. Инвестирование. Инфляция. Подоходный налог. Стандартный налоговый вычет. Аванс. Горящая путевка. Подарочная монета. Биметаллические мо­неты. Памятные серебряные монеты.



При организации освоения курса «Финансовая грамотность» в начальной школе целесообразно использовать следующие формы и методы занятий.

  • Работа над проектной задачей

Основной педагогической целью использования проектных задач является формирование у младших школьников умения конкретизировать способы действий для новых ситуаций. При этом учащиеся используют в качестве средства решения задач освоенные способы

учебного сотрудничества.

Этапы работы над проектной задачей:

1) анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);

2) постановка цели (чего нужно достичь);

3) составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно сделать);

4) выявление возможных вариантов решений проектной задачи;

5) представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи (достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).

  • Учебная экскурсия

Учебная экскурсия – это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании для ознакомления с их работой.

Например, занятие-экскурсия в банк.

Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет деньги в долг, оказывает различные финансовые услуги).


Ход экскурсии

1. Обсуждение с учащимися цели экскурсии: узнать, чем банк полезен человеку, какие услуги оказывает.

2. Краткая беседа в здании банка: для чего нужны банки? какие финансовые услуги предоставляют банки? почему деньги лучше хранить в банке? какие банки есть в нашем населённом пункте? Что такое банкомат? как пользоваться банкоматом? что входит в обязанности работника банка? по каким вопросам и у кого можно получить консультацию в банке?

3. Подведение итогов экскурсии: что было самым интересным и полезным для вас на экскурсии в банке? что вы узнали о том, для чего нужны банки и как они работают? что расскажете дома об экскурсии в банк?

Перед проведением экскурсии учитель договаривается о ней с руководством банка. Если организовать экскурсию не удаётся, можно пригласить работника банка в школу на встречу с учащимися и организовать беседу на основе того же перечня вопросов.


  • Мини-исследование

Организация мини-исследования предполагает следующие действия.

1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации, интересной для них. В рамках ситуации учащиеся выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные предположения относительно её решения и на их основе формулируют основ-ную гипотезу.

2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы или опровержения гипотезы каждым участником исследовательской группы.

3. Представление индивидуальных результатов исследования.

4. Структурирование полученной информации.

5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали, решили ли проблему).

6. Рефлексия (что стало личным достижением).

7. Применение (каковы области использования полученного знания, применённого способа действия).


  • Практическое занятие

Эта форма организации занятия предполагает выполнение учащимися заданий тренировочного характера, в том числе решение практических финансовых задач самостоятельно или в группе. Помимо того, целями практического занятия являются овладение приёмами работы с предметными понятиями, формирование умения устанавливать между ними связи.

Решение практических задач – одно из важнейших умений, которое учащиеся младших классов осваивают в ходе изучения курса «Финансовая грамотность».

Практические задачи формулируются в виде приближенного к реальности описания жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя полученные знания и умения.

Объектом оценки практической задачи будет письменная работа с представленным алгоритмом решения. Учитель заранее знакомит учащихся с критериями оценки решения практических задач и описанием, как следует оформлять его письменно. Критерии оценки решения следующие:

• формулирование условий, в которых решается задача;

• определение вариантов решения практической задачи;

• анализ вариантов решения задачи;

• обоснование итогового выбора.

В ходе практического занятия могут быть организованы следующие ситуации:

• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач;

• коллективное обсуждение алгоритма решения этих задач, выявление типичных ошибок, нахождение правильного способа решения;

• взаимопроверка правильности полученных результатов.


  • Игра

Игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.

Цели игровых занятий заключаются в развитии практических умений вести учёт личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определять пути достижения финансовых целей, договариваться о выборе того или иного финансового решения.

Игровые формы занятий обеспечивают:

• рост уровня мотивации учебно-познавательной деятельности;

• воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни, взаимодействия в области семейных и личных финансов;

• приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;

• расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.

Игровые формы занятий требуют соответствующих средств (правила, карточки, описание ситуаций). Каждое игровое занятие проходит по определённым правилам, заранее сообщённым участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их

взаимодействие.

В рамках игры дети:

• выполняют игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;

• замещают реальные вещи игровыми, условными;

• вступают в реальные отношения с другими игроками;

• конкретизируют сюжет игры и действуют в соответствии с ним так, как они поступали бы в действительности, воспроизводя семейные отношения в сфере финансов.

Использование игры на занятии по финансовой грамотности предполагает:

• разработку сценария и инструкций для каждой роли, подготовку необходимых средств, определение правил и регламента игры;

• распределение ролей, формирование групп («семей»);

• выполнение школьниками игровых заданий и представление результатов своего участия в игре;

• анализ соответствия выполненных игровых действий условиям игры (проводится заранее назначенными экспертами);

• подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели;

• оценку и самооценку, выводы и обобщения















































Календарно – тематическое планирование 3 класс



п/п

Тема раздела, занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактич.

1

Деньги. Обмен. Товар.

1




2

Услуги. Услуга «Взять в аренду или напрокат».

1




3

Монеты. Номинал монеты, стороны монеты. Памятные и юбилейные монеты. Поврежденные и бракованные монеты.





4

Наличные и безналичные деньги. ПИН-код банковской карты. Банкомат.





5

Заработная плата.





6

Доход. Источники дохода в семье.





7

Необходимые и обязательные расходы. Коммунальные платежи. Вид финансового наказания – пеня.





8

Необходимые покупки. Покупка продуктов питания. Потребности и возможности.





9

Непредвиденные расходы. Занять в долг.





10

Карманные деньги. Копилка. Как можно накопить деньги.





11

Накопления. Дефицит. Профицит.





12

Благотворительная акция. Благотворительная ярмарка. Благотворительный фонд.





13

Терминал электронной очереди.





14

Цена товара. Как образуется цена на товар. Брак.





15

Аукцион. Реклама. Клад.





16

Валюта.





17

Подведение итогов. Что узнали, чему научились.













Календарно – тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема раздела, занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактич.

1

Бартер. Сезонная распродажа. Скидки. Акции в продуктовых магазинах.

1




2

Абонемент. Опт, розница. Карта постоянного клиента.

1




3

Семейный бюджет. Коммунальные услуги. Своевременность оплаты ЖКХ.





4

Банковский вклад. Депозит.





5

Инвестиционные монеты. Подарочная монета. Биметаллические монеты. Памятные серебряные монеты.





6

Банковская ячейка. Кредит и рассрочка.





7

Банковские мошенники. Детский банкинг.





8

Интернет – магазин. Маркет – плейс. Интернет – покупки. Промокод.





9

Микрозайм. «Пушкинская карта». Льготные билеты.





10

Инвестор. Инвестирование. Инфляция.





11

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.





12

Коммунальные платежи. Тарифы. Оплата мобильной связи. Оплата пользования Интернетом. Автоплатёж.





13

Налоговые уведомления. Налоги. Расчетный лист. Подоходный налог. Стандартный налоговый вычет.





14

Аванс. Дебетовая карта. Кредитная карта. Срочный вклад. Бессрочный вклад (вклад до востребования).





15

Страхование. Страховые ситуации.





16

Наследник. Наследователь. Наследство.





17

Подведение итогов. Что узнали, чему научились.







14