СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

автор

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14

х. Ильинов


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 31.08. 2020 г.172

___________Т.В.Колесникова


Рабочая программа

внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»

для 8 класса



36 часов

социальное направление

Учитель О.В. Петрова

Программа разработана на основе программы курса : Финансовая грамотность: учебная программа 5–9 классы. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»,(авторы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова , издательство «ВИТА-ПРЕСС » 2014 г.

2020-2021 учебный год









Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2012 г. №189, в редакции изменений №1, от 29.06.2011г. №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;

  • Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Учебный календарь на 2020-2021 учебный год.

Финансовая грамотность: учебная программа 5–9 классы. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», (авторы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова , издательство «ВИТА-ПРЕСС » 2014 г.



«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8–9 классов в сфере экономики семьи.

Курс в 8-9 классах рассчитан на 36 часов.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают

формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса:

Деньги, их история, виды, функции. Семейный бюджет. Экономические отношения семьи и государства. Семья и финансовый бизнес. Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.





Содержание курса внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»

(8 класс, 36 часов)


Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Бизнес. Бизнес-план. Источники финансирования. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты.

Виды источников для создания бизнеса и способы защиты от банкротства.

Структура бизнес-плана. Основные финансовые правила ведения бизнеса.

Типы валют. Как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России. Как определяются курсы валют в экономике России.

Основные понятия: Бизнес. Бизнес-план. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валют. Мировой валютный рынок.

Раздел 2. Риски в мире денег.

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор. Страхование. Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски. Виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях.

Виды страхования. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Основные понятия: Пособие. Социальные пособия. Безработица. Пособие по безработице. Страхование. Финансовые риски. Инфляция. Девальвация. Банкротство.

Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Виды налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые). Способы уплаты налогов (лично и предприятием).

Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.

Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.

Основные понятия: Налоги. Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.


Планируемые предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности « Финансовая грамотность»

8 класс


Выпускник научится:

• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимать и правильное использовать экономические термины;

• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.

• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

  • владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При осуществлении поиска и организации хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

При работе с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.








Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности

« Финансовая грамотность».

(8 класс, 36 часов)

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1


1.09


Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. (10 часов)

Тема 1. Собственный бизнес (4 часа)

2

Что такое бизнес

1


8.09


3

Как создать свое дело

1

Творч.работа

15.09


4

Встреча с предпринимателями хутора

1

Экскурсия

22.09


5

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

29.09


Тема 2. Валюта в современном мире (6 часов)

6

Что такое валютный рынок и как он устроен

1


6.10


7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Выполнение тематических заданий

13.10


8

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

20.10


9

Итоговая работа по разделу

«Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч.работа

27.10


10-11

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта

14.11,21.11


Раздел 2. Риски в мире денег (11 часов)

Тема 3. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. (5 часов)

12

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

Практикум

28.11


13

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Практикум


5.12


14

Чем поможет страхование

1


12.12


15

Чем поможет страхование

1

Экскурсия

19.12


16

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

26.12


Тема 4. Риски в мире денег (6 часов)

17

Какие бывают финансовые риски

1


9.01


18

Что такое финансовые пирамиды

1


16.01


19

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

23.01


20

Итоговая работа по разделу

«Риски в мире денег»

1

Практикум

30.01


21-22

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта

6.02,13.02


Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. (10 часов)

Тема 5. Налоги и их роль в жизни семьи (3 часа)

23

Что такое налоги и зачем их платить

1

Практикум

20.02


24

Какие налоги мы платим

1

Творч.работа

27.02


25

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Практикум

5.03


Тема 6. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (7 часов)


26

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1


12.03


27

Пенсионная система РФ

1


19.03


28

Пенсионная служба района

1

Экскурсия

2.04


29

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

9.04


30

Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч.работа

16.04


31-32

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта

23.04, 30.04


33

Итоговая работа по теме: Риски в мире денег

1


7.05


34

Итоговая работа по теме: Налоги и их роль в жизни семьи

1


14.05


35

Итоговая работа по теме: Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1


21.05


36

Экскурсия к предпринимателю. Проект Предпринимательская деятельность

1


28.05


Итого

36 часов



Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов

№___от____ .2020г.

Руководитель МО:_____/Кривина А.М./

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

________/Петрова О.В.

______________2020 г.





20