Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14
х. Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 31.08. 2020 г. № 172
___________Т.В.Колесникова
Рабочая программа
внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»
для 8 класса
36 часов
социальное направление
Учитель О.В. Петрова
Программа разработана на основе программы курса : Финансовая грамотность: учебная программа 5–9 классы. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»,(авторы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова , издательство «ВИТА-ПРЕСС » 2014 г.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2012 г. №189, в редакции изменений №1, от 29.06.2011г. №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Учебный календарь на 2020-2021 учебный год.
Финансовая грамотность: учебная программа 5–9 классы. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», (авторы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова , издательство «ВИТА-ПРЕСС » 2014 г.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8–9 классов в сфере экономики семьи.
Курс в 8-9 классах рассчитан на 36 часов.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса:
Деньги, их история, виды, функции. Семейный бюджет. Экономические отношения семьи и государства. Семья и финансовый бизнес. Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание курса внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»
(8 класс, 36 часов)
Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Бизнес. Бизнес-план. Источники финансирования. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты.
Виды источников для создания бизнеса и способы защиты от банкротства.
Структура бизнес-плана. Основные финансовые правила ведения бизнеса.
Типы валют. Как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России. Как определяются курсы валют в экономике России.
Основные понятия: Бизнес. Бизнес-план. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валют. Мировой валютный рынок.
Раздел 2. Риски в мире денег.
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор. Страхование. Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски. Виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях.
Виды страхования. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Основные понятия: Пособие. Социальные пособия. Безработица. Пособие по безработице. Страхование. Финансовые риски. Инфляция. Девальвация. Банкротство.
Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Налоги. Прямые и косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Виды налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые). Способы уплаты налогов (лично и предприятием).
Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.
Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.
Основные понятия: Налоги. Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.
Планируемые предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»
8 класс
Выпускник научится:
• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.
• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
При осуществлении поиска и организации хранения информации
Выпускник научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
При работе с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.
В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
« Финансовая грамотность».
(8 класс, 36 часов)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение в курс «Основы финансовой грамотности». | 1 | | 1.09 | |
Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. (10 часов) Тема 1. Собственный бизнес (4 часа) |
2 | Что такое бизнес | 1 | | 8.09 | |
3 | Как создать свое дело | 1 | Творч.работа | 15.09 | |
4 | Встреча с предпринимателями хутора | 1 | Экскурсия | 22.09 | |
5 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 29.09 | |
Тема 2. Валюта в современном мире (6 часов) |
6 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | | 6.10 | |
7 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | Выполнение тематических заданий | 13.10 | |
8 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 20.10 | |
9 | Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 1 | Творч.работа | 27.10 | |
10-11 | Осуществление проектной работы | 2 | Творч.работа Защита проекта | 14.11,21.11 | |
Раздел 2. Риски в мире денег (11 часов) Тема 3. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. (5 часов) |
12 | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | Практикум | 28.11 | |
13 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | Практикум | 5.12 | |
14 | Чем поможет страхование | 1 | | 12.12 | |
15 | Чем поможет страхование | 1 | Экскурсия | 19.12 | |
16 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 26.12 | |
Тема 4. Риски в мире денег (6 часов) |
17 | Какие бывают финансовые риски | 1 | | 9.01 | |
18 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | | 16.01 | |
19 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 23.01 | |
20 | Итоговая работа по разделу «Риски в мире денег» | 1 | Практикум | 30.01 | |
21-22 | Осуществление проектной работы | 2 | Творч.работа Защита проекта | 6.02,13.02 | |
Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. (10 часов) Тема 5. Налоги и их роль в жизни семьи (3 часа) |
23 | Что такое налоги и зачем их платить | 1 | Практикум | 20.02 | |
24 | Какие налоги мы платим | 1 | Творч.работа | 27.02 | |
25 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 | Практикум | 5.03 | |
Тема 6. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (7 часов) |
26 | Что такое пенсия и как сделать её достойной | 1 | | 12.03 | |
27 | Пенсионная система РФ | 1 | | 19.03 | |
28 | Пенсионная служба района | 1 | Экскурсия | 2.04 | |
29 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | Практикум | 9.04 | |
30 | Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 1 | Творч.работа | 16.04 | |
31-32 | Осуществление проектной работы | 2 | Творч.работа Защита проекта | 23.04, 30.04 | |
33 | Итоговая работа по теме: Риски в мире денег | 1 | | 7.05 | |
34 | Итоговая работа по теме: Налоги и их роль в жизни семьи | 1 | | 14.05 | |
35 | Итоговая работа по теме: Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 1 | | 21.05 | |
36 | Экскурсия к предпринимателю. Проект Предпринимательская деятельность | 1 | | 28.05 | |
Итого | 36 часов |
Протокол заседания методического объединения МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов №___от____ .2020г. Руководитель МО:_____/Кривина А.М./ | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________/Петрова О.В. ______________2020 г. |
20