Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 30 августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Климцева Н.В. /__________/ 31 августа 2019г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 100/1-р от 31 августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«физическая культура»
(102 часа)
4 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы Шишкиной А.В.(УМК «Перспективная начальная школа»)
Цели предмета:
сформировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни;
развивать интерес и творческую самостоятельность при проведении разнообразных занятий по физической культуре;
содействовать развитию личности учащихся и укрепление их физического и духовного здоровья.
Задачи предмета:
укрепление здоровья школьников и формирование умений использования средств физической культуры во благо человека (оздоровительная деятельность);
формирование знаний по физической культуре и спорту, здоровому и безопасному образу жизни и обучение двигательным действиям (образовательная деятельность);
формирование социально значимых качеств и стремлений личности, содействие нравственному и социальному развитию, успешному обучению, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом (воспитательная деятельность);
формирование двигательной подготовленности, содействии гармоничному физическому развитию (развивающая деятельность).
Физическая культура является одним из важнейших предметов начальной школы:
во-первых, физическая культура жизненно необходима для естественного роста и развития ребенка;
во-вторых, выполняет функцию физической и психоэмоциональной рекреации, способствует снятию эмоционального напряжения школьника;
в-третьих, призвана обеспечить развитие физических качеств и локомоций, сформировать интерес и потребность в регулярной двигательной активности и здоровом образе жизни.
Кроме того, физическая культура обеспечивает воспитание нравственных качеств личности и развитие социальных компетенций учащихся через участие в спортивно-игровой деятельности и физической подготовке.
Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура предполагает сопряженное развитие физических качеств, расширение двигательного арсенала младших школьников, формирование знаний об основных видах и формах физкультурной, спортивной и оздоровительной деятельности, в том числе о здоровом образе жизни. Причем, при возрастающей важности когнитивной составляющей, основным видом деятельности на уроках физической культуры остается развивающая двигательная деятельность, выполнение которой, однако, требует от ученика умения слышать и распознавать команды, соблюдать дисциплинарные требования и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, что содействует развитию социально значимых качеств личности.
В соответствии с ФГОС:
на ступени начальной школы осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление их мировоззрения, формирование способности к организации своей деятельности, осуществление ее контроля и оценки;
при итоговой оценке качества освоения ООП должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; установку на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов, потребности в занятиях физической культурой и спортом; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В примерных программах по физической культуре выделены три раздела: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «физическая культура представлен в предметной области «Физическая культура». В 4 классе количество часов на изучение предмета составляет 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты находят свое отражение в положительном отношении школьника к занятиям физической культурой и спортом и накоплении необходимых знаний для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенствовании.
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой опыт подготовки человека к жизни, развития заложенных в него природой физических и психических способностей, но и опыт утверждения и закалки моральных, нравственных начал, проявляющихся в процессе физкультурной деятельности. Таким образом, в физической культуре отражаются достижения людей в совершенствовании физических, психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств составляет ценности физической культуры и определяют ее как одну из граней общей культуры человека.
Кроме того, в процессе физкультурного образования происходит:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, готовности не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами являются:
соблюдение правил безопасного поведения на уроках, дома, на улице и на природе;
использование физической подготовленности в активной деятельности, в том числе учебной;
ведение здорового образа жизни с активным применением знаний предметных областей «Физическая культура», «Окружающий мир», «Технологии» и «Информатика»;
участие в спортивной жизни класса, школы, района, города и т.д.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками в спортивно-игровой деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения теоретического раздела «Физическая культура» обучающиеся в четвёртом классе научатся:
-рассказывать о правилах передачи эстафетной палочки;
- называть упражнения для освоения уверенного катания на лыжах;
- разъяснять роль физической подготовки в армии;
- понимать основы развития координационных способностей;
- называть упражнения для развития силы.
Обучающие получат возможность научиться:
- самостоятельно организовать развитие силовых и координационных способностей.
В результате изучения теоретического раздела «Здоровый образ жизни» обучающиеся научатся:
- самостоятельно составлять и проводить утреннюю гимнастику;
- перечислять и группировать упражнения гимнастики для глаз;
- понимать основы рационального питания, значение кисломолочных продуктов, супов и каш в повседневном питании.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вести здоровый образ жизни;
- способствовать привлечению родителей и товарищей к ведению здорового образа жизни.
В результате изучения теоретического раздела «Основы анатомии человека» обучающиеся научатся:
- измерять частоту сердечных сокращений в покое и во время физической нагрузки;
- определять виды травм и называть приёмы оказания первой помощи.
Обучающиеся получат возможность научиться :
- оценивать интенсивность физической нагрузки по частоте сердечных сокращений и регулировать её;
- объяснять принципы регулирования индивидуальных показателей физического развития.
В результате изучения теоретического раздела «Спорт» обучающиеся научатся :
- описывать особенности лёгкой атлетики как комплексного вида спорта;
- перечислять основные правила и приёмы игры в баскетбол и городки.
Обучающиеся получат возможность научиться: перечислять виды спорта, которыми можно начинать заниматься четвероклассникам.
В результате изучения теоретического раздела «История физической культуры. Олимпийское образование» обучающиеся научатся:
- излагать факты из истории Олимпийских игр в Древней Греции;
- объяснять значение принципов Fair Play.
Обучающиеся получат возможность научиться организовывать со сверстниками игры народов мира.
Выпускник начальной школы научится:
- подсчитывать частоту сердечных сокращений и оценивать величину нагрузки (большая, сердечная, малая) по чистоте пульса;
- выполнять упражнения для коррекции и профилактики нарушений зрения и осанки, для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приёмы, перестроения на месте и в движении;
- выполнять акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
- выполнять игровые технические действия из спортивных игр;
- организовать, проводить и осуществлять судейство в разных подвижных играх.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
- уверенно передвигаться на лыжах.
3. Содержание предмета
Легкая атлетика (24ч) Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Прыжковые упражнения с гимнастической скамьёй: перепрыгивания (в том числе боком), запрыгивания и спрыгивания, спрыгивания по разные стороны от скамьи и т. д.
Бег. Стартовое ускорение. Финиширование. Описывать и осваивать технику прыжка в высоту. Проявлять качества силы, быстроты, координации. Описывать технику бега разными способами. Описывать технику беговых упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по чистоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений.
Гимнастика с основами акробатики (18 ч) Акробатические упражнения: выполнение акробатических комбинаций. Проявлять и развивать координационные и силовые способности. Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по гимнастической стенке и спуск на руках. Упражнения на перекладине: висы, висы с узким и широким хватами, сгибания-разгибания рук в висе. Проявлять силу при выполнении упражнений прикладного характера. Соблюдать требования техники безопасности. Лыжные гонки (17 ч) Передвижение на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции. Развивать выносливость, проявлять настойчивость. Описывать и осваивать технику передвижения на лыжах разными способами. Осваивать универсальные умения контроля и регулирования величины нагрузки по частоте сердечных сокращений.
Подвижные и спортивные игры (43 ч) Подвижные игры. Эстафеты. Подбирать по целевой направленности и числу участников, организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры и эстафеты.
Волейбол. Передачи в парах. Пионербол. Баскетбол. Броски в кольцо. Футбол. Разъяснять правила спортивных игр. Исполнять обязанности спортивного арбитра. Осваивать технические приёмы спортивных игр, корректировать технику, взаимодействовать в парах и группах.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Легкая атлетика(15ч) | |
1 | Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 |
2 | Бег с высокого старта. | 1 |
3 | Бег с высокого старта, прыжок в длину с места. | 1 |
4 | Прыжковые упражнения, прыжки через скакалку | 1 |
5 | Челночный бег и прыжки | 1 |
6 | Прыжок в длину с места | 1 |
7-8 | Эстафетный бег | 2 |
9-11 | Прыжок в высоту | 3 |
12-14 | Прыжок в высоту с разбега способом «Перешагивание» | 3 |
15 | Принципы Fair Play | 1 |
| Гимнастика с основами акробатики( 18 ) | |
16-18 | Строевые и акробатические упражнения | 3 |
19-21 | Акробатические упражнения и висы | 3 |
22 | Строение человека (теоретический урок) | 1 |
23-24 | Лазание по канату | 2 |
25 | Лазание по канату и упражнения в равновесии | 1 |
26-28 | Упражнения в равновесии и опорный прыжок | 3 |
29-30 | Опорный прыжок | 2 |
31-32 | Групповой способ выполнения упражнений | 2 |
33 | Правильное питание (теоретический урок) | 1 |
| Подвижные и спортивные игры (18ч) | |
34 | Баскетбол: ведение, броски и ловля мяча | 1 |
35-36 | Баскетбол: броски и ловля мяча | 2 |
37 | Баскетбол: броски и ловля мяча | 1 |
38-40 | Баскетбол: бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча | 3 |
41-42 | Баскетбол: передача, ловля, ведение и бросок мяча в кольцо | 2 |
43 | Волейбол: стойки, перемещения и передачи мяча | 1 |
44 | Здоровые блюда (теоретический урок) | 1 |
45-48 | Волейбол: передача и приём мяча | 4 |
49 | Волейбол: нижняя прямая подача мяча | 1 |
50 | Рост и вес (теоретический урок) | 1 |
| Лыжные гонки (17ч) | |
51 | Лыжная подготовка (вводный урок) | 1 |
52-56 | Передвижение на лыжах | 5 |
57-61 | Передвижение олновременными ходами | 5 |
62-64 | Одновременный одношажный ход | 3 |
65-69 | Передвижение на лыжах | 5 |
70-71 | Лыжные эстафеты | 2 |
72 | Я выбираю спорт! (теоретический урок) | 1 |
| Подвижные и спортивные игры (25ч ) | |
73-84 | Волейбол: передача и приём мяча | 12 |
85-96 | Технические приёмы волейбола | 12 |
97 | Моё здоровье летом (теоретический урок) | 1 |
| Легкая атлетика (9ч ) | |
98 | Бег | 1 |
99 | Бег и прыжки | 1 |
100-102 | Метание малого мяча с разбега на дальность | 3 |