МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Рубасская средняя общеобразовательная школа"
ИНН 0512027284 ОГРН 1030500866175
Республика Дагестан, Дербентский район, село Рубас, индекс: 368617 | тел. 7-963-403-72-35 |
| | УТВЕРЖДАЮ: Директора МБОУ «Рубасская СОШ» _________С.Г.Мусаев « 29 » 08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Финансовая грамотность (наименование учебной дисциплины) |
основное общее (уровень образования) |
8-9 классы (классы) |
Учебник Финансовая грамотность. И. Липсиц, О. Рязанова. Материалы для учащихся. |
(название, автор, издательство, год издания) |
Количество часов всего: 70 часов; в неделю: 1 час |
Махрамов Уружбег Махрамович, учитель русского языка и литературы, первая категория |
(ФИО, квалификационная категория) |
с.Рубас
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии с требованиями следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Учебная программа для общеобразовательных учреждений. Финансовая грамотность. 8-9 классы. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И. В. Вита-Пресс 2019 год.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Рубасская СОШ».
Положение о рабочей программе учителя в соответствии от 29.09.2020г. МБОУ «Рубасская СОШ».
Цели программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные планируемые результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные планируемые результаты
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные планируемые результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии сформированности метапредметных планируемых результатов являются три блока универсальных действий:
Регулятивные;
Познавательные, в том числе смысловое чтение, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, формирование экологического мышления;
Коммуникативные.
Инструментарий оценки метапредметных результатов строиться на межпредметной основе. На финансовой грамотности: индивидуально-групповой проект – оценка регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, а также частично познавательных. Индивидуально-групповой проект используется в рамках текущего контроля успеваемости и распределяется в течении года.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане. Для осуществления текущего контроля успеваемости по учебным предметам используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: письменный тест, практическая работа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Для текущего контроля в 8 классах применяются следующие формы: контрольное тестирование, лабораторно-практическая работа. Оценочные материалы представлены в приложении № 2.
Организация проектной деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Темы проектов предложены в приложении № 1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения: – пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание: – устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения: – читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов планируемое учителем | Контроль |
8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс |
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 12 | | | |
| Происхождение денег | 3 | | | |
| Источники денежных средств | 3 | | | |
| Контроль семейных расходов | 3 | | | |
| Построение семейного бюджета | 3 | | | |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 | | | |
| Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | | | |
| Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния | 4 | | | |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 10 | | | |
| Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 4 | | | |
| Риски в мире денег | 6 | | | |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | | 16 | | |
| Банки и их роль в жизни семьи | | 5 | | |
| Собственный бизнес | | 5 | | |
| Валюта в современном мире | | 6 | | |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | | 14 | | |
| Налоги и их роль в жизни семьи | | 6 | | |
| Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | | 8 | | |
| Осуществление проектной работы, проведение контроля | 5 | 4 | 5 | 4 |
ИТОГО: | 33 | 34 | 5 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 класс
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Тема НРЕО | Коррекционное обучение 7 вид | Контроль |
план | факт |
8 класс (33ч) |
Управление денежными средствами семьи (12ч) |
Происхождение денег (3ч) |
1 | Деньги: что это такое? | 1 | | | | Лекция-беседа | Текущий контроль |
2-3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 2 | | | | | Текущий контроль |
Источники денежных средств (3ч) |
4 | Какие бывают источники доходов | 1 | | | Источники финансирования Республики Дагестан | | Текущий контроль |
5-6 | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | | | | | Текущий контроль |
Контроль семейных расходов (3ч) |
7-8-9 | Как контролировать семейные расходы | 3 | | | | Источники дохода моей семьи | Текущий контроль |
Построение семейного бюджета (3ч) |
10 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | | | | | Текущий контроль |
11-12 | Как оптимизировать семейный бюджет | 2 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 1. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (1ч) |
13 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» | 1 | | | | Реферат «Мои источники дохода» | Защита проекта Финансовая викторина по разделу 1. |
Способы повышения семейного благосостояния (6ч) |
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2ч) |
14 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | | | Финансовые организации Республики Дагестан | | Текущий контроль |
15 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 1 | | | | | Текущий контроль |
Финансовое планирование, как способ повышения благосостояния (4ч) |
16-17 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 2 | | | | | Текущий контроль |
18-19 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 2. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) |
20-21 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» | 2 | | | | Реферат «Способы повышения благосостояния моей семьи» | Защита проекта Финансовая викторина по разделу 2. |
Риски в мире денег (10ч) |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (4ч) |
22-23 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы | 2 | | | | | Текущий контроль |
24-25 | Чем поможет страхование | 2 | | | | | Текущий контроль |
Риски в мире денег (3ч) |
26-27-28 | Какие бывают финансовые риски | 3 | | | | | Текущий контроль |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) |
29-30 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» | 1 | | | | Реферат «Особые жизненные ситуации случившиеся с моей семьей» | Защита проекта |
Риски в мире денег (3ч) |
31-32 | Что такое финансовые пирамиды | 2 | | | Финансовые пирамиды в Республике дагестан | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 3. |
33 | Повторение пройденного материала за курс 8 класса | 1 | | | | | Финансовая викторина по разделу 3. |
9 класс (34ч) |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (16ч) |
Банки и их роль в жизни семьи (5 ч) |
1 | Повторение пройденного материала за курс 8 класса | 1 | | | | | Текущий контроль |
2-3 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 2 | | | Банки Республики Дагестан | | Текущий контроль |
4-5 | Польза и риски банковских карт | 2 | | | | | Текущий контроль |
Собственный бизнес (5ч) |
6-7 | Что такое бизнес | 2 | | | Распространенные бизнес-идеи Республики Дагестан | | Текущий контроль |
8-9-10 | Как создать свое дело | 3 | | | | | Текущий контроль |
Валюта в современном мире (6ч) |
11-12-13 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 3 | | | | | Текущий контроль |
14-15-16 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 3 | | | | | Текущий контроль Контрольная работа по разделу 4. Финансовая викторина по разделу 4. |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) |
17-18 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 2 | | | | Реферат «Мой собственный бизнес» | Защита проекта |
Человек и государство: как они взаимодействуют (14ч) |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (8ч) |
19-20-21 | Что такое пенсия | 3 | | | Установленный размер пенсии Республики Дагестан | | Текущий контроль |
22-23-24-26-27 | Как сделать пенсию достойной | 5 | | | | | Текущий контроль |
Налоги и их роль в жизни семьи (3ч) |
27-28-29 | Что такое налоги и зачем их платить | 3 | | | Налоги и коэффициенты Республики Дагестан | | Текущий контроль |
Осуществление проектной работы, проведение контроля (2ч) |
30-31 | Промежуточная аттестация. Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 2 | | | | Реферат «Польза накопительной пенсии» | Защита проекта Контрольная работа по разделу 5. |
Налоги и их роль в жизни семьи (3ч) |
32-33 | Какие налоги мы платим. | 2 | | | Налоги и коэффициенты Республики Дагестан | | Текущий контроль |
34 | Повторение пройденного материала за курс 9 класса | 1 | | | | | Текущий контроль Финансовая викторина по разделу 5. |
Приложение № 1
Темы проектов по технологии для учащихся 8-9 классов.
1. | «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» |
2. | «Мой первый бизнес-проект» |
3. | «История звонкой монеты» |
4. | «Сувенирный бизнес в Великом Новгороде»(сезонность и доходность) |
5. | «Денежные реформы в истории России» |
6. | «СМС-мошенничества» |
7. | «Финансовые пирамиды» |
8. | «Жизнь в кредит: за и против» |
9. | «Карманные деньги» |
10. | «Нумизматика»(коллекции монет Новгородского музея) |
11. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
12. | «Памятные монеты России» |
13. | Тема «денег» в русской литературе |
14. | «История меценатства в России» |
15. | «Меценаты Великого Новгорода» |
16. | «Самые необычные налоги мира» |
17. | «Необычные виды страхования» |
18. | «История пенсий в России» |
19. | «С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам» |
20. | «Стиль банковского сотрудника» |
21. | «Банковский этикет» |
21. | «Анализ банковских услуг населению Великого Новгорода» |
23. | «Способы защиты российской банкноты» |
24. | «Киберугрозы в банковской сфере» |
25. | «Князь Иван Калита первый финансист Древней Руси» |
26. | «10 новых профессий в финансовой сфере» |
27. | «Стиль банковского сотрудника: одежда, макияж, маникюр, парфюм» |
28. | «Какими будут банки будущего» |
29. | «Самые дорогие монеты мира» |
31. | «Города России на банкнотах разного достоинства» |
32. | «Деньги в Древней Руси» |
33. | Тема «Денег в музыкальной культуре запада и России» |
34. | «Самые известные финансовые мошенники в истории» |
35. | «Самые необычные деньги в мире» |
36. | Тема «Денег в живописи» |
37. | «Формирование имиджа банка» |
38. | «Достопримечательности на купюрах» |
39. | «Казнь через казну» |
40. | «Детские сказки о деньгах и торговле» |
41. | «В мире профессий: Финансовый директор |
42. | «Банковский этикет» |
43. | «Стиль банковского сотрудника» |
44. | «Денежная роль золота в истории человечества» |
45. | «Золотые монеты в истории династии Романовых» |
46. | «История бумажных денег в Царской России» |
47. | «Портреты на деньгах» |
48. | «История появления векселя» |
49. | «История благотворительности в России» |
50. | «Семь веков в истории Казначейства в России» |
Приложение № 2
Защита проектов. 8-9 класс.
№ п/п | № урока | Тема |
8 класс |
1 | 13 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» |
2 | 20 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» |
3 | 29 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» |
9 класс |
4 | 17 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» |
5 | 30 | Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Перечень контрольных работ и финансовых викторин 8-9 класс
№ п/п | Контрольная работа, финансовая викторина | Страница в КИМ |
8 класс |
| Контрольная работа по разделу 1. | Стр. 4-14 |
| Финансовая викторина по разделу 1. | Стр. 14 |
| Контрольная работа по разделу 2. | Стр. 23-26 |
| Финансовая викторина по разделу 2. | Стр. 26 |
| Контрольная работа по разделу 3. | Стр. 31-35 |
| Финансовая викторина по разделу 3. | Стр. 35 |
9 класс |
| Контрольная работа по разделу 4. | Стр. 40-44 |
| Финансовая викторина по разделу 4. | Стр. 44 |
| Контрольная работа по разделу 5. | Стр. 50-53 |
| Финансовая викторина по разделу 5. | Стр. 53 |
Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения
– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).
– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.
– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.
Защита проектов. 9 класс.
№ п/п | № урока | Тема |
1 | 8 | Защита проекта по разделу «Управление денежными средствами семьи» |
2 | 14 | Защита проекта по разделу «Способы повышения семейного благосостояния» |
3 | 21 | Защита проекта по разделу «Риски в мире денег» |
4 | 29 | Защита проекта по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» |
5 | 33 | Защита проекта по разделу «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Перечень контрольных работ и финансовых викторин 9 класс
№ п/п | Контрольная работа, финансовая викторина | Страница в КИМ |
| Контрольная работа по разделу 1. | Стр. 4-14 |
| Финансовая викторина по разделу 1. | Стр. 14 |
| Контрольная работа по разделу 2. | Стр. 23-26 |
| Финансовая викторина по разделу 2. | Стр. 26 |
| Контрольная работа по разделу 3. | Стр. 31-35 |
| Финансовая викторина по разделу 3. | Стр. 35 |
| Контрольная работа по разделу 4. | Стр. 40-44 |
| Финансовая викторина по разделу 4. | Стр. 44 |
| Контрольная работа по разделу 5. | Стр. 50-53 |
| Финансовая викторина по разделу 5. | Стр. 53 |
Перечень заданий в контрольной работе для оценивания результатов обучения
– тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).
– задания с развернутым ответом проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.
– Практические задания проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.
Приложение № 3
Оценочный лист проекта
Ученик ________класса
ФИ___________________________________________________________________________
Тема проекта__________________________________________________________________
Критерии | Параметры | Фактический показатель (от 1 до 3 баллов) |
Тема проекта | Тема проекта актуальна для учащегося и отражает его индивидуальные потребности и интересы | |
Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности | |
Тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории | |
Разработанность проекта | Структура проекта соответствует его теме | |
Разделы проекта отражают основные этапы работы над проектом | |
Перечень задач проектной деятельности отвечает направлен на достижение конечного результата проекта | |
Ход проекта по решению поставленных задач представлен в тексте проектной работы | |
Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы в тексте проектной работы | |
Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проекта, включены в текст проектной работы | |
Значимость проекта для учащегося | Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы | |
Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования | |
В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта | |
Оформление текста проектной работы | Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в ОО требованиями | |
В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию | |
Презентация проекта | Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией | |
Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы | |
Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта | |
Защита проекта | Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией | |
В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров | |
Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности | |
Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности | |
ИТОГО: | | |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Оценка проектов обучающихся 8, 9 классов:
0 баллов – низкий уровень
1 балл – базовый уровень
2 –3 балла – повышенный уровень
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей
Базовый уровень | отметка «удовлетворительно» | 43 – 49 первичных баллов |
Повышенный уровень | отметка «хорошо» отметка «отлично» | 50—56 первичных баллов 57—63 первичных баллов |