РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2 класс (для специальных (коррекционных) классов VIII вида)
3 часа в неделю, за год-102 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 – 4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2009 г. Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: коррекция и компенсация нарушений физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию. Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; коррекционная направленность обучения; оптимистическая перспектива; комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий. У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Программа состоит из следующих основных разделов:
-Легкая атлетика;
- Гимнастика;
-Лыжная подготовка;
-Подвижные игры (для 4 класса – пионербол).
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки (3-4 кл.)
Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности. Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).
В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений. Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Преподавание предмета «Физическая культура» в 1 – 4кл. имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.
Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:
- Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации
движений.
- Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.
- Содействовать формированию у учащихся правильной осанки
- Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
- Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.
- Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля в 1 – 4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
В начальной школе организуются и проводятся «Дни здоровья» , «Веселые старты» ( 1 раз в четверть).
Основы знаний
Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
I четверть (24 часов)
I.Легкая атлетика (24 часов)
Ходьба.
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Ходьба в полуприседе.
Ходьба с различными положениями рук.
Ходьба с перешагиванием через предмет.
Ходьба по разметке.
Бег
Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).
Бег с преодолением простейших препятствий.
Бег на скорость до 30 м.
Медленный бег до 2 мин.
Прыжки
Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).
Метание.
Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места.
Метание м/м на дальность.
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
II четверть (24 часа)
I.Гимнастика ( 8 часов)
Строевые упражнения
Построение в шеренгу.
Выполнение строевых команд.
Перестроение из колонны по одному в круг.
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.
Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами)
II.Лыжная подготовка (9 часов)
Переноска лыж.
Ступающий шаг без палок и с палками.
Скользящий шаг.
Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж.
Элементы акробатических упражнений
Кувырок вперед по наклонному мату.
Стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом
Висы и упоры
Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.
Ходьба на носках с различным движением рук.
III.Подвижные игры (7 часов)
Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»; игры с бросанием,ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».
III четверть (20 часов
I.Гимнастика (26часов)
Равновесие
Ходьба боком приставными шагами.
Ходьба по наклонной скамейке.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами)
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движений)
Построение в шеренгу по заданному ориентиру.
Движение в колонне с изменением направлений.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.
Подбрасывание мяча вверх до определенного.
Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.
Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
III.Подвижные игры (4 час)
Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу», «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».
IV четверть ( 22 часа)
I.Легкая атлетика (15 часов)
Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.
Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.
II.Подвижные игры (7 часов)
Игровые упражнения и игры-задания.
Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Факт. дата |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры | 1 | | |
2 | Построение в колонну по одному | 1 | | |
3 | Перестроение в колонну по три | 1 | | |
4 | Повороты переступанием | 1 | | |
5 | Построение в шеренгу | 1 | | |
6 | Ходьба и бег в рассыпную | 1 | | |
7 | Перестроение в круг из шеренги | 1 | | |
8 | Ходьба и бег по кругу | 1 | | |
9 | Ходьба и бег по кругу | 1 | | |
10 | Прыжки с мягким приземлением на полусогнутые ноги | 1 | | |
11 | Ходьба боком приставным шагом, перешагивая через предметы | 1 | | |
12 | Ходьба по скамейке на носках | 1 | | |
13 | Поворот прыжком. Спрыгивание с высоты | 1 | | |
14 | Ходьба и бег между предметами | 1 | | |
15 | Перестроение в круг между предметами | 1 | | |
16 | Метание на дальность | 1 | | |
17 | Лазанье по гимнастической стенке | 1 | | |
18 | Ходьба и бег по кругу | 1 | | |
19 | Перебрасывание мяча друг другу | 1 | | |
20 | Бег змейкой. Забрасывание мяча в корзину | 1 | | |
21 | Повороты прыжком на месте | 1 | | |
22 | Ходьба и бег парами | 1 | | |
23 | Перестроение из колонны по два в колонну по одному | 1 | | |
24 | Перепрыгивание через шнур | 1 | | |
25 | Ползание по гимнастической скамейке на ладонях | 1 | | |
26 | Прыжки с высоты | 1 | | |
27 | Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за головы | 1 | | |
28 | Прыжки на одной ноге с продвижением вперёд | 1 | | |
29 | Метание мяча на дальность | 1 | | |
30 | Ходьба и бег врассыпную | 1 | | |
31 | Перестроение в круг | 1 | | |
32 | Ведение мяча одной рукой | 1 | | |
33 | Подвижные игры «Метко в цель», «Кто быстрее?» | 1 | | |
34 | Подвижные игры «Кто быстрее?», «Охотники и утки» | 1 | | |
35 | Лыжи. Повороты на месте с переступанием | 1 | | |
36 | Лыжи. Повороты на месте с переступанием | 1 | | |
37 | Подвижные игры «Салочки», «Мышеловка» | 1 | | |
38 | Лыжи. Скользящий шаг | 1 | | |
39 | Лыжи. Скользящий шаг | 1 | | |
40 | Подвижные игры «Мышеловка», «Охотники и утки» | 1 | | |
41-42 | Передвижение скользящим шагом | 2 | | |
43 | Подвижные игры «Штандр», «Перестрелка» | 1 | | |
44-45 | Передвижение скользящим шагом | 2 | | |
46 | Подвижные игры | 1 | | |
47 | Передвижение скользящим шагом | 1 | | |
48 | Общеразвивающие упражнения Игры | 1 | | |
49 | Прыжок в длину с места | 1 | | |
50 | Ходьба и бег между предметами | 1 | | |
51 | Ходьба между предметами Игра «Два Мороза» | 1 | | |
52 | Прыжки через короткую скакалку на месте | 1 | | |
53 | Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперёд | 1 | | |
54 | Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперёд Игра «У медведя во бору…» | 1 | | |
55-56 | Метание мешочков в вертикальную цель | 2 | | |
57 | Ходьба и бег в колонне по одному | 1 | | |
58-59 | Ходьба по полу по начерченной линии | 2 | | |
60 | Медленный бег | 1 | | |
61-62 | Бег на месте с высоким подниманием бедра | 2 | | |
63 | Прыжки в высоту с шага Игра «Съедобное и несъедобное» | 1 | | |
64-65 | Прыжки в длину с места | 2 | | |
66 | Ходьба парами по гимнастической скамейке | 1 | | |
67-69 | Упражнения на развитие координации и равновесия Игры для развития координационных способностей «Нос, нос, нос, лоб», «Птицы» Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка» | 3 | | |
70 | Игры «Гололедица», «Дерево» | 1 | | |
71 | Ходьба и бег с изменением направления движения по ориентирам | 1 | | |
72 | Ходьба с изменением направления движения Игры «Ходим как великан», «Ходьба гуськом» | 1 | | |
73 | Игры «День и ночь», «Здравствуйте, дедушка!» | 1 | | |
74 | Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролёт | 1 | | |
75 | Пролазание в обруч | 1 | | |
76 | Прыжки из обруча в обруч | 1 | | |
77 | Ходьба с ускорением темпа | 1 | | |
78 | Ходьба с замедлением темпа | 1 | | |
79 | Игры «Класс-смирно!», «Сова и мыши» | 1 | | |
80 | Ползание по гимнастической скамейке | 1 | | |
81 | Ползание по гимнастической скамейке с мешочком на спине | 1 | | |
82 | Игры «Голова дракона», «С кочки на кочку», «Медведь и пчёлы» | 1 | | |
83-84 | Ползание по наклонной скамье | 2 | | |
85 | Игры «Запрещённое движение», «Лиса и куры» | 1 | | |
86 | Метание набивного мяча | 1 | | |
87-88 | Метание малого мяча | 2 | | |
89 | Игры с мячом «Попробуй - отбери!», «Мяч по кругу», «Попади в круг» | 1 | | |
90-91 | Прыжки в длину с разбега | 2 | | |
92 | Игры «Зайцы в огороде», «Тише едешь – дальше будешь» | 1 | | |
93-94 | Бег на скорость 30 метров | 2 | | |
95 | Подвижные игры «Два дома», «Кто быстрее» | 1 | | |
96 | Метание малого мяча на дальность с разбега | 1 | | |
97 | Метание малого мяча на дальность с разбега | 1 | | |
98 | Игры «Гонка крабов», «Сбей кеглю!», «Передача мяча» | 1 | | |
99-102 | Игры | 4 | | |